Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Урок семьи и семейные ценности"
    классный час (11 класс) по теме

    Внеклассное мероприятие создано для учащихся 11 класса к 1 сентября на основе методических рекомендаций Хабаровского краевого института развития образования. Представлена презентация и методическая разработка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл petuhova_urok_semya_i_semeynye_cennosti.rar1.52 МБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока «Семья и семейные ценности»

    (внеклассное мероприятие)

    Петухова Ю.В., классный руководитель 11 класса

    МБОУ СОШ с. Георгиевка района имени Лазо

    Цель: ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

    Задачи:

    – возвышение роли семьи, ее статуса в нашем  обществе;

    – укрепление у детей чувства  благодарности к родителям за их заботу и внимание;

    – усиление желания  жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

    Дата проведения: 01 сентября 2012 года.

    Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по материалам мероприятия, фотоаппарат для фотоотчёта.

     Приглашённые:         родители и родные учеников 11 класса.

    Первый этап - подготовительный.

            Подготовка приглашений от учеников класса близким родственникам по предложениям самих учащихся (Приложение 1).

    Второй  этап – проведение классного часа.  

            Вступительное слово учителя

    Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.

    Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

    Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.

    Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.

    Далее работа строится в виде диспута (круглого стола), во время которого учитель предлагает и направляет темы для обсуждения. Вопросы в первую очередь предлагаются ученикам. Родители и другие родственниками включаются в обсуждения, дополняя или предлагая свою точку зрения.

    Подумайте и назовите основные проблемы по данному вопросу в государстве, которые определили появления такого документа?

    (Аудитория называет):

    1. продолжается сокращение численности детского населения;
    2. у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения;
    3. не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений);
    4. низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    5. проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения).

    Учитель. Поэтому актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.

            Зачем нужна человеку семья? Можно ли прожить без семьи?

    (Высказываются различные мнения аудитории: родителей, детей, бабушек).

    Скажите, какая, по-вашему, идеальная семья?

    1. Где относятся с уважением, не ругаются.
    2. Где все друг друга понимают.
    3. Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно.
    4. Где каждый старается помочь другому.
    5. Где родители участвуют в делах своих детей.

    Учитель. Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья.

            Как вы понимаете значения слов «жениться», «выйти замуж»? Почему, как правило, жена берёт фамилию мужа?

    По каким мотивам люди чаще всего женятся и выходят замуж? (по любви и по расчету).

    Есть ли различия в понятиях «влюблённость» и «любовь»?

    влюбленность                  любовь

    пылкость                         спокойствие

    за что-то                         ни за что

    для себя                         ради другого

    Какие проблемы сохранения семьи можно назвать?

    1. сокращение рождаемости и падение прироста населения;
    2. увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;
    3. уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;
    4. падение производительности труда в домашнем хозяйстве;
    5. возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
    6. легкомысленное отношение к браку и семье;
    7. отсутствие самодисциплины и половая распущенность;
    8. высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).        

    Учитель (рассказывает притчу). В одной семье, несмотря ни на ка кие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз.

    «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

    Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье?

    Учитель. Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.

    Предлагается тест «Какими вы будете родитель?». Ученики выполняют его, родители по желанию могут пройти данный тест с целью узнать о типе взаимоотношений в своей семье. (Приложение 2)

    Учитель. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом — достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.

            Как вы понимаете высказывание «Мать – душа семьи, отец – её дух»? 

    Учитель. Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи.  В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.

            

    Третий  этап – рефлексия.  

    Аудитория делится в произвольной форме на команды: либо разновозрастные (родители и дети), либо 2 команды детей и 1 команда родителей.

    Задания:

    1. Вспомнить значимые или забавные моменты из жизни своей семьи.

    2. Каким я вижу свою будущую семью? Какой я вижу будущую семью своего ребёнка?

    3. Конкурс «Добавь пословицу». Учитель произносит начало пословицы, а команда – ее окончание.

    1. Яблочко от яблони …(недалеко падает).
    1. Яйца курицу …(не учат).
    2. Где любовь и совет …(там горя нет).
    3. В гостях хорошо… (а дома лучше).
    4. Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).
    5. Не красна изба углами…(а красна пирогами).
    6. Три друга: отец, да мать, да… (верная жена).
    7. Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).
    8. При солнышке тепло, а при матери... (добро).
    9. Не нужен и клад, когда... (в семье лад).
    10. Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
    11. Как родители жили, так и нас... (благословили).
    12. Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).
    13. Маленькие дети спать не дают, а с большими … (сам не уснешь).

    4. Назвать однокоренные слова к слову «род» (родители, рождение, Родина, народ), а также синонимы к ним (Отчизна, отечество, Родина-мать).

    5. Назовите родственные отношения в семье (например: свёкор, тёща, золовка, невестка, зять, дочь и т.д.).

    6. Назвать значения своих имён и фамилий.

    7. Спеть по 2 строчки песен о семье (Родительский дом, Мама жизнь подарила мне и тебе и т.д.)

    8. Придумайте секвейн на тему «Семья».

    Кульминация мероприятия –  чаепитие и весёлое общение!

    Литература и сетевые ресурсы

    1. Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в общеобразовательных  учреждениях  Хабаровского края.

    2. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2008.

    3. http://www.garant.ru/hotlaw/federal.

    4. http://sovgavan.ru/news/gubernator_khabarovskogo.

    5. http://imcingavino.68edu.ru/document/pismo1sent.doc.

    Приложение 1

    Уважаемая

    Елена Михайловна!

    Приглашаем Вас на классный час «Урок семьи и семейных ценностей», который состоится 1 сентября 2012 года после Торжественной линейки, посвящённой Дню знаний.

    Ученики 11 класса

    Приложение 2

    Тест «Какими вы будете родителями?»

    1. Двух-четырёхмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы?

            а) дадите пустышку;

            б) возьмёте на руки и успокоите;

            в) оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет».

    2. Ребёнок-дошкольник капризничает, не ест, хотя хорошо ел:

            а) вы дадите ему другое блюдо;

            б) разрешите ему выйти из-за стола;

            в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест всё.

    3. Ваш ребёнок во дворе поссорился со сверстниками:

            а) вы идёте во двор и разбираетесь со сверстниками;

            б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;

            в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.

    4. Вы увидели, что ребёнок-школьник читает художественную литературу, а уроки ещё не сделал:

            а) начнёте его ругать и кричать;

            б) сядете рядом и разберётесь вместе домашнее задание;

            в) без слов заберёте книгу и унесёте в другую комнату.

    5. Ваш сын (дочь) скрыл от вас полученную двойку:

            а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;

            б) попытаетесь помочь исправить положение;

            в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.

    6. Ваш сын (дочь) – десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой:

            а) запретите гулять вообще;

            б) обсудите случившее, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

            в) накажите.

            Из трёх ответов выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – а, б, в.

            Если а) – вы будете авторитарным родителем, который мало своему ребёнку, мало понимает его потребности.

            Если б) – вы будете родителем понимающим, признающим право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающийся научить его отвечать за себя и свои поступки.

            Если в) – вы будете родителем, не пытающимся понять ребёнка, лучшим вашим методом воспитания станет порицание и наказание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семья и семейные ценности

    Презентация для 4-5 классов, где рассматриваются аспекты - что такое семья и какие бывают семейные ценности....

    Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе

    Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом,  создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...

    Сценарий Дня знаний: День семьи и семейных ценностей +75 лет Ростовской области

    1 сентября 2012года во всех школах страны проводились праздничные классные часы  на тему: "Семья. Семейные ценности".  Но в нашем регионе ещё один праздник - скоро 75 лет Ростовской области!...

    Урок семьи и семейных ценностей

    Тема урока: Моя семья – моя крепостьЦель: – укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности;- воспитывать уважение детей к близким;- ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи;- со...

    План Классного часа "Семья и семейные ценности"

    Классный час 1 сентября 2012года «Семья и семейные ценности»5б класс Классный руководитель: Максимова Станислава Николаевна. Дерево держится корнями, а человек семьей.(Пословицы и пого...

    Семья и семейные ценности. (внеклассное мероприятие)

    Мероприятие способствует  возрождению духовно-нравственных традиций  и формированию у подрастающего поколения положительного отношения к семье,семейным ценностям и  традициям....

    Внеклассное мероприятие "Семья и семейные ценности"

    Внеклассное мероприятие "Семья и семейные ценности"...