Сценарий классного часа"Духовные родники Подмосковья", 6 класс
классный час (6 класс) по теме

Круглова Зинаида Анатольевна

Основная цель классного часа: духовно-нравственное воспитание учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnye_rodniki_podmoskovya.doc103.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt281.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа № 7»

Сценарий классного часа

 « Духовные родники Подмосковья»

6 класс

Разработал: Круглова З.А.

                     Анашкина С.В.

2009 г.

Духовные родники Подмосковья

Цель: духовно- нравственное, патриотическое воспитание учащихся.

Задачи: показать значение духовности для человеческой личности;

             рассказать о памятных местах родного края, как о родниках духовности;

             привлечь учащихся к поиску и сбору информации о родном крае.

Оформление: на доске слайд: « Духовные родники Подмосковья»;

                        эпиграф: «Человек должен быть рабом. Выбор для него только чьим: своих страстей, а значит и людей, или же своего духовного начала» (Л.Н.Толстой)

Предварительная работа: дать учащимся задание, найти информацию, книги о памятных местах родного края, репродукции, богородские игрушки.

Вступительное слово учителя:

Россия- великая страна, многонациональная, богатая в первую очередь своей духовностью, терпимостью ко всем народам, населяющим её необъятные просторы.

  Сегодня же мы всё чаще и чаще слышим о том, что мы теряем свою духовность, что деньги, жажда денег всё больше занимают наш разум и нашу душу.

  Деньги были важны всегда, человечество не может жить без денег, и надо уметь зарабатывать деньги. Другое дело, как зарабатывать и на что тратить.

 И  именно это  во многом характеризует человека.

Истории известно много имён весьма состоятельных людей, которые оставили свой след в памяти людской своей деятельностью, направленной в первую очередь на благо своей страны, своего народа, своего родного края.

 О таких людях говорят, что они богаты духовно. Душа их широка, они могут подумать и позаботиться не только о себе, но и о других людях.

 Такие люди- соль земли, потому что благодаря им и живёт земля.

  Но как люди становятся такими? Где они черпают силы, знания, что надо жить именно так, а не по-другому? Где эти родники духовности?

  А они повсюду вокруг нас. Надо только захотеть увидеть.

Знаете ли вы, что совсем недалеко от нашего города есть много памятных мест, тех самых родников, способных обогатить нашу душу красотой природы, архитектуры, художественного искусства, народных промыслов?.

 Конечно же знаете, и сейчас мы поделимся своими знаниями

Выступления учащихся:

Слайды № 2, №3  Троице-Сергиева лавра- центр православия

Слайды № 4, № 5  Гефсимано- Черниговский скит

 

Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах. Позже прославился чудотворной иконой и проживавшими в скиту старцами, особенно прп. Варнавой, посещался многочисленными паломниками. Ограда построена в 1894, высокая шатровая колокольня в 1895, келейные корпуса 1870-1890-х. Закрыт в 1921, передан детской колонии им. Каляева, позже занят домом-интернатом. Частично возвращен верующим в 1990.На кладбище скита восстановлены могилы философов

К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова.


Основанный в 1845-1850 гг. в 3 - х км к юго-востоку от Троице-Сергиевой Лавры, скит не уступал ей по числу паломников. Скит стоит на правом высоком берегу ручья, в русле которого были построены несколько плотин, образовавших каскад прудов. Храм Скита построен в двух уровнях. Под наземной церковью Черниговской иконы Божией Матери находится подземный храм Михаила Архангела, заглубленный на 4.5 м ниже поверхности земли. На одном уровне с подземным храмом устроены монашеские кельи.
Большая часть зданий сохранилась, представляя в совокупности уникальный ансамбль памятников "русского стиля" рубежа XIX-XX в. В 1990 г. монашеское общежитие возобновлено, проводятся экскурсии в пещеры, расположенные под Черниговским собором.

Слайды №6, №7, №8    Абрамцево


Род Мамонтовых ведёт своё начало от Ивана Мамонтова, о котором известно лишь то, что он родился в 1730 году. В 1760 у него родился сын Фёдор Иванович, которому жители Звенигорода поставили памятник в благодарность за помощь, которую он оказал им в 1812 году. Одна из внучек родоначальника семьи Мамонтовых А.Н.Боткина пишет, что его сыновья, Иван и Николай Фёдоровичи приехали в Москву богатыми людьми. Николай Фёдорович купил дом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья. Между 1829 и 1840 годами родилось шесть сыновей. В 1843 и 1844 годах – две дочери, Зинаида и Вера, которых все очень любили и называли «Зина-Вера», соединяя их в одно, так они были дружны и неразлучны между собой (на Зине женится В.И. Якунчиков, на Вере – П.М. Третьяков). Все дети Ивана и Николая Фёдоровичей были хорошо образованы и разнообразно одарены. Их отцы были в дружеских отношениях с Кокоревым и Погодиным; с декабристами Ентальцевым, Тизенгаузеном, Муравьёвым и Пущиным. Встречи с ними благотворно влияли на молодёжь. Так, например, через Погодина им открывался весь литературный и учёный мир Москвы. Но особенно Иван Фёдорович Мамонтов был дружен с декабристом И.И. Пущиным, который, как известно, был другом А.С. Пушкина. Савва Иванович, один из сыновей Ивана Фёдоровича Мамонтова, говорил, что эти встречи детства навсегда остались в памяти, воспринял он их и помнил так же хорошо, как и внушённую отцом мысль: главная обязанность человека - труд. «Всякий гражданин должен трудиться... для пользы своей семьи, общественной и отечественной, а иначе сложится человек в тунеядца... Первый труд юноши - учиться по направлению родителей или старших в семействе…»


Достойный преемник отца.


В доме у Ивана Фёдоровича был воспитатель-немец, в результате сын хозяина, Савва, стал лучше объясняться на немецком, чем на русском. Это не понравилось отцу. Он хотел видеть своих детей истинно русскими. Окончив гимназию, Савва поступил в Московский университет на юридический факультет и подружился со студентом естественного факультета Петром Антоновичем Спиро. Они вместе играли в любительских спектаклях Московского Секретерьевского драматического общества. Другом Саввы с самого детства был К.А. Алексеев-Станиславский. Театральные занятия Саввы огорчали отца, из всех детей только Савву он считал способным продолжить его дело - строительство железных дорог. Через некоторое время у Саввы появилась возможность показать отцу, что станет достойным преемником его дел, что готов и умеет добросовестно трудиться. Отец отправил его по делам факторий, разбросанных на юге страны и за её пределами, вменив в обязанность вникнуть во все детали их работы. Баку показался Савве местом ссылки. Отец пишет сыну, что такая жизнь не принесёт ему вреда, но укажет на практике, как нелегко добывать то количество денег своими трудами, которое нужно для жизни в довольстве. «...Обдумай это..., будь терпелив и твёрд, пробивай себе дорогу собственными заботами о себе... Надо трудиться..., как трудится каждый добрый гражданин, не надеясь на чужие силы...»

Савве назначают жалование и отправляют в Персию. Все испытания отца он выдержал с честью. Вернувшись в Москву, Савва Иванович тяжело заболел. По совету врачей он едет в Италию, здесь он встречает своих московских друзей Сапожниковых Веру Владимировну и Елизавету Григорьевну, которая через год 28 апреля 1866 года станет его женой и единомышленницей. Молодые супруги поселились в своём доме на Садовой, где и родились их дети: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Всеволод в своих воспоминаниях напишет об отце: «... всем, что он делал, тайно руководило искусство…»

Ещё при жизни отца Савва Иванович выполнял много поручений по делам акционерного железнодорожного общества. После смерти отца (1869), он стал вести все его дела.


Музей народного искусства.


Как бы ни велика была занятость Саввы Ивановича в акционерном железнодорожном обществе, внимание к искусству и время, отданное ему, с годами росли. Среди его знакомых в конце 60-тых годов появляются художники. Первым вошёл в его дом на Садовой И.А. Астафьев, который был близок с В.Г. Белинским. Затем - Н.В. Неврев и В.А. Гартман. В 1870 году Савва Иванович купил Абрамцево, в котором возводит ряд построек в русском стиле: керамическую мастерскую по проекту Гартмана (1872), «Терем» (архитектор И.П. Ропет, 1873), церковь (по проекту В.М. Васнецова, 1881-82). Жена Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна открывает школу для крестьянских детей и столярно-резническую мастерскую. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела. Один из них: Ворсонков основал своё производство в селе Кудрине и работал по заказам абрамцевсой мастерской, это и стало основой будущего промысла - абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Елизавета Григорьевна организовывала экспедиции в города и деревни за произведениями искусства народных художников. В 80-х годах в Абрамцеве был создан музей народного искусства. В доме Мамонтовых была хорошая библиотека. Когда кто-нибудь из художников начинал работать над историческим полотном, Елизавета Григорьевна подбирала всевозможную документацию, материалы и литературу о событиях тех лет. Часто художники работали, а она читала им русскую классику и западноевропейскую литературу. Одухотворённость атмосферы, царящей в доме Мамонтовых, развивала в них чувство прекрасного, во многих из них просыпался поэт.

Во всех абрамцевских делах Елизавете Григорьевне долгое время помогала художница Елена Дмитриевна Поленова, которая работала и в столярной мастерской Абрамцева. Предметы быта, украшенные резьбой, созданные по её рисункам, стали входить в жизнь людей. Все таланты Елены Дмитриевны ярко проявились именно в Московском художественном кружке. Она создавала иллюстрации к русским сказкам; работала над театральными костюмами для постановок, которые осуществлял кружок. С любовью писала интерьеры дома на Садовой, забывая о сне и отдыхе, придумывала, кроила и шила костюмы для спектаклей, которые ставили на сцене этого дома.

В своих воспоминаниях «Абрамцево» Наталья Васильевна, жена художника Поленова, урождённая Якунчикова, пишет: «Направление старших не могло не отразиться на молодом поколении, на детях Мамонтовых и на их товарищах. Под влиянием Абрамцева воспитывались художественно будущие деятели на разных поприщах искусства, оттуда вышли Андрей и Сергей Мамонтовы, их друг детства Серов, Мария Васильевна Якунчикова-Вебер и Мария Фёдоровна Якунчикова, урождённая Мамонтова, племянница Саввы Ивановича…» Племянницей она приходилась и своей свекрови Зинаиде Николаевне Якунчиковой и Вере Николаевне Третьяковой. Мария Федоровна во время сильного голода 1881 года организовала столовые в Тамбовской губернии; раздавала женщинам работы и скупала старинные местные вышивки. Дело впоследствии расширилось «и стало известно в Европе. Это было сделано по образцу Абрамцевского кустарного дела» Мария Фёдоровна стала преемницей в начатом Елизаветой Григорьевной деле художественного направления кустарных работ крестьян. В 1908 году Мария Федоровна Якунчикова взяла на себя управление Абрамцевской столярной мастерской и кустарным складом в Москве. Отмечу, что купцы Якунчиковы довольно скоро оставили торгово-промышленную деятельность и ушли в дворянство. Их род известен с первой четверти 19 века, почетное место в рядах московского купечества они заняли благодаря Василию Ивановичу Якунчикову, о котором Кокорев пишет: «Юноша восприял /в Англии/ только то, что пригодно для России, и возвратился домой, нисколько не утратив русских чувств и русского направления. …Вы, продолжающий свое коммерческое поприще с достоинством и честью для родины… Вы шли стопой благоразумной осмотрительности…» В.И. Якунчиков женился на Зинаиде Николаевне Мамонтовой. Их дочь Наталья Васильевна познакомилась со своим будущим мужем художником В.Д. Поленовым в доме Мамонтовых. А её сестра Мария Васильевна, по мужу Вебер, сама была художницей.


Талант скульптора.


Савва Иванович принимал деятельное участие во всех семейных начинаниях и немало вложил в них своей души. Он был талантлив во всём. «Его… интересовала керамика, и он завёл гончарную мастерскую, где наряду с другими художниками сам лепил…» Скульптурой Савва Иванович занялся в 1873 году. Специалисты высоко оценили и этот его талант. Он вылепил по фотографиям бюст отца. Затем лепит с натуры бюсты дворника, кучера. Ему позируют Н.В. Неврев, Г.Н. Федотова. Он создаёт бюст композитора Булахова. По памяти Савва Иванович создаёт бюст В.А. Гартмана, который скоропостижно скончался в 1873 году, и этот бюст отвозит в Рим, чтобы перевести его в мрамор. Работа понравилась всем, кто был знаком с покойным.

Савва Иванович имел особый дар намного раньше, чем другие, уловить в человеке талант. Широко, открыто шел он навстречу творчеству, искреннему порыву его, мастерству, живой деятельной мысли, оказывал помощь, не ожидая просьб. В жизни Московского художественного кружка роль Мамонтова не ограничивалась умением понимать искусство, умением ценить талантливого человека, хлебосольством и радушием хозяина дома. В общении с художниками раскрылись и другие таланты Саввы Ивановича, дар режиссёра, художественного руководителя театра. Мамонтовы регулярно устраивали любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы. Савва Иванович писал прекрасные стихи и пьесы. «…Многие пьесы ставились на домашней сцене с успехом», - вспоминал В.М. Васнецов. Всё окружение Саввы Ивановича: его жена и дети, «братья Саввы Ивановича, и их семьи, племянницы, племянники – все жили искусством, сценой, пением в этом веющей художеством атмосфере и все оказывались под волшебным жезлом дяди Саввы прекрасными, чуть не гениальными артистами…»


Помощь молодым художникам.

Выезжая на лечение в Италию, Мамонтовы познакомились со многими выпускниками Петербургской Академии художеств, которые завершали своё образование за границей, после чего молодым художникам предстояло определить место для жизни и работы. В то время многие русские художники оставались за границей на всю жизнь. Мамонтов пригласил своих новых друзей поселиться у него в Москве. Возвратившись в Москву, Савва Иванович стал перестраивать свой дом, готовясь к приезду друзей-художников. Всю жизнь он будет совершенствовать свой дом, чтобы создать наилучшие условия для их жизни и творчества. Он создаст в нём кабинет, который со временем превратится в театр, мастерскую для своих талантливых современников. В течение двух лет он нечасто, неназойливо повторяет им свои приглашения. В.Д. Поленов пишет (1875), что мысль о переезде в Москву в минуты упадка придаёт ему бодрости продолжать работать. В 1877 году В.Д. Поленов и И.Е. Репин приезжают в Москву, где они нашли радушный приём и широкие возможности для творчества. М.М. Антокольский писал перед их переездом в Москву: «Моё горячее желание, чтобы ...именно в Москве сосредоточилось русское искусство, иначе всякая отдельная сила, как бы она ни была сильна сама по себе, должна заглохнуть…» В Москве образовался художественный кружок, о котором они все мечтали в Италии. Москва сразу дала художникам материал для работы, вдохновила их. Так, В.Д. Поленов в первые же месяцы своей жизни в Москве написал картину «Московский дворик», которую с выставки купил П.М. Третьяков. И.С. Тургеневу тоже понравилось это полотно, и он едет к Поленову в мастерскую и просит выполнить для себя повторение.

Художник Валентин Серов познал в семье Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых радость беззаботного детства, а повзрослев, полную удовлетворённость своим трудом. Здесь вместе с ним взрослела Веруша Мамонтова - дочь Саввы Ивановича, знаменитая «Девочка с персиками».

Замечательный художник В.М.Васнецов в самом начале творческого пути нуждался как в материальной поддержке, так и в личном, духовном общении. С Саввой Ивановичем его познакомил Репин в 1878 году. О их первой встрече Васнецов вспоминал: «…Он поразил меня и привлёк даже своей наружностью: большие сильные… волевые глаза, вся фигура… складная, энергичная, богатырская…, обращение прямое, открытое – знакомишься с ним…, а кажется, что уже давно был с ним знаком…»

Мамонтов постоянно давал Васнецову заказы: рисунки для школы, которая была выстроена и открыта Мамонтовым в Абрамцеве, картины для неё же, многое для Абрамцевской церкви. «Мои там работы: …образ «Богоматери»…, «Преподобный Сергий» и несколько других малых образов. Своей рукой я расписал клиросы, …пришлось набирать мозаику пола с рабочими…» Васнецов многие годы ощущал к себе внимание, отношение чистого, неравнодушного сердца. Он хранил и любил перечитывать написанные ему Саввой Ивановичем строки: «Если ты бодр, здоров и весел, это всё, что нужно, и за успехом в работе дело не станет. Если ты станешь... предаваться какой-то непонятной мировой скорби (сколько доброго семени сгорало на этой негодной почве), то напиши мне, я изругаю тебя... Знай, что ты прочно сидишь в сердцах людей, выразивших тебе свою дружбу неподдельно и искренно. А ведь это сознание - хорошее подспорье в жизни. Сколько людей на свете идут тропой злобы только потому, что окружающие равнодушны к ним…» Спустя годы Васнецов напишет о Мамонтове, что его роль во многих «областях общественной жизни значительна, как личности одарённой, творческой… Кто знал его или только раз встретился с ним, тот его уже не забудет… Он …привлекал к себе… особенной чуткостью и отзывчивостью ко всем тем чаяниям и мечтам, чем жив и живёт художник… С ним было легко работать…»

Сохранил благодарность к С.И. Мамонтову ученик Саврасова и Поленова - художник Константин Коровин. Успехом у публики он ещё не пользовался, когда Савва Иванович угадал его скрытые таланты и пригласил к себе после окончания училища, предложив писать декорации и рисунки костюмов. Коровин нашёл в доме Мамонтовых родственную любовь и заботу.

Давно признан художник М.А. Врубель. Но этого не было при его жизни. «Жилось тяжко – нужда, никакой работы… Озлобленная ругань, и ненависть, и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича… /Он/ ещё больше убеждался в своём непризнании и ещё больше почувствовал себя сиротой этой жизни…» Только очень небольшой круг людей признавал и понимал его творчество. Это был легко ранимый человек, неповторимый поэт фантазии, живописи и рисунка. В дом Мамонтовых его ввёл Серов, чтобы облегчить его жизнь, и не ошибся. «Мы с Врубелем, - пишет Серов в письме в начале 90-х годов, - ...находимся всецело у Саввы Ивановича, то есть днюем и ночуем... /Хозяева/ чрезвычайно милы с нами, ...и ласковы с Врубелем…» В доме Мамонтовых Врубель обрёл душевное равновесие, уверенность. Здесь в большом кабинете Саввы Ивановича, мгновенно подчинившись общему творческому настроению, Врубель написал «Демона». Вот строки из его письма: «Обстановка моей работы превосходная - в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова…». «Я занят, - писал он сестре в конце 90-х годов, - ...постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошным фасадом, в римско-византийском вкусе... Скульптура вся собственноручная…»

В жизни Московского художественного кружка в разной степени принимали участие В.И.Суриков, М.В.Нестеров, Аполинарий Васнецов, И.И.Левитана, Сергей Малютин, Сергей Коровин, Н.В.Неврев, А.А.Киселёв, В.А.Симов, П.А.Спиро, И.Е.Бондаренко, Н.Н.Ге, мастер-кирамист Петр Ваулин. Все участники Московского художественного кружка работали очень много, труд составлял смысл и счастье жизни. Благодаря кругу друзей, собиравшихся под крышей дома Мамонтовых, художником-пейзажистом и собирателем живописи древнерусских художников стал Илья Семёнович Остроухов.


Московская частая русская опера.


9 января 1885 года в Москве, в Камергерском переулке, в помещении бывшего театра Леознова Савва Иванович открыл театр под названием Московская частая русская опера, которая стала началом великого преобразования сцены. Московская частная русская опера, работавшая в 1885-1888, 1896-1905 под разными названиями, прочно вошла в историю нашей культуры, она пропагандировала произведения русских композиторов, объединяла крупнейших деятелей различных областей русского искусства. Московская частная русская опера дала миру Ф.И. Шаляпина. На её подмостках начался расцвет творчества и многих других гениальных артистов. Дирижёрами здесь работали М.М. Ипполитов-Иванов, ещё молодой, но уже имевший опыт работы в Тифлисской опере, и С.В. Рахманинов, которого пригласили сюда сразу после окончания консерватории. Спектакли, поставленные на сцене Московской частной русской оперы, оставили о театре добрую память, сделали его драгоценным камнем в короне, венчающей искусство Москвы.

Театрально-декоративное искусство в России, по существу, начинается с Московской частой русской оперы, с привлечения к работе в ней крупнейших художников того времени, таких как братья Васнецовы, В. Поленов, И. Левитан, К. Коровин, М. Врубель, С. Малютин, В. Серов, А. Головин, которые принимали живое участие в театре потому, что поняли величие и значение стремлений Мамонтова и поддержали «аккорд цельный, прямой, чистый», «мажор звенящий и захватывающий», создание в театре произведений искусства высокого, одухотворённого. В Московской частой русской опере роль художника была поднята на небывалую до того в театрах высоту.

В любом артисте Московской частой русской оперы Савва Иванович, прежде всего, видел человека и делал всё возможное, чтобы способствовать не только развитию певца-актёра, но и его личности. «Нам молодым артистам приятно было работать и учиться под его руководством: человек неутомимой энергии и исключительной работоспособности. Он был сам примером», - писал М.Д. Малинин, о приходе которого на сцену С.И. Мамонтов писал: «...нам бог послал такого роскошного баритона…»5 В этом театре начинали свой творческий путь А.В. Секар-Рожанский, Н.В. Салина, Т.С. Любатович, Е.Я. Цветкова, В.Н. Петрова-Званцева, жена художника М.А. Врубеля - Н.И. Забела-Врубель и Ф.И. Шаляпин, которого на первых же репетициях поразили сердечные отношения между актёрами.

Первым спектаклем была «Русалка» А.С. Даргомыжского. Первое представление Московской частой русской оперы критика приняла плохо. Потребовалось немало мужества, чтобы устоять. Савва Иванович был далёк от мысли о мгновенной победе. Он не искал славы для себя, он не хотел, чтобы его имя появлялось в афише. Официально директором театра числился Кротков, затем Винтер. Савва Иванович хотел славы русской музыке, русскому искусству, потому что «ни в одной цивилизованной стране Европы отечественная музыка не находится в таком загоне, как у нас в России». Не «я», но совершаемое дело важно, поэтому не смогли остановить его в этом стремлении плохие рецензии. Молодой состав труппы театра, набранной Саввой Ивановичем, поверил в него, в своего неофициального руководителя. Успех и признание современников пришли. Как правило, билеты в Частную русскую оперу были значительно дешевле, чем в остальные театры, тем самым Мамонтов дал возможность небогатым людям познакомиться с отличными образцами оперного искусства.

На сцене Московской частной русской оперы впервые были поставлены оперы таких замечательных русских композиторов, как Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка, Даргомыжский, Бородин, произведения которых не принимала дирекция Императорских театров. И современники высоко оценили, что Мамонтов с особенной любовью относится к постановке опер отечественных композиторов. Многих художников, актёров, композиторов Савва Иванович поддерживал и материально. Например, В.С. Калинников был тяжело болен и сильно нуждался. Когда Мамонтову о нём рассказали, то он немедленно познакомился с Калинниковым и перевёз его в Ялту, создал там все необходимые условия для жизни и творчества этого гениального композитора.


Арест Саввы Ивановича.


Савва Иванович хотел, чтобы у его театра было своё помещение. Врубель создал проект, но этот проект остался на бумаге. 11 сентября 1899 года Савву Ивановича арестовали по обвинению в незаконном использовании денег Акционерного железнодорожного общества.

Дом на Садовой, по существу музей московской художественной культуры, почти два года стоял опечататанный вместе со всеми находящимися в нём произведениями искусства. В 1903 состоялась распродажа. Часть вещей стараниями И. Остроухова и В. Серова ушла в Третьяковскую галерею, другая - в далёкие, неизвестные путешествия.

Полгода Савва Иванович провёл в тюрьме и тяжёло заболел, и тогда камеру заменили домашним арестом. Оставшиеся годы жизни, почти двадцать лет, он прожил в Москве в небольшом доме у Бутырской заставы. По его просьбе из Абрамцева была привезена гончарная мастерская, и он с удовольствием стал заниматься гончарным делом. Пустырь, примыкавший к дому, Савва Иванович со временем превратил в розарий.

Друзья не покинули Савву Ивановича. В самый тяжёлый период его жизни М.М. Антокольский написал ему: «Твой дом, как и сердце Твоё, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растение к теплу. Не Твое богатство манило нас к Тебе... а то, что в Твоем доме мы… чувствовали себя объединенными, отогретыми, бодрыми духом. В Твоем доме Васнецов работал свою превосходную картину «Каменный век», в Твоем доме Поленов закончил свою лучшую картину «Грешница». В Твоем доме часто работал Репин, вырос Серов, развивались Врубель, Коровин и другие. В Твоем доме жил... Мстислав Викторович Прахов, имевший в свое время такое благотворное влияние на нас, молодежь. В Твоем доме и я подолгу живал и работал. Когда я был утомлен, с уставшею душою, я находил в Твоем доме душевный покой... Я хочу, чтобы горячие мои слова слышали все... Я хочу сказать Тебе спасибо за себя, за нас и за дорогое всем нам искусство…»

«Новым Абрамцевым» называли дом Мамонтова у Бутырской заставы. Сюда, как и в прежний дом на Садовую, приходили старые и новые, молодые друзья-единомышленники Мамонтова: Матвеев, Уткин, Сарьян, Кузнецов, Дягилев. Жизнь Саввы Ивановича и его окружение в доме у Бутырской заставы - это отдельная большая тема художественной жизни Москвы. Это - время общественного признания С.И. Мамонтова. Он избирается почётным членом Московского литературно-художественного кружка и членом художественного совета Строгановского училища, которое подхватило дело художественной промышленности, начатое друзьями дома на Садовой.

Следствием и судом была установлена невиновность Саввы Ивановича Мамонтова в предъявленном ему обвинении. «Вся эта «Мамонтовская панама», как тогда говорили, была одним из эпизодов борьбы казённого и частного железнодорожного хозяйства… В Москве все общественные симпатии были на стороне Саввы Ивановича, и его считали жертвой. Оправдательный приговор был встречен аплодисментами, но всё-таки это дело разорило этого выдающегося человека…»

После снятия обвинения Савва Иванович пытается вновь поступить на государственную службу, твёрдо уверенный, что сумеет справиться с любой задачей и вернуть свой деловой авторитет. Однако все многолетние попытки Мамонтова оказались напрасными, ведь он уже немолод. Савва Иванович не сдаётся и продолжает оставаться моральной опорой своим друзьям, навещает и обадривает тяжело больного Врубеля. В 1908 году Савва Иванович пишет: «...Вперёд! Упрекать кого-нибудь лично? Нет... Жизнь - это борьба... Всякий человек есть кузнец своего счастья. Создавай и выковывай его сам, а не клянчь его у других…»

Дирекция Императорских театров в 1908 году пригласила С.И. Мамонтова занять место главного режиссера Большого театра. Савва Иванович отказался. «…При чиновничьем руководстве императорскими театрами, - писал он, - я не буду располагать необходимой свободой в режиссерской деятельности, не смогу проявить в достаточной степени творческую инициативу…»

Критики того времени писали, что «...не только русская опера, но и русское искусство вообще обязаны Савве Ивановичу Мамонтову... Созданная его талантом и неутомимой энергией Частная опера положила начало новой эры в русском музыкальном искусстве... Инициатор этого славного дела познакомил общество с композициями новой русской музыки, дал целую плеяду талантливых артистов-исполнителей, пропагандирующих и в России и за границей величайшие образцы русского музыкально-драматического искусства…»

В последние годы жизни Савва Иванович «занялся керамикой… Здесь с ним работали… Врубель, Серов, Коровин, Головин, Апполинарий Васнецов и другие. Сам Савва Иванович не был в тесном специальнлм смысле художник, певец, или актёр, а была в нём какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. …Особый талант возбуждать творчество других…»

Умер Савва Иванович Мамонтов в марте 1918 года в возрасте 77 лет. Похороны были очень скромные, из-за происходящей в стране неразберихи друзей рядом не оказалось, кто-то оказался на чужбине, кто-то был тяжко болен. Случайный прохожий, узнав, что хоронят знаменитого Савву Мамонтова, горестно вздохнул: «Такого человека похоронить, как следует, не могут…»

«...Всё в своей жизни делал сам...», - этой весомой фразой сказано о Савве Ивановиче Мамонтове главное. Ему мы обязаны постройкой Ярославской и Донецкой железных дорог. От Саввы Ивановича Мамонтова осталась майолика в Абрамцеве, дом на Садовой, Ярославский вокзал в Москве, а в залах Третьяковской галереи работы тех, чей талант наиболее полно раскрылся благодаря его всесторонней поддержке. Документы об этом выдающемся российском промышленнике и меценате хранятся в Абрамцеве, в железнодорожном музее села Талицы и Московском архиве.

Слайды №9,№10    Мураново

Стихи Фёдора Ивановича Тютчева- одна из вершин русской лирики конца Ҳ ІҲ века. Тютчева часто называют поэтом мысли, но ему доступны самые разные оттенки человеческих настроений и страстей, ему присуще тонко развитое чувство природы.

Он искренне верит, что у неба, звёзд, гор, моря- своя таинственная жизнь.

 Глядя на осенний пейзаж нашей местности у Фёдора Ивановича родились такие строки:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё-простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

Слайды №11, №12 Музей игрушки

Слайды № 13, №14 Богородское

3. Заключительное слово учителя:

Ребята, так можем ли мы думать о себе, что мы духовно нищие, если так много знаем?

Накапливайте эти знания, думайте, ищите возможности применения своих знаний, труда и таланта во благо себе и окружающим вас людям.

Стихи Фёдора Ивановича Тютчева- одна из вершин русской лирики конца Ҳ ІҲ века. Тютчева часто называют поэтом мысли, но ему доступны самые разные оттенки человеческих настроений и страстей, ему присуще тонко развитое чувство природы.

Он искренне верит, что у неба, звёзд, гор, моря- своя таинственная жизнь.

 Глядя на осенний пейзаж нашей местности у Фёдора Ивановича родились такие строки:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё-простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах. Позже прославился чудотворной иконой и проживавшими в скиту старцами, особенно прп. Варнавой, посещался многочисленными паломниками. Ограда построена в 1894, высокая шатровая колокольня в 1895, келейные корпуса 1870-1890-х. Закрыт в 1921, передан детской колонии им. Каляева, позже занят домом-интернатом. Частично возвращен верующим в 1990.На кладбище скита восстановлены могилы философов

К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова.

Основанный в 1845-1850 гг. в 3 - х км к юго-востоку от Троице-Сергиевой Лавры, скит не уступал ей по числу паломников. Скит стоит на правом высоком берегу ручья, в русле которого были построены несколько плотин, образовавших каскад прудов. Храм Скита построен в двух уровнях. Под наземной церковью Черниговской иконы Божией Матери находится подземный храм Михаила Архангела, заглубленный на 4.5 м ниже поверхности земли. На одном уровне с подземным храмом устроены монашеские кельи.
Большая часть зданий сохранилась, представляя в совокупности уникальный ансамбль памятников "русского стиля" рубежа XIX-XX в. В 1990 г. монашеское общежитие возобновлено, проводятся экскурсии в пещеры, расположенные под Черниговским собором.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовные родники Подмосковья МОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Слайд 2

Троице - сергиева Лавра Троице-Сергиева лавра основана в 1345 году Сергием Радонежским

Слайд 4

Гефсимано - Черниговский скит

Слайд 5

В 1845 г. в Исаковской роще, среди разлапистых елей, было положено основание будущего Черниговского скита. В 1847 г. здесь уже стояли две-три келии-пустыньки, в одной из которых, вероятно, и поселился первоначально юродивый Филиппушка. В 1849-1850 гг. для него была построена новая келия "с двумя внутри капитальными стенами". Поселившись в Исаковской роще, Филиппушка принялся копать здесь пещеры. В описании Гефсиманского скита за 1899 г. читаем: "... Филипп с своими сотрудниками принялся копать небольшую подземную квадратную яму, которую впоследствии начал расширять, делать от нее подземные коридоры и в них отдельные небольшие пещерки для келий; средняя же большая предназначалась местом собрания пещерников на общую молитву" .

Слайд 6

Абрамцево

Слайд 7

АБРАМЦЕВО. Старинная усадьба в 15 км от Сергиева Посада в сторону Москвы. С 1843 по 1859 год здесь жил замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. В гостях у Аксакова бывали И.Тургенев, М.Щепкин, М.Погодин, славянофилы А.Хомяков и братья Киреевские. Даже сам Н.Гоголь читал в этом доме главы своей бессмертной поэмы «Мёртвые души». В 1870 году Абрамцево приобретает крупный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов. Он приглашает в А.Репина, Поленова, Антокольского, Коровина, Врубеля, Остроухова и многих других молодых тогда художников, позже объединившихся в своеобразное творческое содружество – «Абрамцевский творческий кружок».

Слайд 8

В окрестностях Абрамцева В.Васнецов работал над картинами «Богатыри» и «Алёнушка», а в абрамцевском парке и доныне стоит его сказочная «избушка на курьих ножках». Знаменитый портрет Верушки Мамонтовой «Девочка с персиками» В.Серов написал в столовой абрамцевского дома. Здесь рождались многие художественные проекты. Так, например, начинавшееся с вечерних чтений увлечение домашним театром незаметно вылилось в создание Русской Частной оперы Мамонтова, откуда впервые зазвучали по всей России голос и имя Ф.Шаляпина, а волшебные декорации художников «абрамцевского кружка» изумили весь театральный мир. Однако на рубеже XIX-XX веков, по проискам людей завистливых и нечестных, Мамонтов теряет свои капиталы - и шумная творческая жизнь в Абрамцеве замирает. В 1918 году и сам Савва Иванович находит вечный покой в часовне маленькой домашней церкви Спаса Нерукотворного, построенной им по проекту В.Васнецова. В 1920 году по решению Наркомпроса усадьба становится музеем.

Слайд 9

Мураново «Мураново» музей-усадьба Ф.И.Тютчева Пушкинский район. Музей-усадьба расположена недалеко от поселка Ашукино.Это место не случайно называют домом поэтов: усадьба Мураново неразрывно связана с именами известных поэтов - Е.А.Баратынского и Ф.И.Тютчева. В 50-е годы XIXстолетия здесь бывали С.Т.Аксаков, В.Ф.Одоевский, Н.ВГоголь. Е.А.Баратынский, будучи женатым на дочери владельца - генерал-майора Л.Н.Энгельгардта, - с 1836 года до своей смерти в 1844 году был управителем усадьбы. Последними ее владельцами были Тютчевы.

Слайд 10

В музее хранятся уникальные документы: воспоминания и высказывания выдающихся современников-поэтов Пушкина, Тургенева, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Шевченко, Л.Толстого, Достоевского, Фета и других. За годы существования музея в нем была собрана большая коллекция произведений изобразительного и прикладного искусства. Здесь хранятся полотна, акварели и рисунки таких известных художников, как Рокотов, Тропинин, Саврасов, Брюллов, Айвазовский. Поражает воображение богатая коллекция стекла и керамики. VII века.

Слайд 11

Музей игрушки Знаменитый Музей игрушки расположен в красивейшем месте города, на горе Волокуше, напротив Троице-Сергиевой лавры. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира

Слайд 13

Богородское В поселке сохранился и развивается уникальный, древний, насчитывающий несколько веков, народный промысел - Богородская деревянная игрушка, который известен и славится на весь мир. На Богородской фабрике художественной резьбы по дереву трудятся представители славных династий мастеров-резчиков Ерошкиных и Пучковых. Изделия фабрики состоят в реестре Министерства культуры России и являются ее национальным достоянием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для выпускников 9 класса «Последний звонок»

Данный материал подходит для проведения последнего классного часа в 9классе 25 мая...

Сценарий классного часа для 6-го класса "Доброе братство-милее богатства"

Цель тематического классного часа - воспитание культуры общения у детей  друг с другом, а также уважительное отношение к окружающим, "пробуждение добрых чувств". Занятие проводится в игровой форм...

Сценарий классного часа для учеников 6 класса Этих дней не смолкнет слава!

Расширить представление учащихся  об Отечественной войне 1812 года.·          Формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родин...

Сценарий классного часа для 5-6 классов "Здоровье на болезнь не меняй"

Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о составляющих здорового образа жизни, в частности о гигиене одежды и обуви, гигиене жилища, развитие навыков здорового образа жизни, формирован...

сценария классного часа для 5-6 класса "Помним, Гордимся : Героями не рождаются, героями становятся»

Методическая разработка сценария классного часа для 5-6 класса"Помним, Гордимся : Героями не рождаются, героями становятся»...

Сценарий классного часа для учащихся 5 класса "Личный бюджет"

Данный классный час проводится в рамках проекта по финансовой грамотности ля учащихся 5 класса. Включает задания викторина, групповой и проектной деятельности....

Сценарий классного часа для 7-8 класса "Здоровый образ жизни"

Данная методическая разработка по формированию ценностей духовно-нравственной личности направлена на то, чтобы помочь ребенку самостоятельно принимать решения, на выбор моральных принципов, убеждений ...