Программа воспитательной работы 6-7 класс
рабочая программа (6 класс) по теме

Кравцова Светлана Алексеевна

Программа предназначена для учащихся 6-7 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vospit._rabote_v_6-7_klassah.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

                                      «Мы вместе!»

                         на 2011-2012 учебный год (6 класс)

                         на 2012-2013 учебный год (7 класс)

                      Классный руководитель: Кравцова Светлана Алексеевна,

                                                                                  учитель английского языка

                                                 Челябинск, 2011

Пояснительная записка.

Программа по воспитательной работе составлена на основании следующих нормативных  документов:

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан России».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 года №21 «Об утверждении методических рекомендаций, об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений».

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 14.03.2006 года № 04-1140 «Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях».

Воспитательная программа МАОУ СОШ № 5 г.Челябинска.

Подпрограммы программы воспитания  МАОУ СОШ № 5 г.Челябинска:

-   «Отечество»;

            -   «Здоровье»;

            -   «Здоровое питание».

Комплексно – целевая программа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся МАОУ СОШ № 5 г.Челябинска.

Понятие «Воспитание».

В педагогике существует несколько разных определений этой категории, но нет общепризнанного.

Рассмотрим несколько определений.

Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании»).

Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.)

Воспитание в образовательном смысле – это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции. Содержание воспитания выстраивается на основе базовых духовных ценностей морали (этики), включающей в себя честность, справедливость и человечность (Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин из взглядов К.Д.Ушинского, Н.П.Дубинина).

Таким образом, в определениях можно выделить общие признаки:

целенаправленность воздействий на воспитанника;

социальная направленность этих воздействий;

создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

освоение человеком определенного комплекса социальных ролей.

Воспитательный процесс – это целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс – ядро педагогической деятельности образовательного учреждения (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова).

Воспитательная работа – это воздействие педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций. Включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации (М.И.Рожков).

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова)

 Основные функции классного руководителя.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребёнка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.

Классный руководитель контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребёнка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Основные принципы организации воспитания.

Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.

Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче школьная (классная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.

Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Для успешной реализации воспитательной работы используются различные формы работы с детьми.

Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степени педагогического воздействия, уровня развития личностей обучающихся, сформированности классного коллектива.

Количество форм работы бесконечно:

- беседы;

- дискуссии;

- игры;

- состязания;

- походы и экскурсии;

- конкурсы;

- общественно-полезный и творческий труд;

- художественно-эстетическая деятельность;

- ролевой тренинг и т.д.

При этом важнейшей задачей остаётся актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, в то числе аудиовизуальной.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

 Возрастные особенности учащихся.

6-7 классы (11-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Основные задачи развития:

- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

- формирование интереса к другому человеку как к личности;

- развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности;

-развитие чувства собственного достоинства;

- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

- развитие сочувствия, сопереживания другим людям;

- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

Занятость учащихся  6 «А» класса во внеурочное время.

ФИ уч-ся

Кружок, секция

Место занятия

1

Бабаев Андр.

2

Бураметов  Сер.

3

Волкова Диана

4

Ершов Илья

5

Земсков Сер.

гитара

муз. школа №9

6

Кайдолина А.

7

Карлин Д.

8

Крытаев Марк

9

Колясев Серг.

лёгкая атлетика

стадион  Е. Елесиной

10

Кутнякова Саша

ИЗО

художественная школа

11

Легкобыт Ульяна

12

Миронов  Егор

греко-римская борьба

школа им. Мошкина

13

Московский Ник.

14

Неронова Кр.

большой теннис

англ. яз./франц. яз.

спортивная школа

языковой клуб London

15

Николаева Ар.

ИЗО

пулевая стрельба

современные танцы

Челябинский еврейский общинный дом

СДЮСШОР

«Crazy family»

16

Пименов Мих.

17

Подивилова Наст.

18

Рассыльных Ел.

фортепиано

муз. школа №9

19

Сосновский Макс.

борьба

20

Торчинская Д.

современные танцы

«Crazy family»

21

Туркова Ек.

22

Циулин Ал.

русские народные танцы

англ. яз.

детский центр творчества

языковой клуб «Yes»

23

Шевченко Ник.

24

Шелест Мих.

25

Юрпалова Ек.

лёгкая атлетика

стадион ЮУРГУ

26

Якупова Марьяна

27

Исмаилова Маша

28

Хабаров Илья

Вывод:

11 учащихся (39,2%) во внеурочное время заняты  в кружках художественно-эстетического направления и спортивных секциях.

Необходимо продолжить работу по вовлечению учащихся в систему дополнительного образования и сохранения имеющихся результатов.

Информация о состоянии здоровья учащихся 6 «А» класса.

Отклонения в состоянии здоровья

Количество заболеваний в классе

Эндокринной системы и обмена веществ

6

Нервной системы и органов чувств

1

Косно – мышечной системы

17

Мочеполовой системы

1

ЛОР - заболевания

9

Заболевания полости рта

15

Сердечно – сосудистые заболевания

11

Нарушение опорно – двигательного аппартата

3

Желудочно – кишечного тракта

9

Дисгармоничное развитие

1

Органов зрения

3

Здоровы

-

Всего по классу

76/

281%

Вывод: в 6 А классе на 2011-2012 учебный год абсолютно здоровых детей нет. Наибольший процент заболеваний костно-мышечной системы – 59,3% ,  заболевания полости рта – 55,6% и сердечно-сосудистые заболевания – 40,7%. Таким образом, целесообразно  формировать у  учащихся знания о здоровом образе жизни: личной гигиене, здоровом питании, профилактики или избавление от вредных привычек.

Цель программы:

формирование детского коллектива с активной жизненной позицией, обладающего общей культурой поведения и общения, сохраняющего индивидуальность и способствующего успешности каждой личности.

 Задачи программы.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к миру,  окружающим, себе.

Создать атмосферу взаимной заинтересованности в работе друг  с  другом.

Формировать самостоятельность учащихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

Развивать навыки коллективного общения.

Формировать потребность к самовыражению через подготовку, участие в коллективных делах.

Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

Создавать условия для поддержания стабильного здоровья учащихся.

Содержание программы.

Основные блоки программы:

Духовно- нравственное воспитание учащихся.

Здоровье учащихся.

Правовая и социальная защита детства.

Гражданско – патриотическое  воспитание учащихся.

Культура личности.

Школа и семья.

Основные этапы реализации программы.

- 1 этап с 01.09.2011 по 01.09.2012

- 2 этап с 01.09.2012 по 01.09.2013

БЛОК

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

ФОРМЫ РАБОТЫ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО

1.Духовно- нравствен-ное воспитание учащихся.

Способствовать осмыслению общечеловеческих ценностец, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я».

1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.

2.Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки.

3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые нормы, законы.

4.Воспитывать уважение к духовно-нравственным ценностям народа.

5.Воспитывать честность, порядочность, доброжелательность, умение и желание делать добро, проявлять заботу к людям.

1.Организация и проведение тематических бесед, классных часов, диспутов на нравственные и этические темы.

2.Организация  экскурсий.

3.Проведение праздников и мероприятий.

Выставочные центры города

2.Здоровье учащихся.

Владеть знаниями, связанными  со здоровым образом жизни: здоровое и правильное питание, личная гигиена, вредные привычки и их профилактика.

1.Создать условия для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочное время.

2.Воспитывать сознательное отношение к сохранению собственного здоровья, стремление к выполнению режима дня, правильному питанию, воспитывать привычку заниматься спортом.

1.Беседы о здоровом образе жизни, режиме дня.

2.Участие в спортивно – оздоровительных мероприятиях.

3.Тематические классные часы, викторины, встречи с интересными людьми.

Школьный врач

Психолог школы (Литвинчук  Е.А.)

3.Правовая и социаль-

ная защита детства.

Формировать у учащихся знания о правовых нормах и отношениях между людьми, требующих осознанного выбора поведения.

1.Формировать у учащихся правовую культуру.

2. Осознать свои права и права других людей.

Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

Социальный педагог школы (Мугалипова Д.А.)

4.Граждан-

ско – патриотическое воспитание учащихся.

Формировать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, бережное отношение к народным традициям и обычаям.

1.Воспитывать патриотизм и интернационализм, терпимость и уважительное отношение к людям, которые проживают на территории Родины, и к людям различных национальностей.

2.Воспитывать преданность Отчизне, готовность к защите Родины.

3.Воспитывать уважение к гос. символике, народным традициям.

4.Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.

5.Способствовать осознанию учащихся своей причастности к судьбе своего родного города.

1.Организация и проведение праздников, тематических классных часов и бесед.

2.Встреча с интересными людьми, участниками войны.

3.Организация и проведение конкурсов, творческих работ, газет к праздничным датам.

Руководитель школьного музея (Турчик А.В.)

Педагог доп.образования (Карпушкина О.М.)

5.Культура личности.

Развивать творческие способности у учащихся, эстетический вкус.

1.Воспитывать эстетический вкус.

2.Формировать нормы поведения, необходимые учащимся в быту, в общении, общественных местах, природе.

3.Воспитывать порядочность, обязательность.

4.Соблюдать этикет, наличие тактичности, деликатности в отношении с людьми.

1.Походы в театры, музеи.

2.Встречи с людьми искусства.

3.Проведение бесед и дискуссий на тему развития эстетических чувств и эмоций.

4.Эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры.

Педагог доп.образования (Карпушкина О.М.)

Театры, кинотеатры, музеи города.

6.Школа и семья.

Сблизить интересы родителей и детей, родителей и педагогов для формирования развитой личности.

1.Организация и проведение совместных праздников.

2.Проведение тематических родительских собраний.

3.Проведение консультаций, бесед для родителей.

4.Работа со школьным психологом, соц. педагогом по решению различных вопросов.

Родительский комитет (Земскова Н.Ю., Легкобыт Н.В.)

Структура самоуправления.

Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

- предоставить учащимся  реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление класса.

Староста: Циулин Алексей – контролирует учебный процесс.

Центр учёта посещаемости: Юрпалова Екатерина – отмечает отсутствующих в классе.

Центр учёта питания: Исмаилова Мехрибан – отмечает количество питающихся ребят в столовой.

Пресс-центр: Карлин Дмитрий, Шевченко Никита – собирают необходимую информацию о классе.

Эстетический центр: Торчинская Дарья – организовывает оформительскую работу в классе.

Взаимодействие с социальными институтами.

Кинотеатры: «Знамя»,  «Мегаполис».

Камерный театр, театр «Манекен», драматический театр им. Н. Орлова.

Ледовый дворец «Уральская молния».

Краеведческий музей.

Библиотека им. Гайдара.

Взаимодействие с социальными институтами необходимо и является частью воспитательного процесса.

Педагогическое сопровождение семьи.

Очень важно умело продумать и организовать педагогическое просвещение родителей. Одной из главных и наиболее распространённых форм работы с родителями являются родительские собрания.

КЛАСС

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

6 КЛАСС (2011-2012 УЧ. ГОД)

1. Возрастные особенности учащихся 12 – 13 лет.

2. Умственное воспитание подростков и задачи семьи.

3. Самовоспитание подростков. Воспитание толерантности.

4. Эстетическое воспитание подростков.

5.  Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ПДД, ПБ, ТБ).

Сентябрь


Ноябрь

Январь


Март


Май

7 КЛАСС (2012-2013 УЧ. ГОД)

1. Возрастные особенности учащихся 13 – 14 лет.

2. Потребности и желание подростков. Ограничение и дисциплина желаний.

3. Развитие индивидуальных наклонностей и способностей детей.

4. Гражданско – патриотическое воспитание подростков. Воспитание толерантности.

5.  Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ПДД, ПБ, ТБ).

Сентябрь


Ноябрь


Январь


Март



Май

Ожидаемые результаты.

Основные блоки программы

Ожидаемые результаты

Духовно-нравственное воспитание

Воспитанник школы – свободная, творческая, жизнелюбивая личность, обогащенная знаниями о природе и человеке, готовая к творческой созидательной деятельности и нравственному поведению.

Сформированность  нравственных норм и правил.

Здоровье учащихся

Владение учащимися знаниями здорового образ жизни: личная гигиена, здоровее питание, профилактика или избавление от вредных привычек.

Привлечение  учащихся к занятиям спортом.

Правовая и социальная защита детства

Повышение уровня правовой культуры учащихся.

Профилактическая работа с учащимися и родителями по предупреждению   правонарушений.

Гражданско-патриотическое воспитание

Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.

Культура личности

Развитое чувство прекрасного.

Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка.

Массовое участие в культурном досуге.

Школа и семья

Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы.

Создание положительной репутации школы.

Критерии оценки системы воспитания.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

– определить особенности усвоения учащимися предметных знаний,   умений и навыков;

– выявить характер трудностей ученика и установить их причины;

– установить уровень овладения учебной деятельностью;

– оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

В МАОУ СОШ №5 используются следующие диагностики при изучении личности учащихся:

Изучение гностического потенциала.

Изучение аксиологического потенциала.

Изучение коммуникативного  потенциала.

Изучение креативного  потенциала.

Изучение уровня воспитанности.

Изучение эффективности самоуправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы 5-6 класс

Программа предназначена для работы в 5-6 классах. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школыЮ разработанная в нашем учебном заведении....

Программа воспитательной работы 7-8 класс

Программа предназначена для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 2 года. В основу программы положена Концепция личностно ориентированной школы.Ведущая воспитательная задача в 7-8 классе: формировать п...

Программа воспитательной работы с 5 классом

Данная воспитательная программа разработана для учащихся 5-9 класса. Название программы - "Я расту"./p>Процесс социализации происходит в течение всей жизни, и это детям необходимо понять. На каждой...

программа воспитательной работы 5-7 классы

Программа воспитательной работы разработана для организации деятельности классного коллектива  с 5 по 7 класс и расчитана на три учебных года....

Программа воспитательной работы в 5 классе

Программа воспитательной работы в 5 классе...

Программа воспитательной работы с курируемым классом (5-6 классы)

Программа воспитательной работы расчитана на два учебных года....