Табакокурение
классный час (9 класс) по теме

Волокитина Евгения Юрьевна

 

Мотивы приобщения к курению у подростков во многом определяется фактором «курения-некурения» родителей. В связи с этим профилактическая работа с подростками обязательно должна включать работу курящими родителями, с подростками лидерами и поиск альтернативных путей доказательства для подростков своей взрослости и независимости.

Для подростков среды «жажда» (в отношении к курению) и «привычка» не характерны. Этот факт дает основания предполагать более высокую эффективность профилактической работы в отношении курения в более раннем возрасте, нежели в студенческие годы. Курящие подростки чаще называют «приспособление» как способ решения конфликта при первой пробе курения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tabakokurenie.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Продолжение родительского собрания «Ответственные родители»

по профилактике детского табакокурения.

Час общения родителей и учащихся 7 класса по теме:

«ВСЕ О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ И НЕ ТОЛЬКО».

                                                                                              Граждане, у меня огромная радость.

                                                                                              Разулыбьте сочувственные лица.

                                                                                              Мне обязательно поделиться надо,

                                                                                              Стихами хотя бы поделитесь

                                                                                              Сообщаю: граждане,

                                                                                             Я сегодня бросил курить.

                                                                                                                                В.В. Маяковский

В ходе собрания родители смогут:

Задуматься о последствиях пассивного курения как дополнительного аргумента к отказу от собственного курения

Обобщить полученные знания по проблеме табакокурения, сформировать установку ребенка на здоровый образ жизни

На основе анализа материалов СМИ и общего обсуждения составить представление о пассивном курении как серьезном факторе риска для здоровья своих детей.

Вопросы собрания:

Что заставляет подростка обращаться к сигарете

В результате чего возникает привычка к курению

Могут ли родители повлиять на состояние здоровья своего ребенка

Как защитить себя и своего ребенка от пассивного курения

Основные понятия:

Активное обоснование отказа от  курения

Привычка

Курить, курение

Форма проведения собрания: Час общения родителей и учащихся

Время: 1 час

СТРУКТУРА СОБРАНИЯ

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

I этап

Мотивация

Вводное слово ведущего.

Постановка проблемы собрания. Анкетирование.

10 мин

Родители знакомятся со статистическими данными по обсуждаемой проблеме, что

помогает понять актуальность и значимость темы: «ВСЕ О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ И НЕ ТОЛЬКО».

II этап

Работа с понятиями

Групповое обсуждение.

Формулирование понятий.

15 мин

У родителей появляется уточненное представление о понятиях «привычка», «курение», «курить»

III этап

Обсуждение основной проблемы

Работа в группах

Обсуждение по теме «Курение – это яд!»

15 мин

Родители обсуждают возможные пути борьбы с курением. Существует ряд необратимых последствий курения, знания о которых могут помочь в решении вопросов профилактики детского курения.

IV этап

Подведение итогов

Беседа, обсуждение.

10 мин

Родители формируют выводы по теме собрания, определяют практическое значение полученной информации.

Осознают личную значимость в предотвращении необходимых последствий курения в дальнейшей жизни своего ребенка.

ХОД СОБРАНИЯ

1 ЭТАП: МОТИВАЦИЯ

Анкета «Как я бросил курить»

Назовите день, месяц, год последней выкуренной Вами сигареты.

Назовите марку сигарет, которую Вы предпочитали курить перед тем, как бросили.

Расскажите Вашу поучительную историю о том, как Вы бросили курить (10-15 предложений).

Опишите, как происходит, по Вашему мнению, приобщение молодежи к курению.

Как Вам удается в настоящее время избегать курения? (расскажите подробно о приемах, уловках, фразах, словах применяемых Вами)

Сняться ли Вам ситуации, связанные с курением? (часто, редко, никогда). Опишите одну из них.

Что Вы получили для себя, отказавшись от курения? Опишите Ваши ощущения, переживания, выгоду.

Как вы относитесь к курящим сверстникам?

Как Вы думаете, Ваш (а) будущий (ая) супруг(а) будет курящим (ая)? (да, нет, не знаю)

10. Что Вы посоветуете курящему сверстнику?

11. Появились ли у Вас новые увлечения, привычки после отказа от курения? (да, нет, не знаю)

12. Изменились ли Ваши взаимоотношения с курящими друзьями? (да, нет, не знаю) Если да, то каким образом.

13. Улучшилось ли Ваше состояние здоровье после отказа от курения? (да, нет, не знаю) Если да, то каким образом.

14. Какой бы Вы еще задали себе вопрос?

Цели занятия: сформировать у учащихся их родителей, необходимость и пользу воздержания от курения, как в плане сохранения здоровья, так и в плане укрепления характера.

Статистика: курильщики всего мира (а их более миллиарда) ежегодно закупают от четырех до пяти триллионов сигарет (около 1000 сигарет на каждого жителя планеты), затрачивая на это от 85 до 100 миллиардов долларов. Ежегодно потребление сигарет в мире возрастает на 2,1%, то есть увеличивается быстрее, чем население планеты.  

Ведущий: на Земле ежегодно умирает 1,5 миллионов человек от заболеваний спровоцированных курением. Оно, кроме того, приводит к снижению устойчивости к инфекционным заболеваниям, к ранней потери трудоспособности, а также болезни, вызванные никотином, отнимают у курильщиков 7% рабочего времени. По данным Всемирной организации здравоохранения, 90% всех заболеваний раком легких, 75% всех случаев хронических нефритов и эмфиземы легких, а также 25% всех сердечных заболеваний приходиться на курильщиков.    

Основные идеи: если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то  причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, существует личное стремление «поспешного взросления», свойственное многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого. Детям необходимо большее внимание, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, которым необходимо постоянно наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся.

2 ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

«Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость - это стать ее рабом».

                                                        Наполеон 1.

«О полезных и вредных привычках».

Основные понятия:

Курить – втягивать в себя дым измельченного тлеющего табака как возбуждающее средство; иметь соответствующую привычку.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают в серьез. О проблеме курения и его вреде сказано немало. Однако беспокойство ученых, педагогов и врачей, вызванное  распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Основные идеи:

- привычки – результат многократного повторения сходных решений;

- одни привычки помогают достичь цели, другие мешают;

- в наших силах выбрать одни привычки и отказаться от других.

Цели занятия: к концу урока дети должны различать привычки, которые помогут в достижении цели или могут поработить; выбрать одну позитивную привычку с тем, чтобы развить ее в течение месяца.

Ведущий: как привычки могут дать свободу или поработить наш разум? Вы тоже задумывались о том, как хотели прожить свою жизнь. Мы знаем, что не все сразу получается. Т.к. к положительному или отрицательному результату приводит целая цепь решений, каждая из которых может не показаться значимой. Самое главное понять, что привычка результат многократного повторения сходных мнений (пример: здороваться за руку при каждой встречи). Некоторые привычки  могут дать свободу. Даже если раньше вы не  задумывались никогда, то постарайтесь назвать их сейчас (пример: кто-то очень хорошо поет; танцует). Выбираем любого и спрашиваем: все ли получалось сразу: репетиции были скучны и утомительны, с какого момента начало нравиться, сколько времени прошло до удовольствия? Человеку нужны привычки, которые помогут раскрыться его таланту. А поначалу приходится заставлять себя что-то сделать, но, в конце концов, эти навыки дают свободу в профессии или успехе. Существуют множество негативных привычек. Дальше составляем список, который может помещать добиться поставленной цели. Если определит те негативные привычки, от каких нужно избавиться, то получим идеальный характер.

Полезные привычки: 1-Чистить зубы (гигиена); 2-соблюдение режима дня; 3- привычка здороваться при встрече; 4-делать домашнее задание; 5-ставить цели.

Формирование человеческих привычек «подобно саду», задаем вопрос классу, у кого есть сад или огород? Так вот существует три закона урожая: 1-что сеешь, то пожимаешь; 2-урожай собирается не сразу, а только после посева; 3- человек пожимает больше, чем сеет.

Эти три закона применимы и к положительным привычкам: 1-доброжелательность; 2-максимально больше друзей; 3-больше верных друзей.

Применим данный закон и к отрицательным привычкам, если в нашей душе посеяны вредные привычки, то в саду посеяться сорняки.

Связь с родителями: расскажите подростку, какие привычки развивали и от каких привычек избавились вы. Какую положительную привычку вы могли бы помочь развить  в своем ребенке за три недели.

3 ЭТАП: ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ

«Проблема курения».                                                                                                                                              

Основная идея: курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в  зажжённую сигарету.

Первые курильщики завезли семена табака из Южной Америки во времена Колумба и стали его культивировать.

Распространение табака встречало в странах сильное противодействие. В Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Персидский шах Аббас приказал сжечь торговца, который завез табак в военный лагерь. Римский папа Урбан  VII отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуравил в стену.

В Россию табак, по-видимому, попал  в конце XVI века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание - от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. Но постепенно запреты на курение отменялись в одной за другой странах. С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам мужественность. Обязательно принадлежностью телегероев и киногероев стала сигарета.

Физическое и психическое воздействие табака на организм. Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.). Велика роль курения и в возникновении туберкулёза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили. Часто курящие испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов, питающих мышцу сердца с развитием стенокардии (коронарная недостаточность сердца). Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих. Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации нижней конечности. От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту. Эти признаки могут быть проявлением и гастрита, язвенной болезни желудка, которые у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих. Так, например, среди мужчин, заболевание язвенной болезнью желудка, 96 - 97% курили. Курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного страдающего этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень грозное заболевание, при котором даже энергичное лечение не всегда бывает успешным. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин "Пассивное курение". В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

Курение – это яд!

Цели занятия: курение и школьник не совместимы. Школьные годы  - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно,  навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам.

Итог: Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Связь с родителями: попросите подростка отказаться от какой-либо вредной привычке;  спросите у родителей, почему даже однократное употребление очень опасно.

4 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Ведущий: и так курение, и алкоголизм, и, тем более, наркомания все больше и больше заставляют задумываться медиков, да и просто граждан, думающих о своем будущем поколении, о том, как же предостеречь людей, еще не поддавшихся столь вредным и вредным привычкам, от пристрастия к этим трем «злам» современного общества. Курение, алкоголизм и наркомания являются проблемой не только того самого «больного» (ибо все три привычки я лично считаю болезнью, от которой необходимо лечить и лечиться), но и проблемой всего общества в целом.

Основная идея: курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой - проблемой является бросить курить, для второй - избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также - сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин "Пассивное курение". В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина. Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части.

Для проведения итоговой беседы педагог предлагает родителям ответить на вопросы:

Что полезного для себя вы узнали на сегодняшнем собрании.

Какая информация имеет прикладное значение

Хотелось, чтобы вы оценили сегодняшнюю работу. Продолжите фразы:

Сегодня я понял (а), что …

После этого разговора мне стало ясно…

Это собрание помогло мне…

Цели занятия: в ходе обсуждения родители должны прийти к выводу, что курение подростка – один из симптомов неблагополучия в процессе его личностного развития. Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения.

Связь с родителями: для проведения итоговой беседы педагог предлагает родителям ответить на вопросы анкеты:

Анкета для родителей «Курение и дети».

Как Вы относитесь к курению вообще? (обсуждаю, безразлично, приветствую)

Как Вы считаете, курит ли Ваш ребенок? (да, сомневаюсь, нет)

Назовите 2-3 признака курения Вашего (или другого) ребенка?

Кто курит в Вашей семье? (никто не курит, я курю, муж (жена) курит, старший сын курит, старшая дочь курит)

Опишите, как происходит, по Вашему мнению, приобщение подростка к курению?

Что Вы делаете для того, чтобы уберечь Вашего ребенка от курения?

Как Вы думаете, что могло бы заставить Вашего ребенка начать курить?

Какие черты характера подростка, на Ваш взгляд, могут способствовать началу курения?

Нужны ли специальные занятия по профилактике курения в школе? (да, нет, не знаю)

Что необходимо предпринять, чтобы дети, подростки и молодые люди не начинали курить?  

                                                      Используемая литература:

Сизанов А.Н.; Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 класс, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004, 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимости: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 208 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Учебно-методический центр образовательной программы «МОЙ ВЫБОР» книга методик.

Ответственные родители \ учебно-методическое пособие для учителей средней школы \ Издание первое. – М. Всероссийская образовательная программа «Мой выбор». 2007-176с.,ил.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока ОБЖ в 9 классе по теме "Табакокурение и его влияние на здоровье подростка".

Постановка проблемы. Большой вред здоровью человека наносят вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков, особенно в подростковом возрасте.  Цели и результаты обучения: ...

Программа «Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании и ВИЧ-СПИДа»

Здоровье подрастающего поколения — важный показатель качества жизни общества и государства. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной причи...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени  на X р...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X респуп...

Профилактика табакокурения, употребления наркотиков, вредных привычек.

В статье даются рекомендации родителям по воспитанию детей с целью профилактики вредных зависимостей....

ТВОЙ ВЫБОР Разработка внеклассного интегрированного мероприятия ( о вреде накомании, алкоголя, табакокурения).

Наша игра - решительное «нет» алкоголю, табаку, наркотикам.Внеклассное интегрированное мероприятие «Твой выбор», подготовлено совместно учителями биологии, химии, физики. Проводится группой учащ...

Методические рекомендации по профилактике табакокурения подростков

Врачи отмечают, что с каждым годом курильщики «молодеют». Ребенок впервые пробует закурить, не задумываясь  о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Легкомысленное отношение ...