Отчёт по адаптации пятиклассников к жизни и учёбе в старшей школе
материал (5 класс) по теме

Малинина Нина Владимировна

В отчёте представлены  данные о том, как проходила адаптация у нынешних пятиклассников. Отчёт построен на основе анализа анкетных данных, проверочных работ, мероприятий, прошедших в классе за сентябрь-октябрь месяцы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация пятиклассников к учёбе и жизни в средней школе

2012 -2013 учебный год

МБОУ «Ривзаводская СОШ»

     Выходя из начальной школы, наши дети сталкиваются с иным укладом школьной жизни — несколько кабинетов, а не один класс, много преподавателей, а не одна учительница. В этот период  и учителя, и родители должны быть особенно внимательны к детям, выполнять следующие правила.


        1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

         2. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют интерес и к учёбе, и к школе,  и к своему классу.

        3. Организуйте так учебный труд, чтобы каждому ребёнку захотелось учиться, а для этого нужно формировать интерес к предмету в целом. Радость от постижения нового - самый лучший мотивирующий фактор. Ещё Л. Фейербах утверждал: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума».

       4. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребенка.

       5. Не забывайте чаще хвалить ребёнка за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.

       6 . В этот период должна быть тесная связь школы и родителей: родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно  должны познакомиться с одноклассниками ребенка и общаться  с ними после школы.

       7. И учителя, и родители должны следить за состоянием ребёнка в период адаптации: не забывайте о смене учебной деятельности, наблюдайте за правильной позой во время урока, создавайте условия для двигательной активности на переменах. А родители обязательно  должны вводить в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Мы должны вместе

 воспитывать ответственность ребенка за свое здоровье.

 

План проведения мероприятий по успешной адаптации учащихся 5 класса

1. Классный час «Первый раз в пятый класс». Презентация на тему «Права ребёнка».      Цель: познакомиться с учащимися, с кабинетами, с расписанием уроков,  с учителями, с  правами и обязанностями ребёнка в школе.

     Работа проходила в группах, итогом работы стали  следующие пункты обязанностей школьников:

- учить уроки;

- слушаться учителя;

- не прогуливать уроки;

 -  не безобразничать на уроках и на переменах. (08.09.12.)

 

2. Час общения «Моя дорога в школу». Знакомство с правилами дорожного движения, презентация (21.09.12.)

3. Классный час на тему «Как готовить домашние задания».

 Цель: повышение мотивации к учебной деятельности.

      Работа проходила в группах, школьники  читали материал по теме, а потом  знакомили с ним  одноклассников (19.10.12.)

4. Изучение детей и их семей:  работа с личными делами пятиклассников, встречи с родителями, телефонные разговоры, записи в дневник.

     Поставлена  задача узнать у родителей состояние здоровья ребенка,  памятные даты  детей, традиции семьи.  

 5.  Проведено анкетирование (с 24.09.12 по 29.09.12.)

     Например, была предложена анкета для родителей  по адаптации пятиклассников к старшей школе:

1) Охотно,  с радостью - 2 чел,  без особой охоты - 2 чел, затрудняюсь ответить - 2 чел.

2)  В основном «да» - 4 чел, не совсем - 2 чел.

3) Иногда - 5 чел, довольно часто - 1 чел.

4)  «+» и «-»   эмоций  - поровну - 6 чел.

5) Такого практически не бывает - 6 чел.

6)  Рекомендации ребёнку - быть более усидчивой и внимательной - 1 чел.

   6. Работа с 5-классниками над созданием уютного школьного дома «Пять + один», который  мы  уже начали построить: оформление классного уголка и выпуск его  разделов, уборка класса и  дежурство по школе, участие в акции «Открытка пожилому человеку» (01.10.12.), участие в  дне Учителя и дне Самоуправления (05.10.12.),  час мужества  на тему «Битва гигантов» (к 200-летию Бородинского сражения) - (12.10.12.), запись на участие в предметных чемпионатах, участие в совместном с 7 классом социальном проекте «Дети - детям» (книгочеи) - в течение года, создание мини-сайта «Пять + один» учащихся 5 класса МБОУ «Ривзаводская СОШ», где мы помещаем материал из жизни нашего класса, нашей школы (09.10.12.)

 7. Час общения «Делу – время, потехе – час». Цель: учить детей ценить свое время и время окружающих, правильно планировать, организовывать свой день. Формировать чувство уважения друг к другу, чувство взаимопомощи и взаимопонимания. Помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей; воспитывать этические нормы поведения при общении друг с другом. (15.09.12).

     К классному часу была предложена анкета:

-  Сколько времени ты затрачиваешь на выполнение  домашних заданий (1-2 часа -3 чел, 1 час-2 чел, 2-3 час. - 1 чел.)

-  Трудные предметы - русский - 1 чел, немецкий - 6 чел, природоведение - 1 чел.

- Трудно учиться потому,  что

 1)  Не знаю, как делать урок -1 чел.

 2) Трудные задания - 1 чел.

 3) Я не понимаю - 3 чел.

 4) Боюсь получить двойку - 1 чел.

  и другие  вопросы.

8.  Была поставлена задача  выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации, выявить причины адаптации учащихся и наметить пути решения появившихся  проблем, привлечь внимание родителей к серьезным проблемам адаптации:

1)  Детям было предложено  нарисовать смайлик на тему « Первые дни в большой школе: какие они и почему?».  Все нарисовали  радостную улыбку, потому что дети наконец-то оказались в старшей школе, новые учителя, новый класс, одноклассники, которых они оценивают хорошо.

2) Учителям тоже было предложено нарисовать  своё настроение с помощью смайлика и объяснить, почему. Дать рекомендации пятиклассникам.

Настроение:

 а). Настроение падает - 3 чел: не приучены к общешкольным навыкам, не учат материал, не выполняют задания, уровень интеллектуального развития низкий.

 б). Хорошее настроение - поведение хорошее,  дети спокойные, хорошо читают -  4 чел.

 в). Спокойное - 2 чел.

Рекомендации:

 - приучать учащихся к здоровому образу жизни

- развивать вычислительные навыки;

-  не бояться выступать на уроке, проявлять самостоятельность, учиться пересказу;

- полностью выполнять домашнее задание.

3)  Для родителей было проведено классное собрание по адаптации  на тему «Ваш ребёнок - пятиклассник»: доклад на тему «Трудности адаптации пятиклассников к школе», рекомендации для родителей пятиклассников  «Как вести себя с ребёнком-пятиклассником».  (08.10.12.)

9. Привлечь родителей к участию в школьной жизни детей:

1) День знаний  - присутствовали родители Хромовой К,  Зянкявичюс А. (01.09.12)

2) Участие в акции «Проявляй милосердие» - все родители купили канцтовары погорельцам. Цель: воспитывать чувства добродетельности, уважения к людям (15.09.12)

3) Классный час на тему «Здравствуй, Осень»  провела Хромова К., а помогала в планировании и подборе материала Хромова Н.А. (28.09.12.)

4) Классный час на тему «Без сказки правды не бывает» провела Булатова А, а помогал  в подготовке брат, Ефимов Е. (19.10.12)

5) Конкурс осенних поделок  - все родители помогли своему ребёнку сделать  хорошую поделку (с 01.10.12. по 05.10.12.)

10.  Итоги письменных работ:

1) По русскому языку:  в классе 6 человек, диктант писало 5 человек.

Справились - 4 чел.(80%)

Не справились -1 чел. (20%)

На «4» - 2 чел. (40%) . На «3» - 2 чел. (40%). На «2» - 1 чел. (20%).  Качество знаний - 40%. Средний балл - 3,2.

2) По математике: в классе 6 человек, работу  писало 6 человек.

 Справились - 4 чел. (67%)

Не справились - 2 чел. (33%)

На «5» - 1чел.  (17%). На «4» - 1 чел. (17%). На «3» - 2 чел. (33%). На «2» - 2 чел. (33%).

Качество знаний - 33%. Средний балл - 3,3.

Итог:

 1. Освоить программы по предметам доступно всем.

 2. Нужно  развивать дисциплинированность, усердие, трудолюбие.

 3. Выполнять требования учителей.

 4.  Родителям держать связь со школой.

11.Познакомить родителей с итогами адаптационного периода.

Классный руководитель: Малинина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Какими должны быть пятиклассники? •уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;•уметь правильно распределять и планир...

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и...

родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

родительское собрание в 5 классе "Адаптация  пятиклассников  к новым  условиям  учёбы"...

родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

родительское собрание в 5 классе "Адаптация  пятиклассников  к новым  условиям  учёбы"...

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

В статье рассматриваются психолого-педагогическая характеристика пятиклассников, трудности ,с которыми сталкиваются учащиеся при переходе в среднее звено и пути их преодоления. Так же даются советы ро...

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

В данной презентации освещены следующие моменты:1) Возрастные особенности пятиклассников2) Критерии готовности к обучению в средней школе3) Признаки дезадаптации4) Признаки успешной адаптации5) Рекоме...

Выступление на родительском собрании с сообщением "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дал...