Классный час "Жизнь и творчество Гоголя Н.В. - воплощение патриотизма"
классный час (11 класс) по теме

Петрова Анна Леонидовна

Цель: Патриотическое воспитание школьников.

            Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.

         

Задачи: Создание условий для формирования, осмысления и развития патриотических чувств: чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, преданности к своему отечеству.

Форма: классный час + литература

Участники: учащиеся класса, классный руководитель, учитель литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час:      Жизнь и творчество Гоголя Н.В. - воплощение патриотизма.

Цель: Патриотическое воспитание школьников.

            Расширение и углубление знаний учащихся о выдающихся людях России.

         

Задачи: Создание условий для формирования, осмысления и развития патриотических чувств: чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, преданности к своему отечеству.

Форма: классный час + литература

Участники: учащиеся класса, классный руководитель, учитель литературы.

Оформление, оборудование: в качестве эпиграфа классного часа можно взять слова « Мысль о России была…живейшей частью его существования », российский флаг, заготовки для аппликации - берёзы, высказывания  известных людей о патриотизме, портреты Гоголя, иллюстрации произведений, видео сюжеты по теме классного часа, музыкальное оформление.

 

Ход классного часа.

Звучит песня «От чего так в России берёзы шумят» группы Любэ и С. Безрукова.

Ученица:

Я в долгах, как в шелках.

Только дело здесь не в деньгах.

Я в долгу перед другом, так рано ушедшим,

Ничего до конца не успевшим.

Я в долгу с головой

Перед павшими под Москвой,

Перед снегом по белому белым,

Перед матерь, пахнущей хлебом…

Я к России в извечном долгу.

Мне отдать его надо пока я живу.

I. Вступительное слово классного руководителя:   По данным статистики всемирного центра информации общественного мнения 83 % россиян считают себя патриотами, а в рейтинге  жизненных приоритетов патриотизм занимает четвёртое место. Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.  Но всё - таки патриот начинается с малого – с  любви к малой родине, в нашем случаи - к городу Братску.

 Вы на пороге взрослой жизни - сегодня вы выпускники, сознаёте ли вы то, что и от вас, в том числе будет зависеть будущее города, страны …

Какой ты в жизни след оставишь?

След чтобы вытерли паркет и посмотрели косо в след?

Или другой на много лет?

 Как вы думаете: « Какой след оставили эти люди в истории нашего города?»

Слайд – шоу: Наймушин Иван Иванович, Анна Овсянникова, Александр Зубков, Серебренников Сергей Васильевич.

 Давайте понятие патриотизма рассмотрим на примере жизни Гоголя, ведь неслучайно этот год был объявлен ЮНЕСКО годом Гоголя, и фильм «Тарас Бульба» который мы посмотрели специально к сегодняшней встречи тоже очень патриотичен.

II. Учитель литературы: След Гоголя в литературе, в истории культуры России.

200- летний юбилей писателя приглашает нас поразмыслить о присутствии его в нашей сегодняшней жизни. В мире возрастает и возрастает интерес к Гоголю. И сегодня мы задумываемся о том, почему это происходит, задумываемся о природе его творчества и о природной его власти над всеми нами.

Гоголь велик в каждом своем зрелом произведении. «Ревизор» или «Мертвые дущи», «Шинель» или «Ночь перед рождеством» - это образцы истинно мировой литературы, тот язык мира, на котором человек познает человечество. Мы знаем воплощенные свойства человека в бессмертных гоголевских образах: жадность – это Плюшкин, грубость – Собакевич, хвастовство – Хлестаков, беспредельная отвага и патриотизм – Тарас Бульба. Гоголь был яркой попыткой литературы понять, что нужно и необходимо для человечества. Он видит характер так, что это не только характер – это еще и способ существования – существования по Хлестакову, по Чичикову, по Манилову, по Башмачкину. Неповторимая, невероятная зоркость навсегда причислила Гоголя к реалистам, возвысившая его до создателя реалистической школы в русской литературе. Давайте вспомни некоторые произведения Гоголя.

III. Защита буклетов «Мой Гоголь», патриотизм в творчестве писателя

Выступления учащихся с домашним заданием – буклеты «Мой Гоголь».

«Над кем смеетесь? Над собой смеетесь?» (по пьесе «Ревизор»). Константинов Вася

«Маленький человек» (по «Петербургским повестям»).Байнетова Катя, Линейцева Таня

«В сердце моем Русь – одна только прекрасная Русь» (по поэме «Мертвые души»). Константинова Лена

Истоки бессмертия Гоголя – в его великом, не знающем границ патриотизме. (Письмо из-за границы. Поучения жене и мужу). Струкова Кристина

III. Обсуждение фильма «Тарас Бульба».

Какие слова звучат эпиграфом к фильму и определяют все его содержание? (Речь о товариществе – чтение наизусть)

Почему фильм считается значительным событием в культурной жизни России? Почему о нем говорят, пишут? (Отзывы в прессе и на ТВ): мужественный фильм, после этого фильма хочется бежать в военкомат.

Какое впечатление фильм произвел на вас?

Такими ли вы представляли себе героев?

Какие образы особенно запомнились?

Ваше отношение к измене Андрия? Можно ли его простить?

      7. Как вы относитесь к эпизодам, которых нет в повести? Для чего создатели фильма их  

          придумали?

IV. «Перекличка запорожцев» о Русской земле –чтение наизусть.

Мосий Шило – Поля Наумова.

Степан Гуска – Лена Смыкова.

Бовдюг – Нина Кириллина.

Балабан – Алина Истомина.

Тарас Бульба – Аня Захарова.

     V. Работа в группах под музыку группы Любэ и С. Безрукого «От чего так в России берёзы шумят»

1.Первая группа отвечает на вопросы:  что такое патриотизм? Кто такой патриот? На специально подготовленных  «листочках берёзы» - Участники первой группы выкладывают аппликацию  в виде берёзы - символа  России.

2. Вторая группа отвечает на вопросы теста по фильму «Тарас Бульба» за компьютером.

Тест.

1.«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие как…»

1) буйволы                      2) волы                          3) орлы                            4) львы

2.Враги запорожцев, против которых они сражаются под г. Дубно:

1) турки                         2) поляки                          3) половцы                    4) татары

3.С какими словами на устах гибли казаки:

товарищи казаки     2) Запорожская Сечь      3) родная земля              4) родная мать

4.«Пропал, пропал бесславно, как подлая…»

татарва                     2) скотина                        3) собака                          4) тварь

5.Как погиб Остап:

      1) убит в бою                  2) пропал без вести       3) казнен ляхами            4) попал в плен

6.Наказным атаманом был выбран:

1)Тарас Бульба               2) Андрий                      3)Бовдюг                          4) Остап

7.Время, изображенное в повести, автор называет:

       1)лихим                          2) бранным                    3) могучим                        4) трудным

 8. Как казнен Тарас:

       1)распят                          2) на дыбе                     3) сожжен                          4) застрелен

 9.Автор картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

Н. Перов                    2) И. Репин                   3) И. Суриков                    4)В. Серов

10.О чем речь Тараса Бульбы перед решающим боем:

о патриотизме           2) о товариществе        3) о русской земле            4) о врагах

11.Остапа выбрали куренным атаманом вместо убитого:

Кукубенко                  2) М. Шила                   3) Бородатого                  4) Бовдюга

12.Во сколько оценили голову Тараса Бульбы:

5000                            2) 3000                             3) 1000                              4) 100

 

Ученик:                                    У каждого заботой своей глаза полны,

Наша  Родина не что - то,

Она -  сегодня мы.

У каждого дорога или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все её судьба.

Она не позабудет

Ни света, и ни тьмы,

 Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной – единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины

Хоть широка страна.

         

VI. Подведение итогов.

 Классный руководитель: И в конце нашего занятия я хочу вам задать такой вопрос: А вы считаете себя патриотами?  

Рефлексия:

Ответьте «Да» или «Нет»  на вопросы:

Те кто критикует происходящее в стране, могут считаться настоящими патриотами ?

Я готов защищать свою страну в случае серьёзной опасности.

Бывает, что я испытываю волнение, когда слышу песни о своей Родине.

Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.

Я радуюсь победам российских спортсменов на международных соревнованиях, олимпиадах.

 VII. Заключительное слово классного руководителя:

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны всё чаще.

И если гражданин вы настоящий

Большой отдачи ждёт от вас страна.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение  

«Средняя образовательная школа №35»

Внеклассное интегрированное мероприятие

(классный час + литература)

к юбилею Гоголя Н.В.

«Жизнь и творчество Гоголя Н.В. – воплощение патриотизма»

 

                                         Разработали:

                                                                     Классный руководитель  11А

                                         Петрова А.Л.

                                                     Учитель литературы                        

                                           Еловская Н.Н.

Братск  2008-2009 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ ГОГОЛЯ

Урок презентация помогает провести анализ (комплексный)по произведению Н. В Гоголя "Мертвые души"....

Классный час "Радуга творчества"

Во внеклассной работе необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:организация обучения на добровольных началах: дети—родители — педагог;комфортный, неформальный хар...

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству Гоголя. 6 класс.

Внеклассное мероприятие по творчеству Н.В.Гоголя.6 класс....

Контрольная работа по творчеству Гоголя для 9-10 классов

Контрольная работа по творчеству Гоголя для 9-10 классов...

Открытый классный час в 10-11 классе "Экстремизм и патриотизм."

Разработка внеклассного мероприятия по теме "Экстремизм и патриотизм"....

Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная жизни и творчеству Гоголя.

Данный сценарий игры построин по аналогии с известной одноименной передачей. Правила такие же. Игра посвящена двухсотлетию со дня рождения Н.В.Гоголя. Дети самостоятельно повторяют факты из биографии ...