Компьютер в жизни подростка.
материал по теме

Филькина Галина Анатольевна

Можно воспользоваться во время тематического родительского собрания.по теме " Компьютер в жизни подростка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompyuter_v_zhizni_podrostka.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

         Компьютер в жизни подростка.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующего компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией.

В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с « металлическим другом»?

   К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все « плюсы» и « минусы» увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

     Прежде всего попробуйте ответить на вопрос: сколько времени проводит за компьютерными играми ваш сын или дочь?

Можно ли говорить о « компьютеризации» всего свободного времени ребенка? Или помимо занятий у монитора ваш ребенок успевает пообщаться со сверстниками, выполнить все домашние задания по школьным предметам, да еще посетить какие-нибудь кружки и секции? В этом случае вам вряд ли стоит сильно беспокоиться о « пагубном влиянии» компьютера на его психику.

   Если же,  услышав эти слова , вы с горечью подумали : « Если бы!», то вероятно ваши опасения не беспочвенны. Часто современным детям компьютер заменяет и друзей, и книги, а победы над виртуальными монстрами или в продуманных стратегиях выступают заменой достижений в реальной жизни. Естественно, это не может оставлять спокойными      любящих родителей, которым порой хочется избавиться от компьютера в доме как от источника всех бед. Однако не торопитесь! Сделать это вы всегда успеете, но ведь , как известно, свято место пусто не бывает. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его развития? Те же, кто ожидает, что ребенок, проводивший едва ли не сутки за компьютером, станет посвящать это время учебе, общению со сверстниками и прогулкам в лесу, скорее всего, будут разочарованы. Ведь не случайно появилось столь сильное увлечение. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни.

  Прежде чем перейти к известному вопросу « что делать?» , давайте сначала попробуем проанализировать, чем же так привлекательны для детей компьютерные игры. Как говориться, врага надо знать в лицо!

          Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране  монитора, привлекает детей по тем же причинам, что и сказки, -это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

           Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениями с окружающими. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по несколько жизней.

            Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке ( не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о силе воли, постоянстве.

                 Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главным героями- почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то « переделать» себя, а кроме этого преодолеть чувство досады, что ты « не один такой умный» !

                Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все  происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами.

             И наконец, сам компьютер_ замечательный партнер по общению: всегда понимает( если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций.  В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

      Теперь , когда мы рассмотрели основные причины виртуальных соблазнов, попробуйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окружающей реальности? Что особенно привлекательно для него в компьютерных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то значит, вы сформулировали трудности в развитии вашего ребенка или в вашем общении с ним.

       Теперь наберитесь терпения и педагогического такта, чтобы постепенно начать решать эти реальные проблемы, которые лишь что отражаются в увлечении виртуальным. Если вы склоняетесь  к тому , что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка общаться, помогите ему приобрести этот навык ( чаще берите в гости, приглашайте других детей к себе, при этом позаботьтесь об их совместной деятельности, запишите в новые кружки, где, может быть, другие ученики  больше схожи с вашим ребенком по интересам и т. п.) Если считаете , что главная причина- потребность чувствовать успех, помогите подростку добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они совсем маленькие.

         Допустим, что вы все хорошо обдумали и выбрали стратегию помощи ребенку. Но как поступить с « железным другом» во время постепенного выполнения намеченных планов?  Помните , что любые резкие перемены в нашей жизни приводят к стрессам. А если ребенок действительно стал компьютероманом, то, запретив ему привычные игры, вы сломаете весь образ жизни ребенка! Такое грубое воздействие, скорее всего, вызовет у подростка протестные реакции, и все, что вы ему предлагаете взамен, будет отвергнуто.  Поэтому самый верный путь- вносить постепенные изменения в окружающую действительность, давая ребенку возможность привыкнуть к ним и понять их преимущества. Таким образом, вы шаг за шагом восстановите свои отношения и возможность влиять на жизнь сына или дочери.

       Чем все же могут быть полезны компьютерные игры?

 Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих Так, для старшеклассников подойдут разнообразные  логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам.

       Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственная познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамическим, неожиданным, сразу привлекает внимание, и. чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку  

не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное.

        В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких  мышц руки и зрительно- моторной координации.

      В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. Даже самые маленькие игроки знают , что предметы на экране бесполезно пытаться взять- это просто изображения. А более старшие привыкают и к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений.

      Теперь, когда мы рассмотрели все основные « плюсы» и «минусы» виртуальных игр, наверное будет проще найти свою « золотую середину» в общении с компьютером для каждого ребенка , исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и сделав таким образом из « механического противника» друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

     При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

     Ваш ребенок должен быть за компьютером не более 3 часов в день

     Интересуйтесь, какие темы интересуют вашего ребенка в информационном пространстве.

      Изучите компьютер вдоль и поперек, узнайте механизмы блокировки некоторых файлов.

       Покупайте ему диски с образовательными программами.

       Просматривайте игры, в которые играет ваш ребенок.

      Знайте, что зачастую с помощью Интернета  молодежь заманивают в различные секты.

      Пытайтесь анализировать любую информацию, полученную с помощью Интернета, вместе с ребенком.

      Не отмахивайтесь от его предложений « показать что-то интересное».

       Радуйтесь его успехам, связанным с освоением информационного пространства.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.

Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...

Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?

Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?Задачи собрания:Показать возможность использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.Обсудить с родителя...

Родительское собрание: "Компьютер в жизни подростка: польза или вред?"

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Б...

Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?

Данная презентация поможет  провести родительское собрание на тему "Компьюетр в жизни подростка. Польза или вред".  Содержит некоторые рекомедации для родителей по определению есть ли зависи...

Разработка родительского собрания "Компьютер в жизни подростка"

Материал представляет подробную разработку родительского собрания на актуальную тему. Может быть использован для подготовки к родительскому собранию в 5-8 классах. Роль компьютера в жизни подростка ра...

родительское собрание "Компьютер в жизни подростка"

О влиянии компьютера на жизнь подростка...

Родительское собрание "Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?"

Родительское собрание сторится на обсуждении с родителями компьютерной зависимости детей....