Классный час Наши права и обязанности
классный час (5 класс) по теме

Баркина Юлия Николаевна

Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_den_konstitucii.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Наши права и обязанности

(классный час, посвящённый Дню Конституции Российской Федерации)

5 класс

Цель классного часа:

Расширить кругозор учащихся;

Дать учащимся представление о Конституции РФ, её роли в нашей жизни, Дне Конституции РФ;

Познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребёнка;

Воспитывать уважение к правам других людей, учить считаться с их интересами;

Способствовать выработке умений учащихся аргументировано отстаивать свою точку зрения, выслушивать и понимать иное мнение.  

Форма: беседа с дискуссионными элементами.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель.

Ход классного часа:

I. Вступительное слово учителя

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

II. Беседа с учащимися

-Что такое право? (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) Ожегов

-Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

-Вот вам задание: напишите на листочках, какие вы знаете права человека.(Идет работа в группах.)
- Давайте заслушаем ответы.

(Заслушиваются детские ответы.)

- Ребята, а где перечислены наши права?
- Что это за дата - 12 декабря?
- Что такое Конституция?

Учитель знакомит учащихся с понятием Конституции, упоминает, что Конституция – знак президентской власти, спрашивает, какие ещё знаки президентской власти учащиеся знают, а также знакомит с историческим аспектом Дня Конституции.

Учитель раздаёт текст  предисловия к Конституции, один ученик зачитывает вслух.  

В ходе беседы учитель затрагивает тот факт, что Конституция устанавливает основные права граждан, таким образом, осуществляется переход к Конвенции о правах ребёнка. В Конвенции сказано, что ребёнок имеет право знать свои права, именно поэтому сегодня на классном часе затрагивается эта проблема.

Учитель называет основные права детей и по ходу прикрепляет к доске таблички с названиями основных прав ребёнка:

право на жизнь;

право на имя;

право на защиту жизни, чести и достоинства;

право на гражданство;

право свободно выражать своё мнение;

право на образование;

право на охрану здоровья;

право на свободу мысли, совести, религии;

право на защиту от всех форм эксплуатации.

- Каково значение конституции?
В конституции закрепляются права граждан, обязанности, обеспечивается равноправие граждан, равенство всех перед законом. Конституция служит высшим арбитром (судьей), т.е. все должно подчиняться конституции, никто не имеет права ее нарушать.


-Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения)

-А какие обязанности у учеников?

-А откуда вы это знаете?  (Устав школы)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже» (работа в группах)

-Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать? (Каждая группа разбирает ситуацию, выслушав мнение каждого).

Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю»):- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Вывод: Что хорошо усвоено ребятами?

III. Дискуссия с учащимися – вовлечение ребят в обсуждение поставленной проблемы.

Учитель обращает внимание детей на то, что правильно пользоваться своими правами не менее важно, чем их просто знать.

Организуется обмен мнениями по следующим вопросам:

Какими правами вы пользуетесь?

Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

А приходилось ли вам нарушать права других?

IV. Итоги обсуждаемой проблемы: Ход обсуждения должен подвести учащихся к недопустимости нарушения прав других людей.

V. Заключение.

Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!

За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту.

В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважайте чужие права!

День Конституции Российской Федерации

День Конституции в СССР до 1977 отмечался 5 декабря, в день принятия Конституции СССР 1936 года. Затем праздник был перенесен на 7 октября (день принятия новой конституции СССР — «Конституции развитого социализма»).

Традиция празднования Дня Конституции продолжена в современной России. 12 декабря 1993 на референдуме была принята Конституция Российской Федерации, а с 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником.

24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. Закон предусматривает отмену выходного дня 12 декабря, в День Конституции.

КОНСТИТУЦИЯ - основной закон государства, определяющий его устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские  права и свободы, а также судебную систему. Конституция— база всего текущего законодательства. Термин «Конституция» существовал ещё в Древнем Риме, где Конституция была кодификацией публично-правовых нормативных актов.

Российская Конституция 1993 года утвердила принципы государственного устройства страны, а также установила основные гарантии, права и обязанности граждан.

Указом Президента РФ от 5 августа 1996 года № 1138 установлено, что специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции России является официальным символом президентской власти.

При вступлении вновь избранного Президента России в должность Президент России приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции.

Специальный экземпляр текста Конституции России вместе с Штандартом (флагом) Президента России и Знаком Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России после принесения им присяги на этом экземпляре текста Конституции.

Конституция является основным законом РФ, все законы, указы, правовые акты РФ и субъектов РФ не должны противоречить конституции, иначе они считаются недействительными. Гарантом соблюдения конституции является президент РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Наши права и обязанности".

Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных о...

Классный час Наши права и обязанности

Целью данного классного часа является воспитание правовой культуры подростков. Для достжения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Развести понятия  "право",  " права" , "...

Классный час в 5 классе. "Наши права и обязанности"

классный час в 5 классе Наши права и обязанности...

Классный час"Наши права и обязанности".

Классный час в виде презентации....

Классный час "Наши права и обязанности"

Тема: «Наши права и обязанности» из серии классных часов на тему «Учимся думать о себе и о других»....

Классный час: "Наши права и обязанности"

quot;Наши права и обязанности" Цели: 1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности&rdqu...

Классный час "Наши права и наши обязанности"

Классный час на тему права и обязанности....