Формирование детского коллектива
методическая разработка по теме

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения.  В понятие гуманизации обучения входит организация коллектива обучающихся, одну из важнейших ролей в которой играет учитель. В работе собрана информация, полезная для классного руководителя школы по формированию классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_detskogo_kollektiva.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учителя русского языка и литературы

МОУ «СОШ №16» г. Сыктывкара

Крыловой Татьяны Андреевны

по теме: «Формирование детского коллектива»

        Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Принцип формирования личности в коллективе является одним из ведущих принципов воспитания. Психологи обращают особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в нем межличностных отношений, их характер и закономерности, на психологический климат коллектива и его воздействие на производственную деятельность.

Изучение детского коллектива исследователями было направлено на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и воспитания ученических коллективов.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения.  В понятие гуманизации обучения входит организация коллектива обучающихся. Одну из важнейших ролей в организации детского коллектива играет учитель. Но положительной организацию можно считать тогда, когда педагог не только воздействует, указывает и учит, но и помогает.

Этой проблемой занимались А.С. Макаренко  «Детский коллектив»,   В.А. Сухомлинский  «Сердце отдаю детям», Д.Б. Эльконин  «Избранные труды», В.А. Кан-Калик «Основы профессионально-педагогического общения», Я.Л. Коломинский  «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе», Януш Корчак «Педагогическое наследие» и др.

Понятие и сущность детского коллектива

        В первую очередь хотелось бы разделить два понятия: группа и коллектив и уточнить их значения (Рис. 1).

     Группа

Условные

Реальные

Лабораторные



Большие

Естественные



Малые


Организованные


Неорганизованные


Становящиеся


Коллективы

Рис. 1. Отличие группы и коллектива [4; с.18]

Группа – совокупность людей, выделенная на основе какого-нибудь одного или нескольких, общих для них признаков. Высшая степень развития группы - коллектив.

         Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает  коллектив.

Существуют такие виды детских коллективов как: отряд в лагере, двор, класс (как самая устойчивая группа). Структура личных взаимоотношений между детьми в классе – это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксированная система. Но наряду с ней в каждом коллективе есть и своя организационная структура – в классе это органы ученического самоуправления, староста (мэр) и т.д.

В первый круг желаемого общения ребенка входят те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, - те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто в свою очередь, симпатизирует данному школьнику, тогда их объединяет взаимная связь.

У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, т.е. первый круг желаемого общения отсутствует.

Деловые и личные отношения не всегда находятся в прямой зависимости. Бывает, что в деятельном классе, где хорошо налажено выполнение различных коллективных дел и ученики достаточно требовательны друг к другу, обнаруживается явное разобщение в плане личных взаимоотношений. Благоприятные личные взаимоотношения могут и не возникнуть под влиянием совместной учебы и других дел. Эти отношения необходимо специально воспитывать учителю.

Процесс формирования детского коллектива

Процесс формирования и развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. Основополагающей является характеристика коллектива, данная А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы развития коллектива. Эти положения разрабатывались и уточнялись представителями различных общественных наук – философии, этики, психологии и педагогики.

В философии процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого – целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В.Г.Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А.В.Петровский, Л.И.Уманский и др.).

Существует несколько подходов к вычленению стадий развития детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А.С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три этапа. На первом этапе А.С. Макаренко считал возможным предъявление требований к воспитанникам со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости.

На этапе, когда требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив предъявляет требования к товарищам и самим себе.

На третьей стадии развития требования предъявляет коллектив. Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности. Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.

Путь от категоричного требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А.С. Макаренко считал основным путем в развитии советского детского коллектива.

Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и другие ученые-педагоги, продолжая изучение проблем коллектива, рассматривают его как инструмент воспитания, в котором вычленяются три стадии развития.

На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся превратить ту или иную организационную единицу (класс, кружок, различные объединения) в социально-психологическую общность, где отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей. О наступлении такого состояния можно судить по действенности организационной структуры коллектива, увлеченности школьников совместной деятельностью, их реакциями на нарушения установившихся норм коллективной жизни, по развитости внешних связей коллектива.

На второй стадии развития детский коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов соблюдения определенных норм поведения.

Меняется и характер внешних связей и отношений коллектива. Если на предыдущем этапе эти связи помогали главным образом объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы — коллектив», то теперь их воспитательный смысл изменился. На их основе детский коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к более широкому коллективу школы, к обществу в целом. У детей начинает формироваться сознание коллектива как ячейки общества. В этих условиях отрицательные влияния микросреды, будучи воспринятыми через призму коллективного сознания, вызывают критическое отношение учащихся относительно мещанских взглядов, обывательских настроений и прочих дурных влияний. Вместе с тем все хорошее, что приходит от внешней среды в коллектив, усваивается всеми учащимися и ведет к взаимному обогащению личности каждого.

На этом этапе основная цель педагогов – в максимальном использовании возможностей детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых коллектив создается. Педагоги призваны продолжать укреплять детский коллектив за счет совершенствования его структуры, при которой все входящие в него группы становятся носителями коллективных ценностей.

На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.

Вычленение в едином процессе развития и управления коллективом трех стадий условно, ибо, создавая детский коллектив, организуя его жизнедеятельность, педагог одновременно регулирует возникающие в среде детей отношения. На каждой из трех стадий развития ученического коллектива характер управления им со стороны воспитателей будет различным.[9; с.237]

Стадии развития коллектива в целом и входящих в него первичных коллективов могут и не совпадать. Так, в развитом, сплоченном коллективе школы, проявляющем заботу о воспитании каждого из своих членов, могут быть классные коллективы, находящиеся в процессе первоначального сплочения. В то же время и в неорганизованном, несплоченном коллективе может быть первичный коллектив, обладающий признаками высокого развития. В таких случаях возникают противоречия, преодолевая которые коллектив продвигается вперед в своем развитии, достигая более высокого его уровня.

Противоречия могут возникнуть между коллективом и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между перспективами, стоящими перед коллективом, и перспективными устремлениями отдельных его членов, между нормами, установившимися в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах, между группами детей с различными ценностными ориентациями.

Возникновение противоречий имеет различные причины. Одни возникают в связи с развитием коллектива (перспективы сменяют одна другую, формальная и неформальная структуры развиваются неравномерно, дети, развиваясь, ищут новые основания для самоутверждения в коллективе, коллектив по мере развития предъявляет все более высокие требования к своим членам); другие являются следствием изменившегося состава коллектива, что сопровождается внесением новых ценностей, норм отношений, содержания деятельности и т.д.; третьи возникают вследствие неправильной педагогической позиции воспитателей (либеральный стиль отношений в неразвитом коллективе или авторитарный – в сложившемся коллективе; неправильная оценка состояния коллектива, статуса отдельных его членов и т.д.).

Некоторые противоречия могут перерастать в конфликты. Разрешение этих конфликтов зависит от зрелости ученического коллектива и педагогического мастерства учителей.

Таким образом, развитие ученического коллектива – сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Его эффективность зависит от знания принципов развития коллектива и закономерностей его развития. Полноценная жизнь коллектива – динамичный, непрерывно развивающийся процесс. В основе его лежит интенсивная деятельность учащихся, направленная на совместный поиск, совершенствование форм сотрудничества и результатов деятельности.

Движение коллектива и развитие личности – взаимообусловленные процессы. А.С. Макаренко показал их диалектику через аспект чувства радости: завтрашняя радость, писал он, есть стимул человеческой жизни. Но эту радость необходимо организовать, осуществить ее как реальность, перевести более простые проявления радости в более сложные, обладающие социальной ценностью, переходящие от простейшего удовлетворения до глубочайшего чувства долга. Сущность методической воспитательной работы в этом процессе заключается в организации новых перспектив, их корректировке с учетом конкретных условий, в разработке системы перспективных линий, программы жизнедеятельности.

А.С. Макаренко организовывал систему перспективных линий как путь движения коллектива, добиваясь гармоничного сочетания личных устремлений с общественными, постоянно обогащая общественные цели деятельности воспитанников, обеспечивая рост личности, ее богатство, силу и красоту.

Творческое применение системы перспективных линий требует учета уровня развития, на котором находится коллектив, степени согласованности действий членов коллектива, опыта каждого в тех или иных видах деятельности.

В развивающемся коллективе возникают формы взаимодействия, способы сотрудничества, ритуалы, которые закрепляются в соответствующих отношениях.

Важнейшая черта, отличающая традицию в период ее становления, в том, что она заключает в себе основные устремления коллектива, отношения, которые в нем сложились.

Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинно коллективистских мотивов поведения.

Включение учащихся в общественно полезный труд в учебных мастерских, на производстве, в различных трудовых объединениях в период летних каникул позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов трудящихся: высокому уровню их политической сознательности, дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т. д.

За время обучения в школе у всех учащихся накапливается опыт взаимодействия в трудовой деятельности, но этот опыт нередко весьма упрощенный, ассоциируемый с объемом заданий, превышающим силы одиночки. В производственной же деятельности разделение функции в коллективе основано на специальной подготовке, уровне образованности, мастерстве, развитых производственных навыках. Это — деятельность высокой коллективной организации, и приобщение к ней в самых разнообразных формах (через профессиональное обучение, выполнение частичных заданий, включение в соревнование и т.д.) помогает школьникам осваивать новую систему отношений коллективного сотрудничества.

Укрепление связей ученических коллективов с коллективами производственными является одним из важнейших путей развития и укрепления ученических коллективов. Общественно полезная работа в условиях шефских связей с производственными коллективами позволяет учащимся проявить свои способности в организаторской, хозяйственной, общественно-политической деятельности. В процессе организаторской деятельности молодые люди выходят за пределы своих первичных коллективов и имеют возможность проверить свои силы и способности в самой разнообразной социально значимой деятельности.

В укреплении коллективистских связей и развитии коллективистских отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Интересы школьников, особенно в старших классах, в сфере досуга нередко складываются стихийно, и немногие умеют организовывать досуг как плодотворную творческую деятельность. Вот почему влияние коллектива на организацию вокальных ансамблей, коллективов художественной самодеятельности, драматических студий, праздников искусства, тематических вечеров, кружковой и клубной деятельности становится необходимым. Совместное проведение досуга приобщает молодых людей к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

Наиболее исследованными в детском коллективе являются межличностные связи и отношения, основанные на деловом сотрудничестве, объединяющие учащихся как членов одной социально-психологической общности, и отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, заинтересованности, дружбе.

Отношения, складывающиеся в детских объединениях, могут иметь гуманистический, нейтральный или асоциальный характер. Для сложившегося сплоченного коллектива типичен гуманистический характер отношений. Гуманистическая направленность отношений (и деловых, и избирательных — дружеских) организуется через систему связей между детьми и соответствующую организацию их деятельности. [10, с.97]

Это могут быть связи соотнесения, когда сопоставляются успехи разных коллективов в тех или иных видах деятельности, что позволяет членам каждого первичного коллектива осознать свою целостность и характер принадлежности к общешкольному коллективу.

Другие связи носят характер сотрудничества, кооперации, когда несколько первичных коллективов вступают в непосредственные контакты при реализации общей практической задачи.

Третьи – связи шефства, когда коллектив, достигший высоких результатов в решении тех или иных практических задач, взаимодействуя с другим коллективом, передает ему свой опыт, оказывает помощь и поддержку.

Многообразные деловые отношения способствуют установлению разветвленной системы связей, охватывающих всех учащихся школы.

Психологические исследования проблем личности и коллектива, осуществленные под руководством профессора А.В. Петровского, позволили выявить психологическую сущность межличностных отношений, влияющих на развитие групповой активности в коллективе. Было установлено, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру.

Первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости, что проявляется в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместимости, затрудненности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. На этом уровне отношения человека к человеку в коллективе выступают как отношения к участнику совместной социально значимой деятельности, товарищу по работе.

Третий слой (глубинный) образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности: мотивы и цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это образует ядро межличностных отношений, обуславливая развитие групповой активности, ее социально ценную направленность. Диалектическая взаимосвязь социально-психологических явлений внутри каждого слоя групповой активности, а также между ними образует сложную структуру межличностных отношений в коллективе, которая получила название стратометрической структуры.

        Итак, детский коллектив может развиваться только при хорошо сформированном педагогическом общении.

На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации педагогического общения.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что для успешного взаимодействия педагога и учащихся необходимо наличие у педагога следующих педагогических качеств и способностей:

интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность коммуникативные качества;

способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;

гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей детей;

умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами;

способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении;

способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.).

Список использованной литературы

 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др. ; под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва ; Просвещение, 1979. -288с.

Педагогическая психология / Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова. - Москва; Педагогика, 1991. - 480 с.

Психология общения / А.А.Леонтьев - Москва, 1997. – 351с

Трудовое воспитание / А.С.Макаренко - Вступительная статья Л.Ю.Гордина.  –  Москва, Нар. света, 1977. – 219с.

Возрастная психология / В.С.Мухина  - Москва, Академия, 1997. – 144с.

Личность, деятельность, коллектив / ПетровскийА.В.  – Москва, 1982. – 291с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Издательство Питер, 2000. - 560 с.

Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И.Рогов  - Москва: ВЛАДОС, 1996г. -529с.

психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия Учебники, учебные пособия / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин  – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 - 576 с.

Сухомлинский В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. 4-е изд. - Москва: Политиздат, 1982. - 270 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Формирование детского коллектива в системе специального обучения."

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Проектная деятельность как способ формирования детского коллектива.

Диагностика коллектива воспитанников ГПД в ходе осуществления проектной деятельности....

«Проектная деятельность как средство формирования детского коллектива»

Воспитание личности ребенка - это непрерывный процесс, который включает в себя как учебное, так и внеурочное время. В соответствии с воспитательными задачами школы существует многообразие содержания и...

Формирование детского коллектива

В материале представлена методическая учеба для педагогов дополнительного образования по формированию детского коллектива...

Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.

Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...