"Современный урок: как научить учиться."
статья по теме

Софьина Ксения Сергеевна

Мотивация и проблемы в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Интерес -  вечный двигатель всех человеческих изысканий, неугасающий огонь пытливой души.

                        Мотивация и проблемы в обучении.

         Одна из задач, записанных в новых образовательных стандартах, - «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать и использовать разнообразную информацию…».                                                                                                                                              Если попроще - их следует научить учиться. Одной из проблем, заслуживающей особого внимания, является отсутствие интереса к учебе, нежелание ребенка ходить в школу.             Мы пытаемся заставить их учиться: обманом, оценкой, угрозой, привлекательностью процесса, перспективой в будущем. Вопрос "Почему ты учишься?" нередко ставит ребенка в тупик. Ребенок старается уйти от ответа, так как не знает его или не может четко сформулировать, поэтому не случайно за успех учебной деятельности зачастую отвечает ее мотивация.
Мотив - (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека.                                                              Мотивация- побуждение, вызывающее активность и определяющие  его направленность. Мотивация – совокупность побуждений к деятельности.                                              Побудителями к деятельности могут быть: интерес, склонности, ответственность, осознание долга. В учебной  деятельности главное внимание обращается на мотивацию деятельности. Стремление учиться заложено в природе человека.  Как биологическому существу освоение нового опыта необходимо человеку для выживания. Личность имеет две ведущие мотивационные системы: внешней и внутренней мотивации. К внутренним мотивам учения относят обычно собственно познавательные интересы, непосредственную заинтересованность учащегося в реализации процесса и достижении результата учения. Внешняя мотивация ученика ориентирована на оценку и другие формы поощрения и наказания, престижно-лидерские моменты, различные, не относящиеся к самому процессу учения факторы заинтересованности.

Одновременно ясно, что одной из основных задач педагога является повышение в побудительной структуре учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.                    Все побуждения к деятельности можно свести к 4 мотивационным факторам:

Прямой, конечный результат деятельности.

Мотивация вознаграждения.

Подневольное поведение, стремление избежать репрессий.

Привлекательность самого процесса деятельности.

Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса урока. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставиться перед школьниками. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки школьника.

Существует несколько способов формирования мотивации ученика:
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.
- Создание ситуации успеха.
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.                                                        - Использование познавательных и  дидактических игр, игровых технологий.                                 - Вера учителя в возможности ученика.                                                                                                          - Стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию  разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.                                                                                - Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

Так же современный  учитель на своем уроке не должен забывать о формировании познавательного интереса  у учащихся, есть несколько способов:

 -увлеченное преподавание,

      - новизна учебного материала,

      - историзм,

- связь знаний с судьбами людей, их открывших,

- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и   ориентациями учащихся,

- использование новых и нетрадиционных форм обучения,

- чередование форм и методов обучения,

- проблемное обучение,

- эвристическое обучение,

- использование интерактивных компьютерных средств,

- взаимообучение (в парах, микрогруппах),

- тестирование ЗУН,

- показ достижений обучаемых,

- создание ситуаций успеха,

- соревнование,

- создание положительного микроклимата в группе,

      - доверие к обучаемому,

- педагогический такт и мастерство педагога,

- положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,

- гуманизация межличностных отношений и др.

Создание только мотивационной деятельности в учебном процессе, не совсем достаточно.

Для достижения успеха, учитель сам должен постоянно совершенствоваться. Учитель профессионально несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать: предмет изучения, стиль общения с учащимися, образовательную, воспитательную среду и, в конце концов,  самого себя. Секрет профессионального мастерства учителя, заключается в умении контролировать в классе все. Блестящий учитель тот, кто постоянно сам учится, совершенствуется.  В современной педагогике выделяют несколько путей взаимоотношения  учителя с детьми:                                                                                   Отношение учителя к ученику лежит через предмет ( учитель - профессор), через дружбу   ( учитель – друг), через стиль( учитель - артист). От того каким путем учитель идет, зависит освоение материала.

Учитель профессор- 5 % усвоения материала

Учитель друг- 15 % усвоения материала

Учитель артист 80 %

Все три пути имеют право на существования. Современный учитель для достижения наивысшего результата в учебной деятельности использует все три пути. По словам детей, основная причина не заинтересованности их в учебном процессе - это скука на уроке. Современный учитель должен владеть своим голосом, телом, мимикой, это повышает степень увлеченности преподаваемым предметом. То как учитель говорит, называется стилем. У каждого он свой, но безусловно не повторим.

Так же немало важно на уроке создавать ситуацию успеха. Учащиеся любят внимание и похвалу, которые рождают активность и энтузиазм. Противоположную ситуацию могут создать на уроке слова- «убийцы»:

 Что из тебя выйдет, тебе не по зубам это решить, ну уж точно не ты и т.д.                      Учитель должен ориентировать ученика на успех его учебной или творческой деятельности, подбадривать его и сопереживать с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научить учиться

    Самая высокая награда для меня, когда кто-то из детей, услышав звук звонка с урока, удивлённо вскидывает голову: « Урок закончился?  Как быстро!». Значит, им было нескучно, з...

Учимся учиться по-новому (Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС)

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном пр...

Статья "Научиться - учиться"

В статье даются практические советы, как помочь ребенку научиться учиться....

Помогите ребенку научиться учиться

Памятка для родителей....

«Как помочь ребенку научиться учиться»

Поэтому поговорим о том, что нужно делать родителям дома, чтобы помочь ребенку лучше учиться и вести себя в школе. Во-первых, помогите вашему ребенку научиться тому, как следовать указаниям. Во-...

Как научить учиться.

Статья содержит описание авторской технологии формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка....

Научить учиться

В этой статье вы узнаете мои приемы и методы обучения иностранному языку....