Как научить учиться.
статья по русскому языку (5 класс)

Яценко Алла Юрьевна

Статья содержит описание авторской технологии формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_uchitsya.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Как научить учиться.

        

            Применение технологии формирования универсальных учебных действий

                                      в рамках современных образовательных стандартов.

                                                                                                          Яценко Алла Юрьевна,    

                                                                                   учитель русского языка и литературы

                                                                                                     АНОО СПбМШ.

                                                                                                                                                                                                                 

      Основным направлением современной системы образования в целом, и личностно – ориентированного урока в частности, является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В этом случае ученик выступает как активный участник процесса обучения, субъект учебной деятельности.

      Уже ни для кого не секрет, что для успешного результата в любой деятельности важно не только обладать определёнными знаниями, умениями и навыками, но и инструментом для их добывания. То есть, выражаясь языком психологов, необходимо обеспечить наших учеников не только «рыбкой», но и «удочкой» для её добывания.

      В связи со всем вышесказанным перед учителем ставится первостепенная задача: овладеть такими технологиями и методами обучения, при применении которых любой ученик поймёт,  как и с помощью чего он может добывать знания, проще говоря, научится пользоваться предложенной «удочкой».

   Концепция развития УУД разработана на основе системно – деятельностного подхода, а формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволяет повысить эффективность образовательно – воспитательного процесса в школе.

      В составе основных видов формируемых универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных универсальных учебных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные  действия включают:

                 - общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

.

     

 Модель системы УУД    

На рисунке 1(приложение 1) представлена модель системы универсальных учебных действий, демонстрирующая взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов УУД

            Предлагаемая ниже технология формирования УУД является универсальной и надпредметной, может применяться на уроках разных предметных областей по любой современной образовательной программе.

         В основе технологии лежат следующие принципы:

- деятельности;

- непрерывности;

- целостного представления о мире;

- минимакса;

- психологической комфортности;

- вариативности;

- творчества.

        Структура урока при использовании данной технологии выглядит следующим образом:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Осознание и принятие учебной задачи.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.

            Для более успешного формирования УУД в данной структуре

УД я применяю разработанную мною технологию, включающую в себя обозначение этапов урока карточками с определёнными символами:

• Тема урока, изучаемый объект, проблемная ситуация может

обозначаться карточкой №1 «Лупа», рисунок 2 (приложение 2)

          Сталкиваясь на этапе актуализации знаний с проблемной ситуацией или анализируя предложенный учителем материал, учащиеся могут самостоятельно сформулировать тему урока, определить причину, по которой они будут изучать именно эту тему. Здесь же формируется мотивация к деятельности, осознанность её выполнения.

 Таким образом ученик представляет с чем именно он будет работать на уроке, и для чего ему необходимы новые знания.

•     Задачи урока, возникающие в результате работы с темой или на других этапах – карточкой №2 «Восклицательный знак», рисунок 3 (приложение)

          При формулировании задач урока разрабатывается план их решения, определяются учебные действия, необходимые для его реализации.

          Если какую-либо задачу решить не удаётся - она переносится на следующий урок, а на этапе рефлексии делается вывод о том, почему не получилось выполнить всё намеченное и что необходимо сделать для успешного решения задачи в дальнейшем.

  • Успешное решение задач – карточкой №3 «Флаг на вершине горы», рисунок 4(приложение)

         На этапе подведения итогов анализируется весь урок: тема, поставленные задачи, результат их решения.

При выполнении всего намеченного, правильном применении необходимых действий, получении желаемого результата можно говорить и об успешном усвоении темы.

  • Отличное усвоение темы, верный вывод, выход из проблемной ситуации – карточкой №4 «Грамота», рисунок 5 (приложение 5)

Ученики, особенно активно проявившие себя на уроке, самостоятельно выполнившие необходимые задания, подготовившие сообщение, презентацию или сумевшие найти выход из конфликтной ситуации могут быть отмечены отдельно.

  • Возникающие затруднения, нерешённые задачи, ошибки – карточкой №5 «Капкан», рисунок 6 (приложение 6)

   На этапе рефлексии ученики анализируют и оценивают по предложенным критериям свою деятельность или деятельность товарищей, называют трудности, с которыми столкнулись, количество ошибок, сложные задания, ещё раз уточняют,  какие действия им будут необходимы при выполнении домашнего задания.

В течение урока карточки с условными обозначениями вывешиваются на доске, около них можно выставлять количество задач, записывать фамилии отличившихся учеников, отмечать шаги выхода из затруднения, алгоритмы действий и т.д.

        Карточка №1 «Лупа» не меняется на уроках обобщения и закрепления материала по изучаемой теме. Однако, на уроках одного раздела, но разных тем, каждый раз появляется рядом с записанной темой.

           Карточка №3 «Флаг не вершине горы» может быть вывешена только на последнем уроке по теме, если задачи на первом уроке по теме были сформулированы таким образом, что полное их решение осуществилось на завершающем этапе.

        Система использования этих карточек позволяет учащимся лучше воспринимать структуру, форму и содержание урока, осознавать и оценивать деятельность и работу других учащихся, вырабатывать внутренний контроль, саморегуляцию и самостоятельность. Если на первых этапах технологии формирования УУД работа осуществляется под руководством учителя, то постепенно учащиеся переходят к самостоятельной формулировке задач урока, характеристике своей деятельности и результатов по предложенным критериям, определении затруднений и путей из решения.

          Как показывает практика, ученики, обучающиеся с применением вышеописанной технологии, испытывают меньше затруднений при переходе из начального звена в среднее, у них сохраняется устойчивый интерес к учебной деятельности, они умеют организовывать свою деятельность не только в учебное, но и внеурочное время.

          Все перечислено позволяет говорить об эффективности применения технологии формирования УУД и её актуальности в настоящее время.

Данная технология представлена в приведённом ниже описании урока по русскому языку в 5 классе.

  Урок по русскому языку во 5 классе (учебник под редакцией  Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской)

                      

Тема урока: Слово и его лексическое значение.

Цель урока:

Познакомить с общим представлением о лексическом значении слова.

Задачи:

  •  Развивать умение пользоваться толковым словарём.
  •  Формировать умения различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова
  •  Учить отличать лексическое и грамматическое значения слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • находить в толковом словаре необходимую статью, понимать принципы её составления
  • указывать лексические и грамматические значения слов
  • разъяснять лексическое значение слов разными способами

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу, стремиться её выполнить и оценивать степень её достижения
  • Извлекать информацию из текста учебника и словарной статьи
  • Работать в группе: представлять изученный материал, отвечать на вопросы по теме

Личностные:

  • Проявлять творческий подход к выполнению заданий
  • Определять личностный смысл учения
  • Проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Оборудование:

  • Карточки технологии формирования УУД.
  • Толковые словари.
  • Карточка с определением понятий: лексикология, лексика, лексическое значение слова.     

         

                                     Ход урока

        

Этапы:

  1. Организационный.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, правильной посадки за партой.

      2.Работа со словами из словаря (переход к мотивации и целеполаганию).

           На доске столбик слов, по мере заполнения словаря, учащиеся отвечают на вопрос:  «Что можно нарисовать?» и у каждого слова вывешивается соответствующая картинка.

 Разделение понятий предмет и слово, его называющее.

Вывод: Всё, что нас окружает можно назвать словом, но почему мы понимаем, что имеется ввиду?

-Это происходит благодаря тому, что у слова есть значение.

3. Сообщение темы урока ( около записи темы вывешивается карточка №1 с лупой) – предмет исследования - слово и его лексическое значение!.

4. Формулирование задач урока (карточка №2 с восклицательным знаком).

  • Узнать, что такое лексическое значение слова.
  • Научиться самостоятельно его определять.

-для чего необходимо умение определять значение слова?

(чтобы понимали тебя, а ты понимал других).

5. Решение первой задачи, организация познавательной деятельности.

  Групповая работа: извлечение необходимой информации из предложенного теоретического материала.

В результате исследования ученики должны сделать вывод о том, что такое словарный состав языка, лексикология, лексика и лексическое значение слова.

Предварительно карточки с названием терминов вывешиваются на доске.

Все выводы записываются и представляются одним учеником от группы.

6.Первичное закрепление.

Определение значений  слов из упр. 320 учебника. Возникновение проблемной ситуации - не знаем историю происхождения слова, сами не можем сформулировать значение.

7. Решение второй задачи.

 Знакомство с толковым словарём, порядком записи слов, словарной статьёй.

Работа с определением значения слов по словарю в парах.

Вывод: чтобы узнать лексическое значение можно воспользоваться толковым словарём или историей происхождения слова!

8. Физкультминутка.

 - Почему понимаем друг друга - благодаря тому, что у слов есть лексическое значение.

- Узнайте слово по его значению (учитель кидает мяч, называет лексическое значение, ученик называет слово).

9. Вторичное закрепление (включение нового знания в имеющуюся систему знаний).

Самостоятельная работа с упр.322 сопоставление лексического и грамматических значений слова.

10. Организация познавательной деятельности, самостоятельное составление словарной статьи.

Знакомство с различными способами составления словарной статьи (изучение теоретического материала).

Каждая пара учащихся составляет словарную статью по одному из изученных способов с опорой на образец, упр. 325

Представление результатов, обсуждение и рекомендации.

11. Подведение итогов (карточка №3 флаг).

  • Тема урока.
  • Задачи урока.
  • С какими справились?

12. Рефлексия (карточка №4 капкан).        

    Оценивание своей работы, затруднения, возникающие в течение урока, способы их преодоления.

     Награждение наиболее активных учащихся, или выполнивших работу без ошибок, самостоятельно и т.д.(карточка № 5 грамота).

13. Вариативное домашнее задание.

       1) Учебник стр.133, 135- выучить определения и способы разъяснения лексического значения слов.

      2).Упр. 326 (базовый уровень)

      3)Упр. 327 (повышенный уровень)

      4). Творческое задание (составить кроссворд со словарными словами, используя толкование слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современный урок: как научить учиться."

Мотивация и проблемы в обучении....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ?"

Конспект и презентация беседы с родителями....

Научить учиться

    Самая высокая награда для меня, когда кто-то из детей, услышав звук звонка с урока, удивлённо вскидывает голову: « Урок закончился?  Как быстро!». Значит, им было нескучно, з...

Статья "Научиться - учиться"

В статье даются практические советы, как помочь ребенку научиться учиться....

Помогите ребенку научиться учиться

Памятка для родителей....

«Как помочь ребенку научиться учиться»

Поэтому поговорим о том, что нужно делать родителям дома, чтобы помочь ребенку лучше учиться и вести себя в школе. Во-первых, помогите вашему ребенку научиться тому, как следовать указаниям. Во-...

Научить учиться

В этой статье вы узнаете мои приемы и методы обучения иностранному языку....