Главные вкладки

    Материал (7 класс) по теме:
    Судьба и родина едины

    Социальный проект "Люблю свою малую Родину!", в котором участвовали ученики 6 - 7 классов МБОУ СОШ №22 села Соленого.

    Цель: формирование у учащихся осознания своей сопричастности к истории большой и малой Родины.

     

    Задачи:

    - ознакомление с историей села, топонимикой его окрестностей;

    - участие в подготовке общешкольных мероприятий;

    - накопление иоформления материалов для работы с молодёжью по нравственно-патриотическому воспитанию;

     

    - осмысление неразрывной связи страниц истории своей малой Родины с сегодняшним днем;

    - развитие интереса к истории возникновения родного села посредством исследования топонимики его окрестностей;

    - развитие навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 22 села Соленого

    муниципального образования Мостовский район

    Единый Всекубанский проект

     «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ!»

    Социальный проект

    «Люблю свою малую Родину»

    Направление: топонимика окрестных мест села Соленого.

    Руководители проекта:

    классный руководитель 6 класса

    Итапин Геннадий Сергеевич,

    классный руководитель 7 класса

    Покас Татьяна Дмитриевна.

    Май, 2012 год.

    Обоснование значимости проекта.

    Праздник Последнего звонка 25 мая 2012 года организован как Единый Всекубанский проект под девизом «Судьба и Родина едины!» 2012 год объявлен Президентом Российкой Федерации Годом российской истории. Идеями проекта стали знаменательные даты в истории нашего Отечества:

     - 1150-летие с момента зарождения российской государственности;

     - 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года;

     - 75-летие образования Краснодарского края;

     - 100-летие образования села Солёного.

    Столетнему юбилею нашей малой Родины – села Соленого – посвящен настоящий проект, который носит название «Люблю свою малую Родину» и его направление – топонимика окрестных мест села. Соленое – отдаленный уголок Краснодарского края, находится в юго-восточной части Мостовского района, на границе с Карачаево-Черкесской Республикой. Оно расположено в живописном месте у подножия гор Шахан, на высоте  восьмиста метров над уровнем моря и занимает площадь около восьми квадратных километров.

    Эти красивейшие места с уникальной природой были обжиты горцами еще в 15 веке. Неказачьих поселений, каковым является село Соленое, на Кубани совсем немного. Зародившись, как охотничья вотчина князя Сергия Львова в конце 19  столетия, к 1903 году с приездом около 20 семей из Харьковской губернии оно стало хутором Соленым по имени сероводородного источника, что находится вблизи села. По сведениям краевого архива статус села поселению был дан лишь в 1912 году. Этот год и является официальной датой основания села.

    Жизнь на селе  всегда была тяжелой, но вопреки трудностям, село живет. Живописные места в окрестностях села привлекают туристов, любителей активного отдыха, охоты, рыбалки. Приезжие называют эти места «Маленькой Швейцарией» за первозданную красоту лесов, гор, рек.

    Участвуя в подготовке и реализации данного социального проекта «Люблю свою малую Родину», предполагается ответить на вопрос: «Как связана история села Соленого с названиями окрестных мест?».

    Цели и задачи проекта.

    Цель: формирование у учащихся осознания своей сопричастности к истории большой и малой Родины.

    Задачи:

     - ознакомление с историей села, топонимикой его окрестностей;

    - участие в подготовке общешкольных мероприятий;

     - накопление иоформления материалов для работы с молодёжью по нравственно-патриотическому воспитанию.

    Участники проекта.

    Учащиеся 6 и 7 классов, педагоги МБОУ СОШ № 22, родители, жители села Соленого.

    Механизм реализации проекта.

    Реализовать данный проект предполагается в рамках подготовки к Единому Всекубанскому классному часу «Судьба и Родина едины!» 25 мая 2012 года. Основной формой работы будет поисковая работа по сбору материала о топонимике окрестных мест.

    Этапы реализации проекта.

    1 этап – подготовительный (21мая – 24мая 2012 года).

    Составление подробного плана работы над проектом, распределение ответственных (идейный вдохновитель, сценарист, фотограф, ведущий);  сбор и систематизация материалов об истории селаСоленого: изучение архивных материалов, публикаций в газетах, поисковая работа «Следы пребывания горских племен в топонимике географических объектов»,  встречи со старожилами села; подготовка презентации.

    2 этап -  основной (25 мая 2012 года).

    Участие в общешкольной линейке, посвящённой празднику Последнего звонка, презентация проекта на Едином Всекубанском классном часе «Судьба и Родина едины!», подведение итогов.

    Ожидаемые результаты.

     - Нравственное и физическое оздоровление подростков и молодёжи села.

     - Воспитание патриотизма в молодёжной среде.

     - Приобщение молодёжи к историческим ценностям.



    Предварительный просмотр:


    Единый Всекубанский классный час

    «Судьба и Родина едины!»

    (Слайд 1)

    Цель: презентация результатов проектной деятельности учащихся 6 и 7 классов по теме «Люблю свою малую Родину».

    Задачи:

    - осмысление неразрывной связи страниц истории своей малой Родины с сегодняшним днем;

    - развитие интереса к истории возникновения родного села посредством исследования топонимики его окрестностей;

    - развитие навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.

    Подготовка: презентация итогов проектной работы учащихся; фото примечательных окрестных мест; раздаточный материал к третьей части классного часа (рефлексии); домашние задания для поисковой работы учащихся (подготовка сообщений-сочинений об истории возникновения названий окрестных мест села Соленого); мультимедийный проектор; компьютер; стенд на тему проектной работы.

    Ход классного часа:

    Вводная часть.

    Ведущий 1. Сегодня  на всей территории Кубани в школах проводится Единый Всекубанский классный час под девизом «Судьба и Родина едины!».

    Ведущий 2.2012 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом российской истории. Идеями классного часа стали знаменательные даты в истории нашего Отечества:

     - 1150-летие с момента зарождения российской государственности;

     - 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года;

     - 75-летие образования Краснодарского края;

     - 100-летие образования села Солёного.

    Ведущий 1. (Слайд 2) Самой природой уготована селу Соленому судьба одного из прекраснейших поселений Кубани, которая давно не только «житница» и «здравница». Она все в большей степени оправдывает еще одно бытующее в народе определение: жемчужина России. Приятно осознавать, что родился, растешь или проживаешь в замечательном селе, являющемся частичкой этой жемчужины. И мало только гордиться этим. Славу «жемчужины» надо поддерживать. Это наша общая обязанность, дань уважения тем, кто создавал эту славу. Особая роль в этом принадлежит кубанской молодежи, в том числе и вам, дорогие друзья. Ведь вы растете патриотами России, патриотами Кубани, а, значит, и патриотами своей малой Родины – села Соленого.

    Ведущий 2.Каждый из вас своими поступками и своим трудом может и сегодня прославить родную землю. Это ярко показали результаты проектной деятельности.

    Ведущий 1. Вы подготовили сообщения, сказки, легенды о примечательных местах в окрестностях села Соленого.

    Ведущий 2. Сейчас каждому из вас предстоит познакомить присутствующих с результатами свое поисковой и творческой деятельности. На слайдах презентации вы увидите знакомые окрестности села Соленого. И по каждому из них мы послушаем интересные истории и легенды.

    Основная часть.

    Происходит знакомство учащихся с историей названия примечательных мест окрестностей села, в ходе которого ребята представляют всеобщему вниманию подготовленные творческие домашние задания по каждому из названий, а также совершают «виртуальное путешествие» по указанным окрестностям с помощью фотографий отдельных окрестных мест, которые необходимо соотнести с их правильным местоположением на топографической карте.

    Ребята после представления легенды наклеивают фотографию на необходимое место, выделенное на карте белым прямоугольником.

    1.Гора Мечеть. (Слайд 3)

    Гора получила свое название из-за развалин горской мечети, которая стояла у её подножья (И. Багма«Рукопись»). Впрочем существует обоснованное мнение, что в мечеть, во времена Мухамед Амина, был переделан аланский христианский храм (И. Г. Зорин). Это подтверждается находками с христианской символикой, а также и тем, что абазины по вероисповеданию придерживались язычества.Некоторые сельские жители называют Мечеть Иверской горой,  так как существует устойчивое поверье, что на её вершине солёновцы видели образ Божьей Матери. И этот образ в точности совпадает с иконой Иверской Божьей Матери.(С легендой Мечети знакомятся учащиеся класса).

    2. Гора Шахан. (Слайд 4)

    Гора Шахан представляет из себя горный массив между Большой и Малой Лабой.  Название, скорее всего, происходит от абазинского слова «ШIахъа» ― «лицо» (А. Н. Генко, с.90), употреблённого в особой устаревшей форме местного падежа: ШIахъаны ― «на лице» или «в лицах». (А. Н. Генко, с. 122);

    Из села Солёного на склоне 3-его Шахана, действительно, заметно огромное, взирающее на окрестности лицо.

    Но возможен и вариант, что название горного массива происходит от абазинского «хъа» (А. Н. Генко, с. 76) ― «голова, вершина»: Шахъаны ― «на разделённой голове» (А. Н. Генко, с. 75); ШIахъаны ― «на голове» (А. Н. Генко, с. 77). (С легендой горы Шахан знакомятся учащиеся класса).

    3. Гора Семиколенка. (Слайд 5)

    Гора в окрестностях села Солёного.

    Не имеет четко выраженной вершины, что и дало ей название. Однако существует мнение, что гора названа так из-за того, что прежде, чем подняться на вершину, надо пройти семь поворотов по дороге-серпантину.

    (С легендой Семиколенки знакомятся учащиеся класса).

    4. Ахмет-гора. (Слайд 6)

    Нависающий над рекой Большая Лаба массив скалистого хребта. Название горы происходит от имени собственного. Во времена освоения турками Западного Кавказа, храбрый абрек Ахмед с товарищами долго не давал покоя неприятелю. Из своего неуловимого убежища он наносил по нему быстрые и ощутимые удары по чужеземцам. Однако Ахмеда всё же выследили. И когда не оставалось надежды, тот, накинув на глаза коню плащ, бросился со скалы. Твёрдый А. В. приводит аналогичную историю, не указывая на врагов Ахмеда (Твёрдый с. 44). И.Багма же в своей рукописи говорит о противостоянии Ахмеда и русских.

    (С легендой Ахмет-горы знакомятся учащиеся класса).

    5. Гора Круглик. (Слайд 7)

    Гора в окрестностях села Солёного.

    Название  дано из-за необычной  формы. Со стороны села гора имеет вид правильной полусферы.

    (С легендой Круглика знакомятся учащиеся класса).

    6. Река Андрюк. (Слайд 8)

    Происхождение и смысл названия не ясны. В литературе указывается связь со старым русским словом «одрец» ― «сноповозилка» (Чучмай Г. Т., с. 60; Твёрдый А. В. с. 34). Однако существует письменные свидетельства о том, что название реки Андрюк восходит ещё к коренным народам этой местности. В частности следует упомянуть «Воспоминания кавказского офицера» Ф. Ф. Торнау, где автор, предлагая читателю статистические данные по горцам Западного Кавказа за 1835 год, в числе прочих, не обходит стороной и зависимое от бесленеевцев малочисленное абазинское племя Кызылбек, которое обитало «… между Большой и Малой Лабою, на речке Андрюк…». Название, скорее всего, происходит от абазинского слова «андара» ― «ограждение» (Твёрдый с. 70, 90), употреблённого в форме единственного падежа: АндаракI ― «одно какое-то ограждение» (А. Н. Генко с. 118, 125). (С легендой реки Андрюк знакомятся учащиеся класса).

    Ведущий 1. Легенда о водопадах. (Слайд Вверх к истоку реки Андрюк по пути встречается большое количество водопадов, различных по высоте, ширине и форме падения воды. Самые крупные из них находятся на расстоянии 7-10 километров от села Соленого. Перед первым крупным водопадом, имеющим форму и структуру двойной струи, перегороженной каменным массивом, можно встретить огромный утес высотой около 200 метров. Согласно легендам, к этому утесу в давние-давние времена был прикован титан Прометей.

    Верные слуги громовержца Зевса – Власть и Сила – схватили Прометея и увели в далекую горную страну. Здесь в труднодоступном месте угрюмой теснины он был прикован богом огня и кузнечного дела Гефестом к одной из скал.

    Против скал поднималась гора теснины. На ее вершине находилось жилище языческого бога Окхына, которого охраняли огромные, свирепые орлы. Пернатая стража день и ночь сидела на самой высокой вершине скалы. Зевс повелел Окхыну, чтобы он ежедневно посылал к прикованному Прометею самого сильного и кровожадного из своих орлов. И пусть тот острыми когтями разрывает ему грудь и выклевывает ему печень.

    Шло время. Прометей стойко переносил ужасные мучения. Никто не оказывал помощь Прометею, боясь поплатиться своей жизнью за это. И лишь самая красивая и самая добрая из девушек побережья – юная Агура – не испугалась угроз Окхына. Она решила облегчить страдания Прометея. Собрав узелок с едой и питьем, она, сказав родителям, будто идет к родственникам в соседний аул, в действительности отправилась к скалам Прометея.

    Агура приходила к Прометею много раз. Она не только кормила и поила его, но и подолгу беседовала с ним, пела ему песни в утешение. Пока одну из песен не услышал Окхын. За свою доброту девушка поплатилась жизнью.

    По приказу Окхына Агура была сброшена в ущелье. Ударившись о землю, она обратилась рекою и с тех пор несет свои слезы чистой реки по руслу и камням к самому Черному морю.

    7. Река Кызыл-Бек. (Слайд 9)

    Река, правый приток р. Андрюк.

    Название реки происходит от названия абазинского племени Кызылбек, занимавшего до 1861 бассейны рек Андрюк, Кызылбек, и водораздел между Малой и Большой Лабой. Само же племя именовалось в честь некоего князя Казбека.  (С легендой реки Кызыл-Бек знакомятся учащиеся класса).

    8. Урочище Котёл. (Слайд 10)

    Лесистая местность примерно в 9 километрах от села Солёного, по днищу которого проложила свое русло река Андрюк. Название урочища происходит от необычной формы данной местности: с вершины хребта Ахызырта она выглядит как пологий сосуд, напоминающий пиалу, котел. Существует мнение, что Котлом урочище еще называется из-за золотого прииска, находившегося здесь во времена основания села. Чистые воды Андрюка в недрах песка, камней и леса вымывали золотые самородки, которые «оседали на дне котла». (С легендой Котла знакомятся учащиеся класса).

    9. Гора Хацавита. (Слайд 11)

    Гора в окрестностях села Солёного. Самая высокая точка в его окрестностях – 1994,4 метров. В основе названия предположительно лежит абазино-абхазское  мужское имя Хаца  ― «мужчина, герой» (Инал-Ипа Ш. Д. с. 30), суффикс «тIвы» (А. Н. Генко с. 78) ― «принадлежащий» и частица «та» (А. Н. Генко с. 75) ― «находиться в чём-либо». Можно предположить, что название горы означает ― «место Хаца», возможно этот человек когда-то пас скот на альпийских лугах этой горы. Местное название – Малая Джинтá – имеет также абазинскую этимологию, где джин - «дух», «демон», а частица  «та» ― «находиться в чём-либо» ― «место духов». Также можно допустить, что в основе названия лежит черкесское «жъынтыу» ― «ночной демон», «филин», «сова» (Твёрдый с. 44).

    (С легендой Хацавиты знакомятся учащиеся класса).

    10. Солёный родник. (Слайд 12)

    Небольшой источник, правый приток реки Кызыл- Бек. Получил своё название из-за солёных минеральных вод, выходящих на его поверхность. Источник издревле использовали для выпаривания соли и лечения артроидных заболеваний. Солёный родник послужил причиной названия населенного пункта, находящегося рядом с ним в паре километров  – села Солёного.

    (С легендой Солёного родника знакомятся учащиеся класса).

    11. Батарейная гора. (Слайд 13)

    Бугор, на котором сейчас расположен пост ДПС. Во время последнего этапа в освоении Кавказа (1861 ― 1864 гг.) это опорный пункт русских войск. На бугре стояла пушечная батарея, контролирующая долину реки Кызыл–Бек и перевал в долину реки Большая Лаба. Отсюда и происходит его название.

    (С легендой Батарейной горы знакомятся учащиеся класса).

    12. Река Угольная. (Слайд 14)

    Небольшая речка, левый приток реки Андрюк. Берёт начало с Угольного бугра – бугра в окрестностях села, на котором  жгли древесный уголь для разнообразных практических нужд. Отсюда и её название.

    (С легендой реки Угольная знакомятся учащиеся класса).

    Заключительная часть (рефлексия).(Слайд 15)

    По окончании презентации учащиеся производят самооценку и самоанализ участия в проектной работе. Здесь используется методика «Незаконченное предложение». Ребята письменно отвечают на вопросы раздаточного материала.

    IV. Информационная база.

    1. http://budetinteresno.info/toponim/i_e-n.htm

    2. http://sitemostov.ru/gallery/ssolenoe/

    3. http://hsite.h14.ru/history/kurtur.php

    4. http://www.postcrossing.com/postcards/RU-800424/

    5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

    6. http://google.ru/

    7. Чучмай Г.Т. «Тайна географических названий. География Краснодарского края». 2-е изд., испр. и доп. – Краснодар: Кубанский учебник, 2000. – 144 с.

    8. «Родная Кубань. Страницы истории: книга для чтения» / Под ред. проф. В.Н.Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2003. – 216 с.

    9.«Топонимика окрестностей села Солёного». Научно-исследовательский проект. Краевая научно-практическая конференция школьников «Эврика». Роговая Л. В., МОУ СОШ №22, село Соленое.

    10. Благодарность за помощь в сборе материала классного часа: ученице 9 класса МБОУ СОШ №22 Роговой Лидии Владимировне; учителю истории и обществознания МБОУ СОШ №22 Роговому А. В.; учителю географии МБОУ СОШ №22 Штельмах В. П.; учителю химии и физики МБОУ СОШ №22 Трутневу В. Н.

    Раздаточный материал «НЕЗАКОНЧЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    Закончите, пожалуйста, предложения, связанные с ассоциациями вашего участия в проекте «Судьба и Родина едины!»:

    Благодаря участию в социальном проекте я научился(ась), узнал(а), ознакомился(ась), почувствовал(а), выяснил(а), понял(а) ___________________________________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    На проекте я был(а) ________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В результате участия в проекте я хочу (я могу, я планирую, я мечтаю) ______________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    На проекте я впервые в жизни ________________________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Фамилия, Имя, класс _______________________________________________________________________


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Судьба и Родина едины! Единый Всекубанский классный час на тему «Люблю свою малую Родину» Проект подготовили : Г. С. Итапин, кл. руководитель 6 класса МБОУ СОШ №22 Т. Д. Покас, кл. руководитель 7 класса МБОУ СОШ №22 25. 05. 2012

    Слайд 2

    Единый Всекубанский классный час на тему «Люблю свою малую Родину» Направление: топонимика окрестных мест села Солёного.

    Слайд 3

    гора Мечеть

    Слайд 4

    гора Шахан

    Слайд 5

    гора Семиколенка

    Слайд 6

    Ахмет-гора

    Слайд 7

    гора Круглик

    Слайд 8

    река Андрюк

    Слайд 9

    река Кызыл-Бек

    Слайд 10

    урочище Котёл

    Слайд 11

    гора Хацавита

    Слайд 12

    Солёный родник

    Слайд 13

    Батарейная гора

    Слайд 14

    река Угольная

    Слайд 17

    Легенда о водопадах

    Слайд 18

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Всекубанский классный час "Судьба и Родина-едины!"

    Классный час в 10 классе - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной жизненной позиции, своего отно...

    Судьба и Родина - едины

    Презентация представляет материал к Всекубанскому классному часу по данной теме....

    Классный час : "Судьба и Родина едины!" 11-й классы

    Цели:выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;сформировать у школьников понятия и представления, связа...

    презентация к Классному часу : "Судьба и Родина едины!" 11-й классы

    Цели:выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;сформировать у школьников понятия и представления, связа...

    Сценарий единого классного часа на тему «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ»

    Сценарий единого классного часа на тему «СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ»...

    Единый Всекубанский классный час по теме_СУДЬБА И РОДИНА ЕДИНЫ_для учащихся 9-11 классов

    Цель классного часа: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край,       своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной ...