Ситуационный час и организационно-деятельностные игры при работе с классом
классный час на тему

Мамыкина Татьяна Алексеевна

Ситуационный час и организационно-деятельностные игры как  одни из новых форм проведения классных часов.  Чтобы ребёнок что-то осознал, нужно заставить его это пережить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon материал для выступления78.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Ситуационный час и личностно-деятельная игра как основные формы воспитательной работы с классом.

 Мамыкина Татьяна Алекеевна,

учитель ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Воротнее

 муниципального района Сергиевский

 Самарской области

     Часто, общаясь между собой, мы неустанно повторяем, что  нравственное воспитание молодежи оставляет желать лучшего, при этом родители обвиняют школу, а школа – родителей. Именно поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России в рамках стандарта становится подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований общества, что будет способствовать формированию устойчивых нравственных качеств личности школьника. Воспитание детей – это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом.

 Неоспоримый факт, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образовательного учреждения. В последние два десятилетия  все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, которые активно пропагандируются многочисленными каналами телевидения.  Именно поэтому в основу новых стандартов заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Они ориентируют нас, педагогов и  родителей, вместе обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание детей, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу, поэтому  предполагают несколько иные формы и методы организации воспитательной работы с детьми.  От того, что мы вложим в душу ребенка, подростка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. 

Воспитание   начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть «встроенным» в какую-либо систему.    Но воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е.  того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

 Всякое поколение отличается от предыдущего.  Современные дети отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что "никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети".  Начинаю свою работу  с детьми всегда с ротации ценностей (беру за основу ценностной подход).  Предлагаю расставить приоритеты: семья,  дружба, материальные блага,  любовь, культура,  власть, труд, товарищество, свобода,  и от полученных результатов  начинаю выстраивать воспитательную систему  классного коллектива и отдельной личности.

 В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина, в которой ведущим методом является ситуационный классный час.    Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать, влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.

    Ситуационный классный час планируется и проводится в зависимости от возникшей ситуации, проблемы, конфликта, носит ситуативный характер.

На этих классных часах широко применяю метод литературно-художественного моделирования – любые явления иллюстрируются на примере образов героев детской литературы и ситуаций, в которых эти герои оказывались.

 Тематика ситуативных часов:

  1. Поведение на перемене
  2. Правила обязательные для всех
  3. Взаимоотношения мальчиков и девочек
  4. Поговорим о доброте
  5. Просто так
  6. Друг- это…
  7. Почему люди ссорятся?
  8. Что значит быть внимательным (вежливым)?
  9. Мой внутренний мир.
  10. Учитесь властвовать собою…

Через различные формы деятельности  (решение проблемы,  тренинги, тематическое рисование, диагностические игры и т.д.) дети овладевают приёмами   внимания, самовоспитания, саморегуляции эмоциональной и волевой сфер, идёт формирование таких качеств, как эмпатия, толерантность, терпимое отношение   друг к другу.

          В подготовке и проведении тематического классного часа  активное участие принимают дети, родители.    Ребята  учатся находить причины успеха и неудач, оценивают свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

Вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что игры занимают не последнее место в нашей жизни. С детства они готовят нас к вступлению во взрослую жизнь. Существуют игры и для детей,  и для взрослых.   Наряду  ситуационным часом важное внимание уделяю личностно-деятельным играм (или организационно-деятельностным играм), основоположник  Георгий Петрович  Щедровицкий.        Участник   сам создает для себя необходимые знания в процессе игры и переживает собственные мучительные поиски, напряжение, открытия. В процессе игры   участник попадает в кризисы и выкарабкивается из них, натыкается на непонимание и невозможность донести свою мысль и вынужден найти, открыть для себя новые выразительные средства и новые для себя способы общения. Как известно, можно забыть то,   что ты услышал от других, но почти невозможно забыть то, что ты  создал сам.  Правила проведения игр  заставляют систематизировать свое мышление, замечать свои ошибки и искать нестандартные ходы в процессе решения. Объектом   может быть любая проблемная ситуация.

Примеры  постановки проблемы:

  1. Как искоренить сквернословие?
  2. Чтение – увлечение, необходимость, наказание?  
  1. Почему меня не понимают ?  
  2.  Как научиться легко запоминать?

Ситуационно-деятельностные игры  – одна из возможностей организации проживания  детьми  вместе с родителями  проблемных  ситуаций действия с последующим рефлексивным анализом .  Задача этой технологии – организация коллективной интеллектуальной деятельности, которая помогает участникам   освоить новые способы деятельности с анализом последствий и не просто отработать набор правильных операций, но и научиться действовать в нестандартных ситуациях. Один из эффективных приемов – обмен ролями.  В таких  играх обязательно участие   родителей. Мы должны помнить, что семья является первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной средой. Именно в семье он приобретает доверительные отношения и любовь к окружающим, у него целенаправленно формируется познавательная творческая активность в предметных, сюжетных и ролевых играх. Хорошая семья создает атмосферу для свободного творческого развития ребенка. Именно здесь впервые формируется отношение человека к себе: его самооценка на основе оценки взрослых, которая становится впоследствии основой его личностного становления. Новые стандарты призывают учителя воспитывать у ребенка любовь к своей семье. Но думается, что эта любовь воспитывается, прежде всего, самой семьей, всей системой семейных отношений.
Использование этих форм ведёт к  личностному  развитию – готовности  и способности  учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - "становиться лучше"; формирование ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, критичности к своим собственным намерениям, мыслям и поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости.

Если воспитательная работа в  классе способствует  развитию  у детей мотивации к познанию и творчеству, содействует их личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, то можно смело утверждать о качестве и результативности  системы воспитания.

    Результаты   сформированности  мультикультурных отношений:

 Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении.     Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы.

Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно – деятельностная игра «Выборы в Бесединской стране»

Организационно – деятельностная игра «Выборы в Бесединской стране»была разработана и проведена в апреле 2008 года, в рамках предвыборной компании для активизации процесса выборов Президента РФ -...

Организационно-деятельностная игра

Конспект занятия для старшеклассников...

Мои права и права других людей (организационно-деятельностная игра)

Мои права и права других людей(организационно-деятельностная игра)...

Сценарий организационно-деятельностной игры "Учусь быть гражданином"

Цель игры – формирование  осознанного понимания необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства через выборы, формирование активной и ответственной гражданской позиции подрост...

Организационно-деятельностная игра «Включение педагогических работников в процесс внедрения ФГОС ООО»

Презентация к педсовету по теме "Организационно-деятельностная  игра «Включение педагогических работников в процесс внедрения ФГОС ООО»...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ПЕДАГОГА

Тема методического мероприятия: «Формирование компетенций учителя как средство повышения качества образования».Форма: организационно-деятельностная игра (ОДИ) по профессиональном...