Диагностика взаимоотношений в классном коллективе
статья по теме

Драгунова Елена Юрьевна

С целью диагностики взаимоотношений учащихся класса можно применить методику социометрического обследования коллектива на наличие дружеских взаимосвязей.

Данная методика опубликована в журнале "Справочник классного руководителя" в 2012 году

Метод диагностики дружеских связей наряду с другими диагностическими методами (анализ изменения успеваемости, анализ изменения запросов, частоты участия в делах класса, подвижности нервной системы, типа нервной системы и др.) принципиально влияет на характер работы с коллективом, помогая лучше понять подростков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_vzaimootnosheniy_v_klassnom_kollektive.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика взаимоотношений в классном коллективе

Автор:  Мартемьянов В.В. 

Источник:  Справочник классного руководителя, №10, 2012 г. 

Номер журнала:  №10 (октябрь) 


 

С целью
диагностики взаимоотношений учащихся класса можно применить методику социометрического обследования коллектива на наличие дружеских взаимосвязей. Три раза в год - в сентябре, январе и мае - ребятам предлагается заполнить анкету, где они указывают фамилии троих одноклассников, которых считают или хотели бы считать своими друзьями.

По результатам анкетирования строится таблица взаимных выборов (
рис. 1), графы дружеских связей, рассчитываются три параметра состояния коллектива.

Фамилия

1

2

3

4

...

23

24

25

1

Иванов

 

х

х

х

 

 

 

 

2

Петров

 

 

 

х

х

 

 

х

3

Сидоров

х

 

 

х

 

 

х

 

4

Михайлов

 

 

х

 

х

 

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

 

х

 

х

 

 

х

 

24

 

х

 

х

х

 

 

 

 

25

 

 

х

 

х

х

 

 

 

Сумма выборов

2

3

3

6

3

-

2

2


Рис. 1. Пример таблицы взаимовыбора 

Напротив каждой фамилии ученика ставятся три крестика под теми номерами, которые он выбирает в анкете. Например, Иванов выбирает Михайлова (№ 4), Петрова (№ 2), Сидорова (№ 3). После заполнения таблицы выявляются взаимные выборы (Иванов назвал Сидорова, Сидоров - Иванова), и крестики соединяются сплошной линией. Это взаимовыбор. Далее по вертикали подсчитывается число выборов каждого участника анкеты (Иванова выбрали 2 ученика - у него 2 выбора, Петрова выбрали 3 ученика - у него 3 выбора и т. д.). Это число выборов ученика, его личный рейтинг в дружеских связях в классе. Подсчитывается общее число взаимовыборов по всему классу.

Следующий этап работы - построение графиков дружеских связей. В данной
методике выделено три круга общения:
1. Число выборов 1-2.
2. Число выборов 3-5.
3. Число выборов 5 и более - "звезды".

За кругами общения оказываются "изгои" - обучающиеся, которых никто не выбрал.

Кружками с фамилиями на поля общения выносятся все ребята класса в зависимости от числа выборов (рейтинга). Затем сплошной линией соединяются фамилии (или номера из списка) ребят, имеющих взаимовыборы, пунктирной - однонаправленные выборы (рис. 2).

Далее рассчитываются следующие параметры.

Индекс изолированности (ИИ): процент ребят, оказавшихся за кругом общения, тех, кого никто не выбирает. Это потенциальные "изгои", требующие особых педагогических усилий.




Индекс рассчитывается по формуле:


Индекс большего выбора (ИБВ): уровень благополучия в коллективе, индекс выбираемости. Рассчитывается по формуле:



Коэффициент взаимности выборов (КВ): доля взаимных выборов среди всех возможных в данном коллективе. Это индекс тесноты дружеских связей в коллективе. Рассчитывается по формуле:



КВ может достигать максимум 45% для группы в 25 чел. (для группы 29 чел. -максимум 52%). Оптимальный показатель - 30% и более.

ИБВ - если этот показатель больше 1 - результат хороший. Чем показатель выше - тем лучше. Величина значительно меньше 0,5 говорит о слабом развитии дружеских связей в коллективе.

ИИ должен стремиться к 0. То есть в классе не должно быть "изгоев".

Далее анализируются взаимосвязи: 

  1. Лидеры. Опыт многолетней диагностики показывает, что младшие школьники выбирают в лидеры успевающих ребят, часто ориентируясь на мнение учителей, на их "любимчиков". Обучающиеся среднего возраста выбирают в лидеры коммуникабельных ребят, более старшие - чем-либо выделяющихся из коллектива (например, съездивших в какую-либо поездку и рассказавших о ней и т. д.) Старшеклассники с середины 9-го класса начинают снова выбирать в лидеры успевающих и коммуникабельных ребят.
  2. Изгои. У младших школьников - это неуспевающие, драчливые ребята. У обучающихся среднего возраста - несимпатичные, неприятные в общении, комплексующие, замкнутые. У старшеклассников - замкнутые, гордецы, презирающие коллектив.
  3. Дружеские треугольники. Следует выяснить, из каких учеников они состоят, в каких кругах общения расположены, кто лидер в этих треугольниках, кто пассивный.
  4. Ребята выбираемые, но без дружеских взаимосвязей. Задача классного руководителя - понять, почему так произошло.
  5. Прочные парные связи, повторяющиеся из анкеты в анкету, из года в год.

После анализа взаимосвязей и коэффициентов перед классным руководителем встают задачи:

  1. "Развернуть" дружеские треугольники в линейные структуры, даже если вэтих треугольниках собрались хорошие ребята. Вместе им интересно, но они не обращают внимания на то, что делается в классе. Следует чаще привлекать к совместным делам с этими группами тех ребят, которые к ним тянутся.
  2. Разбивать "мафиозные" треугольники, в которые часто сбиваются социально неблагополучные, трудные, слабоуспевающие ребята. Следует привлекать к этому даже родителей. Обучающиеся выходят из треугольника, если повышается их учебный статус в классе. Распадаются такие структуры и после выполнения совместной работы, требующей дружеской самоотдачи, т. к. построены эти треугольники часто не на истинной дружбе, а на совместных интересах. Подобные "мафиозные" треугольники наблюдаются среди выборов до 3 и почти никогда - в кругах с выбором более 3.
  3. Ввести в круг общения "изгоев", повысив каким-либо способом мнение о них в классном коллективе. Для этого хороши спортивные, творческие дела. Можно попытаться свести "изгоев"друг с другом. Помочь могут и родители, приглашая в гости к ребенку других детей.
  4. Для успешного проведения какого-либо классного дела необходимо обязательно учитывать дружеские взаимосвязи ребят. Дружеская микрогруппа добьется несомненно большего успеха, чем группа, сформированная взрослым без учета взаимовыборов.
  5. Осторожно познакомить родителей с результатами диагностики, напомнив, что детская дружба часто непрочна и зависит от многих временных факторов.
  6. Лечить "звездную болезнь" в классе. Дружба демократична, в ней не должно быть лидеров. Кроме того, "звезды" класса отбирают дружеские связи у остальных ребят, и дети не видят вокруг себя других хороших людей. Методы работы те же: необходимо предоставить детям большее поле деятельности, где они смогут проявить себя.
  7. При анализе взаимосвязей необходимо учитывать, на какой стадии развития находится коллектив, чтобы не сделать ложных выводов.
  8. Часто анализ взаимосвязей помогает вскрыть глубинные, не видимые с первого взгляда процессы, происходящие в классе.

Следующий этап - анализ динамики изменения коэффициентов по годам, выяснение причин спада и подъема в развитии коллектива. Хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями:

  1. Приход новичков в количестве более 3-4 человек приводит к падению всех коэффициентов и - часто - к росту числа изолированных в классе. Приход в класс новичков в массовом масштабе отбрасывает класс назад в развитии.
  2. Анкетирование следует проводить в"спокойное время" - лучше всего после каникул, поскольку какие-то события могут повлиять на ответы детей (после интересного мероприятия могут возникнуть другие группировки, после конфликта в классе - упасть все показатели на некоторое время и т. д.).
  3. Необходимо доверие обучающихся к классному руководителю при написании анкет, особенно в подростковом возрасте, когда появляются взаимные симпатии подростков разного пола.
  4. С возрастом происходит изменение мировосприятия и переформирование дружеских связей. После младшей школы постепенно исчезают взаимовыборы мальчиков и девочек - идет временное взаимоотчуждение. Резкий всплеск взаимовыборов подростков разного пола начинается с середины 9-го класса, что тоже может привести к некоторому спаду коэффициентов.


Имея на руках информацию о дружеских связях класса, легче строить
воспитательную работу. Основной принцип построения коллектива - множественность разнообразных дел, в которых подростки могут лучше раскрыться друг перед другом и найти себе приятелей. Главная причина напряженности в классах - это закрытость подростков друг перед другом. Им не в чем проявить себя, нет возможности показать свои достоинства. С этой целью в нашем классе ведется воспитательная работа по нескольким программам: "Интеллект", "Спорт, здоровье", "Творчество","Труд", "Эстетика". Участвуя в различных мероприятиях, ребята имеют возможность "открыться" для других. А систематические турпоходы лучше всего выявляют как отрицательные черты характера, так и лучшие, недоступные к проявлению на уроках. Личный опыт доказывает: ребята моего класса более открыты к общению, более дружелюбны к взрослым и друг к другу. Они знают цену каждому в своем коллективе, знают возможности и слабости друг друга, они испытали друзей на прочность в экстремальных жизненных ситуациях. А чем более члены коллектива открыты друг другу, тем лучше в нем микроклимат, выше уровень успеваемости.

Метод диагностики дружеских связей наряду с другими диагностическими методами (анализ изменения успеваемости, анализ изменения запросов, частоты участия в делах класса, подвижности нервной системы, типа нервной системы и др.) принципиально влияет на характер работы с коллективом, помогая лучше понять подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В.

Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В....

Классный час "Взаимоотношения в классном коллективе".

Классный час направлен на развитие культуры взаимоотношений между обучающимися 4-6 классов и на сплочение классного коллектива....

Диагностика для изучения классного коллектива

Диагностика для изучения классного коллектива...