Диагностика для изучения классного коллектива
учебно-методический материал (5 класс)

Осорова Сэсэгма Дамдиновна

Диагностика для изучения классного коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_dlya_izucheniya_klassnogo_kollektiva.docx59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика для изучения детского коллектива 5 «в» класса

 

В МАОУ ПСОШ №1 воспитательные функции выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит  классному руководителю.

 Для планирования и  коррекции воспитательной работы мною используюся различные методики изучения детского коллектива. Анализирую,  делаю выводы и строю работу, опираясь на знание психологических особенностей своего класса. Привожу примеры некоторых часто используемых мной методик:

«Аукцион»

Учащимся класса раздаются листы бумаги, некоторых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, не активный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, объясняю им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть, над чем работать с детским коллективом.

Диаграмма №2 «Характеристика класса по методике «Аукцион»

Вывод: Уже к концу пятого класса в списке ребят оказываются слова, положительно характеризующие  класс. В диаграмме приведены результаты диагностики 5 класса 2019 – 2020 учебного года (1 четверть) в сравнении с  (3 четвертью)

 «Самые памятные события из жизни моего класса»

Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором  необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Значительным местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.

Вывод: В конце 5 класса такие сочинения дети зачитывают на классном  часе.  Сочинения являются хорошим материалом для изучения традиций класса будущему классному  руководителю.

«Проективная методика»

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

  1. Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это...
  2. Ребята, с которыми я не дружу в классе, это...
  3. Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это...
  4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это...
  5. Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это...
  6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это...

Изучение общительности в классе

Цель: Изучить уровень общительности каждого ученика. Повышение тонуса и групповой сплоченности.

Форма: тестирование.

Инструкция для анкеты: предлагается ответить на 20 вопросов. Если  ответ утвердительный, то «+», если нет, то «–». Отвечать быстро, не раздумывая.

АНКЕТА

  1. Много ли у вас друзей?
  2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
  3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  4. Верно ли, что вам приятнее проводить время за чтением книг и ни за каким-либо другим занятием, чем общаясь с людьми?
  5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  6. Трудно ли вам включаться в новые компании?
  7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  8. Легко ли вы осваиваетесь в незнакомом коллективе?
  9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  10. Раздражают ли вас окружающие люди, хочется ли вам побить одному?
  11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с, новым человеком?
  13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых или малознакомых вам людей?
  15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?        
  17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
  18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  19. Верно ли, что у вас много друзей?
  20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Обработка результатов: каждый положительный ответ –  1 балл.

Меньше 10 баллов –  уровень развития коммуникативных способностей низкий. Такие люди обычно замкнуты и необщительны, с трудом знакомятся с людьми и не стремятся к этому. Им не нравятся шумные компании, они предпочитают одиночество.

10-13 баллов – средний уровень общительности. Легко знакомятся с людьми при необходимости, не устают от общения, но при удобном случае проводят время за чтением книг или другими занятиями, не любят многословие и частое общение в компании, хотя иногда с удовольствием принимают участие в групповых играх и делах.

14 и более баллов –  высокий уровень развития  общительности (коммуникативных способностей). Легко сходятся с людьми, одна из радостей в жизни – общение. Имеют много друзей,  не боятся выступать перед большой аудиторией. Такие люди не устают от общения.

Диаграмма №5 «Уровень развития коммуникативных способностей»

Вывод: Опыт работы показывает, что при использовании исследовательских и проектных методов в обучении ивоспитании происходит наиболее интенсивное развитие коммуникативных способностей учащихся.

Методики изучения психологического климата коллектива

«Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Процедура: каждому члену коллектива предлагается самостоятельно отметить номера тех утверждений, с которыми он согласен.

Набор утверждений для изучения дружбы, сплоченности (или        конфликтности):

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3.        В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.

  1. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш, класс назвать нельзя.
  2. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6.        Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Набор утверждений для выявления состояния взаимопомощи (или ее отсутствия):

  1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
  2. В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям
  3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
  4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
  5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
  6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены  большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

Диаграмма № 7 «Степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива».

Вывод: Учащиеся моего класса имеют возможность проявить свои таланты в спорте, музыке, скульптуре, шахматах, проектной деятельности, праздничных выступлениях, совместных экскурсиях и походах. У ребят появились общие интересы, что сплачивает коллектив.

Анкета «Твое отношение к школе и классу» позволяет выяснить  уровень комфортности ребёнка в классе и школе, психологическую атмосферу ученического коллектива. Результаты анкеты являются материалом для анализа воспитательной работы учителя, планирования и коррекции воспитательной работы в классе.

Анкета «Твое отношение к школе и классу»

  1. Нравится ли тебе учиться в этой школе?
  2. Любишь ли ты свой класс?
  3. С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?
  4. Есть ли у тебя друзья в классе?
  5. Ты с гордостью рассказываешь другим о своей школе?
  6. Испытываешь ли ты удовольствие  от учебы в своей школе?
  7. Хотел бы ты перейти в другую школу?
  8. В каком кабинете (классе) тебе больше всего нравится находиться?
  9. Что за последний год тебе больше всего запомнилось в школе?
  10. Как бы ты определил характер жизни и отношений в школе? Выбери 5 утверждений:

Весело

Интересно

Неожиданно

Ново

Оригинально

Печально

Скучно

Однообразно

Тоскливо

Хорошие отношения

Новые предметы

Дружный класс

Школьный двор

Творческие задания

Чувство успеха

Интересные учителя

  1. Есть ли у тебя ощущение, что учителя в школе относятся к тебе хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?

Результаты анкетирования  выявили следующее:

Таблица « Результаты анкетирования «Твое отношение к школе и классу»

Вопрос

2019 – 2020учебный год

5 класс, 1 четверть

2019 – 2020 учебный год

5 класс, 3 четверть

Да

Нет

Да

Нет

Нравится ли тебе учиться в этой школе?

80%

20%

96%

4 %

Любишь ли ты свой класс?

56%

44%

80%

20%

С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?

36%

64%

96%

4%

Есть ли у тебя друзья в классе?

75%

25%

100%

0%

Ты с гордостью рассказываешь другим о своей школе?

48%

52%

100%

0%

Хотел бы ты перейти в другую школу?

20%

80%

4%

96%

Есть ли у тебя ощущение, что учителя в школе относятся к тебе хорошо не по должности, а по призванию, по требованию души?

52%

48%

96%

4%

Вывод: Воспитательная работа по созданию  благоприятного  психологического климата в детском коллективе продолжается, но достигнутые результаты в конце 3 четверти  подтверждают правильность выбранной программы  воспитания учащихся.

Созданные в классном коллективе благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие комфортное пребывание  учеников. Наличие сплоченного коллектива, умение достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты позволило успешно пройти адаптацию, повысить успеваемость у учащихся  5 «в»класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика взаимоотношений в классном коллективе

С целью диагностики взаимоотношений учащихся класса можно применить методику социометрического обследования коллектива на наличие дружеских взаимосвязей.Данная методика опубликована в журнале "Справоч...

"Диагностические методы изучения классного коллектива – как основа работы классного руководителя"

Диагностическая работа, в наше время, является основой педагогической деятельности. Хочу поделиться методами изучения классного коллектива!...

Изучение классного коллектива.

Для классного руководителя....

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Примерная программа изучения классного коллектива

для психолого-педагогической характеристики класса...

Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В.

Диагностика: Психологический климат классного коллектива. Кл. руководитель: Нехорошева Н.В....