Классный час «Пока мы боль чужую чувствуем…»
методическая разработка (9 класс) на тему

Быркова Галина Александровна

Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать,чувствовать, ценить.

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии. И тема нашего классного часа «Пока мы боль чужую чувствуем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Пока мы боль чужую чувствуем…»

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, понятия милосердия;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
Оборудование: Интерактивная доска, магнитная доска, магниты, слайдовая презентация, сердечки-наклейки, воздушный шарик в форме сердца, карточки с цитатами, солнце, лучики, тучи.

Ход занятия: (Звучит песня)

Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать,чувствовать, ценить.

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.
И тема нашего классного часа
«Пока мы боль чужую чувствуем»(Слайд 1)  Эпиграфом нашего классного часа будут слова (Слайд 2)
«Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».
Зигфрид Ленц

Милосердие и доброта-…

В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто нам кажется, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
      Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита
(слайд3)обозначались самыми близкими человеку словами:
З - «Земля»
Л-«Люди»
М-«Мысль»
Д-«Добро»
Азбука как бы призывала:
Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
-А как ребята вы думаете, что такое милосердие?(
слайд4)

1.Стихотворение

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта!

Милосердие:

- это доброта и уважение
- любовь к людям
- сострадание к людям
- стремление приносить пользу и радость.

- Как получилось слово «милосердие»?(слайд5)

- Какая часть слова указывает на его основной смысл?

- Корень слова Милосердия

- Назовите его ( Здесь два корня  мил и серд)

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил»  

 - Назовите слова с корнем «мил» (милый)

- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)

- Значит милый – это приятный?

- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй ,ласковой, нежной)

              - Ребята, назовите еще слово с корнем  «мил»   (милость)

              - Что думаете о значении этого слова?

        ( Помощь, любовь, жалость, добро)  

- Если мы любим человека, мы готовы простить ему все -  любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.  

Итак, родственные слова: Милый, милость, помиловать

-Теперь подберем родственные слова с корнем «серд»  (Сердце)

- Вот оно какое наше сердце – посмотрите, как оно бьётся.

- Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова (слайд 6) 

2. Творческое задание «Солнце милосердия»
Мозговой штурм(Слайд10) 
Давайте попробуем с вами нарисовать «Солнце милосердия».
1 группа. Учащиеся отвечают на вопрос:
«Какие нравственные качества человека относятся к милосердию?»
(сопереживание, доброта, терпимость, уважение, жалость, щедрость, сочувствие, чуткость...)
Каждый участник группы пишет ответ на луче.
2 группа. Учащиеся отвечают на вопрос:
«Подберите антонимы к слову «милосердие».
- Какие нравственные понятия не относятся к милосердию?
- Какие черты, качества человека мешают нам быть милосердными?
Например: доброта – злость, внимание – безразличие, щедрость – жадность…
(равнодушие, жестокость, эгоизм, безжалостность, гордость, злость, жадность, гнев, ненависть, черствость, бездушие, высокомерие …)
Каждый участник группы пишет ответ на туче. 
1 учащийся из 1 группы оформляет на доске солнце, прикрепляя лучики, поясняя свой выбор.
Затем 1 учащийся из 2 группы на солнце крепит антонимы милосердия в виде тучек, объясняя свой ответ.

  1. Ребята, какая погода стала у нас в студии?
  2. Какое настроение навевает такая погода?

- А чтобы погода была солнечной, настроение - радостным, чтобы жить в мире с самим собой, с людьми, окружающими тебя, что необходимо сделать на нашей картинке?
- Так давайте уберем наши тучи (перечисляет и снимает) и создадим весеннее настроение. Посмотрите, в нашем классе опять сияет солнышко.

- Милосердие и доброта.… В последнее время мы чаще стали проявлять эти чувства. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.
  Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

3. Задание в группах «В мире мудрых мыслей».(слайд11)
- Сейчас я предлагаю продолжить работу в группах.
- У вас на столе в конвертах лежат высказывания известных в мире людей. Составьте их, обсудите в течение минуты, в чем заключается смысл этих высказываний, а затем поделитесь с нами вашим общим мнением.
(Слайд 6 «В мире мудрых мыслей» Щелчок. Появляется цитата той группы, которая выступает)
Афоризмы о доброте, милосердии 1 группе.

  1. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека». ( Саади)
  2. «Сколько в человеке доброты,столько в нем и жизни». (Эмерсон)
  3. «Поступать с людьми так, как мы желаем,чтобы с нами поступали» (Конфуций)

(Слайд «В мире мудрых мыслей» Щелчок. Появляется цитата той группы, которая выступает)
Афоризмы о доброте, милосердии 2 группе.

  1. «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего». (Л. Толстой)
  2. «…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». (Ф. Бэкон)
  3. «Кто сочувствует горю ближних, тот будет иметь свою долю в их радости». (пословица)

4. Упражнение «Частичка твоего сердца».
(Слайд 12. «Частичка твоего сердца».)
- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: как вы считаете, где в человеке находится милосердие и доброта? (
в сердце человека)
- У каждого из вас есть «сердечко». В течение 1 минуты напишите имя того, кому ты помог в трудную минуту.
Учитель проходит с гелиевым шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки.
«Чтобы поверить
 в добро, надо начать делать его». (Слайд13). Звучит песня
(
Слайд 14-20)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.

5. Упражнение по группам «Заповеди милосердия». (слайд21)
- Люди придерживаются определенных моральных требований, негласных правил и норм поведения, которые им помогают общаться и понимать друг друга.
- Давайте сейчас в группах создадим заповеди милосердия. Я прошу обсудить в группах и ответить письменно на вопрос:
Чтобы жить в мире с людьми, надо быть милосердным, а для этого необходимо… По одному учащему выходят, крепят на доске и зачитывают заповеди милосердия. 

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ» (слайд 22)

  1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
  3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
  5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Рефлексия.
У меня в руках сердце. Я прошу, передавая его из рук в руки, закончить фразу:
      Я желаю вам … (Слайд24)
- Я желаю вам добра и счастья

Закончить нашу встречу я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими: (Слайд 25)
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание. Звучит песня «Дорогою добра»
«Будьте милосердны!» - призывал Иисус в нагорной проповеди.

- учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям. «Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья…» - писал поэт Б.Окуджава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Лучше не болеть!"

Мероприятие рассказывает детям о значении прививок в жизни человека.  Рекомендовано для обучающихся 5 – 7 классов....

Классный час на тему: «Боль и слава России - поле под Прохоровкой».

Классный час на тему: «Боль и слава России - поле под Прохоровкой». ...

Сценарий классного часа «Пока жива память – жив и человек»

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"А.С. МакаренкоЖизнь общества сегодня ставит серье...

Классный час "Чернобыль - чёрная боль"

Презентация к трагической дате взрыва Чернобыльской АЭС...

Классный час «Пока память жива….»

Классный час  «Пока память жива….»(к 70- летию окончания Второй мировой войны).Воспитательное мероприятие: классный часЦелевая аудитория: учащиеся 5-7 класса.Цели:1.Приобщение подрастающего покол...

классный час "Трагедия Беслана - боль России"

Данная разработка классного часа одна из серии классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию....

Открытый классный час «Пока мамы нет дома» (игровая программа для учащихся 5-ых классов)

Открытый  классный час «Пока мамы нет дома».Игровая программа для учащихся 5-ых классов коррекционной школы подготовлена к международному женскому празднику - 8 марта...