Сценарий круглого стола «Совесть и честь, достоинство»
классный час (9 класс) по теме

БУРНАТОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА

Современные школьники зачастую не имеют конкретных представлений о моральных нормах. Изучая и обсуждая произведения писателей ХХ века, ребята формируют в своем сознании нормы и правила поведения в критических ситуациях со сверстниками и людьми, старшими по возрасту. Таким образом, сохраняется связь поколений и доказывается непререкаемость нравственных норм в любое время и в любых обстоятельствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovest_i_chest_dostoinstvo.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

За что не страшно и в огонь?

Сценарий круглого стола «Совесть и честь, достоинство»


Оборудование: пословицы и поговорки, высказывания; схема синквейна; словари; цветовая схема.


Тема выбрана не случайно. Современные школьники зачастую не имеют конкретных представлений о моральных нормах. Изучая и обсуждая произведения писателей ХХ века, ребята формируют в своем сознании нормы и правила поведения в критических ситуациях со сверстниками и людьми, старшими по возрасту. Таким образом, сохраняется связь поколений и доказывается непререкаемость нравственных норм в любое время и в любых обстоятельствах. 


Ведущий:

 

-  Здравствуйте, ребята!


Тема нашего сегодняшнего «круглого стола»: «Совесть и честь, достоинство».

 А как вы понимаете значение этих понятий? (Высказывания детей.)

 

Ведущий:

- Давайте мы с вами обратимся к словарям и посмотрим, а как же в разные  времена  авторы давали определение понятиям совести и чести. (Выступают ребята, которые заранее работали со словарями).

 

Ведущий: 

- В словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такое определение чести и совести:


• Честь - внутреннее  нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

• Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла.

• Честный человек - прямой, правдивый, надежный в слове, кому во всем можно доверять.


В словаре современного русского языка С. И. Ожегова даны такие определения понятиям чести и совести:


• Честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

• Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

• Честный - проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный, заслуживающий уважения, безупречный.

• Честное слово - выражение уверения в истинности чего-нибудь.

 

Ведущий:

- Что, по-вашему, важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть? (Ответы ребят и обсуждения).



Ведущий: 

- Стыд - одна из самых главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это стоит в одном ряду с честью и совестью, о которых у Александра Яшина сказано так (ученик читает стихотворение):


В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Совесть,

Честь.


Ведущий:

- Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

 

Совесть - это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они тесно переплетаются между собой. (Ученик читает стихотворение Булата Окуджавы).

 

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство

и достоинство…


Ведущий:

- Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное? Есть такое понятие – муки совести. Как вы его понимаете? Испытывали ли вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть? Что должен делать человек, чтобы его не мучила совесть? Кого из героев мучает совесть? Как он избавляется от этих мук? 

(Ответы ребят и обсуждения).


 

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме, подобно тому как делает боль. Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть – о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, что совесть захлёстывает иногда и физиологическую сферу – колотится сердце, краснеют щёки. 


Совесть живет в нашей душе только на питательной почве совестливости, стыда. Бесстыдство – это опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом – доходит и до этого – безразлична собственная судьба. Наглость, подлость, предательство – каждый из этих пороков – дитя бесстыдства и пустоты души. 

 

Стыд и совесть – почти синонимы. И не зря говорится в народе: "есть стыд, есть совесть, нет у тебя ни стыда, ни совести". Стыд сильнее самого строгого наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести и собственной совестью.


Нечистая совесть пугается

всякого взгляда.

Достойному – честь и награда.

(Индийская мудрость)


Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?


Есть у А. С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой»


В жизни  часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

 

Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Очень важно, как реагирует среда, окружающие, если человек поступает бессовестно, бесчестно. Прожжет она оболочку его честолюбия, эгоизма – проснется в человеке совесть, станет человеку стыдно. 

 

А еще понятия чести и совести нашли яркое отражение в устном народном творчестве. 

Дети заранее подобрали и записали пословицы и поговорки, высказывания о чести и совести (Приложение 1).



Ведущий:

- Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия - честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека - надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

   

Понятием "достоинство" определяется отношение человека к самому себе и общества как к признанной ценности. Этим понятием обозначается совокупность представлений о самоценности личности, ее социальное равенство с другими людьми, с помощью которых определяют конкретную степень общественной ценности человека. Представление о достоинстве выполняют функцию регулятора человеческого поведения: за любой ситуации человек должен вести себя так, чтобы не потерять своего "лица".

1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?


Чувство человеческого достоинства - это уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственного поведения, стремление к нравственному совершенствованию, желание сегодня сделаться лучше, чем вчера.

 

2. Что значит «бесчестный человек»? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек?

 

Злом, унижающим человеческое достоинство, является лень, нерадивость, стремление жить легкой, беззаботной жизнью, малодушие, бессовестность, лживость. Недостойно добывать свое благополучие за счет притеснения, огорчения, беспокойства других людей. 


Недостойно оставлять товарища в беде, проходить равнодушно мимо чужого горя. Недостойно пользоваться результатами чужого труда, прятаться за чужую спину, проявлять трусость и малодушие. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания. Недостойно чрезмерно жалеть самого себя, выставлять напоказ сокровенное, хвалиться своими подлинными и мнимыми достоинствами.

 

3. Можно ли заслужить, потерять честь?

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер писал: «Честь дороже жизни». 


Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство – может привести к потере чести. 


Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.


Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. 

Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец.

(В. Шекспир)


Как бы вы поступили сами?

Что значит «быть честным»?

Что значит «дать слово»?

Можно ли взять обратно? (Высказывания детей.)

 

Ведущий:

- Верность слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе. Бесчестный - это когда дал слово, пообещал, а потом отказался и подвел.

 

Когда стыдно, то человек краснеет. Значит, совесть красного цвета? А какого цвета честь, стыд?

Ребята, давайте попробуем с помощью цветов изобразить понятия «совесть» и «честь». Как, по-вашему, выглядят эти понятия? На что они похожи? 


Обсуждения и рисунки красками с помощью пальца (Приложение 2).

 

А сейчас мы с вами подведем итоги нашего «круглого стола». Мы попробуем написать синквейн. Для этого вы должны разделиться на две группы. У каждой группы свое слово: 1-я группа – слово честь, 2-я группа – слово совесть,3-я группа = слово достоинство. Пожалуйста, напишите синквейн с этими словами, а мы посмотрим, что же у вас получилось. 

 

Зачитывают синквейн (Приложение 3).








Приложения


Приложение 1. 

Пословицы, поговорки, высказывания по теме «круглого стола»


1. В ком стыд, в том и совесть.

2. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

3. Совесть без зубов, а загрызет.

4. Когда совесть раздавали, его дома не было.

5. Без стыда лица не износишь.

6. Чего стыдимся, о том таимся.

7. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

8. Всякому своя честь дорога.

9. По заслугам и честь.

10. Не кусок пирога, а честь дорога.

11. В ком честь, в том и правда.

12. Совесть – это наш внутренний судья (Гольдбах).

13. Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау).

14. Хорошо на свете тому жить, у кого нет стыда в глазах (А. Островский).

15. Стыду научиться нельзя – с ним нужно родиться (Публилий Сир).

16. Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь (А. Шопенгауэр).

17. Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей (Б. Мандевиль).


Приложение 2. 

Цветовая схема


красный – возбуждение, активность;

темно-серый, синий – спокойствие, рассудительность;

зеленый – ощущение четкости, пунктуальности, порядка;

желтый – хорошее, веселое настроение, ощущение энергии;

коричневый – безразличие, неуютность, неприкаянность;

фиолетовый – очарованность, мечтательность;

черный – подавленность, депрессия;

белый – эмоционально нейтральный.


Приложение 3. 

Как составить синквейн?


В переводе с французского слово синквейн означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. 


Правила написания синквейна таковы:

1. На правой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3. На третьей строчке записывают три глагола, обозначающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. На четвертой строчке размещается - состоящее из нескольких слов предложение с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

5. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.


Пример:

1. Книга.

2. Увлекательная, познавательная.

3. Помогает, раскрывает и доказывает.

4. Это неиссякаемый источник знаний.

5. Мудрость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий круглого стола «Зависимость от курения».

Данное мероприятие было проведено в рамках II Рождественских образовательных чтений, где рассматривался вопрос об актуальной проблеме «Зависимость от курения»....

Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм"

Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм" представлен в виде заседания Правового канала "Подросток и закон"....

СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА «МИР ВОКРУГ НАС»

Сценарий Круглого стола «Мир вокруг нас», посвящённого международному дню толерантности...