Воспитательная система класса. Программа "Мы молодые - будущее своей семьи и российского государства"
методическая разработка (7 класс) по теме
Формирование ценностных ориентиров у учащихся в системе социального партнерства семьи и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 187
с углубленным изучением отдельных предметов
Программа
«Мы молодые – будущее своей семьи и
российского государства»
(формирование ценностных ориентиров у учащихся в системе социального партнерства семьи и школы)
Охотникова Н. Ю.
классный руководитель 7 «В» класса
МОУ СОШ № 187
Н. Новгород
2009 г.
Содержание
- Презентация классного руководителя
- Введение (актуальность)
- Аналитическая часть
- Характеристика класса
- Социальный паспорт класса
- Общие сведения об учащихся
- Родительский комитет класса
- Концептуальная часть (методологические подходы, целеполагание)
- Основная часть
- Воспитательная система класса – основа формирования мировоззренческой позиции учащихся
- Структура программы
- Этапы реализации программы
- Управление жизнедеятельностью класса
- Общественные поручения учащихся
- Сведения о занятости учащихся во внеурочное время
- План воспитательной работы 2009 – 2010 г.г.
- Диагностика эффективности функционирования ВСК
- Результаты деятельности
- Промежуточный результат
- Ожидаемые результаты
- Анализ деятельности учащихся за I полугодие 2009-2010 учебного года
- Опрос учащихся с целью ознакомления родителей с представлениями их детей о своей будущей семье
- Протоколы родительских собраний
- Инструктирование учащихся о правилах безопасности жизнедеятельности
- Дневник классного руководителя (работа с детьми)
- Список литературы
- Приложение «Копилка методических идей»
- Методическая разработка классного часа на тему: «Вредные привычки в подростковой среде»
- Психолого-педагогическое просвещение родителей
Введение
В формировании личности будущего гражданина РФ (становление и развитие личности) важную роль играет современная школа.
Экономические, политические, социальные изменения нашей жизни как в зеркале отражаются во взглядах и ценностных ориентирах формирующейся личности. Теряют свои позиции такие качества личности, как доброжелательность, справедливость, совестливость, взаимопомощь, бескорыстность; а главное обесцениваются понятия «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гордость и забота о своей семье, Родине». В сложившихся условиях особое внимание должно уделяться воспитанию подрастающего поколения.
Ученик, поднимаясь по школьным ступеням, должен научиться познавать себя, отвечать за свое настоящее и будущее, что при переходе от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения нельзя не признать суть воспитания.
Современный облик современного ученика выпускника школы – это патриотически настроенный, понимающий нужды своего общества и откликающийся на них, трудолюбивый, деловой, конкурентоспособный, готовый к принятию самостоятельных решений человек.
Воспитание такой личности в современных условиях – чрезвычайно сложная и трудная задача. Но решение ее возможно благодаря модернизации российской системы образования, что является стратегической линией государственной образовательной политики.
Модернизация предполагает новое качество образования, инновации в образовательной системе, обращение к нравственным ценностям России, проникновение в исторические корни отечественной культуры. Отсюда так важны основные направления модернизации российского образования: доступность, высокое качество и эффективность. При этом, что особенно значимо, воспитание рассматривается как приоритетная сфера социальной жизни страны.
В проекте Государственной программы «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 г.» определены такие основные направления и задачи воспитания, как:
- Формирование ответственности перед отечеством, государством, самим собой;
- Формирование здорового образа жизни;
- Воспитание на ценностях отечественной культуры;
- Осознание общественной значимости труда.
Таким образом, переход от знаниецентризма к человекоцентризму, к «культу личности» каждого ребенка – основная цель образования. Сегодня главное не только качество знаний, но и развитие личности, реализация уникальных человеческих способностей, подготовка к практической жизнедеятельности.
С целью реализации поставленных задач была разработана программа воспитания на 2009-2010г.г. «Мы молодые – будущее своей семьи и российского государства».
Аналитическая часть
- Характеристика класса.
В 7«В» классе обучается 13 человек: 6 девочек и 7 мальчиков, 1 мальчик находится на индивидуальном обучении по состоянию здоровья. Ребята обучаются вместе с первого класса. За годы обучения состав класса изменился незначительно – после окончания 6 класса выбыл один ученик в МОУ СОШ № 49 (по месту жительства). В связи с этим, считаю классный коллектив 7«В» состоявшимся, достаточно сплоченным и дружным. Это подтверждают и проведенные диагностики межличностных отношений в коллективе и социометрического статуса школьника.
Как видно, структура классного коллектива, начиная с 5 класса, претерпела некоторые изменения. Уменьшилось количество изолированных детей, и значительно увеличилось число «предпочитаемых», что свидетельствует о формировании в классе так называемой команды актива, внутри которого дети легко взаимодействуют друг с другом. Кроме этого, два лидера (15%) на самом деле не столько выделяются из всего коллектива своими лидерскими качествами, сколько своим поведением создают конфликтную ситуацию. В классе можно выделить несколько групп учащихся, которые объединяются по интересам, но между собой эти группы практически не конфликтуют, а интересы их очень часто пересекаются. Среди детей можно выделить стремящихся в лидеры, причем таких в классе большинство – в основном девочки. Но по-настоящему быть лидерами получается не у всех, и из-за этого порой происходят конфликты, которые разбираются шумно и эмоционально, поэтому в классе не всегда бывает порядок с дисциплиной. Факты нарушения дисциплины имеют влияние на уровень внимательности и работоспособности на уроках, понижая его.
Процент успеваемости в классе на среднем уровне: неуспевающих нет, 2 хорошиста, 4 учащихся с 1 или 2 «3» - есть резерв. Но по мнению большинства учителей-предметников учащиеся не всегда выполняют домашнее задание. В беседах с родителями выясняется, что только половина из них старается в той или иной степени ежедневно контролировать учебный процесс своих детей, интересуются делами в классе и школе.
Несколько детей уделяют внимание только учебе, не посещая ни каких кружков и секций; но есть и такие, которые успевают учиться и заниматься в кружках и секциях. Мальчики предпочитают заниматься спортом (футболом, волейболом, лыжами, двоеборьем), девочки, кроме занятий спортом (баскетбол), посещают танцевальные студии, кружки, учатся игре на гитаре. Большая часть класса мало инициативна, но если их заинтересовать – увлекаются, сначала не все, но постепенно основная масса учащихся включается в творческий процесс. В основном ребята отзывчивые, доброжелательные, открытые, исполнительные.
- Социальный паспорт класса.
Большинство учащихся класса воспитывается в малообеспеченных семьях – 8 человек,
6 человек – воспитывается в полных семьях, 6 человек – в неполных семьях (мама, бабушка),
1 человек – опекаемый (опекун – бабушка), 1 человек из многодетной семьи (4 ребенка),
1 инвалид, 1 переведен на индивидуальное обучение.
По данным проведенных осмотров условий проживания и материального положения семей для детей созданы благоприятные условия для проживания, выполнения домашнего задания, проведения досуга, занятий спортом (не смотря на материальное положение семей). В школу дети приходят в чистой опрятной одежде, соответствующей требованиям к одежде учащихся школы.
Родительский комитет 7 «В» класса
- Председатель - Баканова Любовь Александровна
- Члены родительского комитета:
Горобцова Наталья Владимировна
Архипова Нина Викторовна
Сайгина Анна Павловна
Основная часть
Воспитательная система класса – основа формирования
мировоззренческой позиции учащихся
Возрождение духовности и нравственности, чувства собственного достоинства, понятий «совесть» и «честь» - главные задачи образования XXI века.
В условиях глобализации и намечающихся противоречий в этой связи необходим поиск качественно новых подходов и стратегий в работе с молодежью.
Основные направления воспитательной работы:
- Создание модели воспитательного процесса в классе для формирования социально активной мобильной личности;
- Создание условий для формирования гражданского самосознания, самоопределения и самовыражения школьников;
- Разработка конкретной программы по организации общественной деятельности школьников для обучения их навыкам и умениям оценивать общественные явления и ситуации с гражданской позиции;
- Развитие навыков жизнедеятельности школьников в демократическом обществе, их критического мышления, толерантности, умения работать в команде, способностей концентрироваться на сути проблемы, отстаивать популярные и непопулярные точки зрения;
- Создание компенсационных механизмов для детей с ограниченными возможностями, из социально-неблагополучных семей, позволяющих преодолеть ситуацию социального неуспеха и обеспечение защиты их социально-культурных прав;
- Создание условий для свободного выражения собственного мнения, развития лидерских качеств, формирование умений самостоятельно принимать ответственные решения, не противоречащие нормам общества;
- Формирование активной гражданской позиции, ответственности за судьбу своего класса, школы, района, города, страны, сохранение их традиций и обычаев;
- Формирование объективной оценки влияния молодежной субкультуры на детей и подростков;
- Воспитание культуры здорового образа жизни;
- Объединение усилий школы и семьи в формировании жизненно важных навыков для определения своего места в различных житейских и социальных ситуациях.
Цель воспитательной деятельности в классе – объединить деятельность педагогов, школьников, родителей на основе совместного творческого процесса в формировании нравственного облика, активной жизненной позиции гражданина, патриота и семьянина нового века.
Задачи воспитательной деятельности:
- Формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с конвенцией ООН «О правах ребенка», культурно-правового мышления школьников;
- Привлечение семьи к активному участию в процессе воспитания, образования, развития школьников;
- Повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений с целью воспитания толерантного отношения к людям другой национальности;
- Формирование экологической сознательности школьников, готовности решать конкретные экологические задачи, задачи сохранения собственного здоровья;
- Воспитание патриотов России на основе сохранения исторической преемственности поколений, бережного отношения историческому и духовному наследию народов России;
- Воспитание стремления к активному участию в жизни общества с соблюдением его правил и законов.
С целью реализации программы «Мы молодые – будущее своей семьи и российского государства» разработано направлений воспитательной работы класса.
Структура программы
Мы молодые – будущее своей семьи и российского государства
Семья и школа – социальные партнеры
Мы – частицы живой природы
Судьба России зависит от нас
Я и моя Конвенция
Для кого труд - радость, для того жизнь – счастье
- Семья и школа – социальные партнеры
«Семья – общечеловеческая ценность. Семьей прорастает Россия», - эти слова о великом предназначении семьи как важнейшего социального института, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека, приобретают все большую актуальность в современных качественно новых и противоречивых условиях политической и экономической нестабильности в России.
Цель – наладить, с одной стороны, эффективное партнерское взаимодействие с родителями по социализации ребенка, особенно в роли семьянина; с другой стороны, помочь ребенку выстроить свое поведение в семье.
Задачи:
- Оказание адаптационной поддержки семье при переходе на новые ступени обучения через индивидуальные консультации классных руководителей, психологов, учителей-предметников;
- Оказание психологической поддержки ребенку в ситуациях семейных конфликтов через работу классных руководителей, социального педагога, психолога;
- Проведение профилактики неадекватного уровня тревожности ребенка в связи с учебной деятельностью в школе через работу психологической службы, классных руководителей и учителей-предметников;
- Проведение диагностики психолого-физиологических особенностей ребенка и информирование о них родителей через совместную работу классных руководителей, психологов, медицинских работников, социального педагога;
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- Организация совместной коллективной творческой деятельности детей и родителей.
- Мы – частицы живой природы
Причины кризиса здоровья среди учащихся имеют многоплановый характер, но часть из них, как установили многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО, связана с самим процессом обучения детей в школе. Поэтому, среди первоочередных мер является необходимым расширение в предметах и предметных областях интеграции знаний, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, применение здоровье сберегающих педагогических технологий, создание внутренней образовательной среды класса, школы, способствующей обретению детьми опыта здорового проживания в коллективе.
Цель – формирование эколого-гуманистического мировоззрения школьников, осознание ответственности за состояние окружающей среды и собственного здоровья через реализацию практической и научно-исследовательской познавательной деятельности на основе совместного творчества школьников, педагогов, родителей.
Задачи:
- Проводить разъяснительную работу актуальности проблемы, связанной с возрастающей асоциальностью учащихся и их приверженностью вредным привычкам, а также массовым инфекциям;
- Стремиться устранять школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей;
- Соблюдать физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса;
- Следить за питанием, физкультурными паузами и режимом дня учащихся;
- Создавать условия для охраны и укрепления здоровья.
- Судьба России зависит от нас
Много великих людей дала нам матушка – Россия, которые прославляли, прославляют и будут прославлять ее во всех направлениях человеческой деятельности и творчества. Великая культура России – ею восторгаются и ей приклоняются, ее хранят, передавая из поколения в поколение. Не мало сложных исторических периодов переживала наша страна – Россия. И всегда народ сообща преодолевал все невзгоды, защищая независимость своего отечества. В настоящее время наша страна переживает сложный период и события, происходящие в мировом сообществе, наиболее остро отражаются на интеллектуальном и психологическом развитии молодого поколения. Необходимо вселить в их сознание уверенность в то, что достойный образ жизни и психологический комфорт создается совместными усилиями каждого гражданина своей страны.
Цель – формирование у школьников XXI века чувства ответственности за судьбу России и ее место в мировом сообществе.
Задачи:
- Создать условия для изучения традиций, культуры, науки, техники русского народа;
- Способствовать развитию гражданственности и патриотизма личности на основе формирования элементов правовой, нравственной, политической культуры;
- Изучить государственную символику России;
- Приобщить учащихся к изучению героической истории Отечества;
- Возрождать традиции военно-патриотического воспитания;
- Уделять особое внимание военно-патриотическому воспитанию в целях формирования гражданского самосознания и позиции;
- Помощь в свободном выборе ценностей культуры, образования, науки;
- Ознакомление с образовательными и культурными ценностями мира и России;
- Обмен традициями и культурными ценностями России и мира;
- Развитие коммуникативных способностей к общению на различных языках.
- Я и моя Конвенция
Сегодня усиливается потребность в развитии школьного самоуправления, особенно ученического, в связи с ликвидацией школьных общественных организаций (октябрятской, пионерской, комсомольской), которые играли огромную роль в организации воспитательной работы в школе. Только участвуя в работе общественных объединений, органов ученического самоуправления школьники включаются в разнообразную внеурочную работу. Они вступают в деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности, получают возможность влиять на содержание образования, учатся разработке, принятию и реализации локальных нормативно-правовых актов в школе, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.
Цель – формирование социально-активной жизненной и гражданской позиции школьников, научного мировоззрения, нового мышления, направленного на развитие демократии и прав человека.
Задачи:
- Создание условий для проявления и формирования у школьников гражданской позиции, навыков парламентаризма, правовой культуры, обучения технологиям избирательного процесса через систему классного и школьного самоуправления;
- Интеграция усилий педагогов, ученых, специалистов общественных организаций с целью популяризации Конвенции «О правах ребенка».
- «Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье» (пословица)
С развитием трудовой деятельности людей развивались и общественные отношения (от домашнего хозяйства, обеспечивающего самым необходимым для жизни, до многоотраслевого хозяйства, удовлетворяющего потребности людей путем производства товаров и услуг. Что? как? и для кого? производить – эти вопросы в новых социально-экономических условиях будут решать в будущем сегодняшние ученики с учетом максимальной полезности, минимальных затрат, экологических и эстетических законов и этических норм. Учащихся нужно научить смотреть на окружающий мир не только глазами потребителя, но и глазами созидателя – учиться у природы, не нарушая ее гармонию своими «творениями».
У взрослых принято считать, что дети – «несмышленыши» и их нужно всегда опекать и оберегать. И это одно из главных заблуждений взрослых. Детям нужно просто помочь в их творческих начинаниях. «Молодые изобретатели» часто находят очевидные и простые решения сложных задач, так как обладают раскованным воображением еще не ограниченным психологическими барьерами. Труд – источник вдохновения. Человек, познавший радость творчества, будет снова стремиться испытать ее. Самореализуясь, учащийся становится увереннее, самостоятельнее, активнее, мобильнее – готовится к новым «подвигам».
Цель – способствовать подготовке учащихся к экономически целесообразному использованию технологических знаний и умений для рационального ведения домашнего хозяйства и бизнеса; воспитывать личность, умеющую эффективно трудиться с учетом здоровья, возможностей, наклонностей и способностей, экономически мыслить, заботиться о благосостоянии семьи – создавая основу для дальнейшей подготовки предпринимателя, менеджера, достойного гражданина своей страны.
Задачи:
- Формирование общей культуры личности (культура здоровья, общения, поведения, мышления, потребностей, научной организации труда) и творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
- Подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;
- Развитие способностей самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач;
- Способствовать к подготовке к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;
- Воспитывать у учащихся трудолюбие, гуманность, порядочность, бережливое отношение к ресурсам;
- Ознакомить учащихся с негативными последствиями влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;
- Знакомство с профессиями сферы производства и торговли;
- Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
- Формирование общественных знаний и умений по созданию потребительского товара (услуги) с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного искусства в условиях ограниченности ресурсов. Развитие этического чувства и художественной инициативы ребенка;
- Ознакомление с основами современного производства и сферы услуг,
а также с особенностями рыночной экономики и предпринимательства; овладение умениями реализации изготовленной продукции.
Этапы реализации программы
- Подготовительный этап
- Знакомство с классом и с каждым учеником отдельно, родителями; консультации с социальным педагогом и психологом школы;
- Выстраивание системы самоуправления класса;
- Разработка воспитательной системы класса.
- Основной этап
- Предполагает деятельность по реализации целей и задач программы;
- Работу по приоритетным направлениям программы;
- Подведение промежуточных итогов в конце года;
- Внесение дополнений и изменений в дальнейшую деятельность.
- Заключительный этап
- Подведение итогов;
- Сравнение результатов;
- Оценивание эффективности достижения поставленных целей и задач.
Управление жизнедеятельностью класса
Детское самоуправление – это демократическая форма организации коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Принципы ученического самоуправления:
- Принцип самоуправления (коллективное творческое планирование работы – взаимодействие педагогического управления и детского самоуправления);
- Принцип сменяемости (учащиеся всегда могут попробовать свои возможности в различных органах самоуправления);
- Принцип участия всех участников в системе самоуправления (каждый может найти дело по душе и раскрыть свои индивидуальные возможности).
Структура самоуправления класса
Общественные поручения учащихся 7 «В» класс
- Самоуправление класса
- центр управления
Егунова Кристина – староста класса
Архипова Мария – заместитель старосты класса
- учебно-дисциплинарная комиссия
Ляшенко Екатерина, Королева Алина – ответственные за учебу
Пономарева Эльвира, Милашин Вячеслав – ответственные за дисциплину
- санитары-озеленители
Баканов Александр, Егунова Кристина, Парамонова Надежда
- пресс центр. редколлегия
Ляшенко Екатерина, Горобцов Никита, Королева Алина, Портнов Владислав
- культурно-досуговый центр
Пономарева Эльвира, Третьяков Анатолий, Архипова Мария, Баканов Александр
- трудовая бригада
Романюта Анатолий, Милашин Вячеслав, Пономарева Эльвира, Мочалов Кирилл, Егунова Кристина
- спортивная команда
Романюта Анатолий, Парамонова Надежда, Милашин Вячеслав, Королева Алина, Баканов Александр, Егунова Кристина
- Дежурство в классе
- Третьяков Анатолий, Мочалов Кирилл Дежурство понедельное
- Егунова Кристина, Архипова Мария (возможна взаимозаменяемость и
- Баканов Александр, Горобцов Никита взаимопомощь)
- Королева Алина, Парамонова Надежда
- Милашин Вячеслав, Романюта Анатолий
- Пономарева Эльвира, Ляшенко Екатерина
- Дежурство по школе
- 2 этаж Пономарева Эльвира, Королева Алина, Романюта Анатолий – раздевалка, фойе, столовая, подъем на 3 этаж
- 2 этаж Баканов Александр, Горобцов Никита – лестничные подъемы и спуски, правая, левая рекреации
- 3 этаж Архипова Мария, Егунова Кристина, Третьяков Анатолий, Мочалов Кирилл – учительская, лестничные подъемы и спуски, правая, левая рекреации
- 4 этаж Ляшенко Екатерина, Парамонова Надежда – лестничные подъемы и спуски, правая, левая рекреации
- 5 этаж Милашин Вячеслав, Романюта Анатолий - лестничные подъемы и спуски, правая, левая рекреации
- Отмечают отсутствующих в школе:
Понедельник – Горобцов Н., Архипова М., Егунова К.
Вторник – Баканов А., Парамонова М., Королева А.
Среда – Мочалов К., Пономарева Э., Третьяков А.
Четверг – Ляшенко Е., Милашин В., Романюта А.
Пятница – лучшие по итогам дежурства учащиеся
Сведения о занятости учащихся во внеурочное время
- Архипова Мария – ДДТ ул.Панина – Игра на гитаре; МОУ СОШ №187 кружок «Мастерица»
- Баканов Александр – Стадион «Водник» - Футбол
- Горобцов Никита - Стадион «Водник» - Футбол
- Егунова Кристина - ДДТ ул.Панина – Игра на гитаре
- Королева Алина – ДК им.Свердлова – Танцы
- Ляшенко Екатерина - ДДТ ул.Панина – Игра на гитаре; МОУ СОШ №187 кружок «Мастерица»
- Милашин Вячеслав – Стадион «Водник» - Футбол
- Мочалов Кирилл
- Парамонова Надежда - ДК им.Свердлова – Танцы; МОУ СОШ №187 кружок «Мастерица»
- Пономарева Эльвира – ДДТ у. Панина - РСС (районный совет старшеклассников)
- Портнов Владислав – Секция «Карате»
- Романюта Анатолий - спортивные секции: «Двоеборье», «Прыжки с трамплина», «Футбол»
- Третьяков Анатолий
План воспитательной работы на 2009 – 2010 г.г.
№ п/п | Направления деятельности | Сроки |
I | Семья и школа – социальные партнеры | |
1 | Классный час «Мир моей семьи»; д/з – Составить семейное древо | сентябрь |
2 | Родительское собрание «Семья как социальный институт». «Что и как влияет на развитие личности» - опрос родителей и детей. | сентябрь |
3 | Обследование жилищных условий вместе с социальным педагогом | регулярно |
4 | Классный час «Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми». | октябрь |
5 | Индивидуальные беседы с родителями, в семьях которых сложная социально-экономическая ситуация. | в течение года |
6 | Индивидуальные консультации с родителями, чьи дети испытывают трудности в процессе учебной деятельности в школе. | в течение года |
7 | Индивидуальные консультации с учащимися и их родителями. | в течение года |
8 | Совместная организация досуга (посещение театров, музеев, экскурсии) | в течение года |
9 | Родительское собрание «Внутренний мир ребенка». Стремление к красоте во всех направлениях – как это важно для наших детей. | ноябрь-декабрь |
10 | Классный час «Семейные традиции – творческая атмосфера в семье» | декабрь |
11 | Классный час «Какими вы видите главу семьи и хранительницу семейного очага» | февраль |
12 | Подготовка к праздничному концерту «8 Марта» | февраль - март |
13 | Родительское собрание «Особенности интеллектуального развития детей среднего школьного возраста: как помочь ребенку выбрать профиль дальнейшего обучения в школе». Проведение тестирования родителей и детей | февраль - март |
14 | Беседы о питании в школе с родителями и детьми | каждая четверть |
15 | Классный час «Круг общения вашей семьи» | апрель |
16 | Родительское собрание «Беседа о толерантности, нежности и заботе к детям в период пробуждения природы» | апрель |
17 | Обсуждение с родителями совместного с детьми отдыха на природе | апрель - май |
II | Мы – частицы живой природы | |
1 | Содержание закрепленного за классом участка школьной территории в чистоте и порядке | в течение года |
2 | Участие в озеленении интерьера и территории школы | в течение года |
3 | Участие в спортивных соревнованиях (школа, район) | в течение года |
4 | Классный час «Мой любимый вид спорта». Личные достижения | октябрь |
5 | Беседы о гриппе и его разнообразных формах. Меры профилактики. Опасные последствия | сентябрь - декабрь |
6 | Классный час «Здоровое питание необходимо для растущего организма» | ноябрь |
7 | Беседы о травматизме на скользких дорогах | ноябрь - март |
8 | Классный час «Сохранить здоровье – главная задача каждого» | декабрь |
9 | Классный час «Вредные привычки до добра не доведут». д/з – Собрать информацию о вредных привычках | январь |
10 | Беседы о здоровом образе жизни. Конкурс «Мы за здоровый образ жизни» | февраль |
11 | Беседа «Мама жизнь подарила мне и тебе» | март |
12 | Классный час «Мы просыпаемся вместе с природой» - особенности поведения, свободное время провождения | март |
13 | Инструктаж по ПДД, ППБ, поведение на воде (льду) | в конце каждой четверти |
14 | Беседа «Как зарождались спортивные состязания». Кто твой кумир в спорте. Чем бы ты хотел быть на него похож и почему | апрель |
15 | Классный час «Береги свое здоровье и окружающую среду» | апрель |
16 | «Мы идем в гости к природе» - поход | апрель - май |
17 | Классный час «Летом отдыхай, здоровье набирай» | май |
18 | Участие в городском месячнике по благоустройству территории микро участка школы | апрель - май |
III | Судьба России зависит от нас | |
1 | День знаний: «Александр Невский – имя России» | сентябрь |
2 | Классный час «Город мой любимый» | сентябрь |
3 | Организация экскурсионных поездок учащихся по историческим местам Н. Новгорода и области | в течение года |
4 | Беседа «История Н. Новгорода» | сентябрь |
5 | Классный час «День единства» | октябрь |
6 | Классный час «Учитель дверь откроет в жизнь» | сентябрь - октябрь |
7 | Беседы на тему: «Этическая грамотность» (1. «Уважай других – буду уважать и тебя», 2. «Поведение в общественных местах – показатель воспитанности», 3. «Деловой этикет (внешний вид, поведение, общение), 4. «Контролируй себя сам» (нарушение дисциплины ведет к правонарушениям), 5. «Следи за своей речью», 6. «Что с нами делает весна – душа проснулась от сна». | в течение года |
8 | Классный час «Я – россиянин» | ноябрь |
9 | Беседы «Старый новый год – русские традиции и обычаи»; «Как встречают новый год люди всех широт» | декабрь - январь |
10 | Классный час «Новый год в России» (как встретишь так и проведешь) | декабрь |
11 | Классный час «Толерантность в музыке и одежде, вкусах, политики, отношениях | январь |
12 | Классный час «Религиозные конфессии России и Н. Новгорода» | февраль |
13 | Классный час «Мужчина – защитник, солдат» | февраль |
14 | Классный час «Проводы русской зимы – праздник Масленицы» | февраль - март |
15 | Участие в военно-спортивной игре – «Зарница» | февраль - март |
16 | Участие в районном конкурсе «Россияночка» (девочки) | апрель |
17 | Классный час «Вместе мы сила». Посвящается дню солидарности – 1 мая | апрель - май |
18 | Классный час «День победы – 65 годовщина» | май |
IV | Я и моя Конвенция | |
1 | Классный час «Наша Конституция». Выборы актива класса. Выработка и принятие основных законов жизни класса | сентябрь |
2 | Классный час «Права и обязанности школьников» | октябрь |
3 | «Нам надо помочь» работа с трудными подростками совместно с социальными педагогами | в течение года |
4 | Классный час «Какие виды досуга помогут вам развиваться как личность» | ноябрь |
5 | «Доволен ли я своими успехами, над чем нужно работать» - анализ каждого ученика своих достижений в школе | раз в четверти |
6 | Классный час «Человек XXI века» (каким вы его представляете) | январь |
7 | Классный час «Учитель и ученик – равные партнеры в деловом общении» (подготовка к участию в НОУ) | февраль |
8 | Классный час «Выбор направления в образовании – способ самовыражения, самоутверждения, самореализации» | март |
9 | Классный час «Конвенция ООН о правах ребенка» | апрель |
V | Для кого труд – радость, для того жизнь - счастье | |
1 | Работа по благоустройству и наведению чистоты и порядка на территории микро участка школы | сентябрь – октябрь; апрель - май |
2 | Дегустация и оценка кулинарных способностей девочек – кулинарные шедевры «Дары осени» | октябрь |
3 | «Наши руки не для скуки» - мелкий ремонт классной мебели, уборка кабинета | раз в четверть |
4 | Беседы о профессиях: 1. «Учитель ведет нас в страну знаний», 2. «Путь к сердцу лежит через желудок», 3. «Профессия «Родину защищать» – для настоящих мужчин», 4. «Люди в белых халатах», 5. «Инженерная мысль облегчает жизнь», 6. «Дизайн – творческая профессия», 7. «Они облегчают общение», 8. «Сокращая расстояния, движемся вперед» | в течение года |
5 | «Что нам стоит…» разработка проектов для участия в выставке технического творчества | ноябрь - март |
6 | «Папа, мама, я – трудолюбивая семья». д/з – Изготовить изделия для выставки | сентябрь - март |
7 | Классный час «Терпение и труд все перетрут» (в жизни надо добиваться поставленной цели) | декабрь |
8 | «Жаль, что завтра не 8, а 9 число» - организация праздника для девочек | март |
9 | Классный час «Ярмарка профессий» (все работы хороши, выбирай на вкус) | апрель |
10 | Классный час «Любой труд уважаем» («Труд становится основой гармоничного развития личности так же потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как Гражданин» В.А.Сухомлинский) | май |
11 | Работа в летнем трудовом лагере | май - июнь |
Результаты деятельности
- Промежуточный результат
Проанализировав результативность функционирования воспитательной системы за 5 – 6 классы можно подвести следующие итоги:
- В классе складывается дружный, работоспособный и творческий коллектив, можно выделить актив класса, класс приобретает свое неповторимое «лицо»;
- Есть предпосылки и возможности для формирования творческого, интеллектуального и организаторского потенциала каждого ученика;
- Налажен контакт с учителями, учащимися, причем как младших, так и старших классов;
- Активно действует родительский комитет, поддерживается связь поколений (бабушки – наши первые помощницы);
- В классе сложились ряд традиций и принципов общения, например: организация ежегодного похода за город, в результате которого подводятся итоги года и планируются мероприятия на будущий год, непременное участие в большинстве конкурсов и викторин, причем практически, всегда по инициативе учащихся.
Однако следует отметить, что на данном этапе еще многие проблемы остаются нерешенными, и над ними нужно работать; активно сотрудничать с учителями-предметниками, родителями, социально-психологической службой школы.
- Ожидаемые результаты
- Развитие личности ребенка в гармонии с собой и социумом (формирование его интеллектуального, нравственного, физического, эстетического коммуникативного потенциала; активной гражданской позиции; овладение учащимся знаниями об окружающем мире);
- Сформирован единый классный коллектив, развивающийся на основе сотрудничества и взаимной помощи;
- Эффективное сотрудничество в области здоровья (осознанное отношение к здоровью);
- Построение отношений партнерства семьи и школы (позитивное влияние на развитие личности подростка учителей, родителей и социальной службы школы).
Список литературы
- Конвенция ООН о правах ребенка. 1998 г.
- Конституция РФ. 1993 г.
- Закон РФ «Об образовании». 1996 г.
- Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е издание. – Казань: центр инновационных технологий, 2000 г.
- Воспитательный потенциал семьи и социализация детей: по докладу НИИ семьи «О положении семей РФ». Педагогика. 1999 г. №4
- Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. – М. 2008 г.
- Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя (5-9 классы). Под ред. И. С. Артюховой. – М. ВАКО, 2006 г. – 304 с. – (Педагогика, Психология, Управление).
- Программа «Гражданин, патриот, семьянин нового века» МОУ СОШ № 187.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М. 1996
- О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении // Воспитание школьников. – 2002 г. № 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/17/picture-121007-1531823893.jpg)
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-156064-1359211412.jpg)
воспитательная система класса "Семь + Я"
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально зна...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/22/picture-15869.jpg)
тесты по истории России.6 класс по теме "Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в."
Материал содержит разноуровневые тестовые задания, которые можно использовать на разных этапах урока и при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-607248-1426315556.jpg)
Воспитательная система класса "Свой путь мы выбираем сами!"
В разработке отражены цели, задачи, методы, приоритетные направления воспитательной работы с классом....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-560786-1420915419.jpg)
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-941541-1623291343.jpg)
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...
Воспитательная система класса "Мы - будущее"
Воспитательная система класса «Мы – будущее» направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России....