Воспитательная система класса. Программа "Мы молодые - будущее своей семьи и российского государства"
методическая разработка (7 класс) по теме

Охотникова Наталья Юрьевна

Формирование ценностных ориентиров у учащихся в системе социального партнерства семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit_sistema_klassa_-_programma_-_my_molodye.docx89.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 187

с углубленным изучением отдельных предметов

Программа

«Мы молодые – будущее своей семьи и

российского государства»

(формирование ценностных ориентиров у учащихся в системе социального партнерства семьи и школы)

Охотникова Н. Ю.

классный руководитель 7 «В» класса

МОУ СОШ № 187

Н. Новгород

2009 г.

Содержание

  1. Презентация классного руководителя
  2. Введение (актуальность)
  3. Аналитическая часть
  1. Характеристика класса
  2. Социальный паспорт класса
  3. Общие сведения об учащихся
  4. Родительский комитет класса
  1.  Концептуальная часть (методологические подходы, целеполагание)
  2. Основная часть
  1. Воспитательная система класса – основа формирования мировоззренческой позиции учащихся
  2. Структура программы
  3. Этапы реализации программы
  4. Управление жизнедеятельностью класса
  5. Общественные поручения учащихся
  6. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время
  7. План воспитательной работы 2009 – 2010 г.г.
  1. Диагностика эффективности функционирования ВСК
  2. Результаты деятельности
  1. Промежуточный результат
  2. Ожидаемые результаты
  3. Анализ деятельности учащихся за I полугодие 2009-2010 учебного года
  4. Опрос учащихся с целью ознакомления родителей с представлениями их детей о своей будущей семье
  5. Протоколы родительских собраний
  6. Инструктирование учащихся о правилах безопасности жизнедеятельности
  7. Дневник классного руководителя (работа с детьми)
  1. Список литературы
  2. Приложение «Копилка методических идей»
  1. Методическая разработка классного часа на тему: «Вредные привычки в подростковой среде»
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Введение 

В формировании личности будущего гражданина РФ (становление и развитие личности) важную роль играет современная школа.

Экономические, политические, социальные изменения нашей жизни как в зеркале отражаются во взглядах и ценностных ориентирах формирующейся личности. Теряют свои позиции такие качества личности, как доброжелательность, справедливость, совестливость, взаимопомощь, бескорыстность; а главное обесцениваются понятия «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гордость и забота о своей семье, Родине». В сложившихся условиях особое внимание должно уделяться воспитанию подрастающего поколения.

Ученик, поднимаясь по школьным ступеням, должен научиться познавать себя, отвечать за свое настоящее и будущее, что при переходе от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения нельзя не признать суть воспитания.

Современный облик современного ученика выпускника школы – это патриотически настроенный, понимающий нужды своего общества и откликающийся на них, трудолюбивый, деловой, конкурентоспособный, готовый к принятию самостоятельных решений человек.

Воспитание такой личности в современных условиях – чрезвычайно сложная и трудная задача. Но решение  ее возможно благодаря модернизации российской системы образования, что является стратегической линией государственной образовательной политики.

Модернизация предполагает новое качество образования, инновации в образовательной системе, обращение к нравственным ценностям России, проникновение в исторические корни отечественной культуры. Отсюда так важны основные направления модернизации российского образования: доступность, высокое качество и эффективность. При этом, что особенно значимо, воспитание рассматривается как приоритетная сфера социальной жизни страны.

В проекте Государственной программы «Развитие воспитания детей в РФ до 2010 г.» определены такие основные направления и задачи воспитания, как:

  1. Формирование ответственности перед отечеством, государством, самим собой;
  2. Формирование здорового образа жизни;
  3. Воспитание на ценностях отечественной культуры;
  4. Осознание общественной значимости труда.

Таким образом, переход от знаниецентризма к человекоцентризму, к «культу личности» каждого ребенка – основная цель образования. Сегодня главное не только качество знаний, но и развитие личности, реализация уникальных человеческих способностей, подготовка к практической жизнедеятельности.

С целью реализации поставленных задач была разработана программа воспитания на 2009-2010г.г. «Мы молодые – будущее своей семьи и российского государства».

Аналитическая часть

  1. Характеристика класса.

В 7«В» классе обучается 13 человек: 6 девочек и 7 мальчиков, 1 мальчик находится на индивидуальном обучении по состоянию здоровья. Ребята обучаются вместе с первого класса. За годы обучения состав класса изменился незначительно – после окончания 6 класса выбыл один ученик в МОУ СОШ № 49 (по месту жительства). В связи с этим, считаю классный коллектив 7«В» состоявшимся, достаточно сплоченным и дружным. Это подтверждают и проведенные диагностики межличностных отношений в коллективе и социометрического статуса школьника.

Как видно, структура классного коллектива, начиная с 5 класса, претерпела некоторые изменения. Уменьшилось количество изолированных детей, и значительно увеличилось число «предпочитаемых», что свидетельствует о формировании в классе так называемой команды актива, внутри которого дети легко взаимодействуют друг с другом. Кроме этого, два лидера (15%) на самом деле не столько выделяются из всего коллектива своими лидерскими качествами, сколько своим поведением создают конфликтную ситуацию. В классе можно выделить несколько групп учащихся, которые объединяются по интересам, но между собой эти группы практически не конфликтуют, а интересы их очень часто пересекаются. Среди детей можно выделить стремящихся в лидеры, причем таких в классе большинство – в основном девочки. Но по-настоящему быть лидерами получается не у всех, и из-за этого порой происходят конфликты, которые разбираются шумно и эмоционально, поэтому в классе не всегда бывает порядок с дисциплиной. Факты нарушения дисциплины имеют влияние на уровень внимательности и работоспособности на уроках, понижая его.

Процент успеваемости в классе на среднем уровне: неуспевающих нет, 2 хорошиста, 4 учащихся с 1 или 2 «3» - есть резерв. Но по мнению большинства учителей-предметников учащиеся не всегда выполняют домашнее задание. В беседах с родителями выясняется, что только половина из них старается в той или иной степени ежедневно контролировать учебный процесс своих детей, интересуются делами в классе и школе.

Несколько детей уделяют внимание только учебе, не посещая ни каких кружков и секций; но есть и такие, которые успевают учиться и заниматься в кружках и секциях. Мальчики предпочитают заниматься спортом (футболом, волейболом, лыжами, двоеборьем), девочки, кроме занятий спортом (баскетбол), посещают танцевальные студии, кружки, учатся игре на гитаре. Большая часть класса мало инициативна, но если их заинтересовать – увлекаются, сначала не все, но постепенно основная масса учащихся включается в творческий процесс. В основном ребята отзывчивые, доброжелательные, открытые, исполнительные.

  1. Социальный паспорт класса.

Большинство учащихся класса воспитывается в малообеспеченных семьях – 8 человек,

 6 человек – воспитывается в полных семьях, 6 человек – в неполных семьях (мама, бабушка),

1 человек – опекаемый (опекун – бабушка), 1 человек из многодетной семьи (4 ребенка),

1 инвалид, 1 переведен на индивидуальное обучение.

По данным проведенных осмотров условий проживания и материального положения семей для детей созданы благоприятные условия для проживания, выполнения домашнего задания, проведения досуга, занятий спортом (не смотря на материальное положение семей). В школу дети приходят в чистой опрятной одежде, соответствующей требованиям к одежде учащихся школы.

Родительский комитет 7 «В» класса

  1. Председатель - Баканова Любовь Александровна

  1. Члены родительского комитета:

Горобцова Наталья Владимировна

Архипова Нина Викторовна

Сайгина Анна Павловна

Основная часть

Воспитательная система класса – основа формирования

мировоззренческой позиции учащихся

Возрождение духовности и нравственности, чувства собственного достоинства, понятий «совесть» и «честь» - главные задачи образования XXI века.

В условиях глобализации и намечающихся противоречий в этой связи необходим поиск качественно новых подходов и стратегий в работе с молодежью.

Основные направления воспитательной работы:

  1. Создание модели воспитательного процесса в классе для формирования социально активной мобильной личности;
  2. Создание условий для формирования гражданского самосознания, самоопределения и самовыражения школьников;
  3. Разработка конкретной программы по организации общественной деятельности школьников для обучения их навыкам и умениям оценивать общественные явления и ситуации с гражданской позиции;
  4. Развитие навыков жизнедеятельности школьников в демократическом обществе, их критического мышления, толерантности, умения работать в команде, способностей концентрироваться на сути проблемы, отстаивать популярные и непопулярные точки зрения;
  5. Создание компенсационных механизмов для детей с ограниченными возможностями, из социально-неблагополучных семей, позволяющих преодолеть ситуацию социального неуспеха и обеспечение защиты их социально-культурных прав;
  6. Создание условий для свободного выражения собственного мнения, развития лидерских качеств, формирование умений самостоятельно принимать ответственные решения, не противоречащие нормам общества;
  7. Формирование активной гражданской позиции, ответственности за судьбу своего класса, школы, района, города, страны, сохранение их традиций и обычаев;
  8. Формирование объективной оценки влияния молодежной субкультуры на детей и подростков;
  9. Воспитание культуры здорового образа жизни;
  10. Объединение усилий школы и семьи в формировании жизненно важных навыков для определения своего места в различных житейских и социальных ситуациях.

Цель воспитательной деятельности в классе – объединить деятельность педагогов, школьников, родителей на основе совместного творческого процесса в формировании нравственного облика, активной жизненной позиции гражданина, патриота и семьянина нового века.

Задачи воспитательной деятельности:

  1. Формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с конвенцией ООН «О правах ребенка», культурно-правового мышления школьников;
  2. Привлечение семьи к активному участию в процессе воспитания, образования, развития школьников;
  3. Повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений с целью воспитания толерантного отношения к людям другой национальности;
  4. Формирование экологической сознательности школьников, готовности решать конкретные экологические задачи, задачи сохранения собственного здоровья;
  5. Воспитание патриотов России на основе сохранения исторической преемственности поколений, бережного отношения  историческому и духовному наследию народов России;
  6. Воспитание стремления к активному участию в жизни общества с соблюдением его правил и законов.

С целью реализации программы «Мы молодые – будущее своей семьи и российского государства» разработано      направлений воспитательной работы класса.

Структура программы

Мы молодые – будущее своей семьи и российского государства

Семья и школа – социальные партнеры

Мы – частицы живой природы

Судьба России зависит от нас                                                

Я и моя Конвенция

Для кого труд - радость, для того жизнь – счастье

  1. Семья и школа – социальные партнеры

«Семья – общечеловеческая ценность. Семьей прорастает Россия», - эти слова о великом предназначении семьи как важнейшего социального института, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека, приобретают все большую актуальность в современных качественно новых и противоречивых условиях политической и экономической нестабильности в России.

Цель – наладить, с одной стороны, эффективное партнерское взаимодействие с родителями по социализации ребенка, особенно в роли семьянина; с другой стороны, помочь ребенку выстроить свое поведение в семье.

Задачи:

  1. Оказание адаптационной поддержки семье при переходе на новые ступени обучения через индивидуальные консультации классных руководителей, психологов, учителей-предметников;
  2. Оказание психологической поддержки ребенку в ситуациях семейных конфликтов через работу классных руководителей, социального педагога, психолога;
  3. Проведение профилактики неадекватного уровня тревожности ребенка в связи с учебной деятельностью в школе через работу психологической службы, классных руководителей и учителей-предметников;
  4. Проведение диагностики психолого-физиологических особенностей ребенка и информирование о них родителей через совместную работу классных руководителей, психологов, медицинских работников, социального педагога;
  5. Организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  6. Организация совместной коллективной творческой деятельности детей и родителей.

  1.  Мы – частицы живой природы

Причины кризиса здоровья среди учащихся имеют многоплановый характер, но часть из них, как установили многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО, связана с самим процессом обучения детей в школе. Поэтому, среди первоочередных мер является необходимым расширение в предметах и предметных областях интеграции знаний, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, применение здоровье сберегающих педагогических технологий, создание внутренней образовательной среды класса, школы, способствующей обретению детьми опыта здорового проживания в коллективе.

Цель – формирование эколого-гуманистического мировоззрения школьников, осознание ответственности за состояние окружающей среды и собственного здоровья через реализацию практической и научно-исследовательской познавательной деятельности на основе совместного творчества школьников, педагогов, родителей.

Задачи:

  1. Проводить разъяснительную работу актуальности проблемы, связанной с возрастающей асоциальностью учащихся и их приверженностью вредным привычкам, а также массовым инфекциям;
  2. Стремиться устранять школьные факторы риска (ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей;
  3. Соблюдать физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса;
  4. Следить за питанием, физкультурными паузами и режимом дня учащихся;
  5. Создавать условия для охраны и укрепления здоровья.

  1. Судьба России зависит от нас

Много великих людей дала нам матушка – Россия, которые прославляли, прославляют и будут прославлять ее во всех направлениях человеческой деятельности и творчества. Великая культура России – ею восторгаются и ей приклоняются, ее хранят, передавая из поколения в поколение. Не мало сложных исторических периодов переживала наша страна – Россия. И всегда народ сообща преодолевал все невзгоды, защищая независимость своего отечества. В настоящее время наша страна переживает сложный период и события, происходящие в мировом сообществе, наиболее остро отражаются на интеллектуальном и психологическом развитии молодого поколения. Необходимо вселить в их сознание уверенность в то, что достойный образ жизни и психологический комфорт создается совместными усилиями каждого гражданина своей страны.

Цель – формирование у школьников XXI века чувства ответственности за судьбу России и ее место в мировом сообществе.

Задачи:

  1. Создать условия для изучения традиций, культуры, науки, техники русского народа;
  2. Способствовать развитию гражданственности и патриотизма личности на основе формирования элементов правовой, нравственной, политической культуры;
  3. Изучить государственную символику России;
  4. Приобщить учащихся к изучению героической истории Отечества;
  5. Возрождать традиции военно-патриотического воспитания;
  6. Уделять особое внимание военно-патриотическому воспитанию в целях формирования гражданского самосознания и позиции;
  7. Помощь в свободном выборе ценностей культуры, образования, науки;
  8. Ознакомление с образовательными и культурными ценностями мира и России;
  9. Обмен традициями и культурными ценностями России и мира;
  10. Развитие коммуникативных способностей к общению на различных языках.

  1. Я и моя Конвенция

Сегодня усиливается потребность в развитии школьного самоуправления, особенно ученического, в связи с ликвидацией школьных общественных организаций (октябрятской, пионерской, комсомольской), которые играли огромную роль в организации воспитательной работы в школе. Только участвуя в работе общественных объединений, органов ученического самоуправления школьники включаются в разнообразную внеурочную работу. Они вступают в деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности, получают возможность влиять на содержание образования, учатся разработке, принятию и реализации локальных нормативно-правовых актов в школе, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

Цель – формирование социально-активной жизненной и гражданской позиции школьников, научного мировоззрения, нового мышления, направленного на развитие демократии и прав человека.

Задачи:

  1. Создание условий для проявления и формирования у школьников гражданской позиции, навыков парламентаризма, правовой культуры, обучения технологиям избирательного процесса через систему классного и школьного самоуправления;
  2. Интеграция усилий педагогов, ученых, специалистов общественных организаций с целью популяризации Конвенции «О правах ребенка».

  1. «Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье» (пословица)

С развитием трудовой деятельности людей развивались и общественные отношения (от домашнего хозяйства, обеспечивающего самым необходимым для жизни, до многоотраслевого хозяйства, удовлетворяющего потребности людей путем производства товаров и услуг. Что? как? и для кого? производить – эти вопросы в новых социально-экономических условиях будут решать в будущем сегодняшние ученики с учетом максимальной полезности, минимальных затрат, экологических и эстетических законов и этических норм. Учащихся нужно научить смотреть на окружающий мир не только глазами потребителя, но и глазами созидателя – учиться у природы, не нарушая ее гармонию своими «творениями».

У взрослых принято считать, что дети – «несмышленыши» и их нужно всегда опекать и оберегать. И это одно из главных заблуждений взрослых. Детям нужно просто помочь в их творческих начинаниях. «Молодые изобретатели» часто находят очевидные и простые решения сложных задач, так как обладают раскованным воображением еще не ограниченным психологическими барьерами. Труд – источник вдохновения. Человек, познавший радость творчества, будет снова стремиться испытать ее. Самореализуясь, учащийся становится увереннее, самостоятельнее, активнее, мобильнее – готовится к новым «подвигам».

Цель – способствовать подготовке учащихся к экономически целесообразному использованию технологических знаний и умений для рационального ведения домашнего хозяйства и бизнеса; воспитывать личность, умеющую эффективно трудиться с учетом здоровья, возможностей, наклонностей и способностей, экономически мыслить, заботиться о благосостоянии семьи – создавая основу для дальнейшей подготовки предпринимателя, менеджера, достойного гражданина своей страны.

Задачи:

  1. Формирование общей культуры личности (культура здоровья, общения, поведения, мышления, потребностей, научной организации труда) и творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  2. Подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;
  3. Развитие способностей самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач;
  4. Способствовать к подготовке к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;
  5. Воспитывать у учащихся трудолюбие, гуманность, порядочность, бережливое отношение к ресурсам;
  6. Ознакомить учащихся с негативными последствиями влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей;
  7. Знакомство с профессиями сферы производства и торговли;
  8. Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства;
  9. Формирование общественных знаний и умений по созданию потребительского товара (услуги) с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного искусства в условиях ограниченности ресурсов. Развитие этического чувства и художественной инициативы ребенка;
  10. Ознакомление с основами современного производства и сферы услуг,
    а также с особенностями рыночной экономики и предпринимательства; овладение умениями реализации изготовленной продукции.

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап
  1. Знакомство с классом и с каждым учеником отдельно, родителями; консультации с социальным педагогом и психологом школы;
  2.  Выстраивание системы самоуправления класса;
  3. Разработка воспитательной системы класса.

  1. Основной этап
  1. Предполагает деятельность по реализации целей и задач программы;
  2. Работу по приоритетным направлениям программы;
  3. Подведение промежуточных итогов в конце года;
  4. Внесение дополнений и изменений в дальнейшую деятельность.

  1. Заключительный этап
  1. Подведение итогов;
  2. Сравнение результатов;
  3. Оценивание эффективности достижения поставленных целей и задач.

Управление жизнедеятельностью класса

Детское самоуправление – это демократическая форма организации коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Принципы ученического самоуправления:

  1. Принцип самоуправления (коллективное творческое планирование работы – взаимодействие педагогического управления и детского самоуправления);
  2. Принцип сменяемости (учащиеся всегда могут попробовать свои возможности в различных органах самоуправления);
  3. Принцип участия всех участников в системе самоуправления (каждый может найти дело по душе и раскрыть свои индивидуальные возможности).

Структура самоуправления класса

Общественные поручения учащихся 7 «В» класс

  1. Самоуправление класса
  1. центр управления

Егунова Кристина – староста класса

Архипова Мария – заместитель старосты класса

  1. учебно-дисциплинарная комиссия

Ляшенко Екатерина, Королева Алина – ответственные за учебу

Пономарева Эльвира, Милашин Вячеслав – ответственные за дисциплину

  1. санитары-озеленители

Баканов Александр, Егунова Кристина, Парамонова Надежда

  1. пресс центр. редколлегия

Ляшенко Екатерина, Горобцов Никита, Королева Алина, Портнов Владислав

  1. культурно-досуговый центр

Пономарева Эльвира, Третьяков Анатолий, Архипова Мария, Баканов Александр

  1. трудовая бригада

Романюта Анатолий, Милашин Вячеслав, Пономарева Эльвира, Мочалов Кирилл, Егунова Кристина

  1. спортивная команда

Романюта Анатолий, Парамонова Надежда, Милашин Вячеслав, Королева Алина, Баканов Александр, Егунова Кристина

  1. Дежурство в классе
  1. Третьяков Анатолий,  Мочалов Кирилл                             Дежурство понедельное
  2. Егунова Кристина,  Архипова Мария                          (возможна взаимозаменяемость и
  3. Баканов Александр,  Горобцов Никита                                    взаимопомощь)
  4. Королева Алина,   Парамонова Надежда
  5. Милашин Вячеслав,  Романюта Анатолий
  6. Пономарева Эльвира,  Ляшенко Екатерина

  1. Дежурство по школе
  1. 2 этаж     Пономарева Эльвира,  Королева Алина,  Романюта Анатолий – раздевалка, фойе, столовая, подъем на 3 этаж
  2. 2 этаж     Баканов Александр,  Горобцов Никита – лестничные подъемы и спуски, правая, левая рекреации
  3. 3 этаж     Архипова Мария,  Егунова Кристина,  Третьяков Анатолий,   Мочалов Кирилл – учительская, лестничные подъемы и спуски, правая, левая рекреации
  4. 4 этаж     Ляшенко Екатерина,   Парамонова Надежда – лестничные подъемы и спуски, правая, левая рекреации
  5. 5 этаж    Милашин Вячеслав,   Романюта Анатолий - лестничные подъемы и спуски, правая, левая рекреации
  6. Отмечают отсутствующих в школе:

Понедельник – Горобцов Н., Архипова М., Егунова К.

Вторник – Баканов А., Парамонова М., Королева А.

Среда – Мочалов К., Пономарева Э., Третьяков А.

Четверг – Ляшенко Е., Милашин В., Романюта А.

Пятница – лучшие по итогам дежурства учащиеся

Сведения о занятости учащихся во внеурочное время

  1. Архипова Мария – ДДТ ул.Панина – Игра на гитаре; МОУ СОШ №187 кружок «Мастерица»
  2. Баканов Александр – Стадион «Водник» - Футбол
  3. Горобцов Никита - Стадион «Водник» - Футбол
  4. Егунова Кристина - ДДТ ул.Панина – Игра на гитаре
  5. Королева Алина – ДК им.Свердлова – Танцы
  6. Ляшенко Екатерина - ДДТ ул.Панина – Игра на гитаре; МОУ СОШ №187 кружок «Мастерица»
  7. Милашин Вячеслав – Стадион «Водник» - Футбол
  8. Мочалов Кирилл
  9. Парамонова Надежда - ДК им.Свердлова – Танцы; МОУ СОШ №187 кружок «Мастерица»
  10. Пономарева Эльвира – ДДТ у. Панина - РСС (районный совет старшеклассников)
  11. Портнов Владислав – Секция «Карате»
  12. Романюта Анатолий -  спортивные секции: «Двоеборье», «Прыжки с трамплина», «Футбол»
  13. Третьяков Анатолий

План воспитательной работы на 2009 – 2010 г.г.

№ п/п

Направления деятельности

Сроки

I

Семья и школа – социальные партнеры

1

Классный час «Мир моей семьи»; д/з – Составить семейное древо

сентябрь

2

Родительское собрание «Семья как социальный институт». «Что и как влияет на развитие личности» - опрос родителей и детей.

сентябрь

3

Обследование жилищных условий вместе с социальным педагогом

регулярно

4

Классный час «Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми».

октябрь

5

Индивидуальные беседы с родителями, в семьях которых сложная социально-экономическая ситуация.

в течение года

6

Индивидуальные консультации с родителями, чьи дети испытывают трудности в процессе учебной деятельности в школе.

в течение года

7

Индивидуальные консультации с учащимися и их родителями.

в течение года

8

Совместная организация досуга (посещение театров, музеев, экскурсии)

в течение года

9

Родительское собрание «Внутренний мир ребенка». Стремление к красоте во всех направлениях – как это важно для наших детей.

ноябрь-декабрь

10

Классный час «Семейные традиции – творческая атмосфера в семье»

декабрь

11

Классный час «Какими вы видите главу семьи и хранительницу семейного очага»

февраль

12

Подготовка к праздничному концерту «8 Марта»

февраль - март

13

Родительское собрание «Особенности интеллектуального развития детей среднего школьного возраста: как помочь ребенку выбрать профиль дальнейшего обучения в школе». Проведение тестирования родителей и детей

февраль - март

14

Беседы о питании в школе с родителями и детьми

каждая четверть

15

Классный час «Круг общения вашей семьи»

апрель

16

Родительское собрание «Беседа о толерантности, нежности и заботе к детям в период пробуждения природы»

апрель

17

Обсуждение с родителями совместного с детьми отдыха на природе

апрель - май

II

Мы – частицы живой природы

1

Содержание закрепленного за классом участка школьной территории в чистоте и порядке

в течение года

2

Участие в озеленении интерьера и территории школы

в течение года

3

Участие в спортивных соревнованиях (школа, район)

в течение года

4

Классный час «Мой любимый вид спорта». Личные достижения

октябрь

5

Беседы о гриппе и его разнообразных формах. Меры профилактики. Опасные последствия

сентябрь - декабрь

6

Классный час «Здоровое питание необходимо для растущего организма»

ноябрь

7

Беседы о травматизме на скользких дорогах

ноябрь - март

8

Классный час «Сохранить здоровье – главная задача каждого»

декабрь

9

Классный час «Вредные привычки до добра не доведут». д/з – Собрать информацию о вредных привычках

январь

10

Беседы о здоровом образе жизни. Конкурс «Мы за здоровый образ жизни»

февраль

11

Беседа «Мама жизнь подарила мне и тебе»

март

12

Классный час «Мы просыпаемся вместе с природой» - особенности поведения, свободное время провождения

март

13

Инструктаж по ПДД, ППБ, поведение на воде (льду)

в конце каждой четверти

14

Беседа «Как зарождались спортивные состязания». Кто твой кумир в спорте. Чем бы ты хотел быть на него похож и почему

апрель

15

Классный час «Береги свое здоровье и окружающую среду»

апрель

16

«Мы идем в гости к природе» - поход

апрель - май

17

Классный час «Летом отдыхай, здоровье набирай»

май

18

Участие в городском месячнике по благоустройству территории микро участка школы

апрель - май

III

Судьба России зависит от нас

1

День знаний: «Александр Невский – имя России»

сентябрь

2

Классный час «Город мой любимый»

сентябрь

3

Организация экскурсионных поездок учащихся по историческим местам Н. Новгорода и области

в течение года

4

Беседа «История Н. Новгорода»

сентябрь

5

Классный час «День единства»

октябрь

6

Классный час «Учитель дверь откроет в жизнь»

сентябрь - октябрь

7

Беседы на тему: «Этическая грамотность» (1. «Уважай других – буду уважать и тебя», 2. «Поведение в общественных местах – показатель воспитанности», 3. «Деловой этикет (внешний вид, поведение, общение), 4. «Контролируй себя сам» (нарушение дисциплины ведет к правонарушениям), 5. «Следи за своей речью», 6. «Что с нами делает весна – душа проснулась от сна».

в течение года

8

Классный час «Я – россиянин»

ноябрь

9

Беседы «Старый новый год – русские традиции и обычаи»; «Как встречают новый год люди всех широт»

декабрь - январь

10

Классный час «Новый год в России» (как встретишь так и проведешь)

декабрь

11

Классный час «Толерантность в музыке и одежде, вкусах, политики, отношениях

январь

12

Классный час «Религиозные конфессии России и Н. Новгорода»

февраль

13

Классный час «Мужчина – защитник, солдат»

февраль

14

Классный час «Проводы русской зимы – праздник Масленицы»

февраль - март

15

Участие в военно-спортивной игре – «Зарница»

февраль - март

16

Участие в районном конкурсе «Россияночка» (девочки)

апрель

17

Классный час «Вместе мы сила». Посвящается дню солидарности –

1 мая

апрель - май

18

Классный час «День победы – 65 годовщина»

май

IV

Я и моя Конвенция

1

Классный час «Наша Конституция». Выборы актива класса. Выработка и принятие основных законов жизни класса

сентябрь

2

Классный час «Права и обязанности школьников»

октябрь

3

«Нам надо помочь» работа с трудными подростками совместно с социальными педагогами

в течение года

4

Классный час «Какие виды досуга помогут вам развиваться как личность»

ноябрь

5

«Доволен ли я своими успехами, над чем нужно работать» - анализ каждого ученика своих достижений в школе

 раз в четверти

6

Классный час «Человек XXI века» (каким вы его представляете)

январь

7

Классный час «Учитель и ученик – равные партнеры в деловом общении» (подготовка к участию в НОУ)

февраль

8

Классный час «Выбор направления в образовании – способ самовыражения, самоутверждения, самореализации»

март

9

Классный час «Конвенция ООН о правах ребенка»

апрель

V

Для кого труд – радость, для того жизнь - счастье

1

Работа по благоустройству и наведению чистоты и порядка на территории микро участка школы

сентябрь – октябрь;

апрель - май

2

Дегустация и оценка кулинарных способностей девочек – кулинарные шедевры «Дары осени»

октябрь

3

«Наши руки не для скуки» - мелкий ремонт классной мебели, уборка кабинета

раз в четверть

4

Беседы о профессиях: 1. «Учитель ведет нас в страну знаний», 2. «Путь к сердцу лежит через желудок», 3. «Профессия «Родину защищать» – для настоящих мужчин», 4. «Люди в белых халатах», 5. «Инженерная мысль облегчает жизнь», 6. «Дизайн – творческая профессия», 7. «Они облегчают общение», 8. «Сокращая расстояния, движемся вперед»

в течение года

5

«Что нам стоит…» разработка проектов для участия в выставке технического творчества

ноябрь - март

6

«Папа, мама, я – трудолюбивая семья». д/з – Изготовить изделия для выставки

сентябрь - март

7

Классный час «Терпение и труд все перетрут» (в жизни надо добиваться поставленной цели)

декабрь

8

«Жаль, что завтра не 8, а 9 число» - организация праздника для девочек

март

9

Классный час «Ярмарка профессий» (все работы хороши, выбирай на вкус)

апрель

10

Классный час «Любой труд уважаем» («Труд становится основой гармоничного развития личности так же потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как Гражданин»   В.А.Сухомлинский)

май

11

Работа в летнем трудовом лагере

май - июнь

Результаты деятельности

  1. Промежуточный результат

Проанализировав результативность функционирования воспитательной системы за 5 – 6 классы можно подвести следующие итоги:

  1. В классе складывается дружный, работоспособный и творческий коллектив, можно выделить актив класса, класс приобретает свое неповторимое «лицо»;
  2. Есть предпосылки и возможности для формирования творческого, интеллектуального и организаторского потенциала каждого ученика;
  3. Налажен контакт с учителями, учащимися, причем как младших, так и старших классов;
  4. Активно действует родительский комитет, поддерживается связь поколений (бабушки – наши первые помощницы);
  5. В классе сложились ряд традиций и принципов общения, например: организация ежегодного похода за город, в результате которого подводятся итоги года и планируются мероприятия на будущий год, непременное участие в большинстве конкурсов и викторин, причем практически, всегда по инициативе учащихся.

Однако следует отметить, что на данном этапе еще многие проблемы остаются нерешенными, и над ними нужно работать; активно сотрудничать с учителями-предметниками, родителями, социально-психологической службой школы.

  1. Ожидаемые результаты
  1. Развитие личности ребенка в гармонии с собой и социумом (формирование его интеллектуального, нравственного, физического, эстетического коммуникативного потенциала; активной гражданской позиции; овладение учащимся знаниями об окружающем мире);
  2. Сформирован единый классный коллектив, развивающийся на основе сотрудничества и взаимной помощи;
  3. Эффективное сотрудничество в области здоровья (осознанное отношение к здоровью);
  4. Построение отношений партнерства семьи и школы (позитивное влияние на развитие личности подростка учителей, родителей и социальной службы школы).

Список литературы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. 1998 г.
  2. Конституция РФ. 1993 г.
  3. Закон РФ «Об образовании». 1996 г.
  4. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е издание. – Казань: центр инновационных технологий, 2000 г.
  5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей: по докладу НИИ семьи «О положении семей РФ». Педагогика. 1999 г. №4
  6. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. – М. 2008 г.
  7. Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя (5-9 классы). Под ред. И. С. Артюховой. – М. ВАКО, 2006 г. – 304 с. – (Педагогика, Психология, Управление).
  8. Программа «Гражданин, патриот, семьянин нового века» МОУ СОШ № 187.
  9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М. 1996
  10. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении // Воспитание школьников. – 2002 г. № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

воспитательная система класса "Семь + Я"

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально зна...

тесты по истории России.6 класс по теме "Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в."

Материал содержит разноуровневые тестовые задания, которые можно использовать на разных этапах урока и при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ ....

Воспитательная система класса "Свой путь мы выбираем сами!"

В разработке отражены цели, задачи, методы, приоритетные направления воспитательной работы с классом....

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...

Воспитательная система класса "Мы - будущее"

Воспитательная система класса «Мы – будущее»  направлена на поддержку развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России....