Если прав, доказывай!
классный час по теме

Дискуссионная беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_prav_dokazyvay.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссионная беседа на тему

«Если прав, доказывай!»

Задачи: оценить нравственную атмосферу в классном коллективе, причины недоброжелательности, конфликтов, формировать активную жизненную позицию, учить отстаивать свои убеждения, видеть причины, порождающие разного роды конфликты , и предупреждать возникновение ненужных , несущественных споров и словопрений.

                             Ход подготовки.

 1. Предложить учащимся следующие задания:

- Подготовиться к обсуждению вопросов: часто ли у вас вспыхивают ссоры, возникают конфликты в отношениях с товарищами, учителями, родителями? В чём вы видите их причину? Спорите ли вы с взрослыми? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения перед старшими (родителями, учителями, знакомыми)? Меняли ли вы ее? Если да, то под влиянием чего (доказательства, авторитета, нажима, страха)? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? В чём? Расскажите, как это было. Были ли случаи, когда ваше мнение не совпадало с мнением коллектива? Как вы вели себя в этом случае? Напишите, когда и с кем у вас произошла ссора в последнее время? Кто виноват в этом конфликте? Как был он разрешён?

 -завершите предложение словами, которые считаете наиболее уместными в данном случае: «Я старался не портить настроение и отношения с теми, кто  …»

- подберите примеры конфликтных ситуаций на основе выступлений периодической печати или жизненных наблюдений.

2. Плакаты:

«Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведётся умелыми и умными спорщиками», «Худой мир лучше доброй ссоры» (Д.С.Лихачёв), «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани» (Русские народные пословицы), «Достаточно услышать, как человек спорить, чтобы определить все его достоинства и недостатки» (Старая узбекская пословица).

План-конспект беседы

1. Вступительное слово учителя.

Жизнь постоянно ставит  перед каждым из нас проблемы, заставляет делать выбор, активно отстаивать свою точку зрения, свои убеждения или идти на компромисс, отступать от них. Противоборство ума и глупости, таланта и бездарности, смелости и осторожности, любви и равнодушия, честности и лживости всегда были и остаются.

В жизни не всегда правый остаётся правым,  а не правый - посрамленным.  За правду надо бороться смело, вступать в бой со злом и недостатками. Однако это требует  определённой  подготовки и умения. В споре, дискуссиях обнаруживается интеллектуальность человека: его вежливость, чувство собственного достоинства, уважительное отношение  к людям, культура мышления и речи.

2. Умеем ли мы спорить и разрешать конфликтные ситуации?

Учащиеся обсуждают предложенные вопросы, приводят примеры конфликтных ситуаций, высказываются по материалам периодической печати.

Для обсуждения можно так же предложить два письма:

«Везучий» я человек: что ни день, то драка, что ни друг, то заступись. Я просто не могу пройти мимо, когда кого-то оскорбляют, задевают, бьют. Ещё  не было со мной такого, чтобы струсил, убежал. Скажу честно,  достали меня поручениями!  С выговором  хожу – это полбеды. Но меня же считают драчуном, зачинщиком. Вот и мама говорит: да не суйся ты везде, дерутся – отойди,  обижают девчонку – тебе что,  обязательно вмешиваться? Но она прекрасно понимает, что я прав. И всё же отойди! Через  год окончу техникум (если окончу). Как жить дальше? Что такое правота и как её отстаивать?»

«Сегодня я видел, как двое хулиганов  на глазах у всего народа  распивали прямо из бутылки водку, громко ругаясь. Люди делали вид, что ничего не замечают,  и проходили мимо.

Я набрался смелости, хотел сделать замечание, но…. позорно бежал. Теперь буду мучиться, придумывать разные оправдания. Но  преодолеть себя не могу.

 Я, конечно, трус, но все люди трусы, герои только в кино да в книгах. В жизни я не встречал человека, который осмелился бы вступиться за девушку, сделать замечание хулиганам.

Может, подскажете, как преодолеть себя».

Вопросы учащимся:

Чтобы вы ответили юношам? Как оцениваете  их поведение? Приходилось ли вам заступаться за слабого человека? Обязательно ли выясняются отношения дракой?

Пояснения учителя.

Нужно ли избегать конфликтов? И  да,  и нет. Конфликт конфликту рознь. Конфликты могут  быть психологическими в силу несовместимости  характеров, внутриличностными, возникающими  из–за несовпадения точек зрения. Причиной конфликта  может быть личная обида, оскорбительное высказывание. Многие конфликты  связаны с дурным настроением,  грубостью, сознательным  стремлением уязвить, унизить, оскорбить человека.

Ликвидировать конфликт – это не значит обходит острые углы и избегать обсуждения  сложных и противоречивых вопросов. Наоборот, следует со всей страстностью души обрушиваться  на низость,  тунеядство и другие пороки.

Чтобы избежать ненужного конфликта,  необходимо трезво оценить ситуацию,  учесть обстановку, характер и особенности его участников. Разрешить  конфликт  следует творчески,  вдумчиво,  не теряя при этом чувство юмора.

Заключение беседы. Зачитывается  памятка  « Культура проведения спора»:

«Культура дискуссии включает в себя  несколько  компонентов: способность забыть свои предупреждения против собеседника,  стремления отделять факты,  о которых говорит  собеседник, от его мнения о них,  внимательность и сосредоточенность на слова собеседника,  стремление понять не только то,  чего он сказать не может или не хочет.

В  споре придерживайтесь следующих правил:

Внимательно выслушайте  своего противника,  то есть человека,  который не согласен с вашим мнением. Слушая, старайтесь думать не только о контрответах, сколько о том,  чтобы понять собеседника,  его доводы,  уровень  подготовленности к ведению дискуссии, глубину  знаний по предмету спора. Если вам что-то неясно в позиции  противника, переспросите,  правильно  ли вы поняли  те или иные  положения,  утверждения,  предупреждая доводы, что «вы неправильно его поняли» и что он «этого не утверждал». Мысленно уточните свои позиции в споре, подумайте об убедительных примерах.

Не спешите с возражениями,  обвинениями,  не употребляйте  выражений, оскорбляющих достоинства человека. Ведите спор вежливо, спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Уважайте право своего противника на собственное мнение».

Литература:

1.Власов. Деловое общение.

2. Камычев. Вежливость на каждый день.

3. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

4. Кичанова. Конфликт: за и против.

5. Ваксберг. Кто не борется, тот уже проиграл ( «Литературная газета» от 15 января 1986 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если правила не знать, то беды не миновать.

Данный материал является основой для выступления школьной агитбригады по Правилам дорожной безопасности...

Теоремы необходимо доказывать

Статья о необходимости осмысленного изучения теоретического материалиа . О повышени качественной подготовки выпускников школы....

Что читать? 10 книг, которые доказывают, что люди — меняются!

10 книг, которые доказывают, что люди — меняются! С аннотациями....

Логопедическая игра "Размышляем, доказываем, говорим"

Материал игры можно использовать как во внеурочной работе, так и на логопедических занятиях....

Классный час на тему: "Ты не прав, если ты не знаешь прав"

Классный час на тему: "Ты не прав, если ты не знаешь прав"Цели:- дать представление о правах ребенка;- объяснить детям, что означает понятие «право»;- рассказать, ...

Как научиться доказывать теорему.

Рекомендации для школьников к урокам геометрии....

Конспект урока «Рассуждать – значит доказывать».

Обучающее сочинение на лингвистическую тему....