Конспект урока «Рассуждать – значит доказывать».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Обучающее сочинение на лингвистическую тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Рассуждать – значит доказывать».

Тип урока: обучающее сочинение на лингвистическую тему.

Цель урока:

1) Углубить и обобщить знания учащихся о типах речи; расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения на лингвистическую тему.

2) Систематизировать знания учащихся о частях речи.

3) Воспитывать интерес к окружающему миру, к художественному слову.

Подготовка к уроку.

1. Оформление доски: записан текст №2, слова: следовательно, значит, таким образом, из этого следует.

2. Стенд «К уроку»: плакат с текстом №3, схема рассуждения.

3. Индивидуальное задание для ассистентов (сцена и р. Э. Успенского).

4. Раздаточный материал (отрывок из рассказа К.Паустовского «Кот – ворюга»).

5. Фотография пеликана.

6. Слова в словаре: как будто, во-первых, во-вторых, значит, таким образом.

Ход урока.

I. Орг. Момент.

Слово учителя.

Сегодня на нашем уроке РР мы обобщим знания об известных нам типах речи, параллельно повторим сведения об изученных частях речи, продолжим работу по теме «Глагол как часть речи».

II. Повторение типов речи.

Прослушайте текст, запишем его в тетради, пропустив строчку для заглавия.

На черной воде плавала огромная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. К голове как будто приклеен клюв с кожаным красным мешком.

По ходу записи комментарии: назвать орфограмму в слове черный, выделить корень в словах оперение, переливалось, назвать суффикс в словах лимонный, кожаным. Как будто – запомнить написание.

Задание: прочитать текст, озаглавить, вписать заглавие в пропущенную строку. Показать фотографию пеликана.

На доске записан текст №2.

Задание: прочитаем «птичьим базаром», затем 1 ученик выразительно читает вслух.

Текст №2.

Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой.

Задание: о чем этот текст?

Учитель читает текст №3.

Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и наличием воздушных мешков. Они только низко наклоняют головы.

Вопросы для обобщения:

1) Прочитали три текста. Какова тема этих текстов?

2) Написаны они по-разному. Чем отличаются эти тексты?

3) К какому типу (текстов) речи относится

                        текст №1?

                        текст №2?

                        текст №3?

Докажите правильность своего ответа. (прием фотографирования, вопрос).

4) Слова какой части речи чаще всего используются

                        в описании? (прил.)

                        в повествовании? (глаг.)

                        в рассуждении? (глаг.)

5) Какой тип речи нельзя передать с помощью фотографии или рисунков?

6) Из какого художественного произведения взяты тексты №1, №2?

Попробуем определить типы речи в другом художественном тексте К.Паустовского.

(тексты перед учащимися на столе (раздаточный материал)).

Задание: прочитаем текст.

Какие типы речи использует автор? (описание , повествование, рассуждение).

III. Тема урока.

Труднее всего вам, оказывается, определить тип речи – рассуждение.

Поговорим о рассуждении более подробно.

Запишем тему урока:

РАССУЖДАТЬ – ЗНАЧИТ ДОКАЗЫВАТЬ.

Почему так важно овладеть навыками рассуждения? (часто приходится доказывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать). Это сделать достаточно трудно.

Есть закон построения рассуждения, а закон – обязателен к исполнению.

Вспомним план – схему, структуру рассуждения.

I. Тезис

        почему?

II. Доказательство

                следовательно

III. Вывод.

В рассуждении Леньки назовите тезис, доказательства, вывод.

Ленька – деревенский мальчишка, а убедил мудрейшего писателя. Как ему это удалось? (правильно построенным рассуждением).

Очень часто приходится пользоваться рассуждением в наших жизненных ситуациях.

Мои ассистенты покажут сценку.

Подумайте, какие типы речи здесь используются.

Кто из героев рассуждает? (кот).

Назовите тезис, доказательство, вывод.

А как часто нам на уроках приходится рассуждать, обосновывать свои ответы.

Запишем предложением на доски и в тетради.

Все любовались бегом юного спортсмена.

К какой части речи принадлежит слово бегом?

А вот один мой знакомый назвал его глаголом. И доказывал так: он бежит, а глагол бежать обозначает действие.

Вопрос: кто прав?

Как вы рассуждаете? (рассуждение ученика).

Вопрос: доказал?

А теперь посмотрим какими признаками обладает часть речи – глагол.

Заглядывая вперед, в учебнике откроем стр.280 и прочитаем образец устного разбора глагола цветет.

Что из себя представляет образец устного разбора глагола? Какой это тип речи?

Сравним со схемой рассуждения.

Назовите тезис и доказательство (ученики получают карточки с этими словами).

Какими словами вводятся эти доказательства? (во-первых…, эти слова так и называются вводными).

Строим живую схему рассуждения:

выходят тезис

                доказательства с вводными словами

Чего нет в этом рассуждении? (вывода).

Это, ребята, неполное рассуждение. Учтите, что в некоторых рассуждениях может отсутствовать вывод или тезис. Попробуем сделать самостоятельный вывод. (ученик идет к доске).

Какими словами может  присоединяться вывод? (слова на доске).

Ученик выбирает карточку с любым словом, делает вывод.

IV. Закрепление.

В предложении, записанном на доске, возьмем слово любовались.

Рассуждая, докажите, какая это часть речи.

V. Итог урока: рассуждение помогает убеждать, в любой жизненной ситуации вы сможете отстоять свое собственное мнение.

Что нового узнали о рассуждении (неполное).

Какие слова используются для связи частей рассуждения?

Как работали в классе.

VI. Оценки за урок.

                Конспект урока русского языка

в 6 классе.

Тема: «Рассуждать – значит доказывать».

Обучающее сочинение на лингвистическую тему.

Учитель: Архарова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Бьет- значит любит?". Развитие навыков устной речи.

Конспект урока "Бьет- значит любит?".Сфера общения- семья. Цель урока- развитие навыков устной речи. Урок включает работу с газетной публикацией- работу с общим обзором газеты, поисковое чтение, работ...

Подготовка к сочинению-размышлению "Что значит быть гражданином" (план-конспект урока)

План-конспект урока в 7 классе. Занятие расчитано на два учебных часа....

Конспект урока обществознания 6 кл "Что значит быть патриотом"

Урок посвящен понятию "патриотизм". На применре конкретных личностей учащиеся рассматривают суть данного понятия...

Конспект урока "Нано...А что это значит?"

Считаю, что учащихся необходимо знакомить с достижениями науки, с новыми технологиями, с развитием химии своей страны и мира в целом. Этот урок лишь небольшой пример......

Урок развития речи в 6-м классе по теме Рассуждать – значит…

Урок русского языка в 6 классе посвящен изучению темы "Типы речи. Рассуждение"...

Конспект урока по русскому языку"Учимся рассуждать"

Урок русского языка: Учимся рассуждать...