Конспект урока по русскому языку"Учимся рассуждать"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Корнева Наталия Дмитриевна

Урок русского языка: Учимся рассуждать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_rassuzhdat.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  развития  связной  речи  в  5  классе

Тема  урока: «Учимся  рассуждать»

                                (обучение  построению  развернутого  ответа-доказательства)

Структура  урока:

  1. Организация  начала  урока  и  мотивация  на активную учебно-познавательную

    деятельность.

  1. Проверка  усвоения  ранее  изученного  материала.
  1. Подготовка к усвоению нового материала.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Первичное закрепление.
  4. Подведение итога урока.
  5. Информация о домашнем задании.

Основные цели урока:

  1. Научить строить простейшее рассуждение-доказательство в ответ на вопрос почему?
  2. Научить планировать свое высказывание с опорой на схему.
  3. Тренировать умение использовать ранее полученные знания при формировании

    высказывания.

  1. Развивать способность сравнительного анализа и обобщения.
  1. Расширять активный словарь учащихся, вводя в их речь меткие образные выражения и синонимы.
  2. Стимулировать развитие познавательного интереса и речевой активности.
  3. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Ход урока:

  1. Приветствие, проверка готовности к уроку (ручка, карандаш, дневник, карточки)

   

    -Сегодня урок у нас будет зимний, и начнем мы его с речевой разминки по зимним поговоркам и пословицам. Сядет на свое место тот из вас, кто сможет продолжить начатую мной пословицу (если ученик затрудняется, то ему помогает другой, а первый

повторяет всю пословицу, благодарит товарища и садится).

    (Общая оценка работы класса)

  1. - В последней пословице  «Февраль месяц лютый - спрашивает, как обутый» замените слово лютый синонимами  (суровый, жестокий, безжалостный, злой, сердитый, беспощадный).
  • Изменился ли смысл пословицы?
  • Сделайте вывод, какие слова мы называем синонимами? Как еще можно назвать такие слова? (друзья)
  • Можно ли подставить вместо слова  лютый слова добрый, мягкий? Почему?
  • Как называются слова противоположные по значению? Как еще мы назовем слова-антонимы?  (враги)
  • Для чего в нашей речи нужны синонимы?
  • Где можно найти синонимы и антонимы слова? (в словарях)

        (Лучшие ответы учащихся поощряются  «снежинками»)

  1. Вводная беседа.

- Сегодня у нас на уроке необычный гость, вот этот смешной маленький гном. Я хочу, чтобы вы сами догадались, как его зовут. Я вам помогу. Свое имя он получил потому, что очень любопытный, интересуется всем на свете и очень любит задавать вопросы. Ну а самый любимый его вопрос ПОЧЕМУ?

                                         

                                           

  • Этот гном почти волшебник, потому что любое суждение,   любую мысль он может превратить в вопрос.

   Давайте проверим.

  • Перед нами предложение, прочитайте его:

                        

                                                                

- Так утверждает народная мудрость. А теперь закройте глаза... раз, два, три

  Откройте глаза и посмотрите, что изменилось?

                                                        

                                                                

(Появились слово ПОЧЕМУ и ?)

  • То есть наше утверждение превратилось в вопрос. Прочитайте его с правильной    

        интонацией.

    -А теперь ответьте: «Почему в феврале погода обманчивая?»

 -Знаете, ребята, а ведь Почемучка то очень капризный. Ему ваш ответ не совсем понравился. Оказывается, вы нарушили одно из его правил.

  Вы хотите его узнать, чтобы никогда больше не ошибаться?  (да, хотим)

  1. -Ну тогда смотрите и слушайте. Мы будем учиться рассуждать, то есть правильно

    строить ответ на вопрос ПОЧЕМУ?

  • Рассмотрим правильный ответ на наш вопрос: (надпись на доске)

   

    В феврале погода обманчивая,

     потому что

     морозы часто сменяются оттепелями.

  • Прочитайте это высказывание. Его можно разделить на две части. Прочитайте первую часть:  В феврале погода обманчивая...  в ней мы высказываем свою мысль, то как мы думаем.
  • Прочитайте вторую часть: морозы часто сменяются оттепелями. Здесь мы объясняем, доказываем, почему мы так думаем.
  • А соединяются эти части в целое высказывание с помощью мостика потому что.
  • Ну а теперь запоминайте правила Почемучки:
  1. Не начинай свой ответ со слов ПОТОМУ ЧТО. (дети повторяют)
  2. Сначала выскажи свою мысль. (дети повторяют)
  3. Обязательно объясни, докажи свое мнение. (дети повторяют)
  4. Используй мостик ПОТОМУ ЧТО. (дети повторяют)

      (В результате на доске появляется схема)

 

-Вспомните ваши ответы. Какое правило было нарушено? Повторите правила ответа.

-А теперь ответьте еще на один вопрос:

              Почему растения плохо переносят бесснежную зиму?

(учащиеся отвечают с опорой на схему, снежинки тем, кто был активен в этой части урока)

    -Ответ на следующий вопрос каждый из вас составит у себя на парте. Приготовьте

     карточки, слушайте:

                   Почему животные радуются снежной зиме?

(на партах у детей наборы карточек с заданиями двух уровней сложности. Тем, кто выполнил задание быстро, предлагается дополнительное задание: составить из оставшихся карточек второе высказывание и подумать, на какой вопрос оно отвечает)

   -Проверка: учитель проверяет задание, проходя по классу.

                      Вызванные ученики читают ответы вслух.

  • Итог: Какие правила вы соблюдали при составлении своих ответов?  Дети повторяют

       по схеме, потом без схемы.

Минута отдыха, упражнения сидя.

  1. Игра «Лотерея »                

                                                 (Выходят два ученика и по очереди берут карточки

                                             с вопросом. Этот вопрос задают своему товарищу

                                         Он дает ответ в соответствии с правилами. Потом

                                         они меняются местами.

                                         Вопросы трех степеней сложности помечены на обороте                                         1, 2, 3 кружочками)

... Почему медвежата рождаются зимой?

... Почему зайцу легко бегать по снегу?

... Почему птицы в феврале летят к жилью человека?

..  Почему медведь не спит в берлоге в бесснежную зиму?

..  Почему зимой в лесу не встретишь ежа?

..  Почему зимой волки сбиваются в стаи?

..  Почему белку называют запасливым зверьком?

.   Почему лосю трудно ходить по глубокому снегу?

.   Почему тетерева ночуют в снегу?

.   Почему заяц путает следы?

   Итог: Какими правилами построения ответа вы пользовались? (без схемы)

  1. Дополнительная информация (в сильном классе)

    -Все вы запомнили, что в начале ответа на вопрос ПОЧЕМУ? Мы высказываем свою

     мысль. Иногда люди хотят подчеркнуть, что это именно их личное мнение, и тогда

     они используют слова:

   

    -В этом случае ответ начинается с одного из этих выражений, а далее строится по

     схеме. Давайте попробуем:

     Как вы думаете, почему в феврале животные и птицы особенно нуждаются в помощи человека?

  1. Ну а сейчас вы получите карточки, задания на которых объединены темой «Зима».

    Это игра «Четвертый лишний». В каждой строчке вы найдете лишнее слово,

    подчеркните его и приготовьтесь объяснить почему оно лишнее, используя данные

    выражения.

    Проверка: учитель тихо опрашивает тех, кто первый подготовился.

   Затем - по строчкам.

  1. ИТОГ УРОКА.
  • Итак, ребята, чему мы сегодня научились?  

   (правильно отвечать на вопрос ПОЧЕМУ?)

   -Какие правила вы запомнили? (дети перечисляют)

   -Ну а сейчас проверим:  Вам урок понравился? (да)  А почему вам понравился урок?

    (дети должны ответить в соответствии с правилами)

    (Подсчет снежинок, оценки за урок)

  1. Домашнее задание на карточках у каждого свое.

   Написать ответ на вопрос и придумать свои вопросы с ПОЧЕМУ, на которые хотел бы

   получить ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по английскому языку "Учимся,играя!"

План-конспект урока по английскому языку для 2 класса, где закрепляется чтение буквы Ii в закрытом слоге, тренируются лексические навыки (прилагательные для описания внешности) и вводится новый речево...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку на тему "Учимся говорить правильно"

Данный урок является часть проектного модуля из раздела рабочей программы "Фонетика.Орфоэпия". Основная цель  - развитие орфоэпических умений современных школьников. Во время урока учен...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...

Открытый урок по русскому языку "Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ-2022"

Открытый урок проводится в 9 классе с целью  повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам выразительности языка, используя различные приёмы и методы, отрабатывая  навыки...