Открытый урок по русскому языку "Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ-2022"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Осичкина Лилия Викторовна

Открытый урок проводится в 9 классе с целью  повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам выразительности языка, используя различные приёмы и методы, отрабатывая  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ и формируя психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

учителя русского языка и литературы МБОУ Вяжинской ООШ

Осичкиной Лилии Викторовны

Тема: Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ – 2022г.

Цели и задачи урока:

Цели:  

Образовательные:

  • - повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;
  • - проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
  • Развивающие:
  • - развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • - развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;
  • - формировать навыки исследовательской работы;
  • Воспитывающие: 
  • - воспитывать любовь к  русскому языку;
  • - формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Задачи:

  • - повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам

  выразительности языка;

  • - используя различные приёмы и методы, отработать  навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
  • - формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Оформление урока: мультимедийная презентация к уроку;

 оценочные листы для уч-ся в двух вариантах; (Прил.1)

 заготовка «Цветок» (Прил.2)

 магниты для доски;

листы с домашним заданием в двух вариантах ( Прил.3).

Тип урока: урок - практикум.

ПЛАН УРОКА:

1.Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.   Объявление целей и задач урока.

3. Проверка знания теории.  (Приём «Не прерви цепочку»).

4. Представление «героя» урока. (Чтение стихотворения о подснежнике.)

5. Кроссвордный диктант.

6. «Собери цветок»,  Работа в парах.

7.Релаксация. – Выполнение задания по пунктуации.

8. Работа со схемой.    Приём «ВЕРНО - НЕВЕРНО».

9.Рефлексия. (Приём «Незаконченное предложение»).

10.Домашнее задание.

ХОД  УРОКА:

1.Мотивация учебной деятельности.

2. Вступительное слово учителя:  (СЛАЙД № 2)

- После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… (Щелчок по слайду, появляются 5  кошачьих портретов)  – Никого не напоминают вам эти испуганные взъерошенные котята? По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове (ЩЕЛЧОК  ПО СЛАЙДУ)  «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так (ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ). Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии. ( СЛАЙД № 3)  Эпиграфом к уроку пусть станут слова китайского мудреца Конфуция. (СЛАЙД № 4)

3. Актуализация знаний и умений.

-  Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.

 Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.

Учитель по очереди задаёт  вопросы ученикам, ответивший правильно, продолжает игру.

«НЕ  ПРЕРВИ  ЦЕПОЧКУ».

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3. Из каких частей состоит СПП?

4. Как определить вид придаточного предложения?

5. Перечислите значения приставки ПРИ.

6. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?

7. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?

8. Назовите значения приставки ПРЕ.

9. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

4. Закрепление

–  Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте стихотворение:

Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,

Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.

Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима,

И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.

А там, где солнце припекло, уже видна земля,

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи, как жизнь хрупка!)

Подснежники цветут! (Наталья Васильева)

Читает ученица  (СЛАЙД № 5)

- Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению преодолевать трудности.

Обратимся к оценочным листам. Пожалуйста,  выполните в нём задание № 1. В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой части. КАКИЕ ИМЕННО?

(Проверка  и объяснение через 1 минуту – щелчок по СЛАЙДУ № 5)

5. - Задание № 3 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к оценочным листам. Задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.

«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»

1)  Преувеличение.     (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении.     (МЕТАФОРА)

3) Эмоционально-окрашенное   прилагательное.     (ЭПИТЕТ)

4) Сравнение одного предмета с другим, чаще  при помощи сравнительных союзов.    (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое словосочетание. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.      (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

- Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите метафоры  (ПЛОТЬ  ЗЕМЛИ; ЗИМА  НЕ  ОСТУДИЛА ЧУВСТВ), а олицетворения (ручьи бегут, исчезнет наст, оживёт предчувствие, подснежники стоят)

6. – Из чего состоит ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ?  Может ли она состоять из одного главного члена?  Задание «СОБЕРИ  ЦВЕТОК» поможет вам выполнить тестовые задания № 8 и 11.

По очереди выходят ученики и собирают цветок.

Их задача – выбрать из лежащих на столе лепестков относящиеся к подлежащему,  к сказуемому  и прикрепить с помощью магнитов лепестки на доску).

Через минуту ученик- эксперт проверяет работу.

- Выполняем в оценочных листах задание № 3. (СЛАЙД № 6 )

7.  РЕЛАКСАЦИЯ. (СЛАЙД №  7 )

- Пусть эта прекрасная мелодия поможет вам выполнить задание  по пунктуации.

(Оценочный лист задание № 4)

8. – Что иллюстрирует эта схема?   (СЛАЙД № 8 )

Данная информация понадобится при выполнении тестового задания № 13.

Какой вид подчинения представлен в предложении на слайде?

- А теперь выполните задание № 5 в оценочном листе. (СЛАЙД № 9)

 (По окончании работы, оценочные листы сдаются на проверку.)

9. Рефлексия.

В завершении урока я прошу вас продолжить одно из предложений. (СЛАЙД №  10)

10.  – На дом вы получаете задания, аналогичные рассмотренным на сегодняшнем уроке. (СЛАЙД № 11) Варианты Д/З раздаются ученикам.

11. Оценки:



Предварительный просмотр:

        

        

        

        



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ

ученица 9  класса ____________________________________________________________________

ВАРИАНТ 1.

№ 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Какие это орфограммы?

Весна. На дереве грачи ра___селись шумной стаей,

Бегут прозрачные ручьи  и скоро снег ра__тает.

И___чезнет почерневший наст закрывший плоть земли

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима

И мы зовём пр___красных муз, пускаем их в дома.

А там где солнце пр___пекло  уже видна земля

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи, как жизнь хрупка!)

Подснежники цветут!

№ 2. «КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ» Запишите названия средств выразительности.

1)__________________________________________     4) _________________________________

2) __________________________________________     5) _____________________________________

3) ___________________________________________     6) ______________________________________

№ 3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

( 1) Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, (1)а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники-перелески - первые весенние цветы нашего леса. (2)О подснежниках сложено немало легенд.  (3) Одна из них гласит,(2) что когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая,(3) на земле была зима и шёл снег.      (4) Ева замерзла и стала плакать.  (5) Она с грустью вспоминала о тёплых райских садах. (6) Чтобы утешить её, (4) Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника.( 7)Так что первыми цветами на Земле, (5) возможно,(6)  были именно подснежники.

Выпишите грамматическую основу из предложений № 2, 4.

 № 2______________________________  

 № 4__________________________________________________________

№ 4. Задание по пунктуации.

а) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями ССП. ______________________

б) Выпишите цифру(ы), обозначающую запятую(ые) при вводном слове. __________________

№ 5. Верно – неверно. Прочитай предложения и утверждения о них:

  1. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью. (Д.Вашингтон)  ОДНОРОДНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ
  2. Всем известно, что знания усваиваются по- разному, поэтому надо поглощать их с аппетитом. (А.Франс)

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ

3) Чтение – особое искусство, которое позволяет заглянуть в прошлое и будущее, которое делает человека совершенным и духовно богатым. (А.Герцен)   НЕОДНОРОДНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ

Заполни графу таблички, если утверждение ВЕРНОЕ  +,    НЕВЕРНОЕ  -

1)

2)

3)

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ

учени____ 9  класса ____________________________________________________________________

ВАРИАНТ 2.

№ 1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные запятые. Какие это пунктограммы?

Весна. На дереве грачи ра___селись шумной стаей

Бегут прозрачные ручьи  и скоро снег ра__тает.

И___чезнет почерневший наст закрывший плоть земли

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима

И мы зовём пр___красных муз, пускаем их в дома.

А там где солнце пр___пекло  уже видна земля

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

(О Господи, как жизнь хрупка!)

Подснежники цветут!

№ 2. «КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ» Запишите названия средств выразительности.

1)__________________________________________     4) ________________________________________-

2) __________________________________________     5) _______________________________________

3) ___________________________________________     6) _____________________________________

№ 3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

( 1) Ещё не растаял в глубоких оврагах снег, (1)а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники-перелески - первые весенние цветы нашего леса. (2)О подснежниках сложено немало легенд.  (3) Одна из них гласит,(2) что когда Бог изгнал Адама и Еву из Рая,(3) на земле была зима и шёл снег.      (4) Ева замерзла и стала плакать.  (5) Она с грустью вспоминала о тёплых райских садах. (6) Чтобы утешить её, (4) Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника.( 7)Так что первыми цветами на Земле, (5) возможно,(6)  были именно подснежники.

Запишите цифрой количество  основ  в предложениях  № 5, 6.

 №  5 _____________   № 6  ____________

№ 4. Задание по пунктуации.

а) Выпишите цифры, обозначающие  запятые  между частями СПП. ______________________

№ 5. Верно – неверно. Прочитай предложения и утверждения о них:

  1. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью. (Д.Вашингтон)   ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ
  2. Всем известно, что знания усваиваются по- разному, поэтому надо поглощать их с аппетитом. (А.Франс)

ОДНОРОДНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ

3) Чтение – особое искусство, которое позволяет заглянуть в прошлое и будущее, которое делает человека совершенным и духовно богатым. (А.Герцен)   НЕОДНОРОДНОЕ  ПОДЧИНЕНИЕ

Заполни графу таблички, если утверждение ВЕРНОЕ  +,    НЕВЕРНОЕ  -

1)

2)

3)



Предварительный просмотр:

Домашнее  задание.     Вариант 1.

ученица   9 класса_____________________________________________________________________

№ 1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.

2) (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов,  мягких, как хорошая повязка.

4) (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

№ 2. Укажите слово, в котором  правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»?

1) Преграда    2) Приложила     3) Приподняла          4) Пришкольный

№ 3. Выпишите из предложения  грамматическую основу: Только её слёзы лёгкие были.

______________________________________________________________

№ 4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые в предложении:

Наш корабдь (1)  ловко примостившийся (2) между судами-великанами (3) ещё долго стоял в гавани.

1)    1,2 – выделяется причастный оборот;               2)   1,3 – выделяется причастный оборот

3)   1,2 – выделяется деепричастный оборот;          4)   1,3 – выделяется деепричастный оборот

№ 5.   В предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и,1 видимо,2 добилась-таки своего. Рука порозовела,3 стала тёплой,4 и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал.  __________________

№ 6. Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении: Знала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь...          _______________

№ 7. В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Когда заканчивалось её дежурство,1 усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея,2  смачивала уголком полотенца ссохшиеся,3 запёкшиеся его губы,4 и обтирала лицо,5 и подносила водички,6 и всё время гладила она его холодную,7  неживую руку и приговаривала,8  приговаривала,9  не жалея слов,10  мягких,11  как хорошая повязка.            

  _____________

№ 8. Среди предложений 3-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(3)Только разве надо просить, когда идёт война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.

_________________

        

Домашнее  задание.     Вариант 2.

учени_______  9 «Б» _____________________________________________________________________

№ 1.  Укажите  предложение,  в  котором  средством  выразительности  речи является метафора.

1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку  с водой.

2) Это у него была такса –  чёрная головешка на четырёх ножках.

3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!

4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста  молчальник.

№ 2. Укажите слово, в котором правописание  приставки определяется её значением – «неполнота действия».

1)   Приходит          2)   Прекрасный   3)   Приморский     4)   Присматривалась

№ 3. Выпишите из предложения  грамматическую основу: Его видели на улице с собакой, огненно-

рыжей.              _____________________________________

№ 4. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые в предложении:

Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим дождиком.

1)    1,2 – выделяется причастный оборот;                  2)   1,3,4 – выделяется деепричастный оборот

3)   1,2,3 – выделяется деепричастный оборот;          4)   1,3 – выделяется причастный оборот

№ 5.   В предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса,1 хватал пальто и,2 на ходу попадая в рукава,3 скрывался за школьной дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь,4 о которой никто,5 видимо,6 не

имел представления.                __________________________

№ 6. Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

   ______________________

№ 7. В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой,1 расспросить его о собаках,2 которых он кормил,3 выгуливал,4 поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика,5 который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником.    

____________________________

№ 8. Среди предложений 16- 21 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

(20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он прекрасный волшебник.              _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ENGLISH HOLIDAYS» Разработка открытого урока в 5 классе. Выполнил: учитель английского языка Коканова Ю.Г.

Цели урока:Учебно-практическая: активизация и закрепление лексики по теме: “Праздники и обычаи страны изучаемого языка”, развитие навыков устной речи, формирование гибких и вариативных умений го...

«FAMILY RELATIONS» Разработка открытого урока в 6 классе. Выполнил: учитель английского языка Коканова Ю.Г.

Цели:Активизировать речемыслительную деятельность.Развивать все виды речевой деятельности.Закрепить лексический материал по теме "Семья”, "Черты характера”.Воспитывать межличностные отношения.За...

«DESCRIPTIVE WRITING (PEOPLE)» Разработка открытого урока в 11 классе. Выполнил: учитель английского языка Коканова Ю.Г.

“ Descriptive writing (people)”Урок по английскому языку в 11-м классе (общеобразовательная школа: О.В. Афанасьева - Spotlight (Английский в фокусе).Цель урока:Систематизировать и обобщить...

Урок .Секреты грамматики. Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ – 2015

На уроке повторяются, обобщаются и систематизируются полученные знания для решении тестовой части ОГЭ; учащиеся развивают умение работать как самостоятельно, так и в группе....

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...