"Будь толерантным!"
классный час (6 класс) на тему

Бадардина Елена Петровна

 

Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyj_chas_chto_takoe_tolerantnost.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: "Будь толерантным!"

Цели: познакомить детей с историей возникновения данного понятия, его значением, разобрать основные черты толерантной личности.


Ход классного часа.

На доске:
1. Тема классного часа.
2. Понятие «толерантность» в виде солнца.
3.Плакаты с  определением термина
«толерантность» на разных языках земного шара.
4. Слова
: толерантная личность и интолерантная личность


СКАЗКА.
Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с нею всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утором, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять красивых девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал волшебник, – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.


Вопрос: А кого выбрали бы вы? Почему?


Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.


-Почему Любовь выбрала Доброту?


Сегодня наш разговор посвящён толерантности.. 16 ноября -  Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития.


 Что же такое толерантность?


 На рубеже 18-19 века во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».


Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.


- Как вы понимаете, что значит быть толерантным?


- Это значит признавать, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведением и ценностями и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.                        К сожалению, дух терпимости, неприязнь к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовали и продолжают существовать в наше время. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать  как национальная, социальная, половая принадлежность, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.


В школах, в классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежит явления нетерпимости.


Давайте же вместе обобщим всё сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучей.


Терпимость к чужим, прощение, уважение прав других, других мнений, верований, сострадание, сотрудничество, дух партнёрства, принятие другого, милосердие, уважение человека таким, какой он есть.


Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара.  В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском –
позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском –сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо).


- Какое из определений вам более всего нравится?                                                                 - Что же объединяет эти определения?
- Как вы думаете, почему в наше время стоит говорить о толерантности?


Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но в сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, различных конфликтов. В последние годы среди молодёжи наблюдается рост преступности, растёт количество экстремальных группировок. А всё из-за того, что молодёжь стремится просто и быстро решить свои проблемы.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои лучшие качества, но иногда бывает и наоборот…


Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты. И можно будет сказать, что вы – толерантная личность.
Что такое толерантная личность мы поговорили. Но есть ещё понятие –
интолерантная личность.


- Как вы думаете, какого человека можно назвать интолерантным?


Толерантная личность
Интолерантная личность


Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость, любознательность
Снисходительность
Доверие, гуманизм


Непонимание
Игнорирование
Эгоизм
Нетерпимость
Выражение пренебрежения
Раздражительность
Равнодушие
Цинизм
СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ.


На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!


Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»-
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?


И вот король в карету сел-
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой – ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.


- О всемогущий мой король,
подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-


Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.


- О, мой король, - вскричал солдат, -
тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я право бился, как герой,
Я выиграл сражение.


- А ну, служивый, пропусти
скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.


- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далёко я.
Ношу из лесу я дрова –
Тяжёлая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…


- А ну, старуха, пропусти
скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…


Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного - и ура!
Своё настигну счастье!


И всё бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!


Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдёшь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Всё это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезёшь дрова.
Распилишь и уложишь…» -


Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелёгкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда – нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!


-: Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
-Как вы думаете, почему изменился король?
-Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
-Чему нас учит эта сказка?


Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой


ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ РУКА» Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке – то, что, хотелось бы изменить в себе.


ПРАВИЛА ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ
Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на доску.

1.Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
3. Отстаивай своё мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.

 Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете, ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа у него возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.

Упражнение "Чем мы похожи"

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Алина, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Алина выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.


Упражнение "Комплименты"

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

(По материалам Интернета )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для подростков « Будь толерантным!»

Данный тренинг (система практических занятий) разработан для подростков 14-16 лет. Основная цель тренинга - обучение учащихся различным способам выхода из конфликтных ситуаций, толерантному поведению ...

Сценарий программы "Будем толерантны!"

Все мы разные, все мы равные...Давайте будем добрее, терпимее к тем, кто отличается от нас......

Классный час на тему: "Будьте толерантны".

Классный час о толерантности....

Презентация: "Будьте толерантны".

Презентация: "Будьте толерантны"....

Классный час Будем толерантны

Разработка классного часа...

"Будь толерантным!"

тематический материал по толерантности...

Методическая разработка комплекса развивающих занятий "Будем толерантны"

Методическая разработка включает комплекс развивающих занятий по теме "Толерантность". Занятия проводятся в форме маршрутной игры, в которой занятия дополняют друг друга. Для получения более...


 

Комментарии

Дроздова Ольга Михайловна

Спасибо,Елена Петровна.Интересный материал.Обязательно им воспользуюсь.

Бадардина Елена Петровна

Успехов в работе!