родительское собрание "Вредные привычки и как с ними бороться"
методическая разработка по теме

Иваник Лариса Степановна

Разработка родительского собрания содержит мультимедийную презентацию и текст выступления на родительском собрании. Тема актуальна, так как вредные привычки присущи детям любого школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

«Подросток в мире вредных привычек»

1 слайд

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя:

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

Сегодня нашу встречу я начну словами выдающегося хирурга, академика Федора Углова, который обеспокоен пристрастием современной молодёжи к курению: "Мне до боли жаль человеческого здоровья, цинично, бездумно переведенного в дым. Мне нестерпимо жаль жизней, истлевших на кончике сигареты. Не могу понять, как можем мы позволить транжирить то, чему цены нет - здоровье!"

Итак, тема нашего родительского собрания: “Вредные привычки и их последствия…” Данная тема выбрана неслучайно, так как проблема употребления молодым поколением психоактивных веществ в современном обществе встала очень остро. Сегодня я хотела  бы предложить вам задуматься  о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребенка от разного рода зависимости? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

По социологическим данным, в России до 40% подростков зависимы от сигареты, до 30% находят удовольствие от употребления алкоголя, до 10% хотя бы раз в своей жизни пробовали какое-нибудь наркотическое средство…

Привычка – вторая натура… Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычки – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают  нам почувствовать себя собранными, организованными, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и у взрослых, и у детей – сами собой возникают не только полезные привычки, но и вредные. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится  и устранить ее будет очень трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются  и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.

2. Активирующая игра "Ассоциация"

Уважаемые родители! Возьмите, пожалуйста, чистый лист и ручку. Попробуйте в течение 2 минут написать как можно больше слов ассоциаций на слово:

Привычка - :

Сигарета - :

Алкоголь - :

Здоровье - :

Профилактика - :

Сосчитайте количество слов-ассоциаций на каждое слово. Сделайте самостоятельно для себя вывод: какую эмоциональную окраску в большинстве случаев несут слова-ассоциации.

Максимальное количество слов, названных к первому слову -___.  Из них положительную эмоциональную окраску имеют - ____слов, отрицательную -____слов. Также анализируются все остальные слова. Учитель  зачитывает наиболее точные определения, даёт оценку самому "привлекательному" слову, делает выводы, о каком понятии родители обладают большей информацией.

Аналогично выполняется анализ ответов учащихся.

3. Материал презентации Вредные привычки и их последствия…:

“Почему человеком овладевают вредные привычки?

Представьте, человек стоит на горе. Эта гора – символическое изображение его жизни. Человек не падает с этой горы, он стоит на ней устойчиво. От падения вниз человека удерживает множество жизненных связей (верёвок)…

Эти жизненные связи - любовь, друзья, семья, работа, творчество, хобби.

Бывает так, что у человека какая-то “связь” истончается или рвётся, т.е. возникают проблемы.

Человеку на помощь сразу приходит канат вредных привычек. Человек считает, что если он ухватится за этот канат, то вредные привычки помогут ему расслабиться, забыть про проблемы, стать более сильным и уверенным в этой жизни.

Человек первый раз берётся за висящий перед ним “канат” - вредные привычки. Он постепенно всё больше и больше употребляет эти привычки и хватается за второй “канат”, т.к. одного “каната” ему уже не хватает.

Тогда возникает зависимость. 

Все связи, при помощи которых он держался на этой горе, оборваны. Человек теперь никого не любит. Он потерял друзей, работу, перестал всем интересоваться в этой жизни.

Человек теперь держится только за эти “канаты”. Он зависим от этих вредных привычек.

Человек стал МАРИОНЕТКОЙ.

Им теперь управляют только вредные привычки. Они его держат при помощи “канатов”.

Человек стоит на горе. Он никому не нужен. Только семья готова помочь ему.

Так может быть всё-таки стоит подумать, стоит ли такую прекрасную жизнь променять на коварные “канаты”?!..”

(Обсуждение материала презентации “Вредные привычки и их последствия…”.)

Почему так происходит?- Вопрос родителям. (видеофрагмент)

4.В мире сигарет…

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких. Но факт остается фактом: при том положении вещей, что в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья, в нашей стране все магазины и огромные плакаты приглашают к курению. Противостоять трудно, особенно подростку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что помогает.

Сейчас я хочу предложить найти выход из одной очень жизненной ситуации.

Я пройду по классу, и каждый из присутствующих вытащит  из конверта один жетон: или красный, или зеленый. Получившиеся группы должны показать, как можно решить предложенную ситуацию конструктивно (зеленый жетон), а как не конструктивно (красный жетон).

Ситуация.  Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери

                    и застаете ее судорожно курящей  возле открытого окна. Увидев

                  вас, она не прекращает курение, а с вызовом говорит вам,  что

                    таким образом расслабляется  после нервного учебного дня.

                    Ваши действия?  

После нескольких минут обсуждения группы родителей представляют соответствующее решение. Затем все совместно размышляют, как можно решить эту проблему.

5.В мире алкоголя…

Не хотелось бы сегодня вновь и вновь повторять истины о вреде алкоголя. Вы люди взрослые и прекрасно знаете все это. Поэтому внимание мы акцентируем на том, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков.

Почему так происходит? Почему наши дети начинают употреблять? Фрагмент №  

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?

Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:

  1. Бесплатное предложение  попробовать наркотики.
  2. Из любопытства.
  3. Не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15-20 раз выше, чем на алкоголь.
  4. Низкая самооценка подростка.
  5. Стремление уйти от тоски т и одиночества.

Каждый родитель должен знать симптомы употребления!

Каждый родитель должен хорошо  представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

  1. Резкая смена друзей.
  2. Резкое ухудшение настроения
  3. Изменение пищевых привычек.
  4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.
  5. Резкие перемены настроения.
  6. Полная утрата прежних интересов.
  7. Внезапное нарушение координации движений.
  8. Частое упоминание о наркоманах в шутках и разговорах.
  9. На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.

Однако быть внимательным к ребенку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом. Это значит – любовь и поддержка его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».

   7.Давайте мы сформулируем принципы поддержки подростка:

-терпение

-внимание

- тактичность и деликатность

- умение поставить себя на место ребенка

- гибкая система контроля, не довлеющая над сознанием подростка, а поддерживающая его

- точное использование слова как важного инструмента в отношениях

   8.  А теперь, уважаемые родители, переходим к самому интересному. Каждая из подгрупп в течение 5 минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, воспитывая детей подросткового возраста. Затем каждая подгруппа   зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание. Подгруппам выдается по 10 стикеров, каждый из которых имеет «стоимость» — 1 балл. Затем посредством обсуждения (5 минут) члены подгруппы определяют уровень сложности каждой проблемы, зафиксированной в общем списке. Чем более трудной они считают какую-либо проблему, тем большее количество баллов они ей присваивают. Например, подгруппа может оценить проблему нежелания ходить в детский сад в 4 балла. Тогда на остальные проблемы, заявленные участниками, останется только 6 баллов. Возможно, какая-либо команда оценит, например, проблему «детские укусы» в 10 баллов. В таком случае отпадет необходимость оценивать другие проблемы, так как в арсенале каждой подгруппы всего 10 баллов - 10 стикеров. Затем каждая команда приклеивает стикеры на доске рядом с указанными проблемами. Подсчитаем количество баллов, присвоенных каждой проблеме, и выделяется 2 - 4 проблемы (по количеству групп), получившие наибольшее количество баллов.

Каждая из групп сейчас получит задание: описать основные направления и определенные методы работы, способствующие решению одной из четырех самых актуальных проблем воспитания детей раннего возраста. Затем представители каждой команды сообщают результаты подгрупповой работы, зачитывая свои рекомендации.

На заключительном этапе выполнения упражнения проводится групповое обсуждение предложенных методов и приемов работы. Результатом групповой работы может стать сводная таблица (схема) «рецептов», предложенных участниками тренинга по всем проблемам.

На нашем нетрадиционном родительском собрании мы с вами выявили, проговорили, осознали что возникающие трудности свойственны и другим родителям, и не являются следствием неправильного воспитания. По сути мы все вместе искали рецепт счастья. Ведь найти решение насущных вопросов по воспитанию ребёнка, которые волнуют и приносят неприятности - это и есть путь к счастливому взаимодействию с ребёнком. Теперь дело осталось за малым: так-же легко воплощать на практике наши сегодняшние игры.

И в завершении нашего собрания послушайте поучительную историю легендарного греческого баснописца Эзопа, мораль которой вы должны определить сами. …

«…В одном болоте жили – были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец.

Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!»

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно здесь много воды, но что с нами будет, если этот высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»…

…Большое спасибо за работу!

Родителям раздаются памятки «Десять заповедей любящих родителей» .

Памятка родителям «Десять заповедей любящих родителей».

1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он должен отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь – то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь, уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5.Не унижай!

6.Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми.  Обращай больше внимание на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7.Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучайся, если можешь – но не делаешь.  Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8.Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови.  Эта та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня.

9.Умей любить чужого ребенку. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема для родительского всеобуча "Вредные привычки и как с ними бороться"

«Родительский дом – начало начал…».Цели:1)  пополнить знания родителей о причинах и признаках появления у подростков вредных привычек;2)  показать родителям наиболее эффективные спосо...

"Вредные привычки и как с ними бороться"

Родительское собрание на тему: «Вредные привычки и как с ними бороться» ЦЕЛИ:Побеседовать о вредных привычках;Познакомить родителей с профилактикой вредных привычек.  Вредные привычки и...

Час общения в 5 классе. Отрицательные эмоции, как с ними бороться.

Час общения, посвященный отрицательным эмоциям и как с ними бороться....

Все ошибки приветствуются! Но как с ними бороться?

Статья написана в соавторстве со старшим преподавателем Российской государственной специализированной академии искусств Дементьевой Л.Б. Впервые опубликована в журнале "Педагогические науки" № 5 2014г...

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются н...

Классный час "Вредные привычки и как с ними бороться"

Классный час по профилактике вредных привычек и ведению здорового образа жизни....

Вредные привычки и как с ними бороться?(классный час для5-6 классов)

Цель классного часа: способствование предупреждению формирования у детей вредных привычек;развитие у детей осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;формирова...