Родительское собрание "Ребенок и компьютер. Опасная грань"
материал (5 класс) по теме

Юдина Елена Сергеевна

Выступление педагога-психолога на общешкольном родительском собрании. При подготовке к родительскому собранию в школе был проведен социологический опрос среди родителей учащихся 1-3 классов, учащихся 4-11 классов. Цель опроса: выявление уровня зависимости у учащихся от компьютера и Интернета. По результатам опроса был сделан анализ, который показал, что учащиеся нашей школы не подвержены "компьютерной зависимости", хотя некоторых учащихся можно отнести к группе риска по "компьютерной игровой зависимости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_i_kompyuter.opasnaya_gran.doc141 КБ
Файл buklet_i_prezentatsiya.rar1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Общешкольное родительское собрание

«Ребенок и компьютер. Опасная грань».

Подготовила: педагог – психолог: Юдина Е.С

№ слайда

текст

1


 

 Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги! Сегодня я хотела бы поговорить с вами на тему, которая  в последнее время становится очень актуальной в нашем обществе. Это взаимоотношения ребенка с компьютером и та грань, опасная грань, за которую ни в коем случае не должен переступить ребенок в своих отношениях с «современной игрушкой».

      Сегодня компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером и Интернетом постоянно – на работе, дома, в машине, в самолете, в маршрутном такси, в мобильном телефоне.

 

     Постепенно компьютер и Интернет становятся неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка.

 

     Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

 

     Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых.

     На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game» - игра).

 

     Как правило, геймеры – это люди с определенными личными переживаниями и проблемами, такими как низкая самооценка, отсутствие личной жизни или неудачи в ней, неправильная оценка жизненных ценностей и общее разочарование в жизни. Поэтому компьютер и все, что с этим связано, – единственное, что для них становится действительно важным. Чем реалистичнее игры и чётче картинки, чем больше в игре подробностей, напоминающих ход человеческой жизни, тем степень зависимости будет выше и тем сложнее избавиться от нее.

2

     Один компьютерный  геймер, который увлекается в основном играми типа 3D-Action («трехмерное действие», вид «из глаз») сказал: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь побыстрее прийти домой и снова сесть играть» Т.е. мы видим, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности.

     Здесь мы находим аналогии с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без компьютерной игры.

 

      Действительно,  ведь компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых.

       Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра.      Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры.  

      Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Всё! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям.  Ребенок приучается жить и действовать по инструкции.

     Кибер-зависисмость – это непросто новое слово, это диагноз, который сегодня врачи могут поставить огромному числу наших детей и подростков.

3

       Давайте вместе разберемся, что же такое «Компьютерная зависимость»  и как с ней бороться нам,родителям.

Зависимость от компьютера включает в себя:

  • Интернет-зависимость;
  • зависимость от компьютерных игр;
  • зависимость от работы на компьютере.

Это всё, что так или иначе, связано с проведением длительного времени за компьютером.

      Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

     Компьютерная зависимость  характеризуется стремлением уйти от действительности реальной жизни.

     В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

4

Почему компьютер так притягивает детей?

Почему дети становятся зависимыми от компьютера?

 

      Давайте вспомним свое детство: «Мы часами играли  на улице в разведчиков и шпионов, в школу, магазин и больницу, менялись ролями, лазали по стройкам, деревьям и старым домам, прыгали с крыш, делали  деревянные ружья, стреляющие металлическими пульками, доходило порой и до травм. Однако же при этом не теряли рассудок!

        Но в том-то и дело, что все дворовые игры происходят в реальном мире, детям нужно рассчитывать на свои собственные силы, учиться правильно оценивать ситуацию, не воображаемую, а происходящую на самом деле, адекватно реагировать на жизненные, а не запрограммированные кем-то обстоятельства. Им нужно учиться жить, а не играть.

       В виртуальной игре все не так, все «понарошку», но проблема в том, что, погрузившись с головой в виртуальный мир, они это «понарошку» со временем начинают воспринимать как реальное событие.

5

       Если в детстве нас не могли загнать домой, чтобы  мы поели. Теперь детей не могут выгнать на улицу, чтобы хотя бы подышали.

6

    Многие, наверное, помнят, как грозно зазвучало   словосочетание «компьютерная зависимость» после ряда трагических случаев.

В одном интернет-кафе в Тайване скончался 23-летний юноша. Он играл в Warcraft на протяжении 23 часов, порой засыпая на несколько минут. Парень умер, держа руки на клавиатуре.

7

      Многих шокировала смерть школьника в Екатеринбурге.

Двенадцатилетний мальчик пришёл домой из компьютерного клуба, мать сразу заподозрила неладное в его поведении. Вызвала «скорую», мальчика увезли в детскую городскую больницу № 9.

 Неделю он провёл в реанимации, но усилия врачей оказались тщетны – ребёнок умер. Установленная причина смерти – острое нарушение мозгового кровообращения, иначе говоря, инсульт.

Егор Лунев из Екатеринбурга с самого начала школьных каникул проводил всё свободное время в компьютерном клубе. 31 мая парень сидел за компьютером 12 часов подряд.

Домой школьник возвращался разве что перекусить, да выспаться, а утром вновь спешил вернуться к любимому времяпрепровождению.

Родители не запрещали ему играть, полагая, что мальчик после окончания учебного года имеет право на отдых, пусть даже и такого плана.


       Еще одна трагедия, связанная с компьютером, случилась на Дальнем Востоке — 16-летний подросток убил мать за то, что она не давала ему денег на «стрелялки». И он сговорился с друзьями убрать «помеху». Подростки пришли к нему домой и задушили женщину. После чего отправились в компьютерный салон.

8

      Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть эпизод в «любимой игре», а затем выбросился из окна и разбился насмерть.

      В Туапсе подросток из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру «Готика», убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать.

 

     Можно продолжать до бесконечности…                                                                                      Люди с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике. Далеко не все выдерживают такой сумасшедшей нагрузки и ломаются.  

Эти случаи – исключения из правил или предвестники будущих трагедий? Насколько серьезна такая проблема, как компьютерная зависимость у детей и подростков?  

Ведь именно они больше всех подвержены в настоящее время компьютерной зависимости.

9

      Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир.

  1. Одной из причин является жажда приключений, которые подросток может получить в различных компьютерных играх.
  2. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
  3. Следующей причиной могут стать постоянные конфликты между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение.
  4. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
  5. Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.
  6. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.  
  7. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности.
  8. Чтобы снять эмоционально-психологическое напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
  9. Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир компенсирует недостаток внимания и отношения с родителями.
  10. Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир.

 

     Все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в виртуальную реальность. В его жизни возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий ребенка ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. А когда родители совершенно не интересуются компьютером и тем, что именно делает ребенок за ним, то процесс полностью выходит из-под контроля.

     Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний.

     У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. А бессонные ночи, проведенные за компьютером, способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы, вследствие чего резко повышается вероятность заболеваний. Вдобавок сидячий образ жизни приводит  к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы – к различным заболеваниям глаз.

В настоящее время такое явление, как зависимость человека от компьютерных игр, не считается сверхъестественным, но остается,  бесспорно,  опасным.

Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости.

10

Как же формируется компьютерная зависимость?

Этапы формирования  «компьютерной зависимости».

  • Первая стадия обычно носит характер увлечения «новой игрушкой» и всегда сопровождается трудно преодолимым влечением к сеансу общения в Сети, зачастую в ущерб другим, более важным занятиям. Среди симптомов – появление душевного подъема, радостного возбуждения в предвкушении начала он-лайн общения или игры, искажение чувства времени в Сети, причем, как правило, человек старается утаить от близких, что долго «сидел» в Интернете или заигрался так, что просто не мог остановиться.

11

  • Вторая стадия – абстинентная, включает в себя:

- нарушение внимания,

- снижение умственной работоспособности;

- навязчивые мысли,

- представления и воспоминания, возникающие при продолжительном воздержании от общения в Сети;

- эмоциональную неустойчивость: перепады настроения с эпизодами немотивированной эйфории и раздражительности;

- бессонницу,

- снижение аппетита вплоть до полной утраты чувства голода, прием пищи «не отходя от компьютера»;

- резкое повышение в таких «естественных» стимуляторах общения, как курение, кофе, алкоголь;

- соматовегетативные расстройства, как следствие недосыпания, недоедания, психического и физического переутомления: потливость, тахикардия, колебания артериального давления, головные боли, тошнота, озноб, боли в спине, глазах, запястье.

12

  • Третья стадия – стадия социальной дезадаптации.

В частности:

- появляется постоянная потребность в сетевом общении при отсутствии ощутимого удовольствия от него;

- выраженное депрессивное состояние при непродолжительном воздержании от общения в Сети;

- нарастающая апатия, вялость, сужение круга интересов, резкое снижение активности;

- профессиональный крах, глубокие семейные проблемы, социальная изоляция.

 

      Основополагающий фактор игровой зависимости – это особенности характера плюс воспитание. Подвержены зависимости (и не только игровой) те, у кого не сформирована система ценностей и нет привычки  контролировать свои эмоции.

      Такие свойства характера, как: повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем – являются предпосылками к формированию компьютерной зависимости.     Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе.

13

На что надо обратить внимание родителям, если их ребенок очень увлечен компьютером?

Признаки, которые встречаются у детей страдающих компьютерной зависимостью:

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок выражает яркое нежелание делать это;
  • если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
  • если ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
  • если ребенок  расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
  • если ребенок забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
  • если начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
  • если начинает  проводить ночи у компьютера;
  • если забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
  • как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
  • если начинает  прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
  • если находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
  • если  угрожает и  шантажирует, когда ему запрещают играть на компьютере;
  • когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
  • если происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
  • если он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.


Я обращаюсь к родителям, дети которых играют в виртуальные игрушки: пока не поздно, обратите самое серьезное внимание на их опасное увлечение. Посмотрите, в какие именно игры они играют! И если это окажется какими-то «страшилками», «стрелялками», немедленно принимайте меры.

14

О каких же мерах может идти речь?

Самым очевидным, интуитивным методом борьбы для большинства родителей являются своеобразные репрессии:

  1. резко ограничивают время игры,
  2. ставят условия «допуска» к компьютеру,
  3.  или вовсе отлучают от любимого занятия на неопределенный срок.

Сработавшие в одном случае, в другом они же приводят к противоположному результату - игровая зависимость и ее негативные последствия только усиливаются.

15

Рассмотрим самые распространенные решения родителей и то, к чему они приводят в действительности.

1)  Зачастую, решив положить конец игровой зависимости ребенка, родители принудительно сокращают его времяпровождение за компьютером. Руководствуясь скорее чувствами, нежели здравым смыслом, они сокращают «игровое время» единовременно и сразу в несколько раз, до единственно «безопасной», на их взгляд, величины. Но ребенок, привыкший проводить за компьютером, скажем по пять-шесть часов в день, естественно, воспримет позволение играть только час или даже полчаса как форменное издевательство и будет реагировать крайне негативно.

2)  Наиболее неудачным вариантом (говорящим только о беспомощности родителей) является полное отлучение от компьютера, приводящее к самым болезненным и непредсказуемым реакциям со стороны ребенка.

Многое, безусловно, зависит от самого ребенка. В части случаев санкции дают результат – не без переживаний, они оставят (по крайней мере, временно), ненавистную родителям привычку. Впрочем, это не гарантирует, что образовавшийся вакуум свободного времени они не заполнят какими-то худшими и опасными занятиями, нежели прозябание за компьютером.

Но с некоторыми детьми, особенно подростками, ограничения и запреты приводят только к худшим последствиям. Они, внешне соглашаясь с мерами родителей, в тайне от них стараются наверстать потерянное игровое время. Хорошо, если конфликт разворачивается дома, когда дети в тайне играют ночью или используют каждую минуту пока родители на работе (часто дети начинают прогуливать школу, чтобы такого времени было больше). Гораздо хуже, если ребенок, больше не имея возможности играть дома, идет в игровой клуб. Попав в эти сети, он будет постоянно нуждаться в деньгах, находиться вне дома, совершенно не исключено, что попадет в дурную компанию.

Всё это может привести к самым печальным последствиям, не сопоставимым с изначальной проблемой.

Весь ужас подобной ситуации кроется в том, что родители неожиданно теряют все механизмы воздействия – им остается только следить за своим чадом или помещать его под «домашний арест».

Таким образом, «силовой» вариант, хотя и прост (а в ряде случаев и эффективен), но, в то же время, несет немалый риск обострить ситуацию по принципу занозы, когда неловкое обращение только загоняет ее глубже.

3)  Другой популярный подход — это вступать с детьми в своеобразные торги, позволяя играть некоторое время за выполнения тех или иных обязанностей.

Если речь идет об уроках, особых улучшений в учебе ждать не стоит – думая только о том, что его ждет после, ребенок вряд ли извлечет много пользы из автоматически сделанного задания. И даже если речь идет просто о помощи по дому, этот путь так же ведет в тупик – качественно ничего не изменится, ребенок по-прежнему будет находиться в зависимости, но все только усугубится вмешательством родителей, цинично использующих его слабости.

Данный вариант по последствиям мало отличается от простого ограничения без условий – ребенок может и, скорее всего, попытается играть больше, обманывая родителей, когда это можно.

Прежде всего, родители должны осознать, что это не «ерундовая» проблема, которую можно решить простым изгнанием ребенка из-за монитора. Родители должны понять, что целыми днями он играет не потому, что плохой, глупый или ленивый. Причина в ином: ему чего-то не хватает и у него есть проблемы (по их, родителей, недосмотру), а компьютер со всем своим содержимым, являясь почти идеальным суррогатом всего на свете, только заменяет пустоту или болезненные области в жизни ребенка.

Следовательно, для успешной борьбы с нездоровым увлечением ребенка, родители не должны окатывать его волной негатива и репрессий, а напротив, набраться смелости и принять ответственность на себя.

16

Как правило, корень зла в том, что они были недостаточно внимательны и упустили момент, когда ребенку требовалось участие, но рядом оказались не они, а только компьютер.

Необходимо не просто отнимать у ребенка его привычное времяпровождение, но давать что-то взамен - нечто столь же увлекательное, но из реальной, а не виртуальной жизни.

Здесь родители окажутся перед непростой задачей – составить конкуренцию новейшим, искусно сделанным компьютерным играм. Но в некотором смысле это справедливо - им придется искупать свою вину, возвращая ребенка из мира грез в который они его однажды сами впустили. И чем дольше ребенок там был, тем сложнее будет задача папы и мамы.

Главное, постепенность. Если дела с зависимостью обретают  пугающие формы, то в любом случае,  необходимо сократить время  пребывания ребенка за компьютером. Допустим, если он играет по 12 часов в день, в том числе, и ночью, нужно постепенно и последовательно «отрубать» ему по часу в день,  каждые несколько недель и разбивать его игровое время (без резкого сокращения) на две части для образования перерыва.


Проще отвлечь от компьютера детей младшего возраста – им свойственно быстрее переключаться и менять интересы. Вероятно, наиболее действенным решением окажется запись ребенка в какую-нибудь секцию, если позволяет время (не следует перегружать его через меру), даже две. Впрочем, выбирать надо осторожно и учитывая мнение ребенка – ему должно быть действительно интересно там, куда вы его отправите. В противном случае, секция превратиться для него в «каторгу», которой он будет стараться избегать. В то же время, занятия в кружке рисования или танцев отнюдь не освобождают родителей от необходимости и самим принимать участие в «реабилитации» ребенка. Совместные походы, пусть даже по незамысловатым развлечениям, таким как цирк, детский театр, посещение пляжа, да и вообще, любое совместное времяпровождение, скорее всего, отдалят ребенка от компьютера. Не обязательно даже каждый раз придумывать что-то особенное или куда-то уводить юного любителя компьютерных игр – можно отвлечь его и дома, не пожалев времени на совместную игру или интересное дело. Безусловно, все это потребует наблюдательности, терпения и времени – родители должны уметь действительно заинтересовать ребенка в альтернативе компьютеру. В противном случае, результат будет нулевой, «отмучившись», ребенок захочет вернуться к монитору.  

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, как правило,  выводят человека из зависимости. Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром. При этом процессе очень важна поддержка и помощь близких.

В конце концов, компьютерные игры не самое опасное и вредное увлечение, искушающее современных детей. Очевидно, что оно нуждается в родительском контроле, но вести борьбу на полное искоренение бессмысленно – ничего страшного, если ребенок будет играть в разумных пределах, главное, чтобы это не мешало его делам и будущему в жизни реальной. Как показывает опыт, многие дети, вырастая и находя новые интересы, сами постепенно отходят от детских увлечений играми или уделяют им меньше времени, чего некогда и хотели родители.

17

     Споры о том, как защитить детей от негативного влияния  компьютера и Интернета, продолжаются.

     К примеру, обсуждается возможность установки фильтров, чтобы дети имели доступ только к определенному контенту. Но фильтры везде не поставишь, а запретный плод так и манит… Сегодня существует возможность подключения детского Интернета.

     На помощь могут прийти нравственные установки, которые закладываются в семье и транслируются через образование. Именно они позволяют ставить внутренние ограничения при решении вопросов: употреблять или нет нецензурную лексику, искать ли в Сети познавательный или пошлый контент. Внутренний фильтр часто является единственным регулятором, который позволяет дистанцироваться от непристойностей и экстремизма.

     Кроме того, ребенок должен знать правила безопасного пользования  Интернетом.

18

  • С самого первого дня появления в доме компьютера необходимо показать несовершеннолетнему все возможности "нового друга", с помощью которого интересно интеллектуально развиваться, получать необходимую и полезную информацию, заниматься учебой т.д.  
  •  Компьютер необходимо располагать там, где удобнее контролировать его использование несовершеннолетними: в гостиной или другой общей зоне. Но не в детской. Так у ребенка будет меньше соблазнов нарушить запрет. Если ситуация вышла из-под контроля - воспользуйтесь паролем доступа (не зная его ребенок не сможет сам включить компьютер).
  • Установить четкие требования к использованию компьютера и Интернета, и всегда требовать их неукоснительного выполнения.
  • Убедите ребенка, что виртуальное общение с незнакомыми людьми не менее опасно, чем аналогичные разговоры на улице.
  • Объясните, что ни при каких обстоятельствах не следует сообщать незнакомым людям номера телефонов, пароль компьютера и прочую информацию о частной жизни семьи. Нельзя отвечать на послания по электронной почте с запросами о личных данных: если такое письмо пришло, то это мошенничество.
  • Предупредите ребенка, что он должен поставить вас в известность и попросить разрешения, если захочет встретиться с кем-то из знакомых по компьютерной переписке.
  • Объясните ему, что он должен делиться с вами компьютерными секретами, а также сообщать обо всем, что его испугало, обидело или возмутило во время посещения Интернета.

19

  • Научите ребенка внимательно относиться ко всем ссылкам, которые присылают в социальных сетях, по «аське» или электронной почте, особенно от незнакомых людей, так как они могут содержать неприемлемую информацию или вирусные программные продукты. Даже если ссылка пришла от знакомого человека, необходимо быть предельно внимательным. Вполне возможно, что аккаунт знакомого уже взломан и от его имени рассылаются спам и вирусы. Следует остерегаться также скачивания неизвестных файлов, пришедших на почту или в «аську», даже если файл пришел от знакомого. Лучше уточнить у отправителя, что это за файл.
  • Объясните ребенку, что бесполезно «ходить» по ссылкам и банерам, предлагающим крупный выигрыш и другие нереально выгодные услуги. Это относится и к информации о том, что он стал победителем лотереи или розыгрыша приза.
  • Вместе с ребенком учитесь искать интересную информацию в Интернете, ведь если ребенок настроен на позитив, то меньше вероятности, что он заинтересуется негативным контентом.
  • Учите ребенка включать внутренний фильтр, когда он попадает на тот или иной сайт или видит призыв его посетить.
  • Научите внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms -сообщений, во избежание потери денег.
  • Составьте список полезных, интересных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок.
  • Регулярно отслеживайте ресурсы, которые он посещает. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривали ваш сын или дочь.
  • Всегда помните народную мудрость: «Сладок только запретный плод!». В связи с этим избегайте таких фраз, как «У тебя есть 15 минут в день на игру в компьютер!» Ведь при подобных условиях ребенок будет ждать этих 15 минут оставшиеся 23 часа 45 минут. Требование выключить компьютер должно быть мотивированным. Например, «Те, кто придумал эту игру, предусмотрели все, чтобы ты не смог остановиться. Попытайся переиграть их планы!». Не позволяйте ребенку зацикливаться на игре, которую не удается завершить. Пусть сделает перерыв и позвонит друзьям, чтобы проконсультироваться, как справиться с задачей.
  • Ограничьте время пребывания за компьютером.

Ребенок до 7 лет полностью идентифицирует себя с виртуальным образом и не готов с ним расстаться. Для дошкольника компьютер - лишнее. В этом возрасте очень важно развивать воображение, которое в свою очередь формирует мышление ребенка. Длительное общение с компьютером, особенно в дошкольном детстве отсекает воображение как нечто ненужное. Дети с развитым воображением, как правило, в компьютерную зависимость не попадают.  В идеале компьютер должен появиться в доме не раньше, чем ребенку исполниться 11 лет. После 12 лет наступает менее опасный период, обычно у подростка формируется способность различать виртуальные и реальные образы. Однако необходимо помнить, что все дети развиваются по-разному, и нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Главное, не позволяйте играть в компьютер за 1,5 - 2 часа до сна и особенно ночью.

  • Общайтесь со своим ребенком «на одной волне». 

С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуйте с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Поддерживайте с ребенком диалог по поводу игр: интересуйтесь, во что именно он играет, задавайте вопросы. Игра вызывает эмоции, которыми ребенку хочется поделиться. Не упускайте такую возможность. Постарайтесь во время игры находиться рядом с ним. Обсуждайте то, что происходит на экране монитора. Поощряйте его проговаривать свои действия по ходу игры. При этом будет развиваться и мышление.

  • Обязательно разрешайте подростку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ребенку решить его проблемы. Помните, что для ребенка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа его самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

 

 Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры не стали заменой реальности. Необходимо показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

20

С 4 по 15 февраля 2013 года в школе проходил социологический опрос среди родителей учащихся 1-3 классов и учащихся  с 4 по 11 классы на тему «Ребенок и компьютер». В старших классах акцент делался на пользование Интернетом.

Всего в опросе приняли участие 310 человек: 67 родителей учащихся 1-3 классов и 243 школьника.

98 % (304 чел.) опрошенных умеют пользоваться компьютером, 2 % - пока не умеют пользоваться компьютером.

42 % (26 чел.)  родителей учащихся 1 – 3 классов довольны, что их ребенок увлечен компьютером, а 58 % (35 чел.) –  выразили свое недовольство такому увлечению своих детей.

У 38 % (24 чел.) родителей  увлечение компьютером ребенком уже вызывает беспокойство, но 62 % (39 чел.)–  пока не видят опасность для своих детей в таком увлечении.

21

52 % (162 чел.) всех опрошенных проводят за компьютером более 2-х часов в день, 15 % (48 чел.) – более 5-ти часов в день.

22

Интересен тот факт, что 58 % (69 чел.) учащихся 8-11 классов знают о допустимом количестве времени для работы за компьютером в их возрасте, а 42 % (50 чел.) – не знают или затрудняются ответить на этот вопрос. Поэтому задача и родителей, и педагогов – познакомить детей с нормами СанПина, предусмотренными для работы за компьютером: для школьников 1-4 классов время непрерывной работы за компьютером составляет 15 минут, 5-9 классов – 20-25 минут, 10-11 классов – 30-40 минут. Общая продолжительность работы за компьютером не должна превышать 1,5-2 часа в день.

23

68 % (208 чел.) учащихся – проводят время за компьютером в играх, 42 % (127 чел.) – используют компьютер или Интернет для учебы, 22 % (68 чел.) – общаются в социальных сетях, 12 % (38 чел.) – смотрят мультфильмы, фильмы, 7 % (21 чел.) – посещают чат-комнаты.

24


У учащихся 8-11 классов выяснили направленность игр:

32 % - играют в «Стрелялки»

30 % - в сетевые игры

25 % - в приключенческие игры

Именно «стрелялки» и сетевые игры представляют наибольшую опасность для детей.

25

Была составлена десятка самых популярных игр среди учащихся 8-11 классов:

  1. Counter Strikе
  2. Point Blank
  3. Need for speed
  4. Sims
  5. Dota 2


  1. GTA
  2. World of Tanks
  3. Warface
  4. Fifa 13
  5. Fable

 

Очень радует, что 30 % (72 чел.)  учащихся 4-11 классов вообще не играют в компьютерные игры.

А вот 10 % учащихся не представляют  свою жизнь без Интернета.

26

Но появление компьютера и Интернета в жизни ребенка отражается на его здоровье, учёбе, общении с окружающими.

8 % (20 чел.) –  стали меньше общаться с друзьями.

7 % (17 чел.) – отметили, что Интернет заменил им реальное общение.

10 % (24 чел.) – заметили значительное ухудшение здоровья.

17 % (41 чел.) – считают, что Интернет мешает их учебе.


24 % (16 чел.) родителей учащихся 1-3 классов отметили, что компьютер отрицательно влияет на  их ребенка. Появились: торопливость, лень, агрессивность, злость, нервозность, раздражительность, вспыльчивость. Пропадает интерес к другим занятиям,  ухудшилось зрение,  ребенок стал быстро утомляться, забывает выполнять домашнее задание, появилась зависимость от компьютерных игр.

   

Из проведенного опроса можно сделать  вывод:

Учащиеся нашей школы не подвержены компьютерной зависимости в целом, пока, хотя некоторых учащихся можно отнести к группе риска по «компьютерной игровой зависимости». Не радует увлечение учащихся компьютерными играми, особенно «стрелялками», которые изобилуют сценами насилия, жестокости, убийствами, развратом.

Но радует, что дети пользуются компьютером дома, т.е. всегда могут находиться  под контролем родителей.

27

Чтобы оградить своего ребенка от негативного влияния компьютера и Интернета родители предпринимают следующие шаги:

  1. Устанавливают на ПК программу «Защита от детей» или пароль.
  2. Ведут разъяснительную работу об опасности некоторых сайтов и правилах работы в Интернете.
  3. Когда ребенок играет или находится в Интернете, родители присутствуют рядом и контролируют весь процесс.
  4. Ограничивают время пользования компьютером.
  5. Устанавливают запрет на самостоятельное включение компьютера (только в присутствии взрослых).
  6. Отвлекают ребенка от компьютера другими занятиями: прогулками, спортом, настольными играми, рисованием и др. занятиями.


Это делают родители учащихся 1-3 классов. Очень хотелось бы, чтобы и родители старшеклассников уделили этой проблеме свое внимание.


Всем родителям очень хочется дать небольшой совет: если у вас дома установлены какие-то правила пользования компьютером и Интернетом  – не нарушайте их сами, соблюдайте их  и требуйте от детей  того же, и тогда  впоследствии ни у вас, ни у ваших детей не возникнет серьезных проблем с компьютером.


 Очень хорошо, что в городе  сейчас нет компьютерного клуба, пока. Но мне известно, что такой клуб в городе был. И дети знали  о нём, а некоторые даже очень жалеют о том, что он закрылся.

Такие заведения очень опасны для детей. В первую очередь, конечно же, из – за  получения «компьютерной игровой зависимости». Но, чтобы посещать такой клуб, нужны деньги. Сначала ребята начинают тратить свои карманные деньги, затем занимают деньги в долг, дело может дойти до краж из дома, вымогательства денег у младших учащихся и своих сверстников, прогуливание уроков. Чаще всего такие клубы работают круглосуточно, и ребенок может там проводить все свое свободное время и даже ночью.

Поэтому, если вдруг такой клуб будет открыт в городе,  все родители должны  объединиться и сделать все возможное для его закрытия.

 

И в заключение своего выступления, я хочу пожелать  здоровья вам и вашим детям. Берегите своих детей! Продолжайте уделять им столько внимания, сколько вы уделяли им, когда они родились. И поверьте, они будут вам благодарны за это!

Более подробную информацию по социологическому опросу вы можете прочитать на нашем школьном сайте, на страничке психолога. Также там вы найдете рекомендации по подбору компьютерных игр для ваших детей. Надеюсь, что данная информация поможет вам.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании "Семья и школа: грани сотрудничества"

Материал для выступления на родительском собрании ....

Родительский лекторий: «Влияние компьютера и сотового телефона на здоровье »

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезн...

Родительское собрание по теме: "Опасные удовольствия"

рассматривается влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм ребенка...

Родительское собрание «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ. ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЕТИ».

Родительское собрание «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ. ОПАСНОСТИ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЕТИ».     ...

Опасные грани жизни

Цель: - познакомить детей с опасными гранями жизни и путями их преодоления- способствовать формированию позитивного отношения к жизни, к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимоде...

Конспект родительского собрания по теме: "Опасные группы в социальных сетях"

Материал дя родителей. Знакомство родителей с потенциальными угрозами, которые могут встретиться в опасных интернет сообществах, включая "Группы смерти"...

Классный час с элементами тренинга Тема Опасные грани жизни и пути их преодоления

Классный час с элементами тренинга Тема Опасные грани жизни и пути их преодоления...