Доклад на родительском собрании "Семья и школа: грани сотрудничества"
материал по теме

Синицына Ольга Владимировна

Материал для выступления на родительском собрании .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobr.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на родительском собрании «Семья и школа: грани сотрудничества»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о наиболее важных вопросах конструктивного взаимодействия учителя и родителей ученика.

Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение школьных педагогов и домашних воспитателей , другими словами – родителей, имеет свои особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена знаний, которые учитель и родители передают друг другу.

Знание того, что окружает ребёнка, чем он дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. А они случаются и нередко. Ведь учителя и родители воспитывают ребёнка в специфических условиях: одни - в школе, планомерно и обдуманно, другие – дома, где воспитание более «таинственно» и свободно.

Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями – процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надёжных помощников, отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Однако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимы взаимное желание к установлению истины.

        

        Обе стороны предъявляют свои, порой  справедливые претензии.

        Давайте же попробуем разобраться в причине возникновения помех, которые возникают в процессе общения учителя и родителей.

        Видится разумным сопоставление наших общих и различных подходов. Что есть между нами общего по вопросу образования и воспитания наших детей?

Во-первых, все мы являемся участниками образовательного процесса.

Что еще нас объединяет? Наши общие цели.  Все мы хотим видеть своих детей образованными, воспитанными, культурными.

Нас объединяет еще и то, что мы оказались в одном и том же месте в одно и то же время. Это школа №17 и год 2012 .

Все мы наделены правом иметь свое мнение и открыто высказывать его.

Мы  с вами наделены правом защищать и отстаивать права ребенка на любом уровне.

Нас объединяет педагогика и психология, в которой учитель- профессионал, а родитель – по своему родительскому предназначению тоже педагог и психолог.

        Где же расходятся наши интересы, где начинаются помехи?  Мне это видится так:

Показатели

Родитель

Учитель

1. Количество детей

1-3 ребенка

Хроническая «многодетность» ( в среднем 25 человек)

2. Отношение к нормам

Неосведомленность в нормативно правовой базе

Осведомленность и безусловная необходимость принятия норм

3. Различная информированность о ребенке

Родителям более известна жизнь их ребенка вне школы

Учителю известна учебная деятельность

4. Ранжирование образовательных интересов

Бессистемный подход в ранжировании образовательных интересов: учись, а то дворником будешь!

Система в ранжировании образовательных интересов:

-социальный запрос к образованию;

-развитие умения учиться, а не просто обучение.

5. Отношение к учителю

Родитель (иногда не без основания) критикует учителя при  ребенке

Учитель претендует на авторитет хотя бы в глазах ребенка, которого учит и воспитывает.

        При подготовке к собранию я попыталась быть честной перед самой собой. Может быть, слишком резко обозначила некоторые противоречия. Но,  тем не менее, то общее, что нас объединяет, качественно превосходит наши разногласия.

        Вопрос в другом: как избежать конфликтов, которые являются безусловной помехой, в общем, самом важном нашем деле? Секрет, на мой взгляд, в правилах общения, которые мы можем на добровольной основе заключить друг с другом.

        Если говорить образно, семья  и школа- это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок должен оторваться от берега- ведь  и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.

        Семья ребенку дает первичную подготовку к жизни, которую школа не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких и родных. А уже потом рождается чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.

        Дети – это счастье, созданное совместным трудом родителей и педагогов. Школа и семья не должны показывать друг на друга пальцем: вот кто виноват.  Мы- союзники, и должны идти навстречу друг другу.

На мой взгляд, пожалуй, самое главное- нам всегда следует помнить, что главной целью общения является ребенок. Если между родителем и учителем существует неприязнь, то ее нужно преодолевать во имя ребенка.

Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей.  Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу , чтобы вашему ребенку было хорошо» А родителям хорошо бы в это поверить! Общение учителя и родителя выгодно обоим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников.  Призываю нас всех к многолетнему плодотворному сотрудничеству!

         И неслучайно, наша школа занимается реализацией программы «Семья и школа» уже несколько лет.  

Работа классных руководителей, администрации школы с родителями учащихся направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, его психофизиологических особенностей.

Классные руководители в течение учебного года ведут  систематическую работу по привлечению родителей к участию в воспитательном и учебном  процессе в общеобразовательном учреждении, что способствовало созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.

Классные руководители организуют работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Но вместе с тем было отмечено, что интерес родителей к «школьной жизни», проблемам в последнее время несколько снижен, не все родители принимают активное участие в учебно – воспитательном процессе школы, неактивно посещают общешкольные и классные мероприятия, родительские собрания.

Но тем не менее  при проведении Дня открытых дверей в начальной школе была высокая посещаемости ( около 45%).

Большую помощь в решении вопросов воспитательной работы оказывает социально- психолого-педагогическая служба. Направления деятельности работы психолога Белянушкиной Е.М. и социального педагога Чуватовой В.В. весьма разнообразны.

К ним относиться и организационная, научно-методическая работа, и и психологическая работа с детьми, находящими под опекой, и диагностико-коррекционная работа с социально-дезадаптированными учащимися, и изучение познавательных процессов школьной мотивации, психологическая готовность к школе, и психологическая помощь при подготовке к ЕГЭ.

Из года в год в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Классные руководители совместно с членами родительского комитета посещают семьи учащихся, которые оказались в жизненно-трудной ситуации. Родители приглашаются на заседания Совета профилактики. На учете в ПДН состоит 1 учащийся, на внутришкольном учете-      .     12 семей состоят на учете как семьи находящиеся в социально-опасном положении.

С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями.

В феврале в школе прошел месячник  «Семья и школа». В ходе проведения месячника образовательными учреждениями проведены разноплановые мероприятия, направленные на укрепление авторитета семьи, пропаганду базовых семейных ценностей:

Папы учащихся начальной школы приняли участие в конкурсе «Супер-папа». Проигравших в зале не было, а все участники и болельщики получили массу положительных эмоций.

Мамы тоже не стали отставать от мужчин, они приняли активное участие в конкурсе «Дочки-матери».

Учащимся 9а и 9б классов надолго запомнится лыжная прогулка с родителями  в Тат-Пишлиский лес.

Учащиеся 5- х классов и кл. руководители Зимина С.Ш. и Карпушина И.П. и музыкальный руководитель Мартышкин М.В.  подготовили к международному женскому дню литературно-музыкальную композицию «Это нежное имя –МАМА!». А сколько любви и труда дети вложили в подарки, сделанные своими руками.

Кондратьева Ю.Н. провела круглый стол для родителей «Мода на здоровье»,  а Габдуллина Н.Г. пригласила родителей на чашку чая в валеокафе и тренажерный зал школы.

Учащиеся 8 классов ( кл. руководители Курмаева Д.Р. и Черентаева Л.А.)  вместе с родителями побывали в муз драм театре в Саранске.

Будущим выпускникам школы  , нынешним Одиннадцатиклассникам запомнится поездка в Киномакс Победа, кл. руководитель Курганова Ю.А.

Час семейного общения прошел в 9в классе. Классный руководитель Косырева Ю.А.

Родители наших первоклассников побывали на тренинговом занятии «Наше настроение», которое провела психолог школы Белянушкина Е.М.

Родители наших звездочек, победителей олимпиад различных уровней, участников конкурсов участвовали в заседании круглого стола « С нас начинается новая школа».

А сколько волнения испытали учащиеся  7 а и их родители при проведении общественного смотра знаний.  

Председатели родительских комитетов классов  стали настоящими помощниками и друзьями школы. Активная жизненная позиция председателя Совета школы  Сомовой О.Ю.   играет важную роль во взаимодействии семьи и школы.

Педагогический коллектив постоянно изучает мнение родителей о школе. В первую очередь нас интересовало мнение родителей выпускных классов каждой ступени обучения (4, 9 и 11-ые классы), для чего был проведено анкетирование родителей. Результаты получились следующие

Режим работы, уровень обучения и воспитания  и стиль взаимоотношений в школе устраивают большую часть опрошенных (83%). 89% родителей считают, что их дети получают хорошие знания. Исходя из полученных результатов анкетирования, можно сделать вывод, что у большей части родителей учащихся нашей школы имеется положительное отношение к школе. Подтверждением этому могут служить пожелания родителей: чтобы школа простояла 100 лет, а для этого ей необходим спонсор и хороший ремонт .Эти предложения и пожелания свидетельствуют о неравнодушии родителей к тому образовательному учреждению, где обучаются их дети.

Каковы наши планы на будущее:

1. Привлекать  родителей в решение вопросов социальной защиты учащихся, снижение роста детской преступности и безнадзорности.

2. В целях пропаганды положительного  опыта семейного воспитания, повышения  ответственность родителей за воспитание детей  активизировать в школе работу Совета отцов.

3. Есть старинная русская присказка: «Дети - наши руки, а внуки – наши пальцы». К сожалению, в городских семьях внуки и внучки проживают порой далеко от своих дедушек и бабушек. А они так нужны друг другу! Старый да малый всегда очень похожи, а про их взаимопонимание и говорить не приходится. Как прекрасно, что во многих семьях самым уютным, теплым домом является именно дом бабушки и дедушки. Там тебя всегда выслушают, поймут, пожалеют, дадут добрый совет. Там Ты всегда чувствуешь себя нужным, любимым. А для растущего человека так важно знать, что такое место у него есть. Еще Достоевский сказал: «У человека должно быть место куда пойти».  Поэтому мы считаем, что в школе необходимо создать Совет бабушек и дедушек.

В заключении хочу процитировать слова Макаренко : «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе и  слезы». И я желаю сегодня, чтобы наши дети были нашей гордостью.

Моя практика работы в школе показывает, что это возможно в том случае, когда между родителями и школой возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности.

Всего Вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья и школа:грани сотрудничества"

Родительское собрание...

Грани сотрудничества: семья и школа

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...

ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...

Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"

Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"...

СЕМИНАР на тему: «Семья и школа: грани сотрудничества в современных условиях»

Программа проведения семинара социальных педагогов по теме: «Семья и школа: грани сотрудничества в современных условиях». Цель: определение оптимальных форм совместной работы школы и ...

Школьная коференция "Семья и школа, грани сотрудничества"

Школьная коференция "Семья и школа, грани сотрудничества"...

Школьная конференция "Семья и школа - грани сотрудничества"

Школьная конференцияСемья и школа – грани сотрудничества...