"Семья и школа:грани сотрудничества"
материал (5 класс) по теме

Надежда Анатольевна Игонина

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества».

Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.

Задачи:

  1. Изучение особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями, школой.
  2. Сформировать у родителей  интерес  к  совместной работе со школой по различным направлениям.
  3. Формирование позитивного опыта семейных отношений.  внимания и любви к своим детям.

Оборудование собрания: чаша из бумаги, сердечки, ручки, компьютер, проектор.

Ход собрания:

Эпиграф  (СЛАЙД  1)

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» 

(Л. Кассиль)

1.Вступительное слово.   

 - Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание посвящено проблеме сотрудничества семьи и школы. Мы сформулировали тему родительского собрания: «Семья и школа: грани сотрудничества»(СЛАЙД 2).  Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

2. Притча “Пророк и длинные ложки”

  - На востоке есть такая притча, которая  поможет нам разобраться в вопросах сотрудничества семьи и школы. 

      Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь. “Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел в какой-то дворец. Вошли они в большой зал, где толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые  и длинные ложки из супа, но даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми большими ложками.

 Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.

    Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого они  видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.

Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”

- Уважаемые родители,  поясните, что в этой притче означает «Ад», «Рай», что в них общее?

  “Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

 - Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.

3. Решение проблемной ситуации.

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть видео и разобраться в проблемной ситуации. (ВИДЕОРОЛИК)

Мама пришла в школу по вызову учителя.

Мать. Здравствуйте, Мария Ивановна, получила Вашу записку. Что случилось?

Учительница (ученику). Ну, рассказывай  маме, что случилось?

Ученик молчит.

Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с математики? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?

Ученик. Да я не ...

Мать . Ну как тебе не стыдно?

Ученик. Да это не я ...

Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?

Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.

Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?

Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!

Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!

Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.

Мать. Ну все! Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет!

- А теперь я попрошу вас  ответить на  вопросы (СЛАЙД 3):

 1.  Предложите решение  данной ситуации с точки зрения родителей.

 2.   В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации?

(Аргументы родителей)

-  Анализируя эту ситуацию, возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

4. Беседа «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»

Макаренко подчеркивал: (СЛАЙД 4) “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

- Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.

- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?  Какими качествами  вы хотели бы его наделить? (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ).

-У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко(сердечки вырезаны из ярких открыток),поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. )

- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

-А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок и школа, в которой обучается ваш ребенок, должны сотрудничать, чтобы ребёнок стал  личностью, получил подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а школа делает  все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить  возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.

5. Заключение

- Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. (СЛАЙД  5) Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи», поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является  наше с вами школьно- семейное воспитание.

6. Рефлексия «Энергизатор».

- Уважаемые, родители! Я вас прошу дать оценку нашего родительского собрания, но сказать свою фразу вы должны с первой буквы вашего  имени. Например, мое имя Надежда – надеюсь, вам понравилось родительское собрание,  и т. п.  ( Людмила – любопытно было; Наталья – ну, что же, неплохо; Оксана –очень хорошо; Майя- много хорошего и полезного; Светлана – сколько интересного узнали! Спасибо!)

7.  Памятка «Мы вместе» (каждому родителю).

- На память о нашем родительском собрании я дарю вам памятку  «Мы вместе», в которой приведены советы по взаимодействию семьи и школы в интересах Вашего ребенка. Прочитайте их и старайтесь им следовать, когда это возможно.

8.Решение родительского собрания:

-  Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести следующее: (СЛАЙД  6)

1. Использовать  оптимальные формы совместной работы школы – семьи в интересах личности ребенка.

2. Проводить совместные мероприятия  по различным направлениям: праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.

3.Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

- У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ... Единогласно!

- На этом родительское собрание можно считать закрытым. (СЛАЙД  7) Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…» (Лев Абрамович Кассиль)

Слайд 2

«Семья и школа: грани сотрудничества»

Слайд 3

Предложите решение данной ситуации с точки зрения родителей. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации?

Слайд 4

“ Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”… Антон Семенович Макаренко

Слайд 5

Решение: Использовать оптимальные формы совместной работы школы – семьи в интересах личности ребенка. 2. Проводить совместные мероприятия по различным направлениям: праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д. 3.Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.

Слайд 6

Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!



Предварительный просмотр:

                 

Уважаемые родители!

Здесь приведены практические советы по взаимодействию семьи и школы в интересах Вашего ребенка! Прочитайте их и старайтесь им следовать, когда это возможно.

                       Участие родителей в жизни школы

• Поговорите с каждым из школьных учителей вашего ребенка хотя бы раз в год.
• Регулярно спрашивайте ребенка о том, что он изучает в школе. Предложите помощь в выполнении домашних заданий. Например, помогите написать план сочинения, помогите советом, предложите что-то свое, вместе сходите в библиотеку. Но писать за ребенка сочинение не следует.
• Если в школе родительское собрание, обязательно сходите.
•Принимайте участие в работе родительского комитета. Помогайте школе.
• Если вам что-то в школе не нравится, поговорите с учителями, администрацией. Если вы не можете предложить ничего конструктивного для улучшения ситуации, обратитесь за советом и за идеями к другим родителям.


                                 
Хороший школьный климат

• Спрашивайте ребенка о проблемах и  опасениях, связанных со школой. Он дерется? Его обижают? В  коридорах, столовой, туалетах он себя чувствует в  безопасности?

• Если в школе по каким-то причинам небезопасно для ребенка, немедленно звоните или пишите непосредственно директору. Потребуйте письменного ответа на ваши вопросы.
• Чем больше вы проводите времени в школе, тем больше
вы знаете, что там происходит. Ознакомьтесь с правилами внутреннего распорядка школы и отслеживайте, не нарушаются ли права школьников.




       







 

                                       Правила для родителей 

  1. Договоритесь между собой, какого поведения вы ожидаете от ребенка. Воспитывая ребенка, родителям следует придерживаться единых взглядов и не противоречить друг другу.
  2. Время от времени пересматривайте ваши требования к ребенку. Они разумные? Честные? Достаточно ли вы уважаете права ребенка? Если у вас возникли какие-то сомнения, прочитайте литературу о воспитании.
  3. Поговорите с ребенком о ваших требованиях к его поведению. Объясните, почему они важны. Используйте понятный ребенку язык.
  4. Спросите мнение ребенка о ваших требованиях к его поведению, Часто оказывается, что ваши требования и взгляды ребенка совпадают.
  5.  Регулярно пересматривайте семейные правила для подростков, они должны соответствовать их возрасту и уровню зрелости.
  6. Когда вы не уверены в том, что следует делать, поговорите с другими родителями, с представителями церкви, со школьным психологом или опытными учителями. Они могут дать вам дельный совет.
  7.  Заранее договоритесь о наказании, если ребенок нарушит семейные  правила. Будьте  готовы к тому, чтобы сдержать слово.
  8. Выслушайте мнение ребенка о наказаниях. Когда к детям относятся уважительно и серьезно, они могут предложить интересные идеи.
  9. Будьте  постоянны. Повторяйте правила и поощряйте их выполнение. С другой стороны  необходимо менять некоторые правила по мере роста и взросления ребенка.
  10. Рассматривайте дисциплину как способ обучения ребенка, а не как форму наказания.
  11. Нельзя предъявлять дисциплинарные требования к ребенку, проявляя при этом злость или жестокость. Если вы почувствовали свое бессилие, злость, обратитесь за профессиональной помощью.
  12. Если ребенок продолжает нарушать установленные вами правила, прекратите его наказывать и выясните, в чем причины такого поведения.
                   




                 

                                                   


Памятка для  родителей


«Мы вместе»

 



                                                                                                                                                                                           

                                 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании "Семья и школа: грани сотрудничества"

Материал для выступления на родительском собрании ....

Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"

Программа "Семья и школа: грани сотрудничества"...

Семья и школа - грани взаимодействия

Традиционно сложны взаимоотношения социального педагога со школой, учителями. Их, к сожалению, часто разъединяют борьба за власть над ребенком, амбиции приоритетов. Попытке найти эти связи отражены в ...

СЕМИНАР на тему: «Семья и школа: грани сотрудничества в современных условиях»

Программа проведения семинара социальных педагогов по теме: «Семья и школа: грани сотрудничества в современных условиях». Цель: определение оптимальных форм совместной работы школы и ...

Мета-Школа «Грани» как эффективный формат организации внеурочной деятельности

Мета-Школа «Грани» - новый формат организации внеурочной деятельности обучающихся, стратегической целью которой является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности...

Школьная коференция "Семья и школа, грани сотрудничества"

Школьная коференция "Семья и школа, грани сотрудничества"...

Школьная конференция "Семья и школа - грани сотрудничества"

Школьная конференцияСемья и школа – грани сотрудничества...