Опыт работы классного руководителя
статья по теме
Описание моего опыта и сисиемы воспитательной работы, как классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мыслить, творить, страдать, радоваться, любить сердцем…»
(из опыта работы)
“Если учитель стал другом для ребенка,
если эта дружба озарена благородным
влечением, порывом к чему-то светлому,
разумному, в сердце ребенка никогда не
появится зло. И если в школах есть
насторожившиеся, ощетинившиеся,
недоверчивые, а иногда и злые дети,
то лишь потому, что учителя не узнали
их, не нашли подхода к ним, не сумели
стать их товарищами. Воспитание
без дружбы с ребенком можно
сравнить с блужданием в потемках”
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. На лицо прогресс. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.
Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми. Наблюдается рост детских домов, жестокое обращение с детьми, увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение.
Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы.
По данным многочисленных социологических опросов, около 8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. А родители, в свою очередь, не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, ребенок вынужден лавировать, приспосабливаться, что отрицательно сказывается на формировании личности. Некоторые родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Однако есть большая группа родителей, которые еще до рождения заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Ни для кого не секрет, что педагогу порой трудно находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной учителям и школьной администрации.
По своему педагогическому опыту знаю, что педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки, у них есть шанс добиться успехов в деле воспитания своих детей. При этом родители должны стать не только помощниками классного руководителя, но и его друзьями, людьми, которым не безразлично, какими вырастут их дети. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце.
На мой взгляд, роль классного руководителя огромна – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Именно изучение – педагогическое и психологическое – исходная точка моей педагогической деятельности. Я тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство – барометр самосовершенствования человека. Поэтому обращаю внимание детей на положительные примеры поведения, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или корректировать.
Приступая к работе в должности классного руководителя, педагог должен четко представлять себе целевые ориентиры. Для своей работы я определила следующие:
- моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни;
- свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.
Исходя из намеченных целей воспитания, я определила следующие задачи:
- Способствовать развитию гражданско-патриотических качеств, умению ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества через вовлечение учащихся в различные виды деятельности, через систему работы по воспитанию человека культуры, способного к духовному и физическому самообразованию и самореализации.
- Способствовать формированию эмоционально-положительных отношений к учебному труду, школьным традициям, ориентированным на вечные ценности, через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности.
- Способствовать формированию высоких нравственных принципов (честность, порядочность, сострадание, трудолюбие и т.д.), научить детей следовать им в повседневной жизни.
- Установление благоприятного психологического климата в коллективе.
- Учить строить отношения на принципах добра, взаимопонимания и компромисса.
- Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки.
- Формирование основы коммуникативной культуры учащихся.
- Стимулирование мотивации к саморазвитию.
- Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, самотворчества в коллективе.
- Воспитание чувства ответственности, дисциплины.
- Воспитание в учащихся культуры поведения в школе, на улице в общественных местах.
- Формирование индивидуального стиля познавательной и творческой деятельности учащихся посредством выбора способов восприятия, запоминания, мышления и самовыражения.
- Просветительская и профилактическая работа с семьями учащихся.
При этом необходимо учитывать, что сегодняшние дети чрезвычайно информированы в различных областях знаний, не боятся высказывать свое мнение, умеют быть независимыми. Правда, зачастую информация не рассчитана на их возраст, бессистемна, откровенно безнравственна и противоречива.
Еще один негативный аспект – часто дети растут в однодетных семьях, родители увлечены своей профессиональной деятельностью, карьерным ростом. Ребята мало общаются друг с другом, живое общение и подвижные игры во дворе заменил компьютер, телевизор и т.д.
Все это требует пристального и серьезного внимания со стороны классного руководителя, школьного психолога, социального педагога и, конечно же, самих родителей.
Я начала работу с новым коллективом еще до того, как дети перешли в 5 класс. В ходе многочисленных бесед с их первым учителем я старалась узнать как можно больше об особенностях детского коллектива, о сотрудничестве родителей со школой, о традициях, которые были заложены в начальной школе учителем начальных классов.
Следующим подготовительным этапом моей работы стало общение со школьным психологом, потому что он проводит большую работу с учащимися в начальном звене и его диагностика развития детского коллектива, его видение взаимоотношений между детьми оказывают мне неоценимую помощь в организации работы с классом. Именно школьный психолог помог мне определить проблемные моменты в развитии классного коллектива и отдельных учащихся, познакомил с возрастными особенностями и изменениями в развитии учащихся.
Еще одним направлением моей работы является сотрудничество с социальным педагогом, который непосредственно занимается изучением проблемных детей и их семей, знакомит меня с результатами собеседований, с материалами посещения на дому, с индивидуальными коррекционными программами отдельных учащихся.
Планируя воспитательную работу с классным коллективом, я определила те приоритетные направления воспитательной работы, которые будут особенно важными в моей работе с детьми. Сотрудничество со школьным психологом и социальным педагогом дает мне возможность определить те проблемы, которые необходимо решить в текущем учебном году, и те, над которыми необходимо продолжить работу в дальнейшем.
Программа по которой я работаю называется «Я – гражданин!». В её основе – ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Знания, Природа, Отечество, Культура, Здоровье. Программа включает в себя следующие основные разделы:
1. Я – человек
2. Моё отечество
3. Я и семья
4. Я и природа
5. Здоровый образ жизни
6. Культура, духовность, творчество
7. Профессиональное самоопределение и труд
Расширить представления о человеке, его возможностях, об интересах человека и их влиянии на содержание жизни мне помогает Раздел 1 «Я – человек»
Задачами Раздела 2 «Моё отечество» являются: воспитание готовности к защите своей Родины; подготовка к служению Отечеству, воспитание гордости, любви к своему городу, уважения к его истории и жителям.
Раздел 3 «Я и семья» предусматривает решение следующих задач: расширение представлений о социальных семейных ролях отца и матери, сына и дочки, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота моего «Я»
Формирование отношений к природе и с природой, воспитание любви и бережного отношения к природе своего края, своей Родины решаются в Разделе 4 «Я и природа».
Огромное значение я придаю формированию здорового образа жизни. Раздел 5 «Здоровый образ жизни» моей программы направлен на решение следующих важных задач: физическое развитие, закаливание, вовлечение в массовый спорт и туризм, формирование здорового образа жизни, рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха, устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам, воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, выработка навыков самообслуживания.
В Разделе 6 «Культура, духовность, творчество» решаются следующие задачи: воспитание ответственности за благополучие, безопасность и радость жизни, выявление и развитие у учащихся творческих способностей, приобщение к духовным ценностям, освоение этических норм
Раздел 7 «Профессиональное самоопределение и труд» направлен на формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
В процессе работы по данной программе я создаю условия для:
- проявления самостоятельности;
- проявления активной общественной, гражданской позиции;
- саморазвития и самореализации;
- социализации личности в современных условиях.
Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе, возле кабинета, уже ожидают они, мои ребята. Они торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, что было без меня, чему я не была свидетелем. Они хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило. Значит, все это время я незримо была с ними.
Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его… Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет…»
Методом проб и ошибок я стараюсь создать свою концепцию воспитания. Воспитание может показаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто этим занимается. Нельзя не согласиться, что «воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. К воспитанию детей стоило бы относиться как к самой важной из всех земных профессий…» Нам доверено, действительно, ни много ни мало – будущее нашей России.
Самый необходимый человек для ребенка в современной школе – классный руководитель. У него необыкновенная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать; его предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный мир; воспитать человека, способного достойно занять свое место в жизни.
Как воспитывать сегодня? Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый в отдельности и как я смогу собрать их в единый «кулачек».
Организуя воспитательную работу в своем классе, я выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:
- Не воспитывай в плохом настроении (спокойствие, только спокойствие);
- Определи, что хочешь для ребенка; узнай, что он думает по этому поводу;
- Предоставь возможную самостоятельность;
- Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
- Не пропусти первый успех ребенка.
В. А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога».
Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Мой 7 «А» - это класс моего становления как классного руководителя. Это мой первый класс! Это моя гордость!
Вот уже третий год мы вместе. Могу смело заявить: мы дружная семья, где царит уважение и взаимопонимание. Мы вместе радуемся своим успехам, решаем сообща возникающие проблемы. В классе царит поддержка и взаимовыручка.
Дети постоянно принимают участие во всех школьных мероприятиях и ни один год занимают призовые места. 1 место в конкурсе агитбригад «Война… Страшнее нету слова…» в 5 и 6 классе; 1 место в смотре строя и песни в 5, 6, 7 классе.
За эти три года мои ребята стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются артистичностью и большой активностью. Мы активные участники всех школьных мероприятий: День Учителя, День Матери, День открытых дверей, Ученик года, Зарница, Отчетный концерт и т.д.
К внеклассным мероприятиям относятся с большим интересом, с удовольствием готовят их. Особенно любят театрализованные представления, участниками таких празднеств бывают не только дети, но и родители, которые со всей ответственностью подходят к подготовке мероприятий. Без участия родителей не прошел ни один праздник, ни одна поездка, ни одна разработка проектов. Родители оказывают большую помощь в организации работы класса.
Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же находятся пути их решения. Моя любовь, забота о них соединила меня невидимой нитью с их родителями, которые стали более терпимыми, внимательными, заботливыми. И я рада, что мне удалось сплотить не только детский коллектив, но и родительский. И моя задача сделать так, чтобы у родителей не пропало желание помогать мне и детям. Они часто встречаются со мной, созваниваются друг с другом, интересуются у детей не только тем, выполнили они уроки и какие оценки получили, а какие события произошли в школе, чем они были огорчены или обрадованы, их успехами или неудачами, мнением о происходящем в школе. Это означает, что все мы стали союзниками. Нужна именно такая кропотливая работа, в которой главным является не формальное проведение мероприятий, а участие классного руководителя, детей, и искреннее желание родителей вносить в него определенный вклад.
Ни в одном сериале, ни в одном романе вы не увидите и не прочитаете о такой любви, на которую способны мои ребята. Если бы вы знали, как трогательно наблюдать за ними: за какое-то мгновение из просто мальчишек появились маленькие, но уже настоящие мужчины, а из девчонок – женственные, стройные кокетки. С каждым днем они становятся старше, узнают что-то новое, интересное, стараются прожить день достойно.
Я очень хочу, чтобы то взаимопонимание, которое существует между нами сейчас, никогда не исчезло. Чтобы взаимная поддержка все больше перерастала в уверенность, что здесь все свои, что вместе мы – сила, которой все по плечу и которой не страшны никакие преграды.
Благодаря такой работе нам есть, чем гордиться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы классного руководителя 10 класса
Сегодня, когда образование объявлено одним из приоритетных национальных проектов, роль классного руководителя невозможно переоценить. Основными направлениями деятельности классного руководителя являет...
опыт работы классного руководителя 7 класса
Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующий духовно-нравственному воспитанию....
Опыт работы классного руководителя 9 класса МБОУСОШ№22 г.Гуково Мехоношиной Елены Владимировны "Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности".
Разумное и нравственное всегда совпадают.Толстой Л.Н.Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правил...
Опыт работы классного руководителя.
Опыт работы классного руководителя....
Опыт работы классного руководителя
Опыт работы классного руководителя...
Опыт работы классного руководителя с родителями
В данном материале я поделилась некоторыми приемами, которые возможно применять в дальнейшей работе классного руководителя с родителями....
Опыт работы классного руководителя группы
Как бы ни была трудна деятельность классного руководителя, но, несомненно, она необходима студентам, поскольку основное структурное звено в колледже - это учебная группа, представляющая собой систему,...