Опыт работы классного руководителя
методическая разработка (7 класс) на тему

Куликова Татьяна Ивановна

Опыт работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_moy_opyt_raboty_2014-2015.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги…

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон:

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели.

Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,

Как разные курсы для корабля,

О том, что любить надо осторожно

И мудрости вдалбливать детям должно

С первых шагов, ну почти с нуля.

Я, Куликова Татьяна Ивановна, вот уже 26-ой год работаю в школе. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом. Это годы моего становления как классного руководителя.

С чего начинается воспитание?

Каждое утро, идя в школу, я прохожу «дорогою приветствий», когда все дети, встреченные мной, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле кабинета меня уже ожидают они. Они торопятся, перебивая друг друга, рассказать о том, что было без меня, чему я не была свидетелем. Они хотят поделиться всем новым, что у них появилось, что их озадачило.

Значит, все это время я незримо была с ними. Еще А.С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».

В соответствии с этим я, как  классный руководитель представляю себе свою деятельность:

  • Я как наставник детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности, вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Увлекаю их за собой свои собственным примером.
  • Я как носитель культуры своего народа, включаю детей в разнообразные виды деятельности: художественную, общественную, интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому  способствует приобщение детей к истории своей страны и своей малой Родины, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям,  физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я – как посредник между детьми и Культурой. Я – как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.
  • Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Я раздаю поручения, и организую детское самоуправление, и провожу совместную личностно-ориентированную коллективную творческую деятельность.

    Классный руководитель - это педагог, который вводит ребенка в мир культуры, общение, взаимоотношений, идущий рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.

Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития.  

Воспитание успешно, если оно системно.

Воспитательная система класса  основана на концепции ярославского учёного Г. К. Селевко «Самовоспитание школьников», т.к. она нацеливает на воспитание нравственного человека, уверенно идущего по жизни, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над собой.   Исходя из этого, нравственными ценностями для детей становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо).    

Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть я на основе анализа за прошлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошедший период определяю воспитательные задачи.

Многие в самом начале пути (по себе знаю!) испытывают шок, когда в руки попадает целый класс незнакомых маленьких детей. Замечаю, как они с любопытством наблюдают за тобой, невольно сравнивая тебя со своим первым учителем. Как сделать так, чтобы из «песчаной россыпи» получился коллектив, похожий на «алый парус», а еще лучше – на «горящий факел», то есть коллектив, который уже к середине пути станет примером для других? Со своим классом я работаю уже третий год. На моих глазах маленькие смешные пятиклашки постепенно превращались в рослых красивых подростков, и я теперь с гордостью могу сказать, что это не просто класс, это – коллектив. На данный момент в классе обучается 8 мальчиков и 8 девочек. Дети в классе в основном из благополучных семей. Из 16 учащихся 2 ученика из неполных семей, 3 человека из многодетных семей.

К настоящему  моменту познавательные и учебные мотивации детей сформированы. В целом, класс серьезно относится  к учебной деятельности, с большим интересом изучает все предметы. В классе 1 отличник и 8 хорошистов. Большинство учащихся участвует в интеллектуальных состязаниях, проводимых в школе. Весь  классный коллектив вовлечен во внешкольную интеллектуальную деятельность – занят дополнительным образованием.

В среднем звене создана детская организация «Содружество». Целью данной организации  является формирование  у детей стремления к развитию своих духовных и физических сил. Мы – активные участники данного объединения. Каждый класс имеет название, девиз, эмблему. Мой класс называется «ДРУЖБА».

        Каждый, кто вкладывает душу в работу с классом, знает по опыту, что без сплоченного коллектива невозможно не только успешно решать педагогические задачи, но и просто совместно проживать все радости и горести, которые неизбежны в школьной жизни. Одним из средств сплочения коллектива в единое целое самоуправление. Командиром класса (КК) является Башкиров Сергей, а его заместителем – Матосян

Помимо этого класс разбит на несколько секторов: учебный (У), спортивный (С), трудовой (Т) и культмассовый (К).  В малую инициативную группу (МИГ) входят дети-«идейки».

        Взаимодействие внутри класса происходит по следующей схеме:

В классе организована работа следующих секторов:

•        УЧЕБНЫЙ: помощь отстающим, выпуск познавательных газет, работа в клубе «Почемучек»;

•        СПОРТИВНЫЙ: помощь в организации и проведении дней здоровья, посещение ребят, которые болеют; сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном; подготовка устных журналов и газет; выпуск информационной газеты «В здоровом теле – здоровый дух»;

•        КУЛЬТМАССОВЫЙ: организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов;

•        ТРУДОВОЙ: организация дежурств в классе, в столовой, в рекреации, в школе; контроль выполнения обязанностей дежурными; выпуск листовок «Голос дежурного»; контроль соблюдения порядка во время проведения праздников и экскурсий;

        МАЛАЯ ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА: задача детей-«идеек» вовремя подсказать и «покреативить», дать толчок к созданию проекта, к оформлению мечты в цель.

Духовно-нравственные качества личности учащихся в классе на высоком уровне. Коллектив очень эмоциональный, ему присуще чувство сопереживания, доброжелательности. Волевые качества учащихся развиты. Дети умеют взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.

Дети очень активные, эрудированные, творчески настроенные при любом расположении духа, заинтересованные в получении знаний, хотя иногда и позволяют себе лениться.

Между тем, начав общаться с ребятами более тесно,  я пришла к выводу, что каждый учащийся моего класса – это личность. Личности разные, иногда своеобразные, со своими интересами и внутренним миром, со своим принятием или неприятием всех моих начинаний, со своей позицией и взглядами на все, что происходит вокруг. И я поняла,  что моя задача – сделать так, чтобы каждый из моих воспитанников состоялся как личность творческая, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Главной целью воспитательной работы в классе стало создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого ребенка, его успешной социализации в обществе.

Исходя из данной цели, определились основные направления воспитательной работы:

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила те направления воспитательной системы, руководствуясь которыми я строила свою работу с детьми.  В своей воспитательной работе выделяю  следующие направления:

  • Духовно-нравственное
  •  Эколого-краеведческое
  • Гражданско-патриотическое
  • Художественно-эстетическое
  • Физкультурно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Формы работы: классные часы,  экскурсии,   беседы,   встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, концерты.

      В классе проводится работа  по приобщению детей к духовно-нравственным  ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла.  Ежегодно класс участвует в мероприятиях “Строка, оборванная пулей”; является организатором ежегодного поэтического часа, посвящённого А.С. Пушкину Нет, я не Байрон…” (к юбилею М.Ю. Лермонтова),

Такие классные часы   способствуют развитию у детей интереса к истории своей страны и  малой родины.

Учащиеся принимают участие в различных конкурсах, концертах. Все  мероприятия направлены на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия.

Эколого-краеведческое

Формы работы:  экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы,   встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы,   поисковая работа; творческие дела, трудовые десанты.

Одним из важных направлений в моей работе  считаю эколого-краеведческое направление.  Проводится работа по   воспитанию любви  к малой Родине, формированию позиции: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек.   Большое значение   уделяю  воспитанию у детей бережного  отношения к природе.  Ежегодно учащиеся принимают участие в  различных акциях:  “Птичья столовая”, “Помним о ветеранах” (благоустройство аллеи Победы)

Гражданско-патриотическое

Формы работы:  экскурсии, беседы, классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, патриотические акции, военно-спортивные игры, конкурсы, торжественные линейки.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к  Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся  уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам

Например, “Мы будем помнить”, “Строки, опалённые войной”, “Сталинградская битва”.    

Ежегодно ребята участвуют  в спортивно-конкурсной программе “А ну-ка, мальчики!”  Прошли классные часы “Я гражданин и патриот своей страны”, “Мои права и обязанности” др.   Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.  

Художественно-эстетическое

Формы работы:  посещение  музеев, выставок, классные часы; конкурсы.

Физкультурно-оздоровительное

Формы работы:  походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, работа спортивных кружков и секций.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мой класс участвует  во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся  в школе. Ребята посещают спортивные кружки и секции, вместе с родителями организуем  походы   по родному краю.  В классе есть свои спортсмены, которые регулярно принимают участие в районных мероприятиях – это….  Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.  

Познакомившись с детьми 1 сентября 2012 года, моей первой целью стало повышение уровня сплоченности класса. Существуют разные методы сплочения ученического коллектива, их описание можно найти в любом пособии для классного руководителя. Но пособия пособиями, а я все-таки считаю, что создание коллектива – это творческий процесс, а творчество, как известно, рождает что-то новое, неповторимое, никогда ранее не существовавшее. И даже если два учителя будут использовать одни и те же методы – результаты у них все равно получатся разные. Детский коллектив – это, по словам А.С.Макаренко,  «инструмент прикосновения к личности».

Для реализации сплочения класса использовались различные формы работы с учащимися.

Совместной деятельности учеников и взрослых я придаю особое значение. «От сотрудничества - к сотворчеству!» - девиз моей работы. Поэтому ко всем делам в классе мы привлекаем родителей, учителей-предметников, заведующую библиотекой нашей школы, старшеклассников и многих других.

Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом воспитанности, анализирую и диагностирую межличностные отношения и по необходимости оказываю помощь сама и привлекаю специалистов-психологов к этой работе.

Для изучения личности каждого моего воспитанника, я применяла целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровня их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и т.д. Это наблюдение, беседа, опросники, анкеты, тесты. Основной формой индивидуальной работы с учащимися  является  психолого-педагогическая диагностика, с которой я  начинаю работу в новом коллективе и пользуюсь её результатами в дальнейшем.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Свою работу с пятым классом я начала с изучения семей учеников класса, составления социальной карты класса. В программе воспитательной работы с классом отдельное место отвожу работе с родителями – состав родительского комитета, план работы, протоколы заседаний, учет посещаемости родителями собраний.

             Применяю разные педагогические приемы изучения семьи:

           

Эффективность воспитания детей  в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей, поэтому значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. С этой целью проводятся занятия родительского открытые уроки для родителей, тематические собрания с привлечением психолога, медицинского работника, совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей–предметников.

             Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, организацию помощи в обучении и развитии обучающегося.  

По моим наблюдениям, совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной, благодаря использованию разнообразных форм работы.

 

        

      Основной формой работы с родителями является проведение родительских собраний. Я столкнулась с проблемой привлечения родителей на собрания. О данной проблеме твердят почти все классные руководители, работающие в среднем звене. Со временем я выработала правила организации родительских собраний:

Правило первое. Тема родительского собрания всегда актуальна для родителей. Тема собрания обычно появляется сама собой.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. Для осуществления данного правила я провожу опрос перед мероприятием об удобном времени проведения.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Данное правила является психологически необходимым, так как пребывание в школе зачастую вызывает стресс.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. Я не могу позволить себе прийти на урок неподготовленной, так и родительское собрание должно быть ярким, эмоционально насыщенном, оно должно иметь позитивный отклик родителя.

        Так же одним из важнейших этапов родительского собрания является «Сюрприз от детей». Это вариант позитивного финального аккорда. Занимает он всего лишь 2–3 минуты. Важно, что сюрприз готовит не классный руководитель, а преподносят его дети. Конечно, первый раз их нужно натолкнуть на мысль, помочь, а потом они с удовольствием будут делать это сами. Часто такими «Сюрпризами» бывают детские рисунки или открытки, сценки, стихи.

        Есть много способов привлечь родителей в школу, но, мне кажется, самый эффективный из них – это доброе отношение к детям и уважение их родителей.

Межличностные отношения в классном коллективе — это показатель успешности воспитания. «Цель истинного воспитания - не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости» (Д. Рескин).

Я часто представляю, какими будут мои дети - это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

Важно не упустить в воспитании детей стремление делать, добрые дела бескорыстно, не за вознаграждение, а лишь за самоудовольствие оттого, что твой труд принес пользу членам твоей семьи, твоей школе, твоему родному поселку, стране, всему миру.

Может, кто-то возразит, что с высокими идеалами сегодня не выжить, но я считаю, что без высоких идеалов станешь лишь потребителем. Чтобы стать личностью, надо помнить о нравственных традициях, сложившихся на Руси. Воспитание на Руси всегда было первичным, оно являло суть образования, а душа признавалась объектом педагогического влияния. Конечной целью воспитания было спасение души, так как гуманизм на генном уровне был заложен в русском народе.

Нет лёгких путей в воспитании, а трудности, разочарование, тяжелые минуты в нашей работе нужно пережить. Пережить! Не прочитать о таких минутах, а пережить самому! Пережить, перечувствовать, перестрадать – и вынести из этого горнила ту истинную любовь к детям, которую уже ничто не поколеблет. Иначе воспитатель пропал. Если он не любит детей, каждый урок для него, каждая встреча с ребёнком – мука.

Отыскивая золотые крупинки во всем историческом пространстве жизни и, главное, в современности, надо помочь каждому ребенку обрести не только веру, но и уверенность в себе. Без этого, даже если он вырастет здоровым и сильным, он не будет соответствовать высокому назначению человека. Ведь именно это поколение должно стать той силой, которая построит новую процветающую Россию.

Воспитатель не может быть равнодушным человеком, ведь он общается не с предметом, а с настоящим чудом природы. И это чудо нужно вскормить теплотой своего сердца, богатством своей души. Чуткое сердце ребенка не приемлет лжи, любая неискренность будет обнаружена, и его внутренний мир закроется от допустившего ошибку воспитателя.

И надо помнить, что воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока существуют дети. Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. И задача классного руководителя (а значит, и моя задача) – видеть себя в детях, жить жизнью детей, помогать им становиться взрослыми, и всегда помнить, что мир должен быть основан на любви, добре, милосердии, взаимопонимании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы классного руководителя 10 класса

Сегодня, когда образование объявлено одним из приоритетных национальных проектов, роль классного руководителя невозможно переоценить. Основными направлениями деятельности классного руководителя являет...

опыт работы классного руководителя 7 класса

Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующий духовно-нравственному воспитанию....

Опыт работы классного руководителя

Описание моего  опыта и сисиемы воспитательной  работы, как  классного руководителя....

Опыт работы классного руководителя 9 класса МБОУСОШ№22 г.Гуково Мехоношиной Елены Владимировны "Духовно-нравственное воспитание – основа формирования личности".

Разумное и нравственное всегда совпадают.Толстой Л.Н.Что значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека с сильным характером, способного правил...

Опыт работы классного руководителя.

Опыт работы классного руководителя....

Опыт работы классного руководителя с родителями

В данном материале я поделилась некоторыми приемами, которые возможно применять в дальнейшей работе классного руководителя с родителями....

Опыт работы классного руководителя группы

Как бы ни была трудна деятельность классного руководителя, но, несомненно, она необходима студентам, поскольку основное структурное звено в колледже - это учебная группа, представляющая собой систему,...