Школьные конфликты
материал по теме

Бондаренко Марина Владимировна

О школьных конфликтах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marchenko_m.v._shkolnye_konflikty.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Марченко Марина Владимировна

Учитель математики

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательный лицей-интернат «Педагогический»

г. Таганрога

Школьные конфликты.

Для любого социального института, в том числе и для школы, равно как и для нашего лицея-интерната, характерны самые разнообразные конфликты. Несоответствие между отношением государства к проблемам образования и реальной образовательной политикой, снижение социального положения учителей, ухудшение материального обеспечения школ и зарплата учителя, которая не может обеспечить удовлетворения даже самых скромных потребностей - все эти объективные условия влияют на мировосприятие каждого учителя, являясь источником внутриличностного конфликта и ухудшая общее самочувствие педагога.

Часто учителя именно в этом видят основную причину конфликтности в школе, добавляя еще безразличие родителей к проблемам школы и воспитанию собственных детей.

Такие объяснения грешат определенной узостью и однобокостью, так как не учитывают влияния многочисленных психологических факторов на возникновение  школьных   конфликтов, как между учениками, так и между учениками и учителями.

Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно в школе важны благоприятные социально – психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику.

Современным детям необходимо помочь выжить в современных  условиях с наименьшими материальными и моральными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты. Это означает, что как учитель, так и классный руководитель – воспитатель должны обладать этим умением прежде всего.

Конфликтные дети наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что не могут управлять своими эмоциями. Пассивные в общении дети – это чаще всего те, которые боятся вступить в контакт, опасаются, что не будут поняты, и загоняют свои проблемы в себя. И те, и другие учащиеся нуждаются в координации их поведенческого характера. В этом и заключается роль учителя-воспитателя.

В народном образовании выделяют четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель, администратор. В зависимости от того, какие из них вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов:

1) ученик – ученик

2) ученик – учитель

3) ученик – родитель

4) ученик – администратор

Конфликты в классе – это чаще всего конфликты между учениками, которые характерны для всех времен и народов. Можно сослаться на физиологически несформировавшуюся психику и ее регуляцию, отсюда выводить и неадекватность поступков, и их неосмысление. Но, на школьном этапе, а особенно в старших классах, идет формирование личности, причем не просто личности, а признанной личности, отсюда и конфликт за «Место в классе», т.е. возникает конфликт лидерства. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма и безжалостности.

Конфликты в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста: у старшеклассников формируются морально – этические критерии оценки сверстников и их поведения.

Конфликты между учителями и учащимися подросткового возраста особого рода, где целью одной стороны (подростка) является стремление заявить о себе как о личности, обладающей чувством собственного достоинства и требующей уважения, а целью противоположной стороны (учителя) - непризнание этих потребностей.

Другой особенностью  школьных   конфликтов  можно считать неадекватность восприятия любой конфликтной ситуации. Если подростки мало задумываются об истинных причинах конфликтов, их оценка ситуации сводится, в основном, к констатации факта конфликта и внимание их будет сосредоточенно на поведении учителя в инциденте. Учителя также фиксируются на конфликтном поведении подростка, но при анализе конфликтной ситуации они склонны на него же возлагать вину за произошедшее, объясняя конфликт невоспитанностью, распущенностью, а в особо острых случаях даже наличием психических отклонений у возмутителя спокойствия. При этом собственное поведение расценивают как правильное, не замечая, что неосторожным попаданием в “зону наименьшего сопротивления в характере подростка вызывают протестные реакции, которыми и обусловлено его конфликтное поведение.

Наибольшее число конфликтов в диаде “учитель - ученик” случается в подростковом возрасте. На уроке учитель, как правило, ориентирован на нахождение и разбор ошибок. Гораздо реже он отмечает то, что удалось и еще реже высказывает это одобрение в виде собственного позитивного отношения. На уроках в старших классах в речи учителей чаще всего употребляются оценочные высказывания, причем преобладают негативные оценки. Учитель чаще фиксирует внимание на ошибках, нарушениях: “вы делаете медленно”, “не умеете слушать”, “ведете себя отвратительно”. Если он отмечает правильный ответ, то делает это неэмоционально и односложно. Почти не встречаются высказывания в форме поддержки, в особенности в отношении слабых учеников.

В случаях нарушения дисциплины педагогические высказывания, как правило, подтверждают ненормативное поведение либо имеют запретительный характер: “отвлекаешься”, “опять не слушаешь”, “прекрати”, “не болтай”. Часто учитель говорит однообразным громким голосом, с агрессивными интонациями, иронизирует.

Такой тип вербальных проявлений учителя способствует созданию напряженной, нервозной обстановки на уроке, что усложняет восприятие учебного материала и ведет к возникновению конфликтных ситуаций.

Частой причиной конфликтов в подростковом возрасте являются замечания учителей, касающиеся внешности подростка, особенно сделанные публично и усугубляющие переживания, связанные с характерной реакцией подросткового возраста, подростковой дисморфобией. Случается, учитель осуществляет воспитательное воздействие “загодя”, на всякий случай, когда нет проступка, подросток рассматривается как потенциальный нарушитель, особенно, если в его активе уже есть неблаговидные дела.

Важнейшим психологическим новообразованием подросткового этапа является становление самосознания, важнейшим признаком которого можно назвать чувство взрослости, выражающееся в том, что подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений. И в отношениях с товарищами главное состоит в их совместном стремлении быть признанными в мире взрослых.

Любой конфликт возникает там, где существует противоречия. В подростковом возрасте - это противоречие между растущим самосознанием взрослеющего человека и непризнанием его ни родителями, ни учителями. Вот почему именно взрослый и подросток чаще всего становятся конфликтующими сторонами, оппонентами в конфликте. Положение осложняется еще и тем, что вся власть в школе принадлежит взрослым.

Субъекты конфликта — учитель и ученик — заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по уровню личностного развития. Подросток не обладает достаточным жизненным опытом и способностью к деловому осмыслению ситуации. Он переживает столкновение эмоционально, а то и болезненно. Учитель также нередко подвергает себя опасности так называемого «эмоционального сгорания».

Чаще всего конфликт заканчивается проработкой в кабинете директора, вызовом родителей и тому подобным радикальными мерами, преследующими единственную цель - прекратить ненормативное, конфликтное поведение ученика. Таким образом, гасится только внешнее, поведенческое проявление конфликта. Противоречие же, лежащее в основе конфликта, которое состоит в невнимании к новым потребностям подростка, остается и образует почву для будущих конфликтов.

Присутствие при конфликте других учащихся превращает некоторых из свидетелей в «болельщиков» или, что еще хуже, в участников. Конфликт разрастается, его масштаб увеличивается, приобретая характер межролевой конфронтации. Публичность конфликта имеет большой воспитательный резонанс. Именно поэтому за возникновение, ход и исход конфликта отвечает педагог — он профессионал и человек, умудренный жизненным опытом.

Изжить конфликт в школе практически невозможно, а порой и не надо. Огромное влияние на интенсивность конфликтов, их деструктивность или конструктивность оказывают:

  1. Усвоение духовно – нравственных ценностей, что изменяет интенсивность конфликтов.
  2. Дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.
  3. Личность учителя как образец для подражания (особенно в старших классах). Стили общения учителя – сотрудничество, опека, диктат. Сотрудничество обуславливает наиболее бесконфликтные отношения, чего не скажешь об опеке и особенно о диктате.
  4. Конфликт не должен остаться незамеченным. Учитель обязан урегулировать его. Ни в коем случае нельзя подавлять конфликт.

Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров в классе. Конфликты обязательно должны разрешаться. Недостаточное внимательное отношение  к разногласиям ведет к тому, что дети перестают доверять друг другу, привыкают приписывать ответственность за непонимание личным качествам, что ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.  Но опыт показывает, что развивать и обогащать общение и коммуникацию, нормализовать отношения можно именно благодаря конфликтам. Чтобы выработать верное отношение к конфликтам, необходимо их изучить.

Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекратится, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

Педагогу следует помнить хотя бы три основных положения, разбирая конфликт:

  1. вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;
  2. опираться не на интересы сторон, а на справедливость;
  3. относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон – мягко.

Личностные типы учащихся и советы учителю:

Признак личностного типа и причины проявления

Рекомендации педагогу

1. Педантичные – не уверены в себе, повышенная ответственность

Не давайте срочной работы, воспитывайте волю.

2. Демонстративные – театральны: врет и верит сам. Бегство в болезнь. «Душа» конфликта.

Разоблачите хитрости, требуйте фактов. Учите считаться с другими.

3. Возбудимые – импульсивны от неутоленных влечений. Запальчивы, грубы, взрываемы. Властны, нетерпимы, эгоистичны.

Объясните характер: пусть сдерживается. Переключите на физический труд.

4. Застревающие – обидчивы, злопамятны, подозрительны, честолюбивы. В жизни – череда успехов и неудач. Враждебны к строгостям.

Последовательно предъявляйте одни и те же требования.

5. Тревожные – пугливы, сторонятся сверстников. Их обижают, бьют.

Не будьте категоричны, подбадривайте, внушайте веру в успех.

6. Гипертимики – оживлены, активны, веселы.

 Переключайте на полезное дело.

Замечу также, что конфликты одинаково тяжело переживаются обеими сторонами, но так, же одинаково, ни та, ни другая сторона не видят конструктивного способа разрешить конфликт или предотвратить его возникновение.

В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что любой   школьный   конфликт  следует воспринимать, как повод дать ребенку очень важный жизненный опыт. Обучая ребенка разрешать сложные ситуации, вы делаете его уверенным в себе и стрессоустойчивым. Помните и о том, что большинство детей переносят свое отношение к учителю на преподаваемый им предмет. Помогая ребенку справиться с конфликтом, вы снимаете барьеры в обучении.

Изучение конфликтности в классе:

Было проведено анкетирование учащихся на оценку собственного поведения и выявление уровня конфликтности класса.

Оценка собственного поведения:

Типы стилей поведения

Количество – мальчики

Процент – мальчики

Количество – девочки

Процент - девочки

Всего

Процент

А – жесткий

4

40%

3

17%

7

25%

Б – демократичный

5

50%

7

39%

12

43%

В – компромиссный

1

10%

6

33%

7

25%

Г – мягкий

-

-

2

11%

2

7%

Д – уходящий

-

-

-

-

-

-

Уровень конфликтности:

Баллы

Количество – мальчики

Процент – мальчики

Количество – девочки

Процент - девочки

Всего

Процент

14 – 17

-

-

-

-

-

-

18 -20

-

-

-

-

-

-

21 – 23

1

14%

1

9%

2

11%

24 – 26

-

-

2

18%

2

11%

27 – 29

-

-

1

9%

1

5,5%

30 – 32

3

43%

5

46%

8

44%

33 – 35

2

29%

2

18%

4

22%

36 – 38

-

-

-

-

-

-

39 – 42

1

14%

-

-

1

5,5%

14 – 17 – очень низкий

18 -20 – низкий

21 – 23 – ниже среднего

24 – 26 – ближе к среднему

27 – 29 – средний

30 – 32 – ближе к среднему

33 – 35 – выше среднего

36 – 38 – высокий

39 – 42 – очень высокий

На основании проведенных исследований в классе, можно сказать, что преобладает демократичный стиль поведения учащихся и ближе к среднему уровень конфликтности в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Школьные конфликты"

        В данном уроке используется ролевая игра. Его необычность состоит в том, что сценарий игры создается прямо на уроке- на основе ситуации, а также текста, предлагаемых...

Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы

Конфликт — чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными представителями биологических сообществ и между вида...

ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ШКОЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Памятка родителям по участию в решении школьных конфликтов

Конфликт - это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход. Советы родителям в разрешении школьных конфликтов....

Мастер-класс для педагогов "Формула решения школьных конфликтов"

Цель мастер-класса-  ознакомление с технологией педагогического разрешения конфликта. Это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного ра...

Разработка классного часа "Формула решения школьного конфликта"

Данную разработку можно использовать для классного часа для учащихся 5-6 классов....

От дружбы, до конфликта - один шаг. История одного школьного конфликта и выход из него.

Соперничество в конфликте,  кто - кого было  очевидно.Присутствующие, пытались направить разговор в конструктивное русло, но родители,ориентированные исключительно на свои интересы, как будт...