Подготовка студентов как будущих классных руководителей средствами физической культуры и спорта
статья по теме

Бекмансурова Венера Ануровна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bekmansurova_v.a.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка студентов как будущих классных руководителей

средствами физической культуры и спорта

Наговицын Р.С.

Бекмансурова В.А.

ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»

Социально-экономические условия нашей страны, процесс гуманизации и демократизации современного общества показали, что в современных условиях все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического развития и уровень здоровья каждого ребенка. Несмотря на многочисленные исследования в области решения проблемы здоровья и физического развития школьников, анализ деятельности в этих направлениях в учреждениях образования показывает, что положении дел оставляет желать лучшего. Общеобразовательная школа должна стать центром практической реализации идей здорового образа жизни и воспитания физической культуры подрастающего поколения. Классный руководитель непосредственный и основной организатор воспитательной работы, непрерывно взаимодействующий с воспитанниками, может систематически и наиболее эффективно заниматься физическим воспитанием и физическим развитием школьников. Классный руководитель - педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, в том числе и физической. Этот человек, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитательной деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Современной школе нужен классный руководитель, способный не только воспитывать, но и оказать своевременную и квалифицированную помощь и поддержку. [2,4,8]. В связи с этим необходима модернизация профессиональной подготовки учителя как классного руководителя, при помощи разработки учебно-методического материала по использованию средств физической культуры и спорта.  Важной задачей профессионально-методической подготовки студентов педагогических вузов как будущих классных руководителей, является их подготовка к целенаправленному и эффективному использованию средств физической культуры и спорта, как важнейших средств укрепления уровня здоровья, физического развития, что в конечном итоге должно привести к всестороннему и гармоничному развитию личности.

Цель исследования:  разработать учебно-методическую программу подготовки будущих учителей, независимо от того, какой предмет они будут преподавать, к целенаправленному и эффективному использованию средств физической культуры и спорта в учебно-воспитательной деятельности классного руководителя.

Для подготовки учебно-методической программы нами был проведен социологический опрос.  Цель опроса состояла в выявлении приоритетных элементов и средств физического воспитания для включения таковых в содержание экспериментальной программы.  В опросе приняли участие 320 респондентов: 28 преподавателей высших учебных заведений, 55 учителей школ города и района (38 из них — классные руководители), 58 студентов, прошедших практику в образовательных учреждениях, 46 студентов, 75 учеников школ и 58 родителей учеников школ. Анкетирование проводилось в средних общеобразовательных школах города Глазова, Глазовского и Юкаменского районов, в ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», в сети Интернет (социальных сетях, студенческих, научных и общественных форумах). Участникам анкетирования были предложены различные виды и элементы физического воспитания: подвижные и спортивные игры, единоборства, коньки, плавание, нетрадиционные виды физических упражнений, силовая подготовка, туризм, танцы и т.п. Из представленного многообразия респонденты выбирали те элементы, которые, по их мнению, наиболее популярны среди школьников во внеучебное время. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

29% - подвижные игры, включая национальные удмуртские, татарские и чувашские игры

19% - туризм

10% - спортивные игры

10% - спортивные эстафеты и праздники, веселые старты

9% - посещение катка

9% - посещение плавательного бассейна

7% - физкультминутки и физкультпаузы

5% - утренняя зарядка

2% - различные виды, включая нетрадиционные физические упражнения

По результатам социологического опроса, анализа и сбора материала в научной и учебно-методической литературе нами была разработана экспериментальная учебно-методическая программа для студентов различных специальностей педагогического вуза. Будущие учителя и, возможно, по-совместительству классные руководители, на занятиях физической культурой в разделе «Профессионально-прикладная физическая подготовка» будут иметь возможность обучаться по экспериментальной программе различным видам и элементам физического воспитания: подвижные игры (включая национальные), туризм (летний, зимний, водный и т.п.), спортивные игры (правила, место проведения), спортивные эстафеты и праздники, веселые старты, игры на катке и в плавательном бассейне, организация физкультминуток, физкультпауз на уроках и утренней зарядки [1,3,5,6,7].

Модернизация профессиональной подготовки студента с помощью специальных занятий по разработанной учебно-методической программе, с использованием средств физической культуры и спорта, служит основой для непрерывности образования, достижения высокого профессионализма и мобильности, проявления творчества, комфортности на рабочем месте, в семье и в межличностном общении, что, в свою очередь, способствует гармоничному и всестороннему развитию личности.

  1. Использованная литература

1. Былеева, Л.В., Григорьев, В.М. Игры народов СССР. / Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 269 с.

2. Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья школьников в деятельности классного руководителя : Дис. ... канд. пед. наук — Белгород. - 2007. - 259 с.

3. Идем на ледовый каток. - Режим доступа: http://winter-game.com/winter_arena/skating/130-idem-na-ledovyy-katok.html. - 13.03.2011

4. Крылова, Н.Г. Формирование готовности студентов педвуза к деятельности классного руководителя в современной сельской школе : Дис. ... канд. пед. наук — Чебоксары: 2006. - 262 с. 

5. Мама и малыш: идем в бассейн. - Режим доступа: www.2mm.ru/dosug/76. 12.03.2011. 

6. Физкультминутка на уроке. - Режим доступа: noginsk-sch28.edusite.ru/DswMedia/fizkul-tminutkanauroke.doc. 14.03.2011 

7. Физкультминутки для самых маленьких. - Режим доступа: http://mitia13.narod.ru/deti/fizo.html. 15.03.2011

8. Шитов, Д.Г. Подготовка студентов педагогических вузов как будущих классных руководителей к физическому воспитанию учащихся : Дис. ... канд. пед. наук. - Саратов: 2002. - 182 c

Сведения об авторах

ФИО

Наговицын Роман Сергеевич

Место работы, должность

ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельноости

Ученая степень, ученое звание

Кандидат педагогических наук

Адрес рабочий, домашний, индекс

Адрес рабочий: г. Глазов, ул. Первомайская, 25, 427621

Адрес домашний: г. Глазов, ул. Энгельса, 24, кв. 4, 427621

Телефон

Мобильный: 89128536259

E-mail

Romanagovitsin@rambler.ru

Тема статьи

Подготовка студентов как будущих классных руководителей

средствами физической культуры и спорта

Адрес, на который необходимо выслать сборник

г. Глазов, ул. Энгельса, 24, кв. 4, 427621

ФИО

Бекмансурова Венера Ануровна

Место работы, должность

ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельноости

Ученая степень, ученое звание

Адрес рабочий, домашний, индекс

Адрес рабочий: г. Глазов, ул. Первомайская, 25, 427621

Адрес домашний: г. Глазов, ул. Калинина, 5, кв. 33, 427628

Телефон

Мобильный: 89124698370

E-mail

Romanagovitsin@rambler.ru

Тема статьи

Подготовка студентов как будущих классных руководителей

средствами физической культуры и спорта

Адрес, на который необходимо выслать сборник

г. Глазов, ул. Энгельса, 24, кв. 4, 427621


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Опрос: "Место физической культуры и спорта в жизни студентов"

Цель  опроса, учесть пожелания студентов в организации занятий физической культурой, и организовать комфортные занятия, которые  будет интересно посещать. Я использовала этот опрос впервые, ...

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов"

Важной составляющей сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в ...

«Современные проблемы физической культуры и спорта у школьников и студентов»

Статья посвящена выявлению актуальных проблем современного спорта и физического здоровья студентов и школьников...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в области физической культуры и спорта по общей физической подготовке с элементами пауэрлифтинга

Пауэрлифтинг вид спорта, способствующий укреплению здоровья, исправлению и коррекции многих врожденных и приобретенных дефектов телосложения и развитию физических способностей человека. Занятия пауэрл...

РОЛЬ БЫСТРОТЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассматривается роль быстроты переключения внимания в деятельности будущих педагогов в сфере физической культуры и спорта. Описывается тестирование студентов пед. образования по таблицам Шуль...