Программа организации воспитательной деятельности
методическая разработка по теме

Никифорова Лариса Александровна

Программа по работе с родителями, целью которой является создание открытой социально-педагогической системы класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_roditelyami.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа»

Программа организации воспитательной деятельности

                                      Разработчик: классный руководитель

                                                                МБОУ «Березовская СОШ»

                                                                         Никифорова  

                                                                Лариса Александровна

с. Берёзовка, 2012 год


Содержание

1. Пояснительная записка.…………………………………………………………1-2

2. Цели и задачи программы…………………………………………………………3

3. Содержание программы……………………………………………………………..4

3.1. Содержание работы………………………………………………………………4

3.2. Формы реализации программы…………………………………………………..5

3.3. Этапы реализации программы………………………………………………….6-7

3.4. Мероприятия по совместной работе классного руководителя, родителей и

детей…………………………………………………………………………………6-32

4. Ожидаемые результаты реализации программы………………………………..33

5. Способы оценки эффективности программы……………………………………34

Литература…………………………………………………………………………35-36


  1. Пояснительная записка

       Семья имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами структуру, в рамках которой объединяется многообразие отношений. Ребёнок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю жизнь. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребёнок получает опыт семейной жизни. У него складываются нравственные чувства, он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т. д. Каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

       «Я,- писал драматург и писатель Виктор Розов,- придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи - растёт сорная трава под названием перекати-поле. Дом- это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю свою тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о воспитательном значении школы и других организаций, всё-таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье».

       В условиях динамического изменения образа жизни нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей (из 25 учащихся нашего класса 11 живут в неполных семьях), многие дети не ощущают ценности семейных отношений. Сегодня в нашем селе из-за сложившихся экономических условий многие родители, чтобы обеспечить семью, вынуждены много работать и вести большое подсобное хозяйство. Им физически не хватает времени на воспитание детей. А у родителей, которые имеют время и желание заниматься детьми, часто отсутствуют элементарные знания.

       Сегодня налицо психолого-педагогическая безграмотность многих наших родителей. Есть, к сожалению, такие мамы и папы, которые самоустраняются от воспитания собственных детей, многие бросают их на воспитание бабушкам и дедушкам. Именно поэтому работа школы с семьёй столь необходима. Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где классный руководитель объединяет свои профессиональные усилия с усилиями родителей, помогает семьям в их культурном и духовном развитии, содействует укреплению взаимопонимания родителей и детей.

       Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. Семейный кодекс, закон «Об образовании», «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года» подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В «Концепции демографической политики РФ на период до 2015 года» в качестве одной из приоритетных задач выделяется всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и её нормальной социализации.

     Данные документы определяют следующие задачи формирования позиции, субъектности родителей, семейного воспитания: забота о здоровье детей, общекультурном и интеллектуальном развитии, подготовка к самовоспитанию и саморазвитию, трудовое воспитание и помощь в выборе профессии и т. п.

        Работа с родителями направлена на организацию сотрудничества с семьёй в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, его психофизических особенностей, выработку единых требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии.

      А что нужно сделать, чтобы это сотрудничество состоялось? Нужно постараться построить доверительные взаимоотношения между классным руководителем и родителями, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, уверенность в своих силах. Убеждена, что родители должны быть не только участниками всех творческих дел класса, но и активными организаторами всей жизнедеятельности класса.


2.  Цели и задачи программы

Целью программы является создание открытой социально-педагогической системы класса.

Задачи:

  1. создать систему психолого-педагогического просвещения родителей;
  2. способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;
  3. создавать условия для духовного общения детей и родителей, сплочения в единый крепкий коллектив;
  4. преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации.

Участники реализации программы:

В реализации программы принимают участие классный руководитель, родители, дети, квалифицированные специалисты: психолог, валеолог, социальный педагог, учителя-предметники, заместитель директора по воспитательной работе, вожатая.

Сроки реализации программы:   2010 - 2014 г.


3. Содержание программы

Основные ценности:

  1. чувство ответственности за семью;
  2. традиции и опыт предков;
  3. отношение к семье как основе жизни;
  4. любовь, уважение членов семьи, забота друг о друге;
  5. душевность и духовность в отношении членов семьи друг к другу.

Принципы совместной деятельности

классного руководителя, родителей, детей:

  1. обращение к чувству родительской любви и уважения его;
  2. высокое уважение личности родителей, как отца и матери, их трудовой деятельности (соблюдение данного принципа помогает классному руководителю прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с детьми. Они любят своих родителей, и неуважительное отношение к ним больно ранит их душу и отталкивает от педагога);
  3. принцип партнёрства классного руководителя и родителей в воспитании детей;
  4. отказ от репрессивного характера общения классного руководителя с родителями.

  1. Содержание работы:
  1. Диагностика семейного воспитания учащихся, положения детей в семье, условий их жизни:
  1. создание «социального паспорта семьи» учащихся;
  2. раннее выявление семей «группы риска», посещение этих семей совместно с инспектором ПДН

  1. Регулярное проведение родительского всеобуча.
  2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций:
  1. беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;
  2. своевременное направление на консультацию к специалистам;
  1.   Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям                деятельности:
  1. помощь в организации классных часов;
  2. помощь в проведении творческих дел;
  3. помощь в проведении спортивных мероприятий;
  4. помощь в организации кружков, экскурсий, поездок
  1. Организация совместного творчества детей и родителей:
  1. классные и школьные КТД;
  2. классные и общешкольные вечера, праздники;
  3. кружки, секции;
  4. экскурсии, походы
  5. выпуск праздничных и предметных газет
  1. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса.
  2. Привлечение к работе родительского комитета, психолога, валеолога, социального педагога и других специалистов (по мере необходимости)

  1. Формы реализации программы

     Интерактивная: диагностика, дискуссии, семинары, круглые    столы, конференции, вечера вопросов и ответов, консультации  специалистов и т.п.

    Традиционная: родительские собрания (классные, общешкольные), родительские клубы, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, праздники, творческие конкурсы и т.д.

    Просветительская: использование СМИ (демонстрация видеоматериалов, слайдов) для освещения проблем воспитания и обучения детей), организация родительского всеобуча, выпуск информационных листков, оформление уголка для родителей.

  1. Этапы реализации программы
  1. Анализ первичной информации о детях, родителях, о классе в целом (беседа с предыдущим классным руководителем Атрошенко В. Н., наблюдение, посещение семьи);
  2. Формирование творческой группы по реализации программы с целью выявления и определения проблемы, причин ее возникновения;
  3. Изучение состояния проблемы и постоянное отслеживание результатов её решения (разработка критериев, показателей для отслеживания результатов реализации программы);
  4. Комплексная диагностика семьи с целью анализа межличностных отношений детей и родителей, семейных обязанностей и прав;
  5. Составление и утверждение плана мероприятий по совместной деятельности классного руководителя, родителей и детей;
  6. Анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности, подведение итогов и коллективное планирование на новый учебный год.

 

Состав творческой группы:

- классный руководитель Никифорова Л.А.

- предыдущий классный руководитель Атрошенко В.Н.

- родительский комитет;

- психолог, социальный педагог, валеолог

Методы изучения семьи:

       -наблюдение

       -беседа

       -тестирование ( «Я и мой ребенок», «Отец семейства», «Пытаетесь ли вы                       понять своего ребенка» и т.д.)

       -анкетирование ( «Характер моего ребенка», «Общение в семье», «Хороший       ли вы родитель», «Я в семье», «Диагностика воспитательных возможностей семьи», пакет анкет «Семейный альбом самодиагностики» и т.д.)

      - деловая игра

      - анализ детских рисунков, рассказов о семье, других предметов творчества.

Результаты диагностики:

  1. из 25 учеников 11 воспитываются в неполных семьях;
  2. недостаточная правовая и психолого-педагогическая компетентность родителей;
  3. недостаточная информированность родителей о жизни класса, о ценностных ориентациях и достижениях, о жизнедеятельности  собственного ребёнка в стенах школы;
  4. недооценка активности родителей по отношению к школе (оказывается, что очень многие родители готовы к сотрудничеству в разной степени и в разных формах- надо лишь умело направить их энергию в нужное русло);
  5. желание детей больше проводить времени со своими родителями, устраивать совместные родительские собрания, праздники, вечера, спортивные соревнования.

  1. Мероприятия по совместной работе классного руководителя,

родителей и детей на 2010-2011 учебный год

Направление

Цель, задачи

Формы работы

Сроки

Работа классного руководителя с родителями

Цель:

Создание условий для формирования активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

Задачи:

Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей.

Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.

Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка.

Развивать у родителей интерес к участию в подготовке и проведении родительских собраний, лекций, конференций и т.д.

  1. Родительский лекторий (например: «Питание и здоровье ребенка», «Семья-школа-классный руководитель. Роль этого содружества в воспитании детей»)

Тематические конференции (например: «Традиции чтения в нашей семье», спектакль по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»)

Родительские собрания:  круглый стол («Трудности адаптации пятиклассников в новых условиях обучения»),  семейный клуб («О детском одиночестве»), семейный праздник («Неразлучные друзья – дети и родители»).

Составление социального паспорта семей.

Работа консультационных пунктов ((консультации психолога, валеолога, врача и т.д.).

Сотрудничество с родителями- отцами, направленное на повышение их авторитета

Индивидуальная работа с детьми и родителями

1 раз в четверть











2 раза в год










в течение года






1 раз в год



 по запросам родителей






постоянно






постоянно

в течение года

Совместная деятельность родителей и детей

Цель: развитие семейного сотрудничества родителей и детей, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью.

Задачи:

Сделать родителей союзниками в расширении кругозора учащихся, развитии творческих способностей, создании базы для интеллектуального развития детей.

Создавать условия для формирования у детей уважительного отношения к своему дому, семье.

Способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций, потребности к творчеству у родителей и детей.

Тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи («Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «Традиции нашей семьи», «Рабочий день моих родителей»)

Творческие отчеты детей по предметам, выпуск предметных газет.

  1. Турниры знатоков.

Совместные олимпиады.

5. Участие родителей в организации кружков(кружок «Сценическое мастерство»)

6. Родительский урок

В течение года



















В течение года





май

Организация совместной досуговой деятельности

Цель: создание условий для формирования культуры общения родителей и детей, расширение поля позитивного общения в семье.

Задачи:

Содействовать выявлению интересов, увлечений и способностей родителей и детей, укреплению духовной связи родителей с детьми.

Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье, формировать нравственную культуру семьи.

Планировать совместную деятельность родителей и детей по формированию здорового образа жизни

1.Организация совместных праздников:

День улицы

Праздник семейного пирога

Праздник «Чтобы старость была в радость», концерт для бабушек и дедушек.

Семейный новогодний огонек

День матери «А ну-ка, мамочки!»

День отца

Туристические походы «Эстафета поколений», экскурсии по г. Барнаулу, посещение театра, музеев, кинотеатров

Музыкальный семейный конкурс «Любимые песни бабушек, мам, девочек»

Спортивный праздник «Мама, папа, я –спортивная семья»




сентябрь

май



октябрь


декабрь


ноябрь


февраль


в течение года


март





апрель

Совместная трудовая деятельность

































Работа с

неблагополуч

ными семьями







Цель: организация общественно значимой деятельности родителей и детей.

Задачи:

Воспитание отношения к труду как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

Воспитание социально значимой целеустремлённости в трудовых отношениях.

Воспитание ответственности за порученное дело.

Развивать инициативу взрослых и детей по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым людям, ветеранам войны и труда.


  1. Профилактика негативного семейного воспитания.

Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей.

  1. Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.

 

1.Оформление кабинета, классного уголка, информационного уголка для родителей, ремонт класса.

Благоустройство и озеленение школьной территории.

Смотр-конкурс «Экология двора»

Помощь ветеранам войны и труда «Ветеран живёт рядом».

Изготовление поделок, сувениров, подарков для ветеранов, учителей, учащихся начальных классов, изготовление декораций, костюмов к праздникам, кружку «Сценическое мастерство»




Изучение семей, требующих особого внимания. Посещение семей, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.

Индивидуальные беседы с родителями. Выработка практических рекомендаций по воспитанию детей в семьях, требующих особого внимания.

Привлечение родителей к общественной работе в классе, школе, включение их в воспитательную работу класса.

Контроль за отношением к детям в семьях, требующих особого внимания.

Привлечение совета школы, комиссии по делам несовершеннолетних в работе с семьями.

Консультационные дни специалистов.

сентябрь-октябрь

май- июнь



сентябрь

май

летняя практика

октябрь



в течение года






















в течение года











в течение года





по необходимости


  1. Мероприятия по совместной работе классного руководителя,

родителей и детей на 2011-2012 учебный год

Направление

Цель, задачи

Формы работы

Сроки

Работа классного руководителя с родителями

Цель:

создание условий для формирования активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

Задачи:

1.Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.

2.Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей.

3.Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка.

4.Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей.

5.Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

6.Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка.

7.Развивать у родителей интерес к участию в подготовке и проведении родительских собраний, лекций, конференций и т.д.

Родительский лекторий (например: «Национальные традиции в семейном воспитании», «Творческие отчеты детей перед родителями», «Психофизиологические особенности детей данного возраста»)

Тематические конференции (например: «Общаться с ребенком. Как? », )

Родительские собрания:  круглый стол «Первые проблемы подросткового возраста»,  семинар «Положительные эмоции и их значение в жизни человека», разговор по душам «Дорогое слово- отец», семейный капустник «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами», дискуссия «Физическое развитие школьников», день открытых уроков в классе

Составление социального паспорта семей.

Работа консультационных пунктов (консультации психолога, валеолога, врача и т.д.).

Сотрудничество с родителями- отцами, направленное на повышение их авторитета

Индивидуальная работа с детьми и родителями;

Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей.

1 раз в четверть











2 раза в год





не реже 1 раза в четверть














в течение года





Совместная деятельность родителей и детей

Цель: развитие семейного сотрудничества родителей и детей, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью.

Задачи:

1.Создавать условия для формирования у детей уважительного отношения к своему дому, семье.

2.Сделать родителей союзниками в расширении кругозора учащихся, развитии творческих способностей, создании базы для интеллектуального развития детей.

3.Способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций, потребности к творчеству у родителей и детей.

Тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи («История создания семьи моих родителей», «Бабушкины рассказы о детстве», «Профессии наших родителей», «Судьба семьи в судьбе России. Моя родословная»)

Творческие отчеты детей по предметам, выпуск предметных  и праздничных газет.

Родительско-ученическая викторина «Одиссея разума»

Участие родителей и учащихся в экологической акции «Поможем птицам»

в течение года








в течение года



ноябрь



март-апрель

Организация совместной досуговой деятельности

Цель: создание условий для формирования культуры общения родителей и детей, расширение поля позитивного общения в семье.

Задачи:

1.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье, формировать нравственную культуру семьи.

2.Содействовать выявлению интересов, увлечений и способностей родителей и детей, укреплению духовной связи родителей с детьми.

3.Планировать совместную деятельность родителей и детей по формированию здорового образа жизни

Организация совместных праздников:

КВН

День моего ребенка

Презентация семьи

«А ну-ка, бабушки!» (концерт)

Чайные церемонии

День семьи

День театра

Туристические походы «Эстафета поколений», лыжные походы, экскурсии

Спортивный праздник «Спортсмены нашего класса»





Совместная трудовая деятельность




























Профилактика негативного семейного воспитания.

Цель: организация общественно значимой деятельности родителей и детей.

Задачи:

1.Воспитание социально значимой целеустремлённости в трудовых отношениях.

2.Воспитание отношения к труду как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

3.Воспитание ответственности за порученное дело.

4.Развивать инициативу взрослых и детей по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым людям, ветеранам войны и труда.


1.Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей.

2.Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.

 

  1. Оформление кабинета, классного уголка, информационного уголка для родителей, ремонт кабинета.
  2. Благоустройство и озеленение школьной территории.
  3. Выставка семейного урожая.
  4. Помощь ветеранам войны и труда




















1. Изучение семей, требующих особого внимания. Посещение семей, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.

2.  Индивидуальные беседы с родителями. Выработка практических рекомендаций по воспитанию детей в семьях, требующих особого внимания.

3.  Привлечение родителей к общественной работе в классе, школе, включение их в воспитательную работу класса.

4.  Контроль за отношением к детям в семьях, требующих особого внимания.

5.  Привлечение совета школы, комиссии по делам несовершеннолетних в работе с семьями.

     6.  Консультационные дни          специалистов.

сентябрь




май

октябрь




в течение года




















в течение года











в течение года



по необходимости

  1. Мероприятия по совместной работе классного руководителя,

родителей и детей на 2012-2013 учебный год

Направление

Цель, задачи

Формы работы

Сроки

Работа классного руководителя с родителями

Цель:

Создание условий для формирования активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

Задачи:

1.Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей.

2.Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.

3.Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

4.Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка.

5.Развивать у родителей интерес к участию в подготовке и проведении родительских собраний, лекций, конференций и т.д.

Родительский лекторий (например:      «Развитие индивидуальных наклонностей и способностей детей», «Вопросы охраны прав детей», «Профилактика заболеваний и вредных привычек», «Творческие отчеты детей перед родителями»)

Педагогические чтения  «Как  воспитывать у юношей и девушек отношение к любви на примере отношений между родителями » (из книги В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека»)

Родительские собрания:  семинар-практикум «Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации», родительские чтения «Детские шалости во взрослой жизни» ( по материалам периодической печати, видеоматериалам). Разговор по душам «Агрессия, ее причины и последствия », форум детей и родителей « Нравственные уроки моей семьи»

Составление социального паспорта семей.

Работа консультационных пунктов (консультации психолога, валеолога, врача и т.д.).

Индивидуальная работа с детьми и           родителями; работа с неблагополучными семьями.

1 раз в четверть



















не реже 1 раза в четверть





Совместная деятельность родителей и детей

Цель: развитие семейного сотрудничества родителей и детей, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью.

Задачи:

1.Сделать родителей союзниками в расширении кругозора учащихся, развитии творческих способностей, создании базы для интеллектуального развития детей.

2.Создавать условия для формирования у детей уважительного отношения к своему дому, семье.

3.Способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций, потребности к творчеству у родителей и детей.

  1. Тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи («Памятные даты моей семьи», «Как не стать Иванами, не помнящими родства», «Мальчик-юноша-мужчина. Встреча отцов и сыновей», «Уроки детства моих родителей»)

Творческие отчеты детей по предметам, выпуск предметных  и праздничных газет.

Викторины «Счастливый случай» и

      « По тропам родного края »

в течение года




Организация совместной досуговой деятельности

Цель: создание условий для формирования культуры общения родителей и детей, расширение поля позитивного общения в семье.

Задачи:

1.Содействовать выявлению интересов, увлечений и способностей родителей и детей, укреплению духовной связи родителей с детьми.

2.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье, формировать нравственную культуру семьи.

3.Планировать совместную деятельность родителей и детей по формированию здорового образа жизни

Организация совместных праздников:

Фестиваль совместного творчества детей и родителей «Мир наших увлечений»

Праздничный концерт для мам, конкурс газет  «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с младенцем на руках»

  1. Турнир «Взрослые и дети»
  2. Новогодний бал-маскарад «Маска! Я тебя знаю»

День рождения нашего класса

Праздник славянской письменности и культуры.

День беззаботного смеха ( 1 апреля)

2.Туристические походы «По тропам родного края», лыжные походы, посещение ледового катка, экскурсии, поездка в Горный Алтай

3.Соревнование между отцами и сыновьями «Мужчины на поверке»




октябрь





ноябрь


март


декабрь



май



апрель







февраль





Совместная трудовая деятельность

























Профилактика негативного семейного воспитания.

Цель: организация общественно значимой деятельности родителей и детей.

Задачи:

1.Воспитание отношения к труду как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

2.Воспитание социально значимой целеустремлённости в трудовых отношениях.

3.Воспитание ответственности за порученное дело.

4.Развивать инициативу взрослых и детей по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым людям, ветеранам войны и труда.



1.Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей.

2.Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.

 

1.Оформление кабинета, классного уголка, информационного уголка для родителей, ремонт класса

2.Благоустройство и озеленение    

школьной территории

3.Помощь ветеранам войны и труда



















1.Изучение семей, требующих особого внимания. Посещение семей, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.

2.Индивидуальные беседы с родителями. Выработка практических рекомендаций по воспитанию детей в семьях, требующих особого внимания.

3.Привлечение родителей к общественной работе в классе, школе, включение их в воспитательную работу класса.

4.Контроль за отношением к детям в семьях, требующих особого внимания.

5.Привлечение совета школы, комиссии по делам несовершеннолетних в работе с семьями.

    6.Консультационные дни специалистов.


Сентябрь-май





В течение года



















в течение года











в течение года




по необходимости


  1. Мероприятия по совместной работе классного руководителя,

родителей и детей на 2013-2014 учебный год

Направление

Цель, задачи

Формы работы

Сроки

Работа классного руководителя с родителями

Цель:

Создание условий для формирования активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

Задачи:

1.Содействовать сплочению родительского коллектива, повышению их педагогической культуры, вовлечению в управление процессом воспитания детей.

2.Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.

3.Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

4.Способствовать формированию у родителей стремления к изучению и пониманию своего ребёнка.

5.Развивать у родителей интерес к участию в подготовке и проведении родительских собраний, лекций, конференций и т.д.

1.Родительский лекторий (например:      «Вопросы полового воспитания подростка», «Воспитание человечности у подростков», «Дни открытых уроков», «Профориентация в семье», «Особенности обучения в рамках профиля»)

2.Конференции «Как помочь ребенку преодолеть трудности собственного взросления без тяжких последствий » (Встреча с юристом, представителем

подразделения по делам несовершеннолетних ОВД Первомайского района)

3.Родительские собрания:  дискуссия «Как уберечь подростка от насилия», обмен мнениями «Вредные привычки и их последствия» (видеоматериалы о вреде алкоголя, наркомании, курения), круглый стол: родительско -ученический ринг «Проблемы компьютерной зависимости», дискуссионный клуб «Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики  поведения для детей и взрослых».

4.Составление социального паспорта семей.

5.Работа консультационных пунктов (консультации психолога, валеолога, врача и т.д.).

6.Индивидуальная работа с детьми и           родителями; работа с неблагополучными семьями.

1 раз в четверть
















2 раза в год










































Совместная деятельность родителей и детей

Цель: развитие семейного сотрудничества родителей и детей, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордость за свою семью.

Задачи:

1. Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в коллективе учащихся.

2. Формировать потребности к творчеству у родителей и подростков.

3.Сделать родителей союзниками в расширении кругозора учащихся, развитии творческих способностей, создании базы для интеллектуального развития детей.

4.Создавать условия для формирования у детей уважительного отношения к своему дому, семье.

1.Тематические классные часы, посвящённые истории рода и семьи «Герб моей страны, герб моей семьи», «Какие качества своих родителей я хотел бы перенять», «Какой я брат (или сестра)…Пример для подражания?»

2.Творческие отчеты детей по предметам, выпуск предметных  и праздничных газет.

     3. Правовая игра «Обмен правами и обязанностями»

     

в течение года







Организация совместной досуговой деятельности

Цель: создание условий для формирования культуры общения родителей и детей, расширение поля позитивного общения в семье.

Задачи:

1.Создавать условия для укрепления духовной связи родителей с учащимися.

2. Формировать потребности к творчеству у родителей и подростков.

3.Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье, формировать нравственную культуру семьи.

4.Планировать совместную деятельность родителей и детей по формированию здорового образа жизни

1.Организация совместных праздников:

Этикет-турнир  

Концерт в концерте (на параллели)

Праздничная программа «Нашим любимым и родным»

Родительские гостиные

Чайные церемонии

  1. День рождения нашего класса

Семейный праздник «Под крышей нашего дома»

2.Туристические походы «По тропам родного края», лыжные походы, посещение ледового катка, экскурсии, посещение театра, музеев, кинотеатров, поездка в г. Новосибирск

3. Спортивные соревнования «Неразлучные друзья- родители и дети»




январь

ноябрь



март





в течение года


май







в течение года






май








Совместная трудовая деятельность































Профилактика негативного семейного воспитания.

Цель: организация общественно значимой деятельности родителей и детей.

Задачи:

1.Воспитание отношения к труду как высшей ценности, развитие потребности в творческом труде.

2.Воспитание ответственности за порученное дело.

3..Развивать инициативу взрослых и детей по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым людям, ветеранам войны и труда.











1.Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей.

2.Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.

 

1.Оформление кабинета, классного уголка, информационного уголка для родителей, ремонт кабинета

2.Благоустройство и озеленение школьной территории.

3.Детско-родительский проект      «Забота»
























1.Изучение семей, требующих особого внимания. Посещение семей, изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи.

2.Индивидуальные беседы с родителями. Выработка практических рекомендаций по воспитанию детей в семьях, требующих особого внимания.

3.Привлечение родителей к общественной работе в классе, школе, включение их в воспитательную работу класса.

4.Контроль за отношением к детям в семьях, требующих особого внимания.

5.Привлечение совета школы, комиссии по делам несовершеннолетних в работе с семьями.

    6.Консультационные дни специалистов.

































в течение года




























в течение года




по необходимости


4. Ожидаемые результаты реализации программы

         Я считаю, что данный проект повысит психолого-педагогическую компетентность родителей, позволит приблизить родителей к участию в совместной деятельности, что является необходимым условием в воспитании детей. Через подобные коллективные творческие дела детей и родителей вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, сопереживать.

         Немаловажным фактором при проведении совместных родительских собраний, внеклассных мероприятий, праздников, соревнований, игр, конкурсов является присутствие не только матерей, но и отцов, бабушек и дедушек. К сожалению, в нашем классе много неполных семей, но положительным моментом является тот факт, что папы и дедушки включаются в подготовку мероприятий. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников. Благодаря этому, дети приобретают активную жизненную позицию. Родители видят своего ребенка среди сверстников, помогают ему найти общий язык с друзьями, да и способности самих родителей быстрее раскрываются в небольшом коллективе. Все это сближает и классного руководителя, и детей, и родителей, делает совместную деятельность более содержательной, интересной, радостной.  

5.Способы оценки эффективности программы

Эффективность программы будет оцениваться родителями и детьми по следующим критериям:

  1. Повышение педагогических знаний родителей;
  2. заинтересованность родителей в успехах детей;
  3. улучшение отношений в семье;
  4. активное участие родителей в организации и проведении праздников, вечеров, классных часов, спортивных соревнованиях, совместных родительских собраний и т.д.

 

Будет осуществлено:

  1. анкетирование родителей и детей;
  2. комплексная диагностика семьи (сравнение результатов диагностик на начало года и на конец)
  3. реальные объективные результаты работы с классом, с родителями;
  4. рефлексия (анализ рефлексии классных собраний, вечеров, других мероприятий).

Литература:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации/ под. ред. Е.Н. Степанова.-М.,2003
  2. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе.- М.: Педагогический поиск, 2001
  3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы.- М.: ВАКО,2006
  4. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы .- М.: ВАКО, 2006
  5. Диденко Т.И. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися 6-7 классов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
  6. Журнал классного руководителя/Сост. Л.В. Голубева.- Волгоград: Учитель,2006
  7. Журнал «Классный руководитель» № 5,6 1998; №5 1999; №4 2001; №7,8 2002; №4 2003; №5,6,7 2005; №2,6 2006 г.
  8. Журнал «Воспитание школьников» №2 1999; №1 2003г.
  9. Журнал «Народное образование»
  10. Закон  РФ «Об образовании »
  11. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.,2003
  12. Коданева Л.Н. Неразлучные друзья. Сценарии спортивных праздников.-М.: АРКТИ, 2006
  13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-метод. пособие для классных руководителей. - Воронеж, 2006
  14. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
  15. Лучшие сценарии школьных праздников для учащихся 1-11 классов.- Ростов –на- Дону,2003
  16. Настольная книга современного классного руководителя в 5-8 классах/ М.А. Алоева, В.Е.Бейсова. -Ростов-на-Дону, 2006
  17. Работа с родителями: Сборник статей/ Под ред. Осиповой М.П.-Минск, 2003
  18. Районная программа развития системы воспитания
  19. Родительские собрания. 7 класс (Программа «Гармония») / Сост. Г.В. Цветкова- Волгоград: Учитель, 2005
  20. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе.-М.,2006
  21. Сценарии праздников в средней школе/ авт.-сост. Н.Б.Шешко-Минск, 2006
  22. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика.- Новосибирск, 1985
  23. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. -М.: Педагогическое общество России, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации воспитательной деятельности

Содержание: Анализ воспитательной деятельности за прошедший год.Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.Основные направления деятельности и конкретные дела классного коллек...

Особенности организации воспитательной деятельности в образовательной организации в условиях введения ФГОС

Статья представляет собой представление опыта работы школы в условиях введления ФГОС....

Организация воспитательной деятельности, интеграция общего и дополнительного образования как ресурсы формирования духовно-нравственной личности

В статье раскрывается опыт организации воспитательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей на факультативных занятиях и занятиях в детском творческом объединении в условиях осно...

программа организации воспитательной работы и социально-направленной деятельности с родителями

«Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на традициях и обычаях Республики Тыва в условиях ФГОС»Создание условий для всестороннего развития личности учащегося, основанных на патриотических, ...

Программа организации воспитательной работы и социально-направленной деятельности с родителями

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Организация воспитательной деятельности в рамках введения ФГОС. Метод проектов. Проект «Школьное телевидение»

Система воспитательной работы определяет содержание и основные направления  воспитательной работы школы  и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образо...