Педагогический проект "Институт благородных девиц"
статья (10 класс) по теме

Ежкова Елена Михайловна

Педагогический проект был создан для учениц 10-11 класса в рамках областного эксперимента 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt_devic.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                               «Утверждаю»
Мо классных руководителей                                                                 зам.директора по ВР
31.08.2011г.                                                                                                 __________Бухарова Е.В.

                       
                           Педагогический проект

                      «Институт благородных девиц»

     для учениц 10 класса (рассчитан на два года)

           Классный руководитель: Ежкова Е.М. 

Педагоги-практики считают, что в школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением, в том числе и прежде всего с родительской общественностью. Именно общение с родителями через разнообразные формы деятельности помогает нам не только изучить своих детей, их интересы и привычки, но и осознать важность взаимодействия.

Ш.А.Амонашвили писал: “Главную обязанность учителей мы должны видеть не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми”. Взаимодействие школы с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности.

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.

Основа взаимодействия классного руководителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.

Объединенность усилий школы и семьи и есть основа моего проекта, которая заключается в принципе содеянности.

ДЕЯНИЕ – это и поступок, и действие, и оформленное дело, и свершенное нечто, изменившее ситуацию.

СУБЪЕКТАМИ воплощения данного принципа в реальность повседневности являются педагоги и родители. Но полноправным субъектом может стать и сам ребенок. Принцип содеянности осуществляется благодаря конкретному реальному делу, которое планируется двумя партнерами. Здесь учитель, родитель и ребенок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для ребенка две противостоящие сферы жизни (школа и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием “ общество”, “человечество”, “родина”, “страна”, и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.

Мой ученица – это не только школьница, а, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.Кем она  будет, когда вырастет? Какой она будет?Это не праздные вопросы – это вопросы жизни. Воспитать целеустремленную, культурную девушку, творчески мыслящую, высоконравственную, добрую и отзывчивую – это мой долг как учителя-воспитателя. Решать эту задачу помогает мне хорошо продуманная система работы не только с девочками во внеурочное время, но и с родителями.

Анализируя опыт воспитательной работы и текущее состояние дел в этой области в настоящее время, пришла к выводу, что успешно осуществлять работу в данном направлении можно только при условии активного взаимодействия и сотрудничества с семьями своих учениц.

Обоснований тому несколько.

Во-первых, накопленный в педагогике опыт свидетельствует о том, что успешность и эффективность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от степени конструктивности

Во-вторых, уровень позитивного воздействия семьи на ребенка, в свою очередь, имеет зависимость от культивации и сохранения в ней определенных культурных традиций.

В-третьих, идет утрата национальных культурных традиций и тенденция к обезличиванию и массовости.

Цель проекта: объединение усилий класса и семей учениц  для оптимизации процесса воспитания и создание условий для реальных совместных практических действий, содействующих правильному развитию девушки, для успешной социализации и самореализации.

Задачи:

Создать оптимальные условия для конструктивного взаимодействия с родителями учащихся;

Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по воспитанию девушек через систему родительских собраний, тематических групповых и индивидуальных консультаций;

Организовать совместное проведение досуга девушек и родителей через мероприятия интеллектуального, спортивного и пр. характера;

Через формирование социально-бытовых, хозяйственно- экономических, правовых, общетрудовых и пр. компетенций подготовить учащихся к самостоятельной жизни;

Сформировать у учениц устойчивую нравственную позицию через привитие чувства долга, любви и ответственности не только по отношению к собственной семье, но и по отношению к школе как ко второму дому,  своей малой родине и т.д., и к учителям, как к людям, заботящихся о них и несущих за них ответственность во время пребывания в стенах школы.

В соответствии с целями и задачами проекта определены две основных линии проекта:

1. Диагностика семьи по направлениям:

образ жизни, особенности семейного воспитания и место ребенка в системе внутрисемейных отношений (анкетирование);

готовность родителей к конструктивному диалогу и сотрудничеству с классом и классным руководителем (аналитическая беседа);

Выход на результат: составить характеристики каждой семьи с целью выстраивания оптимальных путей взаимодействия семьи и класса.

2. Взаимодействие с родителями учащихся по направлениям:

организация психолого-педагогического просвещения семей по разделам:

- моральная и нравственная позиция

- культурно-досуговая деятельность

- здоровье девочки, девушки, женщины

 организация совместной деятельности с родителями в сфере проведения диспутов, лекций,посещение культурных заведений - т.е. включение семьи в воспитательный процесс;

оказание психологической помощи и поддержки родителям и детям в трудной жизненной ситуации, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

Выход на результат:

К концу 10 класса все родители должны осознанно признать важность приоритета родительского воспитания и активно включиться в воспитательный процесс;

К концу 11 класса завершить формирование нравственной базы учениц, выйти на рост конструктивного стиля общения и взаимодействия в системе ребенок – взрослый;

Создать и постоянно поддерживать благоприятный психологический климат в системе взаимоотношений семья – школа, учитель – родитель.

Партнеры проекта:

учителя-предметники;

предприятие, где работают родители учениц;

медицинская сестра школы

психологи;

социальный педагог;

работники музея;

косметический салон «Анюта Чепик».

Имеющиеся необходимые ресурсы:

Опыт педагогической работы классного руководителя.

Родители с активной жизненной позицией.

Учащиеся с высокой ответственностью.

Методические и дидактические материалы.

Материально-техническая база (необходимые площади, видео и аудиотехника, спортинвентарь др. оборудование).

Механизм реализации проекта.

Развитие системы отношений: организация совместных мероприятий, создание классных традиций.

Использование приемов, связанных с применением наглядных, дидактических и технических средств, игровых форм, сценариев мероприятий, опора на семейные традиции.

Использование приемов, учитывающих внутриколлективные отношения, организация коллективной работы, применение сочетания различных форм совместной работы, создание ситуации успеха, эмоционального фона.

Использование приемов, стимулирующих социальную активность.

Использование средств положительной мотивации для предоставления родителям и ученицам возможности активного проявления себя в различных видах совместной деятельности.

Основные направления в работе с родителями /Наименование направления/Наименование деятельности

1.        Повышение психолого-педагогических знаний.        

- составление характеристик семей обучающихся;

- консультации педагога-психолога;

- индивидуальные беседы;

- тематические консультации;

2.        Вовлечение в воспитательный процесс.        

- совместные творческие дела;

- совместная досуговая деятельность;

- родительские собрания;

3.        Активизация и коррекция знаний родителей об особенностях воспитания  девушки        

- диагностика, анкетирование;

- круглые столы по обмену опытом;

4.        Обобщение и распространение опыта семейного воспитания.        

- обобщение опыта семейного воспитания;

- семейные праздники;

Реализация совместной деятельности

Первый шаг – обсудить замысел с ученицами и  получить их общее согласие  на такое грандиозное дело.

Второй шаг – приготовить и переслать через детей приглашения родителям принять участие в обсуждении проекта

Третий шаг – получив положительный отклик, сообщить о программе деятельности с просьбой активного индивидуального участия.

Четвертый шаг – определить вместе с ученицами  роль, место, объем участия каждого, в том числе и родителей.

Пятый шаг – уделить персональное внимание каждому из родителей , выразить благодарность за отклик и участие.

Можно отметить, что в данном алгоритме ведущую роль играет учитель, он как бы вовлекает родителей в общее с детьми дело. Такой алгоритм правомерен на первых порах взаимодействия учителя с родителями. Однако же через некоторое  время и обретения соответственного опыта,  позиция родителей и педагога должна поменяться кардинальным образом. И уже родители будут выступать активными организаторами мероприятий, а затем и сами девочки.

Схема

Предлагаю организационный алгоритм совместного с родителями дела в работе .

Первый шаг – ученицы  предлагают и обсуждают с классным руководителем замысел совместного мероприятия.

Второй шаг – девочки приглашают своих родителей принять участие в задуманном мероприятии.

Третий шаг – на родительском собрании определяется объем участия каждого в данном мероприятии.

Четвертый шаг – за отклик, помощь или участие в мероприятии каждому родителю и учащемуся выражается благодарность или поощрение.

Большое внимание - психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное, и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Родительские собрания проходят в нестандартной форме – это круглые столы, обмен опытом, беседы, родительский капустник, посиделки “Приглашение к чаю”.

Во внеклассной работе, а это проведение и организация праздников, чаепития, экскурсий, поездок, встреч, посещение театра, музея. Уучастие родителей необходимо и обязательно. Замысел - видя, что, как классный руководитель, я много делаю для их детей, они в свою очередь оказывают всестороннюю поддержку во всех моих начинаниях. Будь то автобус для экскурсионной поездки в город или классный праздник, написание сценария или организация кульпохода – “мои” родители всегда рядом со мной и “нашими” детьми.

За довольно большой период работы с одним классом хорошо узнаешь не только учеников, но и их родителей. Поэтому вся наша совместная деятельность будет строится как деятельность одной слаженной и дружной семьи.

направления

мероприятие

примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

Вводная часть

Нравственное воспитание

Этикет

Здоровье девушки:

Половое воспитание

Будущая хозяйка уютного дома

Ухаживаем за собой:

Художественные ценности

Круглый стол совместно с мамами « Что такое институт благородных девиц»

Анкетирование девушек  «Какая она – хорошая девушка?»

Родительское собрание  «Воспитание нравственных принципов современной девушки»

Психологические тренинги:

Как предупредить конфликты

О доброте

Крик- это слабость

Что такое любовь

Хорошие манеры

Праздник с папами «Моя любимая дочка»

Игры:

Этикет в офисе

Этикет знакомства

Мы пришли в гости

Гости у нас в доме

 «Чем вредны диеты для молодых»  Исследуем проблему совместно с  мамами  (Интернет, беседа с медсестрой)

«Как хорошо на катке» Совместные посещения катка «Кристалл»

Беседа «Как сберечь свое здоровье. Осторожно -БАДы»

Ранние половые связи. Беседа социального педагога

Правильное поведение с юношей. Советы мамы

«Какие нам нравятся женщины» Встреча с папами

Как правильно вести хозяйство. Экономика в моем доме.

Чистый дом. Убираем дом за час или  у нас всегда чисто

О вкусной и здоровой пище. Сбалансированное питание моей будущей семьи

Сервируем стол правильно. Мы идем в кафе

Ток-шоу с родителями «Деньги хороший друг или плохой хозяин»

 «Как вели хозяйство купеческие семьи. Домострой – хорошо или плохо»  Дом народного творчества

«Мамины морщинки и мои прыщики» Совместное посещение салона красоты

«Правильный макияж» -скайп-советы визажиста

«Гигиена девушки» Беседа медсестры

Посещение музея «Как отмечали праздники в семье Зворыкиных»

«Театр уж полон, ложи блещут…»

В Выставочном центре много интересного…

Реализация поставленных задач отражена в мероприятиях, из которых видно, что моя задача, как классного руководителя, сделать семью помощником и другом как для самого ребенка, так и для класса и классного руководителя, осуществима. Только вместе с родителями общими усилиями можно добиться того, чтобы девушка раскрыла  свои способности, полюбила труд, чтобы умела наслаждаться красотой, умела любить и быть любимой, стала действительно благородной девушкой, за которую не стыдно будет семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал благородного рыцарства

Факультативное занятие по МХК в 7 классе....

Нестандартный урок в 10 классе по немецкому языку. Пресс-конференция "Защита окружающей среды-благородное дело"

Участники пресс-конференции министры разных ведомств, журналисты.Корреспонденты газет обозначают экологические проблемы в проектах и задают вопросы министрам о проблемах экологии....

Как быть правдивым, благородным, справедливым?

Классный час "Как быть правдивым, благородным , справедливым" предназначен для ребят 5 класса. К разработке прилагается презентация. Цель моей разработки это дать представление ребятам о та...

Нет благородней и нежнее красоты

Слово учителя: - Действительно, цветы (слайд 4) сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах и празднествах, они нас про...

Посвящение в благородные девицы

Посвящение в благородные девицы...

Презентация для беседы в группе девочек на тему "Смольный институт благородных девиц"

Презентация для беседы в группе девочек про обучение и воспитание в Смольном институте благородных девиц....