Исследование социально-психологического климата группы.
статья на тему

Казенова Ирина Петровна

 

Социально — психологический климат — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отображающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношения к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психический процессов: наблюдательность, чувствительностью. Внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и методы деятельности: потребности и интересы.

Поэтому обще принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются  отношения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialno-psihologicheskiy.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.П. Казенова, преподаватель

Технологических дисциплин БОУ Чувашской Республики СПО «Вурнарский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии

Исследование социально-психологического климата группы.

Социально — психологический климат — интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отображающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования и личностного развития.

Для характеристики человека как субъекта деятельности необходимо и достаточно характеризовать его отношения к деятельности. Поскольку сознание человека вообще активно, отношениями являются не только психические свойства личности, но и качественные особенности психический процессов: наблюдательность, чувствительностью. Внимательность. Как отношения могут быть охарактеризованы и методы деятельности: потребности и интересы.

Поэтому обще принципы психологического исследования личности определяются тем, как понимаются  отношения личности.

Наибольшую часть своего времени студент проводит в техникуме, в коллективе сверстников. Эмоции, которые он испытывает при общении с однокурсниками во многом формируется его поведение, значительно влияют на его успеваемость, психологическое здоровье, социализацию.

Система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Установление дружеских контактов, приобретение  навыков социального взаимодействия с группой сверстников в подростковом возрасте происходит интенсивно.

Важно создавать благоприятную атмосферу в коллективе, в котором ребенку хотелось бы дальнейшем жить, учиться, сотрудничать, для формирования его новых возможностей и проявления потенциальных.

Оптимизация психологического климата является важным резервов повышения эффективности групповой деятельности.

Анализ социально-психологического климата позволит использовать практические методы оптимизации социально-психологического климата в группе.

Диагностика социально-психологического климата  направлена на выявление отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом компонентов: эмоционального(в процессе социализации, для формирования культуры у студентов, важной составляющей является эмоциональная регуляция собственного поведения), поведенческого (совокупность физических реакций человеческого организма на воздействие окружающей среды).

Для определения социально-психологического климата в группе мною были использованы несколько самостоятельных методик.

1.Внешнегрупповая референтометрия. В совершенной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы - круга значимых других, мнение которых являются определяющими для личности и с которыми она и в прямом контакте, и мысленно - соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга первокурсников является весьма важным в плане прогноза их психического развития.

2.Определение индекса групповой склонности Сишора.

Групповую склонность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, и сплочение в единое целое,- можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, составляющей из 5 вопросов с несколькими вариантами объектов на каждый из них. По полученным результатам определяют индекс сплоченности группы.

3.Атмосфера в группе. Замерять психологическую атмосферу в группе, то есть динамическую составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в котором приводиться десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие «дистанцию» между парами, кодируются по девяти бальной шкале слева направо. Чем выше суммарный бал, тем лучше атмосфера в группе. Её можно так же оценивать и по составляющей (дружелюбие-враждебность, согласие-несогласие, удовлетворенность- равнодушие, теплота-холодность, взаимная поддержка- недоброжелательность, занимательность-скука)

4.Тест В. Ряховского.

Данный тест, содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Ответа на вопросы, студенты дают нам

возможность определить сколько  студентов относятся к коммуникабельным, сколько к замкнутым, неразговорчивым, предпочитающим одиночество, сколько к общительным и уверенным, для скольких- коммуникабельность- носит болезненный характер.

5.Методика «Дерево»

Студентам предлагаются листы с готовыми изображениями сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Студенты рассматривают это дерево. Им говориться, что у каждого человечка разное настроение, и они занимают различные положения. Необходимо того человека, который напоминает им себя указать и того, кем бы вы хотели стать.

6.«Исследование тревожности» (методика Ю.Л. Ханина).

Измерение тревожности как свойство личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение студента. Определённый уровень тревожности- естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности- это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций ка угрожающую, отвечаю на каждую из них определенной реакций. Если психологический выражает у испытываемого высокий показатель личностной тревожности; то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях.

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата.

Список литературы.

  1. Гоулман Д. Эмоциональное медерство. Искуство управления людьми на основе эмоционального интелекта. - М. : 2005.    - 98с.
  2. Ахмедов Т.И. Лучшие психологические тесты. - М. : Эксмо, 2009.    - 494с.
  3. [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://www.hr100.ru/wms/info/dictionary/?id=1240050476.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние социально-психологического климата учреждения на формирование социальной направленности школьников

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (с...

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

Социально-психологический климат в группе.

Предлагаемая работа направлена на изучение особенностей взаимоотношений в классе, определение уровня эмоционального благополучия учащихся....

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Проблема социально-профессиональной компетентности руководителя рассмотрена в ряде исследователей Ю.Н. Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко, А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Р. Марр, ...

Статья " ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

немаловажное значение для развития учебного сообщества имеет социально-психологический климат. Он обуславливается необходимостью регулирования общения и взаимодействия в группе людей, занятых единым д...