"Для всех искусств цветок - образчик неизменный..."(флористическая гостиная)
классный час по теме

Артамонова Светлана Николаевна

 

Материал для использования на классных часах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vseh_iskusstv_cvetok.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

                  «Для всех искусств цветок – образчик неизменный…»

Цель: 1. Содействовать формированию чувства прекрасного.

            2. Расширить представление о лирике А.А.Ахматовой.

Форма проведения – флористическая гостиная.

                                                                                                                           Они прекраснее всего,

                                                                                                                          Что нам даёт природа на Земле:

                                                                                                                          То – дар её бесценный,

                                                                                                                          Для всех искусств цветок –

                                                                                                                          Образчик неизменный.

                                                                                                                                         Жак  Делиль

1. Путешествие в историю декоративных растений

ХОЗЯИН ( любитель цветов, хранитель историй). С давних пор люди пользовались « языком цветов». Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание, выразить и уважение, и любовь.

     Начиная с глубокой древности люди использовали цветы для украшения храмов и дворцов. О размахе использования цветов в храмах Египта и об их значении в обрядах можно судить по записям в одном из папирусов фараона Рамзеса III, где указано, что он подарил храму 19130032 букета.

Уже тогда люди привозили из дальних краёв не только драгоценные пряности и благовония, но и декоративные растения. Так пришли в Европу роза, лилия, тюльпан, пион.

       Из Центральной Америки «приехали» бархатцы и настурции, из Китая в Европу – астры.

      Декоративные растения выращивали повсюду: от дворцовых парадных парков – до скромных садов горожан. Любовь  к необычным экзотическим цветам доходила до крайних форм. Например, цены на луковицы некоторых сортов тюльпана были фантастическими.  Жак Делиль в  своей  поэме  «Сады»   писал:

    Так житель Гарлема один, закрывши дверь,

     Без сна и отдыха, но сутками, как влюблённый,

    Ждёт с трепетом, когда распустится бутоны…

  В Россию большая часть экзотических растений пришла из  Европы при Петре I. При нём были основаны первые ботанические сады.

ХОЗЯЙКА. Человек не только любовался цветами, взятыми  из  природы, но и старался сохранить эту красоту.

Существует легенда о том, как из Малого Китежа, нынешнего Городца , многие за удивительным цветком хаживали. Хаживают и сейчас, и празднуют это день, а точнее ночь. Его Иваном Купалой зовут.  Каждый норовил в ту ночь( 27 июня) нарвать полезных трав и цветов – взять их в полной силе.

А у кого сердце беспокойное и непугливое, то уходили в Иванову ночь искать цветок папоротника красоты необыкновенной. Это цветок ожидаемого счастья.

ЦВЕТОВОД. Как жаль, что это всего лишь легенда. Мы – то с вами знаем, что папоротники не цветут…

СТУДЕНТКА- ДОЧЬ. НЕ менее примечательна история старинной культуры, « приручённой» садоводами более трёх столетий назад. Это страстоцвет ( ботаническое название – « пассифлора»).

История «цветка страданий» началась вскоре после открытия Нового Света. На неизведанный материк устремились испанские завоеватели, искатели приключений.

    Монах – миссионер Джакомо Бозио первый разгадал тайну страстоцвета, посредника между небом и землёй. В облике лианы, обвивавшей прибрежные кустарники, а главным образом в строении её цветка, он увидел орудия голгофских страданий Спасителя – «страсти Христовы». Десять лепестков означали десять апостолов, за исключением предателя Иуды и трижды отрекшегося Петра.

Цветок пассифлоры стал своеобразным « наглядным пособием, с помощью которого иезуиты проводили с туземцами уроки Закона божьего.

   Разводят его и теперь. Флористы знают, что продлить жизнь цветка – однолетка можно с помощью нескольких капель воска, нанесённых на основание лепестков. Этот цветок может сделать честь любой композиции, особенно пасхальной.

ВЕДУЩИЙ. Два разных цветка, две легенды, две истории, сохранившиеся до наших дней. И здесь хочется вспомнить слова французского создателя прекрасного Этьена-Луи Буле: « НЕ может быть красоты в том, в чём нет мудрости». А мудрость – в нашей памяти.

2. «КАК АРОМАТЕН ТОЧНОСТЬЮ ЯЗЫК!..»

           (Цветы и поэзия)      Цветы в творчестве А.Ахматовой.

СТУДЕНТКА – ДОЧЬ( поклонница Ахматовой, Пушкина). Анна Андреевна в последнем периоде своего творчества возвращается к прошлому, воспоминания невольно заставляют сравнивать его с настоящим:

                                            Я к розам хочу, в тот единственный сад,

                                            Где лучшая в мире стоит из оград,

                                            Где статуи помнят меня молодой,

                                            А я их под невскою помню водой.

                                            В душистой тиши между царственных лип

                                            Мне мачт корабельных мерещится скрип.

                                             И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,

                                             Любуясь красой своего двойника…

Цветы присутствуют в каждом сборнике Ахматовой: то это нежная фиалка, то новогодняя роза, то изысканные гиацинты, то простые одуванчики. Её цветы реальны, видимы, и создаётся впечатление, что мы чувствуем их ароматы, что они имеют определённый цвет:

                                      Я говорю сейчас словами теми,

                                       Что только раз рождаются в душе.

                                      Жужжит пчела на белой хризантеме,

                                       Так душно пахнет старое саше…

                                      …… ….. …. ……. ….. ….. …… . …. . ………

                                         Последний луч, и жёлтый и тяжёлый,

                                         Застыл в букете ярких георгин,

                                         И как во сне я слышу звук виолы

                                          И редкие аккорды клавесин.

                                                                            « Вечерняя комната»

В её сборнике « Вечер» « живут» розы, лилии, маргаритки, левкои, георгины, цветущий шиповник. Но цветы нужны Ахматовой не для того, чтобы создать романтическую обстановку, их роль значительнее. Тюльпан издавна считается символом признания в любви, красный цвет – это любовь, борьба, мощь, гордость.

                                       Не любишь, не хочешь смотреть?

                                       О, как ты красив, проклятый!

                                         И я не могу взлететь,

                                         А с детства была крылатой.

                                         Мне очи застит туман,

                                          Сливаются вещи и лица,

                                          И только красный тюльпан,

                                          Тюльпан у тебя в петлице.

                                                              « Смятение»

Цветы проходят одним из лейтмотивов не только через лирику, но и через жизнь Ахматовой. Ольга Федотова, подруга Ахматовой, рассказывает, как однажды поэтесса презрительно посмотрела на букет ландышей и сказала, что ей подходят гиацинты из Патогонии и вскоре принесла букетик гиацинтов. Прибегнув к словарю цветов, можно сказать, что « скрытой любви, покорности» (ландыш)Ахматова предпочла «недосказанность и томительную склонность» (гиацинты).

        В сборнике «Белая стая» соседствуют изысканные и простые цветы: розы, сирень, фиалки, бессмертник.

         В сборнике «Подорожник» роскошные цветы уже не упоминаются столь часто и появляются полевые цветы, подснежники.

Творческим итогом 1935 – 1948 годов является « Седьмая книга» Анны А. здесь и одуванчик, и крапива, и чертополох, а рядом – нарцисс, роза, резеда фиалка, черёмуха. Если учитываешь семантику цветов, их символическое значение, то нам откроется смысл стихотворений поэта: черёмуха – отрадное чувство, но через «белый муар» мы видим вечную трагедию, драму; крапива, чертополох – предостережение; жёлтый одуванчик – надежда на будущее, стимулирующая к жизни; сирень – чистая любовь; нарцисс – нежность, кротость.

 В последние годы жизни Ахматовой из её творчества цветы почти исчезают, но розы, шиповник, вереск, гвоздики, сирень, фиалка манят своим ароматом и красотой…

   Цветы, « выращенные» Анной Ахматовой на страницах её сборников, пробуждают в нашей душе чувства красоты, верности, долга.

3.КОНКУРС ЭРУДИТОВ.

   Тема : «Цветы»

Хозяева дома.

1. А.С.Пушкин хранил в своём рабочем кабинете в Михайловском цветок, который он выпросил у Анны Керн. Что это за цветок?

2. В лесах средней России растёт этот цветок. Его любил П.И.Чайковский, наслаждались его     ароматом Бунин и Карамзин. Как он называется?

3. Восемь тысяч луковиц этого цветка было высажено садовником около дома русской балерины Анны Павловой. Назовите её любимый цветок.

4. Какой цветок был любимым у И.Тургенева?

5. Какие цветы любил преподносить И.С.Тургенев своим друзьям? Их любили также А.Блок, актриса М.Ермолова.

6. « Сестру Шуру любили все. Когда ей было три – четыре года, Сергей с удовольствием носил её к Поповым и там долго пропадал с нею. Он плёл ей костюм из цветов и приносил её домой всю в цветах». Кто из русских поэтов проявил себя в качестве такого своеобразного дамского кутюрье?

7. « И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её пальто. Она несла жёлтые цветы!» Назовите обладательницу этих цветов.

8. Какие цветы стали предметом диалога двух героев известного вам произведения? Назовите эти цветы.

 « Она показала ему цветы и закраснелась.

- Ты продаёшь их, девушка? – спросил он с улыбкой.

- Продаю, - отвечала она.

- А что тебе надобно?

- Пять копеек.

- Это слишком дёшево. Вот тебе рубль…»

9. Этот язык был ввезён в Европу в начале 18 века. Толкованию его единиц были посвящены целые словари. На этом языке виртуозно объяснялись влюблённые. Что это за язык?

ОТВЕТЫ:1. Гелиотроп. 2. Ландыш.3. Тюльпан.4. Нарцисс.5.Фиалка. 6.С.Есенин.7. Маргарита.8. Ландыши, которые продавала Лиза, главная героиня «Бедной Лизы» Н.М.Карамзина, Эрасту. 9.Язык цветов.

ВЕДУЩИЙ. Народная мудрость гласит: « Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Посадим и вырастим в своём палисаднике цветник и будем поливать нежные растения любовью и наслаждаться  ароматом.

Литература:

1. Н.Ф.Золотницкий  «Цветы в легендах и преданиях».

  2. Воспитательная работа в старших классах. Волгоград, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная "Любовь к Отечеству всех доблестей дороже..."

Гостиная была проведена для учащихся 10-х классов, изучающих роман Л.Н. Толстого "Война и мир", в связи с 200-летием  войны 1812 года....

Статья на тему: "Медицина самая благородная из всех искусств. О докторе из Кургана Г.А.Илизарове"

Материал для выступления на городской конференции по иностранным языкам, в Москве, среди медколледжей на тему: " Медицина самая благородная из всех искусств". Материал о докторе Илизарове Г.А....

литературно-музыкальная гостиная "Война застала всех врасплох"

литературно-музыкальная гостиная "Война застала всех враспло" составлена по творчеству и произведениям известного писателя-сибиряка В.П.Астафьева.Материал будет полезен при проведении  юбилейных ...

Литературная гостиная «Есть в жизни всех людей порядок некий …» Вильям Шекспир

Данный классный час разработан к мероприятию "Неделя книги"....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Музейная гостиная "Война для всех одна"

Посвящается 70-летию Победы....

Конспект урока ИЗО 2 класс по теме:"Композиция – основа языка всех искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»

Конспект урока по ИЗО на тему: «Композиция – основа языка пластических искусств.  Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Ворона и лисица»»Класс:2Цель урока: сделать иллю...