Главные вкладки

    Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»
    материал по литературе на тему

    Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pomni_voynu.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Помни войну! Это, право же,
    вовсе не странно: Помнить все то,
    что когда-то касалось всех нас...»

    Война и поэзия. По страницам военной лирики.

    Оформление: на занавесе по сторонам сцены два изображения березы - зеленое дерево и обугленное. Все участники вечера одеты в форму военных лет. 3вучит фонограмма марша «Прощание славянки». На экране - кадры военной хроники.

    1-й ведущий. Вот и дождались мы после затянувшейся зимы настоящего тепла. Уже заливаются с самого рассвета птицы, расцветает сирень, шепчутся парочки в поздних сумерках. Все как двадцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят лет назад.

    2-й ведущий. Да-да, и в те памятные дни сорок пятого года в воздухе разливался опьяняющий запах весенних цветов, надежд и любви. Только парни были в пропыленных гимнастерках, а девушки в поношенных платьицах еще довоенной поры. И девушек было заметно больше, чем ребят...

    1-й ведущий. И музыка… музыка так же плыла над городами и селами, на стареньких патефонах крутились трофейные пластинки, а военные оркестры играли давно забытые вальсы.

    3вучит запись вальса или популярной песни далеких лет. Можно
    вынести старый патефон на сцену в завести его.

    Год 1941-й. Июнь... Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу Родину.

    2-й ведущий. Над страной проносилась светлая тень короткой ночи - самой короткой из всех ночей в году. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. 3аря сошлась с зарей, занимался рассвет.

    3вучит музыка. Несколько пар танцуют вальс. 3а кулисами в репродукторе раздается голос диктора.

    Чтец- юноша. Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны германские войска напали на нашу страну!

    Танцующие замирают, а затем уходят со сцены. 3вучит песня

     «Довоенный вальс» (муз. П. Аедоницкого, сл. Ф. Лаубе).

    1-й ведущий. С отчаянной пальбой мчатся мотоциклы, рвутся тысячи серых танков с крестами на борту. Самолеты засыпают бомбами города, окопы, деревни, дороги. Кровь, смерть... Пылающая Брестская крепость, продолжая сопротивляться, подает сигнал о помощи...

    Идет третий день войны. И каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей...

    3вучит «Шестая симфония» Д.Д. Шостаковича, фрагмент.

    2-й ведущий. Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная 3везда» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война»:

    Вставай, страна огромная,

    Вставай на смертный бой

    С фашистской силой темною,

    С проклятою ордой...

    Тихо звучит песня «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

    1-й ведущий. Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора. Уже на другой день появилась музыка.

    Первое исполнение состоялось на Белорусском вокзале столицы 27 июня 1941 года.

    «Эту песню пели для уходящих на фронт бойцов, - вспоминал один из исполнителей. - Солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, вдруг вставали после первого же куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню... Потом Песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова - увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены».

    2-й ведущий. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну». Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

    Шли солдаты... А рядом шагала песня...

    1-й ведущий. Война и поэзия. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки старинной поговорке: «Когда говорят пушки, музы молчат», в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, они становились оружием, разящим врагов. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало оно как никогда весомо.

    3вучит песня  «В землянке», муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

    2-й ведущий. Фронтовые поэты... А сколько их было совсем юных... Они еще не успели заявить о себе, но нельзя сказать, что их никто не знал. Их знали одноклассники и однокурсники, а это аудитория строгая и живая. Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но все всем суждено было вернуться в мае 45-го.

    3вучит песня Б. Окуджавы «До свиданья, мальчики!».

     1-й чтец.

    Им нельзя задержаться, остаться –

    Их берет этот день навсегда,

    На путях сортировочных станций

    Их разлуку трубят поезда.

    (Н. Доризо)

    2-й чтец.

    Какие удивительные лица

    Военкоматы видели тогда!

    1-й ведущий. Из приказа по Литературному институту от 10 октября 1941 года 171: « ... Студента 4-го курса Когана Павла Давидовича числить в отпуске до возвращения из Красной Армии>>.

    Числить в отпуске...

    2-й ведущий. С началом войны, несмотря на освобождение от призыва в армию по состоянию здоровья, ушел на курсы военных переводчиков и погиб, возглавляя разведгруппу.

    Чтец.

    Я патриот. Я воздух русский,

    Я землю русскую люблю,

    Я верю, что нигде на свете

    Второй такой не отыскать,

    Чтоб так пахнуло на рассвете,

    Что дымный ветер на песках...

     И где еще найдешь такие

    Березы, как в моем краю!

    Я б сдох, как пес, от ностальгии

    В любом кокосовом раю.

    (П. Коган. Из недописанной главы.)

    1-й чтец. Из писем Павла Когана друзьям и любимой.

    В руках у чтецов письма - треугольники.

    «Пишу на Куйбышевском вокзале. Мы - на фронт! Ребята спят на полу, умаялись. А я смотрю на «мальчиков из гуманитарных вузов», на лейтенантов Отечественной войны и почему-то именно поэтому думаю, что мы с тобой увидимся. Я очень бодр. Я знаю, что у меня хватит сил на все. Ничего не пишу, а просто каждый день мой сам пишет книгу. Очень горькую и очень мужественную... декабрь 1941 года».

    3вучит песня «Синий платочек».

    2-й чтец. «Мне хочется отослать тебе кусочек этой фронтовой ночи, прострелянной пулеметами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь рядом со мной...: 3а то, чтоб на прекрасной нашей земле не шлялась ни одна гадина, чтоб смелый и умный наш народ никто не называл рабом, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо... 12 марта 1942 года».

    1-й ведущий. Однажды среди однокурсников зашел разговор о войне, и Павел как-то просто сказал:

    «Я с нее не вернусь, с проклятой, потому что полезу в самую бучу. Такой у меня характер». Так и случилось...

    3вучит «Песня о Леньке Королеве» Б. Окуджавы.

    2-й ведущий. Он пришел на фронт из далекой Хакасии, из Абакана, и навсегда сохранил характер таежного охотника: зоркий, все запоминающий взгляд, мягкая, пружинистая походка, твердая рука. Георгий удивительно легко и быстро сходился с людьми. И они любили сибиряка. Открытое лицо, голубые умные глаза, веселая лукавая улыбка располагали к себе.

    1-й ведущий. Писать стихи Суворов начал еще в детстве и писал их до своего последнего дня. Он был одержим поэзией.

    1-й чтец (в руках - письмо -треугольник). В письме с фронта он писал: «Писать стихи я не бросил ни на минуту. Писал в окопах. Писал в поезде, отправляющемся на фронт. Писал в госпитале. Писал о бомбежках под ожесточенными бомбежками. Везде писал. Обо всем писал. И сейчас пишу. Война - это почва, по которой я сейчас хожу. Стихи - это мои вздохи».

    2-й чтец.

    Еще утрами черный дым клубится

    Над развороченным твоим жильем.

    И падает обугленная птица,

    Настигнутая бешеным огнем.

    Еще ночами белыми нам снятся,

    Как вестники потерянной любви,

    Живые горы голубых акаций

    И в них восторженные соловьи.

    Еще война. Но мы упрямо верим,

    Что будет день - мы выпьем боль до дна.

    Широкий мир нам вновь раскроет двери,

    С рассветом новым встанет тишина...

    В воспоминаньях мы тужить не будем.

    3ачем туманить грустью ясность дней?

    Свой добрый век мы прожили, как люди –

    И для людей.

    1-й ведущий. Георгий Суворов погиб в бою при переправе через реку Нарву 13 февраля 1944 года. Поэт мечтал о том, как будет держать в руках книгу своих стихов. Сначала он хотел назвать ее «Тропа войны», а потом озаглавил строго и просто - «Слово солдата». Под таким названием она и вышла... Уже после смерти поэта.

    2-й ведущий. Военный смерч, пронесшийся по нашей земле, выхватил из жизни целую плеяду замечательных молодых поэтов. Это Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, Николай Отрада, Борис Богатков, Иван Пулькин и многие другие. У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой, судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это сделали.

    Звучит песня «Дороги», муз. К Новикова, сл. Л. Ошанина.

    В ноябре 1941 года Илья Эренбург писал в одной из своих статей: «Многие из нас привыкли к тому, что за них кто-то думает. Теперь не то время. Теперь каждый должен взять на свои плечи всю тяжесть ответственности. Во вражеском окружении, в разведке, в строго каждый обязан думать, решать, действовать. Не говори, что кто-то за тебя думает. Не рассчитывай, что тебя спасет другой».

    1-й ведущий. В этом заключен смысл хорошо всем известных слов из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского:

    Грянул год, пришел черед,

    Нынче мы в ответе

    За Россию, за народ

    И за все на свете.

    2-й ведущий. «Нынче мы в ответе» - не кто-то там наверху, а мы. С этим связано и изменение отношения к сокровенному в душе человека.

    1-й ведущий. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

    На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом.

    2-й ведущий. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка».

    3вучит песня Б. Окуджавы «Как случилось, не заметила сама». На ее фоне выступают ведущие.

    1-й ведущий. Автор этих поэтических строк - Юлия Друнина.

    2-й ведущий. Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве в 1924 году. Вспоминая о своих школьных годах, она написала: «Мое поколение росло овеянное романтикой революции и гражданской войны. Любимой нашей песней была «Каховка», любимым фильмом – «Чапаев», любимой книгой –«Как закалялась сталь». Не они ли, светловолосая девушка в походной шинели, отчаянный легендарный комдив, суровый неистовы Павел Корчагин - привели нас в сорок первом году в райкомы и военкоматы с требованием отправить на фронт?» .

    1-й ведущий. Сразу же после окончания школы, в первые дни войны Друнина ушла добровольцем в действующую армию и до конца 1944 года служила санинструктором (медсестрой) в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Награждена орденом Красной 3везды и медалью «3а отвагу». В боях была ранена и контужена. Демобилизована из армии по ранению.

    2-й ведущий. А вот другой писатель - фронтовик, Вячеслав Кондратьев, на страницах своей повести «Сашка» рассказал о трогательной встрече возвращающегося после ранения на фронт молодого бойца Сашки с девушками - москвичками, отправляющимися тоже на передовую.

    Инсценировка. Все герои в шинелях, пилотках. На вокзале, в ожидании поезда.

    Задремавший уставший герой с непотухшей цигаркой в руке. Над ним склонились две девушки в военной форме. Одна дотронулась до его плеча.

    - Извините, что разбудили вас, но у нас поезд вот-вот уходит... Вам хлеба не нужно?

    - Что? Хлеба? Сколько стоит?

    - Что вы? Не продаем мы, что вы! Мобилизованные мы, из Москвы в часть едем. Ну, нам наши мамы на дорогу дали продуктов разных, а мы тут в продпункте еще получили. Куда нам столько? Ну, мы и решили... Вы с фронта же?

    - С фронта.

    - Мы видим, раненый... Ну вот и хотим с вами поделиться...

    - Спасибо.

    - Мы принесем сейчас! - сказали девушки и убежали.

    Вскоре они вернулись. Принесли кружку кипятку, буханку хлеба, большой батон, несколько пачек концентратов из вещмешка достали. Стали угощать.

    - Вы ешьте, ешьте...

    - Зачем вы на войну, девчата? Не надо бы...

    - Что вы! Разве можно в тылу усидеть, когда все наши мальчики воюют? Стыдно же...

    - Значит, добровольно вы?

    - Разумеется! Все пороги у военкомата обили... - А немцев вы видели? - спросила другая.

    - Как вас сейчас.

    - Неужто? Так близко?

    - Куда ближе... Дрался я с ним... в плен брал.

    - Он вас и ранил?

    - Нет, меня снайпер подцепил.

    Потом одна из них, глядя прямо Сашке в глаза, спросила:

    - Скажите... только правду, обязательно правду. Там страшно?

    - Страшно, девушки, - ответил Сашка очень серьезно.

    - И знать вам это надо... чтоб готовы были.

    - Мы понимаем, понимаем...

    Поднялись они, стали прощаться...

    Чтец. «Он смотрел им вслед, на фигурки их легкие, и опять комок к горлу подошел: милые вы девчухи, живыми останьтесь только... живыми.., и непокалеченными, конечно...»

    Звучит песня «Моя любимая», муз. М. Блантера, сл. Е. Долматовского.

    1-й ведущий. Когда началась Великая Отечественная война, Константину Симонову было всего двадцать пять лет. Но это была уже не первая его война, боевое крещение он получил на Халкин-Голе в 1939 году во время боев с японцами. А за четыре невыносимо тяжких года войны с фашистской Германией где только не побывал он, чего только не повидал, не пережил...

    2-й ведущий. Фронтовой корреспондент Константин Симонов выбирался в июне сорок первого в Белоруссии из кровавой сумятицы окружения. Был в осажденной Одессе и в пылающем, превращенном в руины Сталинграде, у югославских партизан и у английских летчиков. За Полярным кругом с диверсионной группой моряков-разведчиков высаживался в тыл противника, ходил в атаку с пехотинцами, видел только что освобожденный лагерь смерти Майданек и был свидетелем капитуляции Германии! «Реже рискуешь - меньше видишь, хуже пишешь» - таково было его жизненное кредо.

    1-й ведущий. Но громкое имя Симонову в начале войны создали его стихи. Самые гордые и горькие из них - о Родине.

    Звучит песня «Дороги», сл. К Симонова. Чтец исполняет стихотворение  К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

    2-й ведущий. «Мое любимое стихотворение»,- так десятилетия спустя говорил о нем обычно столь сдержанный автор. Посвящены эти строки поэту Алексею Суркову, товарищу и спутнику Симонова по многим фронтовым командировкам начала войны...

    1-й ведущий. Стихи Симонова были очень популярны. Даже самое личное, интимное его стихотворение «Жди меня, и я вернусь...» стало всеобщим, самым народным. Поэт так объяснял историю его создания одному из своих читателей:

    «Просто я уехал на фронт, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением...».

    2-й ведущий. А еще Симонов говорил: «Из стихов наибольшую пользу, по-моему, принесли «Жди меня...» Они наверное, не могли не быть написаны. Если б не написал я, написал бы кто-то другой». Но мы знаем, что «кто-то другой» его стихов никогда бы не написал...

    1-й ведущий. Стихи поэтов-фронтовиков о любви отогревали сердца, продрогшие на холодном ветру окопной жизни, не давали им очерстветь и опустошиться.

    Чтец.

    На улице полночь. Свеча догорает.

    Высокие звезды видны.

    Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

    В пылающий адрес войны.

    Давно мы из дома. Огни наших комнат

    3а дымом войны не видны.

    Но тот, кого любят,

    Но тот, кого помнят,

    Как дома - и в дыме войны!

    Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

    И время тоже придет:

    Останутся грусть и разлука за дверью,

    А в дом только радость войдет.

    И как-нибудь вечером вместе с тобою,

    К плечу прижимаясь плечом,

    Мы сядем и письма, как летопись боя,

     Как хронику чувств, перечтем...

    2-й ведущий. Автор этого стихотворения, поэт Иосиф Уткин не вернулся с войны.

    1-й ведущий. В ходе изнурительных боев все больше выявлялась огромная потребность в лирике. С другой стороны, лирика становилась мужественной, она закалялась в огне войны.

    2-й ведущий. Война уносила жизни, но не сломила в народе‚ дух сопротивления, волю к защите Отечества. Смерть переставала что-либо значить, когда была важна каждая минута на пути к победе.

    Звучит песня «Соловьи», слова А. Фатьянова.

    1-й ведущий. Окончена война. Но она не может уйти из сердца. Поэты и писатели вновь и вновь вспоминают военное лихолетье. В их произведениях по-прежнему солдатский бой, солдатская дружба и солдатские раны.

    2-й ведущий. Вместе с весной приходит на нашу землю замечательный праздник - День Победы. День радости и торжества, день бессмертной славы и светлой памяти героев.

    1-й ведущий. 9 мая - праздник необычный. Всякий праздник - это прежде всего радость, веселье, смех. Радость этого праздника переплетается с горем, смех - со слезами, праздничные букеты соседствуют с траурными венками.

    2-й ведущий. 9 мая - День Победы, но в этот день мы вспоминаем о жуткой цене, заплаченной за нее, о миллионах человеческих жизней, а ценнее жизни нет ничего в мире. А ведь это были и наши ровесники или ровесники наших родителей.

    1-й ведущий. Поэт-фронтовик Марк Давидович Сергеев вспоминал: «8 августа 1939 года я вступил на иркутскую землю, и это был день моего второго рождения, закончилась жизнь кочевая... появился в жизни моей город... 3десь в июне 1941 года за две недели до войны мы - старшеклассники 21 школы - садили тополя. А вскоре многие из нас ушли на фронт, я, по возрасту, лишь в 1943-м. Не все из моих школьных друзей вернулись с фронта. А тополя остались. Позже родилось и стихотворение мое, посвященное памяти мальчишек - иркутян, «Баллада о тополях»».

    3вучит песня «День Победы», музыка Д. Тухманова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий литературной гостиной "Женское лицо войны"

    Сценарий написан к 65-летию Великой Победы. Гостиная проведена для учителей, учащихся старших классов и ветеранов. В сценарии отражена роль женщины в Великой Отечественной войне как на фронте, так и в...

    Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

    Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

    Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам жизни и творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»

    Сценарий литературной гостиной, посвященной страницам  жизни и  творчества А.А. Ахматовой «...В этом сумраке темно-зеленом был предчувствий таинственный зной»...

    Сценарий литературной гостиной "За всех страдать под звук органа"( Жизнь и творчество Марины Цветаевой)_

    В сценарии литературной гостиной рассматривается жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой...

    Сценарий литературной гостиной, посвященной лейтенантской прозе Бориса Львовича Васильева. "И помнит мир спасенный..."

    Литературная гостиная как итог работы по изучению творчества Бориса Васильева. В программе мероприятия использованы фрагменты из повестей "В списках не значился", "А зори здесь тихие", "Завтра была во...

    Сценарий литературной гостиной "Маленькие герои большой войны"

    Сценарий праздника, посвященный детям - героям войны....

    Сценарий литературной гостиной "Строки, опалённые войной".

    Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо, и в этом помогут литературные гостиные, так как тво...