Беседа по профориентации в 10 классе "Мир профессий"
методическая разработка (10 класс) по теме

Строчкова Оксана Николаевна

Беседа проводится в виде ток-шоу. Необходимо предварительно провести анкетирование в классе где проводится беседа и опрос учащихся других классов. Опросник, бланки ответов и расшифровка типов профессий прилагаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_po_proforientacii_v_10_kl.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по профориентации в 10-а классе

Подготовительная работа:

  1. Определение классным руководителем совместно с активом класса темы беседы, составление плана подготовительных работ
  2. Проведение инициативной группой  анкетирования учащихся 9-11 классов на тему «Мир профессий»
  3. Создание творческих групп по подготовке и проведению беседы

Оформление, оборудование:

  1. Электронная презентация
  2. Опросный лист и бланк ответов для каждого учащегося

Цели и задачи:

  1. Выявить склонности учащихся к определенному типу профессий
  2. Дать учащимся представление о типах, видах профессий и об условиях труда

1-й ведущий

Добрый день, уважаемые зрители! В эфире ток-шоу «Чем пахнут ремесла?» и ее ведущие Корнева  Ольга  и Мельников Константин.

2-й ведущий

В мире насчитывается  более 50 тысяч профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно…  Означает ли это , что к выбору будущей профессии надо идти не методом проб и ошибок, а сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности.  Как найти ту   единственную, которая будет приносить не только материальное благополучие, но и моральное удовлетворение, возможность реализовать  свой потенциал. Об этом пойдет речь в цикле передач «Чем пахнут ремесла?».

1-й ведущий

Нашу первую рубрику «Новости профориентации» открывает  специальный корреспондент Петров Владислав.

Здравствуйте! По заданию редакции мною был проведен опрос на тему «Мир профессий».  В коридорах школы было шумно и многолюдно, но мне все-таки удалось получить ответ на ряд вопросов:

  1. Профессия твоей мечты?
  2. В каком учебном заведении ты будешь ее получать?
  3. Самая востребованная и невостребованная профессия нашего времени?
  4. Что ты хочешь получить в процессе работы?

Учащиеся отвечали по-разному, результаты опроса можно увидеть на диаграммах (демонстрация слайдов презентации с результатами опроса).

Это был Петров Влад специально для рубрики «Новости профориентации»

2-й ведущий

В огромном мире профессий очень легко потеряться.  Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более -менее представляем? На что ориентироваться при выборе профессии? «Что же нужно для того, чтобы правильно сделать свой профессиональный выбор?– с этим вопросом мы обратились к главному редактору нашей программы Строчковой Оксане Николаевне

Редактор программы:

Профессия – это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии

Должность – название статуса в структуре конкретного учреждения.

Для того чтобы правильно выбрать профессию необходимо разобраться в своих собственных установках. Если вы проявляете особое отношение к чему-либо, желаете вникнуть в суть, познать, понять, то вы проявляете интерес. Интересы можно представить в виде выражения «хочу знать». Вы любите смотреть спектакли или слушать музыку – это вам интересно. Другое дело, если вы занимаетесь в драматическом кружке или овладеваете техникой исполнительского мастерства. Во втором случае обнаруживается не только познавательное, но и активное, созидательное отношение к объекту. Занятия любимым делом, на которые тратится свободное время, определяются выражением «хочу делать» и называются склонности.

Чтобы определить, к какому из перечисленных пяти типов профессий вы имеете склонность,  вам был предложен опросник Климова. Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Климова.

Анализ тестирования учащихся

Существует пять типов профессий труда, которые выделяют по предмету труда:

«Человек – природа»

Предметами труда являются растения, животные, микроорганизмы. Профессии: биолог, озеленитель, фитодизайнер, ветеринар, агроном, садовод и другие.

«Человек – техника»

Предмет  труда – технические системы, вещественные объекты , материалы, виды энергии. Профессии: слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник.

«Человек – человек»

Предмет труда – люди, группы, коллективы; деятельность направлена на воспитание, обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание.  Профессии: продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор.

«Человек – знаковая система»

Предметом труда являются устная и письменная речь, цифры, химические и физические знаки, символы, ноты, схемы, карты, графики и т.п.  Профессии: бухгалтер, программист, чертежник, машинистка, оператор ЭВМ, экономист, печатник.

«Человек – художественный образ»

Профессии данного типа предполагают занятия, связанные с различными видами искусства: прикладного, изобразительного, музыкального, литературного, театрального.  Профессии:  художник,  скульптор,  ювелир,  кружевница,  дизайнер, декоратор,  мастер мозаичных работ,  фотограф,  модельер.

Основа выделения отделов профессий - орудия труда и средства производства

- Ручной труд,  ручные инструменты и приспособления

- Механизированный труд использует машины с ручным или ножным управлением, измерительные устройства

- Автоматизированный труд использует автоматические линии

- Профессии, в которых основными орудиями труда являются функциональные средства организма человека (певцы, актеры балета)

Условия труда тоже бывают разными и это следует учитывать при выборе профессии:

-Труд в обычных бытовых условиях

-Труд в необычных условиях (под землей, на высоте)

-Труд на открытом воздухе

-Труд с повышенной моральной ответственностью (за здоровье, за воспитание)

Во время своего выступления классный руководитель постоянно обращается к учащимся с просьбой  привести примеры

1-й ведущий:

Дорогие ребята! Проделанная работа и полученные результаты показали ваши склонности в выборе будущей профессии. Вам стоит задуматься, нравится ли вам та группа профессий, к которой у вас определенные склонности. Пусть каждый ценит себя и свои возможности. Всем желаю не ошибиться в выборе профессии, потому, что как гласит русская пословица,  «Всяк кузнец своего счастья».

2- ведущий:

Мы прощаемся с вами и просим направлять вопросы в редакцию нашей программы «Чем пахнут ремесла?».

Опросник «Что вы предпочитаете?»

1а. Ухаживать за животными или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их  или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок  или

3б. Следить за состоянием, развитием  растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл , пластмассу и тп.) или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5а. Обсуждать  научно-популярные книги, статьи или

5б. Обсуждать художественные книги.

6а. Выращивать молодняк – животных, какой либо породы  или

6б. Тренировать сверстников  (или младших) в выполнении каких –либо действий (трудовых, учебных, учебных).

7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать муз. инструменты или

7б. Управлять каким-либо грузовым, подъемным, транспортным средством (подъемным краном , машиной и тп.)

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д или

8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и тп.

9а. Ремонтировать изделия , вещи ( одежду, технику), жилище   или

 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных  или

10б. Выполнять расчеты, вычисления.

11а. Выводить новые сорта растений  или

11б. Конструировать новые виды промышленных изделий ( машины, одежду, дома и тп.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать. Или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. или

15б. Художественно описывать. Изображать события, наблюдаемые или представляемые.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице. или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними. Назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. или

176. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовать культпоходы людей в театры. Музеи на экскурсии, в туристические путешествия и т.п. или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. или

19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. или

20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс и т.п.).

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку профориентации "Что такое профессия. Какие бывают профессии"

Презентация к уроку "Что такое профессия. Какие бывают профессии". Презентация содержит различный занимательный материал к занятию по профориентации, позволяющий закрепить и расширить представления уч...

Урок беседа по профориентации «Профессии, требующие химических знаний»

Жизнь современного человека невозможна без химии, более того  значение химии в жизни человека трудно переоценить. Знаете ли вы, что на нашей планете не все люди едят досыта? Есть страны, где от п...

Беседа по профориентации "Мир профессий"

Знакомство детей с многообразием профессий.Задуматься освоем профессиональным будущим и формировать  умение сделать правильный выбор....

Беседа по профориентации: "Профессия военного"

Беседа с воспитанниками детского дома-школы о профессии военного. Рассказ о плюсах и минусах профессии....

Беседа по профориентации : "Моя будущая профессия"

Данная беседа посвящена теме профориентации для выбора будущей профессии учащихся....

Конспект беседы по профориентации «Чудесный мир профессий»

Тема: «Чудесный мир профессий»Цель: создание условий  для ознакомления детей с разными видами профессий, для развития познавательного интереса и творческой деятельности детей.Планируе...

"Все профессии важны" разработка беседы по профориентации

Профориентация -важная часть воспитания социализированного  человека для общества....