Выступление на педагогической конференции
материал по теме

 

 Педагогическая конференция.

Выступление на  пленарном заседании-2010 год

 Тема« Эффективность деятельности классного руководителя в рамках реализации  национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smirnova_v.v.vystuplenie_na_plenarnoe_zasedanie.doc413.5 КБ
Office presentation icon vystuplenie.ppt1.43 МБ

Предварительный просмотр:

 Педагогическая конференция.

Выступление на  пленарном заседании-2010 год

 Тема« Эффективность деятельности классного руководителя в рамках реализации  национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»

В новом  федеральном  государственном образовательном стандарте  процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, принятия духовно- нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  

 Изучая материалы  «Нашей новой школы» я пришла к выводу, что   именно  классный руководитель может предупредить школьника об опасностях, убедить его в необходимости задуматься о возможных последствиях его потенциальных противоправных действий; показать, чем он рискует, если позволит увлечь себя стихии юношеских эмоций. Работая над аналитическим отчета в рамках Гранта ,я отметила, что вся воспитательная работа должна быть направлена на профилактику правонарушений

Эта мысль  находит отражение в  моей авторской программе   по организации  профилактической работы «Поколение плюс»

Данная программа призвана помочь организовать процесс воспитания так, чтобы  ученики смогли безболезненно войти в современное им общество, которое в большой мере  влияет  на ребёнка посредством различных проникающих в школу стихий – норм и ритуалов подростковой субкультуры, семейного уклада, интересов и увлечений сверстников.

 В нашей школе классные руководители  , осуществляя  профилактическую работу, выделяют для себя два компонента системы.

Обязательным является:


Индикаторы неблагополучия школьника   представлены на слайде)

Одним из необходимых условий эффективности деятельности классного руководителя  является создание банка данных различных категорий учащихся группы «риска». Так, в начале года я организую работу по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, а также, выясняю какие проблемы тревожат их,используя «дневник наблюдения» В классных  коллективах накоплен положительный опыт в устранении  причин отклонений в поведении школьника .

Ведущая роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится классному руководителю, который тесно  сотрудничает  с педагогом-психологом ,с учителями-предметниками, администрацией школы и позитивно настроенными родителями. Схема отражает взаимодействие участников процесса .( слайд)

Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса по созданию комфортной образовательной среды.

        

Наличие плана по взаимодействию педагога и класса с другими органами и учреждениями системы профилактики  позволяет  классным руководителям  совместно с возможностями  субъектов социума решать задачи по профилактической работе, а также осуществлять духовно- нравственное воспитание школьников.

 Для характеристики социальной микросреды школы я условно выделяю в городском пространстве три социума, в центре которых находится подросток ( слайд)

 Промышленный  социум                            Культурно – досуговый социум                                                                                                                                                                                                                                            

Костромская ГРЭС                                                             Учреждения образования

 Трубный завод                                                                         культуры и спорта                                                              

                                                           Подросток

                                     

Социум общественного взаимодействия

Городская администрация

                                                                           СМИ, ОВД, храм, больница

   Продуктом моего  взаимодействия  как классного руководителя  с учреждениями социума  является   творческая ориентация моих  воспитанников   на  развитие  соуправления, воспитания  лидерских и гражданских качеств личности старшего подростка.

        Например, в  социуме общественного взаимодействия  повышение уровня  воспитанности явилось результатом  духовно-нравственного просвещения, осуществляемого  Свято - Тихоновским храмом.  Представленная диаграмма  подтверждает сказанное.

    Высокий уровень воспитанности отмечается у 48% обучающихся. Средний уровень воспитанности характерен для 52%.Обучающиеся с низким уровнем воспитанности отсутствуют.

 А результатом взаимодействия с градообразующими промышленными предприятиями является положительная мотивация учения.

                     

  Уровень учебной мотивации учащихся(ГОДА!!!!)

9 класс                                                             11 класс

   Системная работа способствует росту интереса к дополнительному образованию, возрастанию   направленности  личности на дело.    Моя   практика работы показала, что недостаточно работать с детьми, проводя беседы, консультируя родителей и посещая семьи. Логика профилактики подсказывает мне  необходимость создания в школе и классном коллективе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для подростка, где ему хорошо и интересно.       Предметом моего особого внимания является формирование системы дополнительного образования учащихся.

           

                                                                                                   

Вывод: (слайд) Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, чем больше подросток задействован в системе дополнительного образования , тем меньше у него остается времени на вредные привычки и совершение правонарушений.

Как показали проведенные мною исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Считаю, что основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от  активистов  и включение всех учащихся  во внеучебную деятельность.( слайд)

   

Наиболее значимым с моей точки зрения  является поддержание корпоративного духа: если ребенок здесь учится, то он хочет или вынужден принимать общие для всех правила. Это означает, что школьное пространство становится для него «своим» и не отторгает, не провоцирует отклонение в поведении от норм, принятых в школьном сообществе.

Содействие развитию ученического соуправления позволяет максимальному  количеству ребят пройти школу организатора, выступить в разных социальных ролях.

                     Основой  и  важнейшей  составляющей  всех направлений  

профилактической работы является индивидуальная работа с  воспитанниками.

Мой опыт работы в качестве классного руководителя позволяет отметить, что наиболее активны и инициативны в делах класса воспитанники, находящиеся в социально опасном положении.  Акцент в своей работе я делаю на неактивных, дезадаптированных детей.Участвуя в соуправлении,  эти  обучающиеся поставлены в обстановку,  при которой каждый из них  ощущает свою сопричастность к решению главных задач. Именно их участие в деле призвано сыграть важную роль, а также  определить их возможности в реализации лидерских функций.

Вывод: вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, учитывающую интересы разных возрастных групп школьников, прежде всего подростков, считаю важным  ресурсом  профилактики отклоняющегося поведения обучающихся.

Считаю, что  воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса обучения. Оно должно быть включено в этот процесс до такой   степени органично, что успешная учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.  На основе педагогических наблюдений, анализа итогов  учебно-  воспитательной деятельности    следует отметить отсутствие неуспевающих и увеличение качества обученности  моих  воспитанников ,  особенно тех , кто находится в социально опасном положении.

Взаимоотношения с родителями я  выстраиваю как коллега с коллегами, по принципу равнозаинтересованных союзников, используя выражения: « Давайте посоветуемся», «А как думаете вы?»

По моему мнению,  важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и  методик психолого-педагогического всеобуча родителей.

Для роста творческой активности родителей в практику совместной деятельности я внедряю интерактивные беседы, поисково-аппробационные игры, досуговые мероприятия выходного дня. Анализируя процент посещения родительских собраний, мне стало понятно, насколько результативны  именно нетрадиционные формы их  проведения . Успешно проходит обмен опытом по использованию эффективных методов воспитания ребенка в семье. Встречи родителей за круглым столом,  поиск правильного решения проблемных ситуаций помогает совершенствовать их взаимоотношения. Вместе с родителями я постоянно контролирую состояние подростка, пропагандирую позитивную сторону отсутствия ПАВ в организме, здоровый образ жизни всеми членами семьи, помогаю школьнику определиться в  тревожных жизненных  ситуациях(слайд)

 Можно сделать вывод, что  родители обучающихся  относятся к школе позитивно. Часть  родителей  активно  стремится к педагогическому самообразованию , пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов , тесно сотрудничает со школой , а другая часть остается равнодушной к происходящему в школе .  

Вместе с тем % равнодушных родителей значительно снизился, а % заинтересованных в деятельности школы возрос.  Благодаря  профилактической системной работе на конец года на всех видах учета обучающиеся класса не наблюдаются.

         В конце моего выступления хочется сказать: «Сегодня школьное образование стало одним из решающих факторов не только индивидуального успеха наших юных граждан, но и долгосрочного развития страны. Как гласит китайская мудрость, если ты планируешь свои дела на год — выращивай рис, если на 20 лет — выращивай деревья, если на века — воспитывай детей.. Поэтому вопросы, которые  мы  обсуждаем, относятся к разряду глобальных, требующих от нас понимания, что от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать наше образование, ни много ни мало зависит благосостояние всех будущих поколений россиян».

Мы, учителя школы №3, понимаем, принимаем озвученные тенденции образования   и стремимся  сделать нашу школу современным образовательным учреждением нового типа.


Компоненты системы

1. Выявление учащихся группы «риска», определение индикатора неблагополучия

2. Устранение причин отклонений в поведении школьника

Проведение свободного времени

Учебная деятельность

Взаимоотношения  со сверстниками

Отношение к труду и профориентация

Индикаторы неблагополучия в сферах жизнедеятельности

Взаимоотношения со взрослыми

Поведение и поступки

Подросток

Администрация школы

Учителя-предметники

Классный руководитель

Родители

Все учащиеся

Инициатива

Ученик

Внеучебная деятельность


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)

Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...

Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании", 2010 год

Выступление на педагогической конференции "Инновационные технологии в образовании"...

Презентация к выступлению на педагогической конференции " Домашнее задание в контексте современного образования"

Презентация к выступлению содержит основные аспекты выступления. "Место" домашнего задания в рамках урока, результаты анкетирования детей, отсутствие времени, усталость после 6-7 уроков, про...

Выступление на педагогической конференции

Успешное сотрудничество Центра творчества с детским садом п.Львовское...