Классный час "Мы и наши права"
классный час (11 класс) по теме

 

Универсальная разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_nashi_prava1.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

городского округа

город Волгореченск Костромской области

Тема:

«МЫ И НАШИ ПРАВА»

(Универсальная разработка классного часа)

Автор: Смирнова Викторина Валерьевна

учитель английского языка I категории

классный руководитель 11 «Б» класса

                       Волгореченск, 2009 год

«МЫ И НАШИ ПРАВА»

(Класс делится на 3 группы учащихся)

ЦЕЛИ:

  1. Способствовать формированию у школьников правовой культуры, общечеловеческих ценностей.
  2. Сформировать представления о поведении гражданина в обществе.
  3. Изучение конвенции о правах ребенка.

ЗАДАЧИ:

  1. Воспитывать уважение к правам и свободам личности.
  2. Научить отличать гражданские поступки от обыденных.
  3. Способствовать осознанному выбору жизненных позиций учащихся.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

УЧИТЕЛЬ: Тема нашей встречи «Мы и наши права». И начнем мы ее с разговора о том, что нужно человеку, и взрослому, и подростку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой.

Чтобы так жить, надо соблюдать нормы поведения.

Например, нормы (правила), оценивающие поступки с точки зрения «добра и зла» (помогать и любить ближнего, не красть, не лгать и т.д.). Такие правила называются нормами морали, нравственности, этики.

Здесь уместно прочитать «Десять «нельзя»» Василия Александровича Сухомлинского (каждая из групп зачитывает по несколько правил).

ДЕСЯТЬ «НЕЛЬЗЯ» ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО

Прости и призадумайся – выполняешь ли ты эти десять «нельзя»?

  1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся; позорно придаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие не могут позволить себе отдыха.
  2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство…
  3. Нельзя вступать в пререкания со взрослыми людьми, особенно стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие; если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, чтобы не обидеть.
  4. Нельзя выражать недовольстве тем, что у тебя нет той или иной вещи…
  5. Неля допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не даст себе, - лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье…. Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе…
  6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне…
  7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй ее одну; ты сам – твое слово, твоя улыбка, твое обращение – бывает, единственная радость ее бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если ты уже станешь стариком, бесчеловечно, дико; помни, что в жизни человека наступает такой период, когда другой радости, кроме радости человеческого общения, у него не может быть.
  8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.
  9. Нельзя садится обедать, не пригласив старшего, нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек или женщина.
  10. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого достоинства.

(Из книги «нравственное воспитание школьников» на основе педагогического наследия В.А. Сухомлинского «Уроки сосредоточивания ума»).

        А если мы хотим определить, что нам прибыльно или выгодно, то мы применяем экономические нормы. Скажем такое правило: «Выгодно выполнять работу качественно и в срок».

        А когда мы рассматриваем поступки с точки зрения государственной пользы, это мы говорим о политических нормах. «Граждане должны принимать участие в выборах».

        А если мы оцениваем красоту, гармонию каких-то вещей или поступков, мы пользуемся нормами эстетики. Например: «Носить грязные рубашки некрасиво».

        А какие нормы являются правовыми? (вопрос классу)

ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ:

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК:  Право вобрало в себя такие религиозные, моральные, экономические, политические и другие правила, без которых становится невозможной совместная мирная жизнь людей. Поэтому среди всех правил поведения выделяются самые важные, самые необходимые, нарушение которых очень опасно для всего общества. Эти самые важные правила и становятся правом. Значит, правовые нормы отличаются от всех других тем, что они самые важные для совместной жизни людей. Еще очень важно, чтобы эти нормы были общими – для христиан и мусульман, для демократов и коммунистов, рабочих и коммерсантов. Такие сложные общие дела уже не мог решать один человек, поэтому возникает государство, которое и охраняет право. Оно (государство) помогает людям защищать свои права через суд и другие государственные органы, охраняет их от нарушений права при помощи милиции, суда, тюрем. Кроме того, государство записывает самые важные правила и издает их в виде законов.

        Права взрослого человека и ребенка надо знать и учиться ими пользоваться. Все мы понимаем, что из бесправного и запуганного ребенка может вырасти только бесправный и запуганный взрослый. Но не менее важно помнить, что кроме прав у человека есть и обязанности перед родными, соседями, незнакомыми людьми, государством.

        ВТОРОЙ  УЧЕНИК: Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть даже предположения, что само слово ребенок произошло от слова раб. Из литературы нам известна спартанская система воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться родителей.

        ТРЕТИЙ  УЧЕНИК: Только в XX веке, в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Люди во всем мире договорились, какими основными правами они хотели бы обладать. Свои слова они записали в этом международном документе. В Преамбуле Декларации прав человека провозглашено право ребенка на особое внимание, заботу и защиту со стороны государства.

        УЧИТЕЛЬ: Вспомните, какими правами вы обладаете? (Группы высказывают свои варианты).

        ЧЕТВЕТЫЙ  УЧЕНИК: Будущее каждого ребенка зависит от того, в каком положении находятся дети сегодня. У общества, которое заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

        ПЯТЫЙ  УЧЕНИК: В ноябре 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, а в июле 1990 года наша страна ратифицировала ее, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России. В 1990 году впервые в России был принят Закон Российской Федерации «О защите прав детей», ежегодно, начиная с 1990 года, Правительство РФ направляет в ООН доклад «О положении детей в России»; принята и действующая федеральная программа «Дети России» (1994 год).

        Казалось бы, зачем нужен еще один документ? Дело в том, что между декларацией и конвенцией существует большая разница. Конвенция – документ, имеющий юридическую силу (силу закона). Декларация – это рекомендательный документ.

        Главная цель конвенции – максимальная защита прав ребенка.

   

УЧИТЕЛЬ: Прежде чем перейти к знакомству с основным статьями Конвенции, выполним следующее задание по группам:

ЗАДАНИЕ:

  1. Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца (за 2 минуты). Что ему необходимо для жизни?
  2. Потребности человека с возрастом меняются. И в 12 – 14 лет у человека могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 14-летнего подростка (за 3 минуты).

(Заполняем таблицу на доске)

Потребности 2-х месячного ребенка

Потребности 14-летнего подростка

Имя

Медицинский полис

Уход

Образование

Медицинский полис

Друзья, общение

Питание

Творчество

Любовь, ласка

Питание, жилище

Забота

Родители, семья

Защита

Свобода слова

Свобода мысли

Поддержка родителей

Собственность

УЧИТЕЛЬ: Как с возрастом изменяются потребности ребенка?

Ответ: (Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше).

        УЧИТЕЛЬ: У вас получилось несколько совпадений, т.е. вы сейчас фактически определили содержание этого важного для вас документа.

        Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям и проникнута Конвенция о правах ребенка.

Что подозревал Ювенал под детством и уважением к нему?

        Другой «мудрец», но юный познакомившись с Конвенцией о правах ребенка, понял ее так: «Я – ребенок, и мне все можно». Чуть что – в крик «Не имеет права» («Узнаете себя?»)

        УЧИТЕЛЬ: Сколько ограничений, по-вашему, может быть у свободы ребенка?

        Ответ: (Всего одно – это «золотое правило морали», или правило Конфуция – никогда не делай того, что не пожелал бы себе!)

Положения Конвенции сводятся к 4-м основным требованиям:

  1. Выживание;
  2. Развитие;
  3. Защита;
  4. Обеспечение активного участия в жизни

В Конвенции 54 статьи, в которых содержится наиболее полный перечень личных, социальных, культурных, политических и специальных прав ребенка от рождения до 18 лет (до совершеннолетия).

До принятия этого документа ни в одном нормативном документе не были зафиксированы права ребенка.

Наш мир вступил уже в 3-е тысячелетие. Какой долгой, мучительной, трудной, нов то же время и прекрасной была история человечества.

  А что нас ждет в будущем? Будут ли люди умножать силы зла и создавать добро? Многое зависит от того, какой выбор сделает человек: Будет ли он в жизни обывателем или гражданином?

                      Игровая СИТУАЦИЯ

УЧИТЕЛЬ: Какие значения слова «гражданин» вам известны?

Ответ:

  1. Обращение к человеку;
  2. Высокое звание, которым человека удостаивают за определенные поступки (уважаемый, почетный);
  3. Лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, имеющее права и обязанности

НА ДОСКЕ: «ГРАЖДАНИН – человек, мысли и поступки которого, направлены на благо Отечества, блага своего народа».

        ВОПРОС УЧИТЕЛЯ: Какая жизненная позиция и какие поступки характеризуют гражданина?

        Мы попробуем назвать имена реальных людей, совершивших гражданские поступки: Менделеев, Ломоносов, Минин и Пожарский и другие

        Можно ли их назвать достойными гражданами?

 Ответ: (Да. Они граждане – двигатели прогресса).

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:

Составь портрет гражданина (группы используют «Рабочий лист»).

Рабочий лист

Портрет гражданина

Гражданин – человек, который

любит _________________________________________________

переживает____________________________________________

действует______________________________________________

протестует_____________________________________________

потому что не может быть равнодушным, потому что только активные действия гражданина сделают Родину процветающей.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

    

   

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

ВОПРОСЫ:

  1. Означает ли, что гражданин – только выдающаяся личность, например полководец, известный литератор, ученый, композитор?
  2. А ваши родители, близкие люди совершали гражданские поступки?

Гражданский поступок – такой поступок, который принес пользу людям, стране, обществу, например, сдача крови, помощь нуждающимся людям.

  1. Во многих примерах гражданином выступает взрослый человек. А ребенок, школьник сможет совершить гражданский поступок?

ВЫВОД:

Лишь тот человек, который совершает поступки во благо людей и Родины, - гражданин.

Противоположностью гражданина является обыватель -  человек, живущий мелкими, личными интересами.

ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:

Составьте портрет обывателя (группы используют «Рабочий лист»).

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Рабочий лист

Портрет обывателя

  1. Думает только ______________________________________
  2. Заботится только____________________________________
  3. Лишь бы меня_______________________________________
  4. Главное в жизни_____________________________________

«Моя хата с краю, ничего не знаю», «После нас – хоть потоп!»

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

А итогом нашей встречи будет кроссворд:

КРОССВОРД:

По горизонтали:

  1. Человек, равнодушный к судьбе Отчизны, живущий мелкими, личными интересами, обычный.
  2. Обязанность перед кем-либо.
  3. Незаинтересованное отношение ко всему, к чужим бедам, страданиям.

По вертикали:

  1. Человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на блага народа.
  2. Чувство нравственной ответственности.
  3. Повседневный, серый, неинтересный.
  4. Одно из основных качеств человека, которое помогает преодолеть трудности.

Г

Л

Д

О

С

В

Е

Г

С

Р

О

Т

М

О

Б

Ы

В

А

Т

Е

Л

Ь

У

Ж

Ы

Ж

Е

И

Ш

У

Д

О

Н

В

Р

А

Д

А

В

С

Н

Т

Т

И

Е

В

Н

Л

О

Ь

ВЫВОД:

        Каждый человек своей индивидуальностью имеет право на выбор своей собственной жизненной позиции.

        Выбор каждого надо уважать, стать человеком с активной жизненной позицией, стать гражданином – длительный процесс саморазвития, самовоспитания личности.

        Рассказ о почетных гражданах нашего города мы продолжим в городском музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....

Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....

Классный час Наши права и обязанности

Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции...

Презентация к классному часу Мы и наши права

Презентация к классному часу Мы и наши права...

Классный час для 8 и 9 класса на тему "Наши права"

Цель:1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.2. Объяснить понятия "право”, "права”, "обязанности”3. Показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.4. Повышать социально-прав...

Классный час «МИР НАШИХ ПРАВ. МИР НАШИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

Этот материал способствует формированию правовой культуры учащихся, знакомит с Конвенцией о правах ребенка....