Духовно-нравственное воспитание в 5 классе
материал (5 класс) по теме

С этим докладом я выступала на педагогическом совете. Была содокладчиком по теме "Духовно-нравственное воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл духовно-нравственное воспитание19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Свое выступление мне хотелось бы начать со строк, которые я написала в прошлом году в эссе: «И вспоминались слова, которые с укором мне (школьнице) говорили взрослые: «А мы ведь в свое время такими не были!» Сейчас и я с уверенностью могу сказать: «Мы такими не были!»

Современные школьники очень сложные. Но никто мне и не обещал, что будет просто!

Моя задача не только научить их предмету, но и наполнить их внутренний мир светом, теплом и любовью! Любовью к самому себе! Любовью к жизни! Любовью к миру!»

Современный мир на каждом шагу провоцирует ребенка. Не успеет он выйти из состояния раннего младенчества -  его уже со всех сторон подстерегают сильные впечатления отрицательной направленности. Телевидение, интернет, печатные издания. Десятки детей становятся наркоманами, бездомными и даже убийцами. Это свидетельствует о глубокой деградации нашего общества.

Современным детям не хватает размышлений о нравственности, о гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле.

Поэтому с особой остротой встает проблема духовно - нравственного воспитания нового поколения. Я согласна с В.А. Сухомлинским, который писал: «Программа нравственного воспитания - это программа творения добра в человеческом сердце, где должно быть четко определено, что ребёнок будет любить и что ненавидеть, что утверждать всей своей жизнью, а что отвергать».    

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта нового поколения воспитательный результат подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». В процессе духовно - нравственного воспитания школа формирует у  школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.

«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве», - гласит Всемирная декларация  защиты прав и развития детей. На гармонии и сотрудничестве я пытаюсь строить свои отношения с детьми.

Воспитать личность невозможно ложью и безразличием. Воспитать личность можно только любовью, поэтому любое занятие у меня, будь то классный час или внеклассное мероприятие пронизано любовью к детям. «Самое верное средство завоевать любовь других – подарить им свою любовь», - писал Ж.-Ж. Руссо, и я с ним согласна.

Сейчас я классный руководитель 5 класса. Придя в пятый класс коллектив не являлся сплоченным, в классе была не достаточно высокая культура общения и уровень воспитанности. В начале года  мы возложили на каждого учащегося определенные обязанности, с которыми сейчас ребята не плохо справляются - дежурство по классу, проведение генеральных уборок, участие в субботниках. Приобщение к труду проходит также во время бесед и классных часов таких как «Помоги родителям по дому», «В мире профессий», «С кого можно брать пример (о профессиях)» Трудовая деятельность – одно из направлений моей работы как классного руководителя.

Следующим направлением является художественно-творческая деятельность. Учащиеся активно участвовали в оформлении классного уголка, с удовольствием принимали участие в организации общешкольного мероприятия «Осенняя сказка», самостоятельно подобрали сценарий, распределили роли. Культ-массовый сектор самостоятельно организовал оформление классного кабинета к новому году в мое отсутствие (пока я была на КПК) и подготовили танцевальный номер к новогоднему празднику. Что приятно порадовало меня.

Физкультурно-оздоровительная деятельность тоже присутствует в нашей жизни. Учащиеся нашего класса участвовали в Олимпийском дне бега, Днях здоровья. Совместно с обучающимися проводились тематические классные часы «О вреде курения», «Здоровые привычки - здоровый образ жизни».

Познавательная деятельность проявляется в участии в предметных олимпиадах, проведении классных часов «Государственные символы России», «Как учишься таким и получишься» «Твоя ответственность за общие дела», участие в конкурсной программе «Колесо безопасности».

Ценностно-ориентировачная деятельность -  классные часы «Да были люди в наше время», «Толерантность путь к миру!» «Что мы знаем о космонавтах» и т.д.

И немало важную роль играет деятельность свободного времени -  совместные прогулки с учащимися в выходные дни, походы зимой на горку и конечно же обмен впечатлениями в уютной домашней обстановке.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания я осуществляю через выполнение основных функций:

  1. Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
  2. Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
  3. Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы
  4. Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, индивидуализация процесса воспитания.

Но все это невозможно без поддержки  родителей. Семья есть первая школа, где закладываются основы общечеловеческих ценностей, воспитываются добрые характеры.  Во многих семьях утрачены традиции семейного воспитания, поэтому большое внимание в вопросах духовно - нравственного воспитания отводится налаживанию тесного сотрудничества с родителями обучающихся.

Укрепление взаимодействия семьи и школы происходит через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний - таких как «Домашнее задание ученика – задание для всей семьи», «Здоровый образ жизни на примере родителей», «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка», КВН дети-родители, конкурс среди семей. Родители не отказывают в помощи при подготовке к мероприятиям, выступают с докладами и сообщениями на родительских собраниях, интересуются успехами своих детей, дают советы и советуются в вопросах воспитания.

Стандарты второго поколения  предполагают достижение трех уровней воспитательных результатов - появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах. Мне хочется надеяться, что эти компетентности мои ученики приобретут.

Дети - будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит от того,   какими мы воспитаем их (совместно с родителями), какие морально-этические нормы будут заложены в них. Ж-Ж Руссо писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению…лучшее средство привить детям любовь к отечеству, нравственность состоит в том, чтобы эта любовь и нравственность была у отцов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...

Программа Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся 7 класса

Цель воспитания: ·         Становление и развитие качеств личности  направленное на формирование активной жизненной позиции.·...