Программа Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся 7 класса
материал (7 класс)

Вельменко Анастасия Михайловна

Цель воспитания:

 

·         Становление и развитие качеств личности  направленное на формирование активной жизненной позиции.

·      Развитие самоуправления в классе;

·      Повышения уровня воспитанности;

·      Сплочение классного коллектива;

·      Приобщение ребят к здоровому образу жизни;

·      Повышение дисциплинированности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитательный план 7 класс203.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ананьевская средняя общеобразовательная школа»

Кулундинского района Алтайского края

Программа 

Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся 7 класса

2014 – 2015 уч.год

                                                                   Классный руководитель:

                                                         Вельменко А.М.

с. Ананьевка 2014

Анализ воспитательной работы за 2013-2014 уч. год в 6 классе

Цели и задачи воспитательной работы 

в 7 классе

Цель воспитания:

  • Становление и развитие качеств личности  направленное на формирование активной жизненной позиции.
  •    Развитие самоуправления в классе;
  •    Повышения уровня воспитанности;
  •    Сплочение классного коллектива;
  •    Приобщение ребят к здоровому образу жизни;
  •    Повышение дисциплинированности;

Основные задачи воспитательной деятельности:

  • Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.
  • Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
  • Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.
  • Развитие общей культура школьников.

Психолого - педагогическая характеристика 

класса

Программа работы

Название:  «Дом,который мы построим»

Цель: воспитывать в учащихся всесторонне развитую личность; любовь к природе; культуру здоровья.

Направление

Задача

Способ реализации

1 .Духовно-нравственное

Формирование и развитие свободной и ответственной, гуманной и духовно-нравственной личности;

Беседы, коллективные творческие дела, интеллектуальные игры

2.Правовое и гражданско-патриотическое

Воспитание гражданственности, национальной самобытной личности, патриотизма; освоение традиций многонациональной культуры;

Участие в краеведческой работе и исследование родословной семьи, изучение народного творчества

3 .Профессинально-трудовое

Учить преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты и их последствия;

Беседы, коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, трудовые десанты

4. Воспитание культуры здоровья

Формирование у учащихся устойчивой потребности в здоровом образе жизни, овладении психолого-валеологической культурой;

Соревнования, кроссы, спортивные игры

5 .Художественно-эстетическое

Развитие природных способностей; нравственно-эстетических чувств; потребностей общения с людьми, природой;

Беседы, коллективные творческие дела, интеллектуальные игры

6. Семейное

Воспитывать у детей чувства чести рода, ответственности за фамилию, осознание истории семьи;

Беседы, коллективные творческие дела,

7. Экологическое

Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха.

Олимпиады, беседы, экологические выставки, интеллектуальные игры

План реализации

Сентябрь 

Направление 

Тема 

мероприятия

Форма 

проведения

Сроки 

Ответственный 

Художественно-эстетическое

«День знаний»

Памятные места и даты села и района

Праздничная линейка

беседа

ВолковаТ. Н.,

Нейфельд Н.Ю.

Кл. рук.

Воспитание культуры и здоровья

«Режим дня и твое здоровье»

беседа

Кл. рук.

Духовно-нравственное

«Урок добра: мои пожелания себе, своим близким, одноклассникам, школе, своей стране»»

Ярмарка «Поможем детям»

Беседа

Ярмарка 

Кл. рук.

Экологическое 

«Наедине с осенью»

«Школьный двор»

Беседа

вечер

Кл. рук.

Октябрь

Направление 

Тема 

мероприятия

Форма 

проведения

Сроки 

Ответственный 

Художественно-эстетическое

Подготовка к осеннему балу

День Учителя

КТД

концерт

Кл. рук.

Экологическое

«Экология и здоровье»

«Осенний бал»

Беседа

субботник

Кл. рук.

Кл. рук.

Семейное 

Подготовка к родительскому собранию

«Первые проблемы подросткового возраста»

КТД

Родительское собрание

Кл. рук.

Кл. рук.

Духовно-нравственное

«Как жить в мире с родителями»

«Как убивает спайс?» видеопросмотр

беседа

Кл. рук.

Ноябрь

Направление 

Тема 

мероприятия

Форма 

проведения

Сроки 

Ответственный 

Профессионально-трудовое и экономическое

«Кем я хочу стать»

«День народного единства»

Игра

Устный журнал

Кл. рук.

Кл. рук

Художественно-эстетическое

«Интеллектуальная мозаика»

Викторина 

Кл. рук.

Духовно-нравственное

«Как завоевать друзей»

«Судьба неизвестного солдата»

«Правила  поведения в обществе»

беседа

Кл. рук.

Семейное 

День Матери

Вечер 

Кл. рук.

Декабрь

Направление 

Тема 

мероприятия

Форма 

проведения

Сроки 

Ответственный 

Воспитание культуры и здоровья

День борьбы со СПИДом

Устный журнал

Кл. рук.

Экологическое

«Зима не даром злиться …»

Игра

Кл. рук.

Семейное

«Семейные ценности»

«Роль домашнего задания в самообразовании школьника»

Беседа

Родительское собрание

Кл. рук.

Кл. рук.

Правовое и гражданское

«Имею право на права»

Беседа 

Кл. рук.

Художественно-эстетическое

Новогодняя ёлка

Подготовка к новогодней елке

Новогоднее представление

КТД

Кл. рук.

Январь

Направление 

Тема 

мероприятия

Форма 

проведения

Сроки 

Ответственный 

Духовно-нравственное

«Репортаж от одноклассника»

Психологическая игра

Кл. рук.

Экологическое

«Природа и мы»

беседа

Кл. рук.

Семейное 

«День семьи»

беседа

.Кл. рук.

Февраль

Направление 

Тема 

мероприятия

Форма 

проведения

Сроки 

Ответственный 

Художественно-эстетическое

«По лабиринтам знаний»

Путешествие 

Кл. рук.

Художественно-эстетическое

Подготовка к вечеру

«День Св. Валентина»

КДТ

Вечер

Кл. рук.

Правовое и гражданское

«Суд над хулиганством»

Правовая игра

Кл. рук.

Воспитание культуры здоровья

«Армейский экспресс»

«России славные сыны»

Конкурсы

Вечер

Кл. рук.

Март

Направление 

Тема 

мероприятия

Форма 

проведения

Сроки 

Ответственный 

Семейное

Подготовка к родительскому

собранию 

«Компьютер в жизни школьника»

КТД

Родительское собрание

Кл. рук.

Кл. рук.

Художественно-эстетическое

«Между нами девочками»

«Красавицы-девицы – умницы и мастерицы»

Игра

вечер

Кл. рук.

Профессионально-трудовое

«Мир профессий»

беседа

Кл. рук.

Художественно-эстетическое

Подготовка к дню смеха

КТД

Кл. рук.

Апрель

Направление 

Тема 

мероприятия

Форма 

проведения

Сроки 

Ответственный 

Экологическое

«У природы нет плохой погоды»

игра

Кл. рук.

Духовно-нравственное

«Речевой этикет или кое-что о вежливости»

Сценка

Кл. рук.

Художественно-эстетическое

«Обо всем на свете»

День смеха

Брей-ринг

вечер

Кл. рук.

Профессионально-трудовое

Мои домашние обязанности

Беседа

Кл. рук.

Май

Направление 

Тема 

мероприятия

Форма 

проведения

Сроки 

Ответственный 

Правовое и гражданское-патриотическое

«День победы»

Вахта памяти

беседа

линейка

Кл. рук.

Духовно-нравственное

«Не позволяй душе лениться»

Беседа

Кл. рук.

Семейное 

«Положительные эмоции и их значение в жизни человека»

«До свидания 7 класс»

Родительское собрание 

Викторина

Кл. рук.

Работа с 

Родителями

Сроки

Форма работы

Тематика

Октябрь 

Беседа 

«Агрессия ,ее причины и последствия»

Декабрь

Беседа

«Поощрения и наказания детей в семье»

Март

Беседа

«Компьютер и телевизор в жизни школьника»

Май 

Беседа

«Нравственные уроки моей семьи и родительский  авторитет»

Социальный паспорт класса (2014- 2015уч.г.)

Класс          7           Классный руководитель     Вельменко А.М.

Количество учащихся    9.

  1. Количество:                       Девочек   -  4                          Мальчиков  - 5
  2. Возраст (год рождения)              Девочки – 1999, 2001, 2002                                           Мальчики  -   2001
  3. Состав семей: многодетные семьи (количество и фамилии)

2КостюковаМ.А,КолпаковП.А……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дети, проживающие на опеке ……………………………………….

Проживающие вместе с бабушками ………………………………

Единственные дети в семье Разговорова.Д.,Шипилов.А.В………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Имеют братьев и сестёр ……Костюково.М.А.,Тен.А.В.,Фартушная.ЕС.,ФастД.ГАлексинД.Р,ФедерягинВ.Ю……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Жилищные условия (количество):

Проживают в коммунальных квартирах     ----

В отдельных квартирах   9 семей

Арендуют жильё    ---

В загородных домах   ---

  1. Образовательный уровень родителей:

Образование

Мать

Отец

Высшее

-

1

Среднее специальное

2

2

Среднее

3

2

Неполное среднее

1

-

Имеют учёную степень

-

-

  1. Количество учащихся, входящих в группу риска(кол-во и фамилии ……………………………………………………………………………………………………….
  2. Состояние здоровья учащихся:

Находятся на индивидуальном обучении …… Фаст Д.Г , Разговорова.Д ……………………………………………………………………………………………………………………………………

Имеют хронические заболевания ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Нарушено зрение    ----1

  1. Внешкольная деятельность учащихся:

Обучаются в музыкальных школах     ----

Спортивные секции, клубы ………………

В театральных студиях    ----

В танцевальных школах    ----

В художественных школах    ----

Другие виды деятельности    ----

Социальный паспорт 7 класса

№п\п

Ф.И.О. учащихся

Дата

рождения

Ф.И.О. родителей

Место работы

Социальное положение

Адрес

1

Разговорова Дарья

13.04.

1999г

Шамова Ольга Викторовна

 Вахта

с.Ананьевка, ул. Советская, д.51.

2

Костюкова Мария

10.04.

2001г

Костюков Андрей Валерьевич, Костюкова Светлана Григорьевна

 Вахта

Д/с. «Огонек»

с.Ананьевка, ул. Молодежная, д..35

3

Тен Алевтина

15.09.

2001г

Тен Людмила Николаевна,Тен Дмитрий Владимирович

безработные

с. Екатериновка,.ул.Центральная, д.69

4

Тен Александра

27.02.

2002г

Тен Лиля Герасимовна, Тен Владимир Владимирович

Частные предприниматели

с. Екатериновка,.ул.

5

Фартушная Елена

26.05.

2001г.

Фартушный Сергей Викторович, Векленец Наталья Ивановна

МБОУ АСОШ,учитель

домохозяйка

с.Ананьевка, ул. Советская, д.

6

Фаст Даниил

21.02.

2001г.

Фаст Елена Анатольевна

домохозяйка

с.Ананьевка, ул. Молодежная, д.33

7

Шипилов Александр

06.07.

2001г

Шипилова Екатерина Михайловна,

Музыченко Олег Владимирович

ООО «Риск»

домохозяин

с.Ананьевка, ул. Молодежная, д.8

Изучение уровня воспитанности

Ф.И. уч-ся

Оценка «Я»

Оценка «Р»

Оценка «У»

Всего балов

Уровень 

Разговорова Дарья

Костюкова Мария

Тен Алевтина

Тен Александра

Фартушная Елена

Фаст Даниил

Шипилов Александр

Высокий- 5 - 4,5

Хороший- 4,4 - 4

Средний- 3,9 – 2,9

Низкий- 2,8 - 2

Итого: Высокий-

            Хороший-

            Средний-

            Низкий-

% воспитанности по классу:        

                                                                                 

Работа

с группой риска

Фамилия, Имя

Проблема

Пути её решения

Результат

Актив класса

Анализ воспитательной работы

В 5 классе обучается 10 человек. Из них 4 мальчика и 6 девочек. 2 учащихся из многодетных семей. Из 10 учащихся 3 – ребенка воспитываются в полной семье,3 – воспитывает мама, 3 – ребенка воспитываются с отчимом,1 – с папой, 1 – ребенок – инвалид обучается на дому. 30%- воспитывается в неблагополучной семье.

В 2012 – 2013 учебном году были поставлены поставлены такие цели: организация детского коллектива, привитие культурных гигиенических навыков, здорового образа жизни, воспитание патриота.

На начало учебного года был выявлен уровень воспитанности. На конец учебного года уровень воспитанности составил 3 учащихся с высоким уровнем воспитанности, 3 учащихся с хорошим уровнем воспитанности, 4 учащихся со средним уровнем воспитанности.

Мероприятия: проводимые в течение года соответствовали нравственному, трудовому, эстетическому, экологическому, здоровье сберегающему, патриотическому направлению. Ребята могли проявить свои актерские способности. При проведении мероприятий «Как сохранить природу», «Нравственные ценности семьи», «Это нужно знать о здоровье», «Успешного человека создает труд»  ребята не только получали большой объем информации, но и охотно делились своими знаниям и наблюдениями из повседневной жизни. Разбирали жизненные ситуации, приводили  примеры:  к чему приводят вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. Ребятам очень нравится игры – соревнования, где проявляются взаимопомощь, чувство дружбы, интеллект. 6 ребята охотно участвовали в школьных, краевых, всероссийских конкурсах. Одним из любимых конкурсов является конкурс чтецов, т.к ребята часто  занимают первые места. Всех  ребят  заинтересовала «неделя науки и творчества», где каждый  смог проявить свои знания.

Всегда ответственно относятся 5 учеников  (Тен А., Тен А,  Костюкова М., Фартушная Е., Шипилов А.) в выступлении на общешкольных мероприятиях. Даже небольшие победы и награды, безумно радовали пятиклассников, поднимали дух и желание работать дальше.

4 девочки регулярно посещают кружки, секции, немецкий центр (Тен А., Тен А,  Костюкова М., Фартушная Е).

Каждый ученик класса имеет постоянное поручение, которое добросовестно выполняет в течение года.

Родители учеников пассивны. Особой инициативы не проявляют, но при просьбе классного руководителя всегда откликаются на помощь.

В течение года велась работа с родителями  регулярно. Запланировано и проведено 4 классных собрания:

« Трудности адаптации 5 в школе». Посетили 2 родителя (Шипилова Е.М., Костюкова С.Г.)

«Компьютер и пятиклассник». Посетили  2 родителя (Шипилова Е.М., Тен Л.Г.)

«Значение домашнего задания в учебной деятельности». Посетили  3 родителя  (Шипилова Е.М., Тен Л.Г., Костюкова С.Г.)

« Как сохранить здоровье ребенка». Посетил родитель ( Ермоленко Я.А)

Анализ проведенной деятельности показал, что надо продолжать работу в том же направлении, больше давать детям самостоятельности, активизировать, свою деятельность. Вместе с тем преодолеть, искоренить недостатки этого года, вовлекать пассивных детей во все мероприятия, раскрывать детские души.

Психолого-педагогическая характеристика  класса

На начало 2013 учебного года в классе 7 человек. 5девочек , 2 мальчика. Коллектив начал свое формирование в 2008 году, когда дети поступили в 1 класс. Возраст детей 11-14 лет. Возрастной интервал составляет 3 года. Класс дисциплинирован, успеваемость в классе хорошая.

По итогам обучения в прошлом году в классе было  2 отличницы, 4 хорошиста и 1 троечник. У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, организованны, ответственны и аккуратны в учебе.

У учащихся сформированы ценностные представления. Главной ценностью является семья, на втором месте - здоровье, на третьем - учеба и друзья; следующими за этими ценностями дети называют деньги.

         Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения. В классе существует  один лидер. В классе выделены органы самоуправления, которые ведут свою работу в единстве при решении разнообразных вопросов.

Дети активны, они предпочитают действовать, участвовать в активных формах деятельности, а не выполнять спокойную, кропотливую работу. Дети принимают разнообразные виды деятельности, с интересом играют, Многие девочки обладают организаторскими навыками, но иногда нуждаются в руководстве и обучении навыкам коллективного взаимодействия.

          71% учеников класса систематически и самостоятельно выполняют домашнее задание.

В классе обладает высокий % качества знания, в чем немаловажная заслуга родителей.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ ВР в 2014-2015уч. г.

Характеристика класса

Пояснительная записка

1.        Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся.

2.        Ценностные установки воспитания и социализации выпускников средней школы.

3.        Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.  

4.       Содержание воспитания и социализации учащихся.  

         4.1.Современные особенности воспитания и социализации учащихся 

         4.2. Задачи воспитания и социализации учащихся 7 класса

         4.3.  Виды деятельности и формы занятий с учащимися 7 класса

 5.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации    учащихся;

        5.1. Повышение педагогической культуры родителей

6. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся 7 класса

7.  Приложение

Программа  по самосовершенствованию для 7 класса «Я среди людей»

План реализации

Работа с родителями

Дневник классного руководителя

        Социальный паспорт класса

        Социальный паспорт семьи

                                        Поручения и увлечения

        Пед.наблюдения и действия

        Изучение уровня воспитанности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.

Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.

В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).

В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

 Нормативно-правовой и документальной основой  Программы воспитания и социализации учащихся 7 класса МБОУ АСОШ  являются:

•         Конвенция ООН о правах ребёнка.

•        Закон «Об образовании»,

•        Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования,

•         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 

•        Программой развития воспитания детей и подростков в системе образования Кулундинского района.

 Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Главная задача  учебно-воспитательного процесса  -  создать условия для  обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс  на воспитание ребенка в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Программа воспитания и социализации обучающихся  содержит 7 разделов:

1. «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся »

2.  «Ценностные установки воспитания и социализации  школьников»

3.  «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся »

4.  «Содержание воспитания и социализации учащихся »

5.  «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся »

6.   «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы»

7.   «Приложение»

1. ЦЕЛЬ И  ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Цель и задачи воспитания и социализации школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования», установленных Стандартом, определены  задачи воспитания и социализации  учащихся 7 класса:

В области формирования личностной культуры:

•        формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

•        формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

•        принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

•        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•        развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

•        формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

•        формирование патриотизма и гражданской солидарности;

•        развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;

•        укрепление доверия к другим людям;

•        развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

В области формирования семейной культуры:

•        формирование отношения к семье как к основе российского общества;

•        формирование у школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

2. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.

 Традиционными источниками нравственности являются:

•        патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

•        социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

•        гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

•        семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

•        труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

•        наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

•        традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

•        искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

•        природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

•        человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Организация воспитания и социализации учащихся 11 класса в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1.        Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;  свобода и ответственность; доверие к людям.

2.        Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности:  нравственный  выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание  родителей; забота о старших и младших.

3.        Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание;  бережливость.

4.        Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5.        Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6.        Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

4. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

4.1.        Современные особенности воспитания и социализации учащихся 

Программа воспитания и социализации учащихся  направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.

Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.

Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в воспитании. Пример – это персонифицированная ценность.

4.2.        Задачи воспитания и социализации учащихся 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

•        Знания о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

•        интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

•        уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

•        интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

•        стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;

•        любовь к школе, своему селу, народу, России;

•        уважение к защитникам Родины;

•        отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

•        различение хороших и плохих поступков;

•        знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

•        уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

•        установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

•        бережное, гуманное отношение ко всему живому;

•        знание правил вежливого поведения,  культуры речи.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

•        уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

•        элементарные представления об основных профессиях;

•        ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

•        умение соблюдать порядок на рабочем месте;

•        бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

•        отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

•        ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

•        понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

•        знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

•        интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

•        знания об оздоровительном влиянии природы на человека.

         Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде         (экологическое воспитание):

•        развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

•        ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

•        бережное отношение к растениям и животным.

           Воспитание ценностного отношения к  прекрасному,  формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

•        умение видеть красоту природы, труда и творчества;

•        интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, выставкам;

•        интерес к занятиям художественным творчеством;

•        отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

4.3.         Виды деятельности и формы занятий с учащимися 

        Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

получение знаний о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, ;

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения;

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта;

участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

усвоение опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

получение представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

участие в экскурсиях , в ходе которых дети  знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;

формирование навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы,  и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней других социальных институтов ;

приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, встреч с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении туристических походов, спортивных соревнований);

рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания, (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

получение опыта эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий,  туристических походов и путешествий по родному краю);

получение опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности школьных экологических центров;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России;

ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края;

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома;

получение опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках и в системе учреждений дополнительного образования);

5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Воспитание и социализация школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и  семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства.

Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов  педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.

5.1.        Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.

 В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих  принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей  согласованы с планами воспитательной  работы  школы.  

В  системе повышения педагогической культуры родителей  используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция,  собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная,  встреча за круглым столом,  семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни подростка. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.

6.        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих  воспитательных  результатов по каждому из направлений воспитания:

        Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

        ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

        постижение  ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

        представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

        Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

        Обладание сформированным нравственным идеалом, рефлексив¬ными умениями, самовоспитанием и самообразованием,  умением оп¬ределять жизненные перспективы.

        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

        знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

        Воспитание чувства семейного долга, взаимоуважения, доброты, чутко¬сти, заботливости, самопожертвования.

        Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

•        ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда,

•        формирование осознанного отношения подростка к таким понятиям, как мужская честь, девичья гордость, скромность, чувство собственного дос¬тоинства, самодисциплина, выдержка, чувство ответственности;

•        ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•         трудолюбие;

•        элементарные представления о различных профессиях;

•         навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

•        потребности и  умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для подростка видах творческой деятельности.

        Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

•        представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

•        знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

        Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

•        опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

•        первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

        Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

•        умения видеть красоту в окружающем мире;

•        умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

•        опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"

Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации  учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...

План работы по воспитанию и социализации учащихся 2 класса

Представлен план работы с обучающимися с интеллектуальным недоразвитием...

Программа воспитания и социализации учащихся 6 класса "Познай самого cебя и других"

Данная программа воспитания и социализации обучающихсяпостроена на основе базовых национальных ценностей российскогообщества, таких, как патриотизм, социальная солидарность,гражданственность, семья, з...

Программа воспитания и социализации учащихся 6 "Б" класса

Программа воспитания и социализации учащихся 6 Б класса...

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся

Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Программа развития системы воспитания и социализации учащихся

Программа развития системы воспитания и социализации учащихся на 2014-2015 учебный год...