Главные вкладки

    Классный час на тему:
    Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

    Волгина Наталья Александровна

    Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

    Цель:

    • Изучить понятие толерантности;
    • Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у обучающихся.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chas_obshcheniya.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «СОШ №4» г. Называевска

    Волгина Н.А.

    Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

    Цель:

    1. Изучить понятие толерантности;
    2. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у обучающихся.

    Этапы часа общения

    Ход занятия

    Примечания

    Вводная беседа

    - Представьте себе, что ваш друг получил плохую отметку и очень расстроился из-за этого.

    Как вы поступите в такой ситуации?

    (Будем успокаивать, утешать).

    - Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

    А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

    - А если вы увидите ребёнка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? (Да)

    Итак тема нашей беседы звучит так: «Урок толерантности или учимся сочувствовать».

    Мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.

    Выявление опыта детей.

    Основная часть







































    - У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Итак, «сочувствие» = «толерантность».

    Как вы понимаете выражение: «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»?

    Учащиеся высказывают свои мнения. Учитель обобщает: это значит уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

    Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание,
    как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

    Жизнь - театр, у каждого свои роли.

    Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.

    Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

    Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.

    А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

    Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?

    Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

    Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

    На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

    С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

    Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

    1. Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
    2. Стремление к полноценной реализации своих способностей.
    3. Умение понимать и познавать других людей.
    4. Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
































    Определение понятия «толерантный человек».

    Вы познакомились с понятием «толерантность». На доске записаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Выберите из них самые точные и верные качества.

    1. Терпение.
    2. Чувство юмора.
    3. Расположенность к другим.
    4. Доверие.
    5. Умение владеть собой.
    6. Доброжелательность.
    7. Умение не осуждать других.
    8. Умение слушать.
    9. Любознательность.
    10. Способность к сопереживанию.









    Вычёркиваем лишнее и дополняем.

    Высказывания выдающихся философов.

    Сейчас я вам прочитаю высказывания выдающихсчя философов, а вы подумайте и ответьте, подходят ли они к нашему уроку.

    1. «Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом».( Б. Франклин)
    2. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». (Д. Дидро)
    3. «Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё». (Ж. Поль)

    - Так должны ли мы развивать в себе качества толерантного человека?

    Игры и упражнения направленные на развитие и воспитание толерантности

    Есть упражнения, которые помогут нам это сделать быстрее.

    1. Упражнение «Аплодисменты».

    Цель: повысить самооценку и настроение.

    Учитель просит встать всех тех , кто обладает определёнными качествами и умениями.

    - Встаньте все те, кто

    умеет петь;

    умеет вышивать;

    умеет кататься на коньках;

    любит смотреть мультфильмы и другие.

    Все остальные некоторое время аплодируют тем, кто встал.

    1. Упражнение «Это здорово».

    Цель: получить поддержку одноклассников.

    Учитель: сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своём качестве, умении или таланте. Например: «Я умею танцевать»; « Я умею прыгать через лужи» и т.д. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец».

    Подведение итогов.

    Творческая работа «Дерево толерантности».

    - А сейчас мы подведём итог нашего занятия и сделаем это с помощью создания «Дерева толерантности».

    Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

    Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что,             по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.

    Учащиеся приклеивают листочки к дереву. Затем вместе читаем, что написано на листочках нашего дерева. Это дерево помещаем на стенд в классной комнате.

    Домашнее задание.

    Учитель раздаёт карточки. Учащимся нужно дома дописать предложения, написанные на карточках:

    1. Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …».
    2. Если я увижу престарелого человека, то я …».
    3. «Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …».
    4. «Если бы я был волшебником, то …»
    5. «Если мы не будем толерантны друг к другу, то …».

    Дети получают листочки с незаконченными фразами.

            Подготовила Волгина Н.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Час общения,посвященный дню толерантности

    Час общения,посвященный дню толерантности,на котором учащиеся знакомятся с новым понятием....

    Урок толерантности или учимся сочувствовать

    Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодейст...

    Толерантность или учимся сочувствовать

    Внеклассное мероприятие по теме "Толерантность или учимся сочувствовать". Разработано для районного  конкурса "Сердце отдаю детям"....

    Классный час "Урок толерантности, или учимся сочувствовать" в 8 классе

    Даётся понятие "толерантность" Мероприятие воспитывает у  детей терпимое отношение друг к другу и окружающим. На уроке используются такие формы работы как беседа, игра, диалог, упражнения ...

    Час общения "Уроки педагогического мастерства"

    В ходе часа общения студентам рассказывается  о высоком предназначении педагога – учителя и воспитателя. В мероприятии участвуют опытные преподаватели и воспитатели...

    урок толерантности или учимся сотрудничать

    познакомить детей с термином "толерантность". в игровой форме, разбирая ситуации формировать у детей уважительное отношение к другим людям, признавать различия и индивидуальности каждого...


     

    Комментарии

    Казбекова Мира Казбековна

    Спасибо! Проведу в своём классе.