Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»
классный час на тему

Волгина Наталья Александровна

Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

Цель:

  • Изучить понятие толерантности;
  • Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №4» г. Называевска

Волгина Н.А.

Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

Цель:

  1. Изучить понятие толерантности;
  2. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у обучающихся.

Этапы часа общения

Ход занятия

Примечания

Вводная беседа

- Представьте себе, что ваш друг получил плохую отметку и очень расстроился из-за этого.

Как вы поступите в такой ситуации?

(Будем успокаивать, утешать).

- Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

- А если вы увидите ребёнка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? (Да)

Итак тема нашей беседы звучит так: «Урок толерантности или учимся сочувствовать».

Мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.

Выявление опыта детей.

Основная часть







































- У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Итак, «сочувствие» = «толерантность».

Как вы понимаете выражение: «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»?

Учащиеся высказывают свои мнения. Учитель обобщает: это значит уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание,
как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Жизнь - театр, у каждого свои роли.

Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.

Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.

А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?

Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

  1. Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
  2. Стремление к полноценной реализации своих способностей.
  3. Умение понимать и познавать других людей.
  4. Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.
































Определение понятия «толерантный человек».

Вы познакомились с понятием «толерантность». На доске записаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Выберите из них самые точные и верные качества.

  1. Терпение.
  2. Чувство юмора.
  3. Расположенность к другим.
  4. Доверие.
  5. Умение владеть собой.
  6. Доброжелательность.
  7. Умение не осуждать других.
  8. Умение слушать.
  9. Любознательность.
  10. Способность к сопереживанию.









Вычёркиваем лишнее и дополняем.

Высказывания выдающихся философов.

Сейчас я вам прочитаю высказывания выдающихсчя философов, а вы подумайте и ответьте, подходят ли они к нашему уроку.

  1. «Я никогда не скажу ни о ком ничего плохого… наоборот, я расскажу всё хорошее, что знаю о каждом».( Б. Франклин)
  2. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». (Д. Дидро)
  3. «Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками всё». (Ж. Поль)

- Так должны ли мы развивать в себе качества толерантного человека?

Игры и упражнения направленные на развитие и воспитание толерантности

Есть упражнения, которые помогут нам это сделать быстрее.

  1. Упражнение «Аплодисменты».

Цель: повысить самооценку и настроение.

Учитель просит встать всех тех , кто обладает определёнными качествами и умениями.

- Встаньте все те, кто

умеет петь;

умеет вышивать;

умеет кататься на коньках;

любит смотреть мультфильмы и другие.

Все остальные некоторое время аплодируют тем, кто встал.

  1. Упражнение «Это здорово».

Цель: получить поддержку одноклассников.

Учитель: сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своём качестве, умении или таланте. Например: «Я умею танцевать»; « Я умею прыгать через лужи» и т.д. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец».

Подведение итогов.

Творческая работа «Дерево толерантности».

- А сейчас мы подведём итог нашего занятия и сделаем это с помощью создания «Дерева толерантности».

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что,             по-вашему, надо сделать, чтобы ваша школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.

Учащиеся приклеивают листочки к дереву. Затем вместе читаем, что написано на листочках нашего дерева. Это дерево помещаем на стенд в классной комнате.

Домашнее задание.

Учитель раздаёт карточки. Учащимся нужно дома дописать предложения, написанные на карточках:

  1. Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …».
  2. Если я увижу престарелого человека, то я …».
  3. «Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …».
  4. «Если бы я был волшебником, то …»
  5. «Если мы не будем толерантны друг к другу, то …».

Дети получают листочки с незаконченными фразами.

        Подготовила Волгина Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности или учимся сочувствовать

Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодейст...

Толерантность или учимся сочувствовать

Внеклассное мероприятие по теме "Толерантность или учимся сочувствовать". Разработано для районного  конкурса "Сердце отдаю детям"....

Классный час "Урок толерантности, или учимся сочувствовать" в 8 классе

Даётся понятие "толерантность" Мероприятие воспитывает у  детей терпимое отношение друг к другу и окружающим. На уроке используются такие формы работы как беседа, игра, диалог, упражнения ...

урок толерантности или учимся сотрудничать

познакомить детей с термином "толерантность". в игровой форме, разбирая ситуации формировать у детей уважительное отношение к другим людям, признавать различия и индивидуальности каждого...

Урок толерантности или учимся сочувствовать.

Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимо...

Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не може...


 

Комментарии

Казбекова Мира Казбековна

Спасибо! Проведу в своём классе.