Толерантность или учимся сочувствовать
методическая разработка (8 класс) на тему

Петроченко Анна Владимировна

Внеклассное мероприятие по теме "Толерантность или учимся сочувствовать". Разработано для районного  конкурса "Сердце отдаю детям".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx30.15 КБ
Файл tolerantnost.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

имени героя Советского Союза В. П. Чкалова

г. Николаевска – на – Амуре

Конкурсное внеклассное мероприятие по теме:

«Толерантность или учимся сочувствовать».

конкурсант:

Петроченко А.В.

2012 г.

Внеклассное мероприятие по теме:

«Толерантность или учимся сочувствовать».

Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.

Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Актуальность проблемы: сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска.

План

  1. Организационный момент
  2. Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек» Анализ высказываний и ситуаций.
  3. Игровые ситуации.
  4. Итоги.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».
Ромен Ролан

«Я человек» каждый ли человек на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Человек должен иметь добрые и чистые мысли, хорошие качества характера (души), доброе и любящее сердце. Человек должен быть человечным.

Мудрые мысли, которые только что прозвучали можно выразить словами М.Пришвина «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

(Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми).

Представьте себе, что ваш друг или подруга получили плохую оценку и очень расстроились.

Уч-ль: Как вы поступите в такой ситуации?

Уч-ся: Будем успокаивать.

Уч-ль: Другими словами вы будете сочувствовать своему другу. А почему? Уч-ся: Друзья

Уч-ль: Вспомните, пожалуйста, ситуации из своей жизни, в которых бы вы сочувствовали бы кому-либо.

Уч-ся: пытаются вспомнить и привести примеры.

Уч-ль: Молодцы, ребята! Тема нашего мероприятия   «Толерантность или учимся сочувствовать». Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.

III. Работа над содержанием слова «толерантность»

Толерантность - (от лат. слова tolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.

Какие качества толерантного человека вы можете назвать?

  • терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)
  • справедливость
  • совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)
  • сострадание
  • уважение себя, мнений и поступков других людей
  • сдержанность (отсутствие агрессии)
  • прощение
  • принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)
  • милосердие (учитывать настроение окружающих)
  • уважение прав своих и другого человека
  • великодушие
  • примирение со сложившимися ситуациями
  • отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к  другим
  • негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме
  • отсутствие ненависти, зависти и призрения

Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к  любому человеку, который встречается ему на пути.

Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей.  А скажите, в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками. (Учителями)? Какие школьные предметы, по вашему мнению, наиболее ярко учат быть толерантными? Почему?

Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.

IV. Беседа по содержанию произведения В.Катаева «Цветик-семицветик»

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по моему вели.
Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

- Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

- Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

- Какое первое желание  Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок).

- Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась).

- Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе).

- Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома).

- Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете).

- Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины).

- И так остался последний голубой лепесток. Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты).

- Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

- Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

- С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось  помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.

- Не всякая болезнь излечима, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются, в чьей то поддержке со стороны.

Доводилось ли вам  встречать на своём пути  людей, которым нужна чья-то помощь или поддержка, как в данной сказке?

- О каких людях я спрашиваю?

Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды. Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение (это очень плохие спутники жизни, от которых надо избавляться).

Как вы думаете, о ком пойдёт сейчас речь?

Правильно, о людях с ограниченными возможностями

V. Работа в группах  (прорабатывание вопросов и выдвижение предложений)

Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.

Представьте, что вы идёте по улице, где много людей. Каких людей с ограниченными возможностями вы можете встретить на своём пути? (Слабовидящие, слабослышащие, те, кто передвигается на инвалидной коляске).

Какие чувства возникают у вас, когда вы встречаете на своём пути такого человека?

Сейчас я предлагаю разбиться на 3 группы по цветам. Каждой группе будет предложено проработать вопросы: «Что могут, чего не могут люди определённой группы с ограниченными возможностями? Чем мы могли бы им помочь?»

1 группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ

  • Могут ли работать на компьютерах, врачами, лётчиками, учителями, водителями автомашин, сборщиками в цехах, инженерами?
  • Могут ли сами перейти через дорогу?
  • Могут ли обойти препятствие на дороге?
  • Могут ли читать книги?
  • Могут ли  быть изобретателями и учёными?
  • Могут ли заниматься спортом?
  • Могут ли учиться в обычной школе?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или  наше общество?

2 группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ

  • Могут ли работать  учителями, инженерами, конструкторами, водителями автомашин, хирургами, лётчиками?
  • Могут ли заниматься спортом?
  • Могут ли быть учёными?
  • Могут ли учиться в обычной школе?
  • Могут ли слушать радио, смотреть телевизор?
  • Могут ли быть изобретателями, учёными?
  • Могут ли быть артистами?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или  наше общество?

3 группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКАХ

  • Могут ли учиться в обычной школе?
  • Могут ли пользоваться общественным транспортом?
  • Могут ли беспрепятственно ходить на работу?
  • Могут ли работать  конструкторами, компьютерщиками, юристами, врачами, водителями автомашин, лётчиками?
  • Могут ли посещать театр, цирк, зоопарк?
  • Могут ли заниматься спортом и каким видом?
  • Могут ли быть артистами кино?

Обоснуйте свой ответ. Что могут? Чего не могут? Чем можем им помочь мы или  наше общество?

Ребята, из ваших ответов видно, что люди, имеющие ограниченные возможности, порой не могут делать самые простые для всех нас вещи, например: перейти дорогу, или прочитать  книгу, или послушать радио, или зайти в трамвай, троллейбус, автобус, или подняться по лестнице в магазин, аптеку, в свой подъезд и т.д.

Давайте дадим слабовидящим людям возможность быть с нами на равных правах.  Что им  для этого нужно? (Ответ: очки,  азбука  Брайля, специальное компьютерное оборудование для проговаривания текста, собака-поводырь, трость с сигнализацией на препятствие, светофор с сигнализацией и др.)

Давайте поможем  слабослышащим людям. Что нужно этим людям,  чтобы  они слышали и понимали нас? (Ответ: слуховой аппарат, азбука жестов).
Азбука   жестов -  это,  когда  каждой   букве   алфавита  соответствует определенное  положение пальцев рук.  По азбуке  жестов  учатся слабовидящие дети в специальных школах.

Давайте поможем  людям  на инвалидных колясках. Что  нужно этим  людям, чтобы  они  могли  жить  и работать? (Ответ: электрическая легкая  коляска, приспособления  для  приготовления  пищи, уборки квартиры,  для  пользования ванной,  транспорт  с  подъемником,   компьютер,  пандусы   в  жилых  домах, магазинах,  театрах и т.д.,  широкие двери  в лифтах  и  жилых помещениях  и офисах и т.д.).

(Выслушиваются ответы  детей, их дополнения).

Итак, ребята, вы увидели,  что люди с ограниченными возможностями - это такие же  люди, как и все.

Из-за несчастного случая или  болезни они  попали  в  тяжелое положение. Как и все нуждаются в счастье,  радости,  общении и сильнее других людей страдают  от одиночества, равнодушия, непонимания. Они нуждаются в помощи здоровых людей.

Помните, ребята: «Есть превосходные  люди,  которые  невыносимы  и  есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф.де Ларошфуко

VI. Сообщения о героизме людей с ограниченными возможностями.

Сейчас вы узнаете о человеческой  стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.

ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО. "Чтобы  доказать себе,  что ты не хуже, а может, и лучше  других,  нужно раз в жизни  стиснуть  зубы  и  напрячь  все  силы, но покорить свою вершину", - сказали российские инвалиды Андрей Козуб, Вячеслав Суров и др. и покорили горную вершину высотой 5895 м,  доказав тем  самым не только  себе,  но  и  всем,  что сила духа и мужество  могут преодолеть  все препятствия.

НИНА МАЛЕР - психолог из Швейцарии.

Мужество и  энергия Нины, которая после болезни потеряла возможность не только двигаться, но даже дышать самостоятельно,  потрясла всех. Она в Швейцарии создала даже Фонд помощи инвалидам России. Она работает на компьютере с помощью струи воздуха из дыхательной трубки, делая 140 знаков в минуту.

МЭРИ  ВЕРДИ - девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она  училась грациозно вращаться  и  делать  изящные  движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что  она  инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из  судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала  группу "Танцующие колеса".

- Я  научилась  не просто существовать, но и творить  свою жизнь. Через танец мы показываем, что человеческие возможности безграничны. Если захотеть можно достигнуть всего.

ПАРАОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ. Вы, наверное, знаете о параолимпийских играх – международных спортивных соревнованиях для инвалидов. Они  традиционно проводятся после главных  Олимпийских игр, а начиная с 1992годя – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960года, а зимние – с 1976года (они проводятся регулярно раз в четыре года)

Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям. 

Летние виды спорта: тяжелая атлетика, легкая атлетика, стрельба из лука, плавание, дзюдо, велосипедный спорт, теннис на колясках, фехтование, футбол 7x7, футбол 5x5, баскетбол на колясках, выездка, стрельба, волейбол, регби на колясках, танцы на колясках, гандбол, настольный теннис, гребля, парусный спорт.

Зимние виды спорта: лыжные гонки и биатлон, горные лыжи, хоккей с шайбой, керлинг

VII. Создание  цветика -  семицветика с правилами толерантного человека.

Из выше сказанного, я предлагаю вам вместе со мной вывести ряд правил, которые помогут правильно себя вести с людьми, имеющими ограниченные возможности.

VII. Итог мероприятия.

Счастье – это когда тебя понимают. Каждому из нас нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Любому человеку нужно, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.

В заключении я прочитаю стихотворение инвалида Сергея  Ольгина, которое еще  раз покажет, как трудно жить инвалидам, но,  не смотря на трудности, они не сдаются.

С ВАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час - паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.

Порой бывает - жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.

Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.

Так не пугай нас, трудная дорога.
Лютуй зима, грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.

Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда к нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь!

Сергей Ольгин

Мы увидели, что люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые и т.п.

   "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.   

Спасибо всем за активное участие в обсуждении данного вопроса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толерантность или учимся сочувствовать

Слайд 2

«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности». Ромен Ролан

Слайд 3

Толерантность (от латинского слова tolerantia ) - терпение

Слайд 4

Какие качества присущи толерантному человеку: терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей) справедливость совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков) сострадание уважение себя, мнений и поступков других людей сдержанность (отсутствие агрессии) прощение милосердие (учитывать настроение окружающих) уважение прав своих и другого человека великодушие отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме отсутствие ненависти, зависти и призрения

Слайд 6

Дома со связкой баранок

Слайд 7

Мамина вазочка склеилась Дома со связкой баранок

Слайд 8

Оказалась на Северном полюсе Мамина вазочка склеилась Дома со связкой баранок

Слайд 9

Оказалась на Северном полюсе Мамина вазочка склеилась Дома со связкой баранок Очутилась дома (после Северного Полюса)

Слайд 10

Получила все игрушки на свете Оказалась на Северном полюсе Мамина вазочка склеилась Дома со связкой баранок Очутилась дома (после Северного Полюса)

Слайд 11

Получила все игрушки На свете Оказалась на Северном полюсе Мамина вазочка склеилась Дома со связкой баранок Очутилась дома (после Северного Полюса)

Слайд 12

Получила все игрушки На свете Оказалась на Северном полюсе Возвращение игрушек в магазин Мамина вазочка склеилась Дома со связкой баранок Очутилась дома (после Северного Полюса)

Слайд 13

Получила все игрушки на свете Оказалась на Северном полюсе Возвращение игрушек в магазин Мамина вазочка склеилась Дома со связкой баранок Очутилась дома (после Северного Полюса)

Слайд 14

Все – мы разные, все мы – равные ! (работа в группах)

Слайд 15

Три группы: Группа. СЛАБОВИДЯЩИЕ ЛЮДИ Группа. СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ЛЮДИ Группа. ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПЕДВИГАЮТСЯ НА КОЛЯСКЕ

Слайд 16

« Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». французский философ Ф.де Ларошфуко

Слайд 17

Герои Килимонджаро

Слайд 18

Нина Малер

Слайд 19

Мэри Верди

Слайд 20

Параолимпийские игры

Слайд 22

Сострадание Уважение прав других Уважение человеческого достоинства Принятие другого таким, какой он есть Милосердие Уважение прав других Толерантность Сотрудничество Прощение Цветок толерантности

Слайд 23

Не оценивайте людей, а цените!

Слайд 24

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»

Час общения: «Урок толерантности или учимся сочувствовать»Цель: Изучить понятие толерантности;Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у обучающихся....

Урок толерантности или учимся сочувствовать

Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодейст...

Классный час "Урок толерантности, или учимся сочувствовать" в 8 классе

Даётся понятие "толерантность" Мероприятие воспитывает у  детей терпимое отношение друг к другу и окружающим. На уроке используются такие формы работы как беседа, игра, диалог, упражнения ...

урок толерантности или учимся сотрудничать

познакомить детей с термином "толерантность". в игровой форме, разбирая ситуации формировать у детей уважительное отношение к другим людям, признавать различия и индивидуальности каждого...

Урок толерантности или учимся сочувствовать.

Цель: дать понятие толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.Задача: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимо...