классный час "Виват,Россия!"
классный час (8 класс) на тему

Лихоманова Светлана Ивановна

классный час для учащихся 8-9 классов, посвященный празднованию Дня народного единства " Виват, Россия!" в виде театрализованной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vivat_rossiya_.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Клементьевская основная общеобразовательная школа»

Классный час:

«ВИВАТ, РОССИЯ!»

8-9 класс

2005 год.

Цель занятия : воспитывать чувство гордости за принадлежность к русской нации.

Задачи занятия:

  1. Показать,        что сила любого народа в единстве.
  2. Воспитывать        чувство патриотизма.
  3. Развивать        интерес к истории родного края.

Оборудование: выставка книг, у уч-ся карточки с названиями городов, карточки с оценками, ватман для подсчета баллов, костюмы для героев.

План занятия:

  1. Введение.
  2. Беседа: «Особенности Смутного времени».
  3. Игра «Освободи город!».
  4. Подведение итогов, награждение победителей.

1.Введение.

-Россия, Русь-матушка! Так с любовью поколения россиян величают могучую державу, созданную в неимоверных трудах и лишениях, в ожесточенной борьбе с ордами завоевателей.

Родина всегда одна. Она дается нам однажды и на всю жизнь. Другой не будет никогда.

«Клянусь вам своей честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь» - писал великий патриот и поэт России А.С.Пушкин.( эпиграф написан на доске)

Миллионы и миллионы наших современников, без сомнения поставили бы свои подписи под этими словами Поэта. Но можно ли любить Родину, не зная её истории, не ведая о лучших сынах России, составляющих её гордость и славу?

Наша родина - Россия при отпоре врагам всегда рассчитывала прежде всего на патриотизм народа и могущество своей армии и флота, которые , по словам известного русского мыслителя И .А. Ильина, «есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины, воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения...»

Всё это сказалось на формировании национального характера, на отношении россиян к своим защитникам и к военной службе. В нашем Отечестве воины издревле пользовались неизменной любовью народа, а трудная и опасная профессия Родину защищать всегда считалась одной из самых благородных. Такое отношение к ратному труду в народной среде воспитало у русских воинов качества, которые постоянно отмечали не только союзники, но и враги России. Это несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, личная инициатива, массовый героизм, крепкое воинское братство и взаимовыручка.

Начиная с незапамятных времен, русский солдат и матрос служат не ради чести и славы своей, а в интересах государства Российского.

Обратите внимание на даты на доске:

1237г, 1611г,1812г,1941г- что объединяет эти даты?

  1. Беда пришла на землю русскую. Огню и мечу предавал коварный враг цветущие города, не жалел ни малого, ни старого. Но жестокостью своей не сумели захватчики запугать русских людей...

-Давайте вспомним лихие те года и события, которые последовали...

1237г -120-тысячное войско хана Батыя вторглось на северо-Восточную Русь. Более 200 лет татаро-монгольское иго.

1611г- польско-шведская интервенция. После захвата поляками Москвы Российское государство, как и во времена монголо-татарского нашествия, оказалось на грани национальной катастрофы. Но нашлась сила, которая спасла страну от иноземного порабощения. Этой силой стал российский государственный патриотизм, подвигнувший народ на значительные жертвы во имя сохранения независимости и целостности Отечества.

1812г- Отечественная война 1812г явила примеры массового героизма и самопожертвования народов России. На защиту Родины встали все - и богатые, и бедные, и мужчины, и женщины - все, в ком были живы совесть и боль за Россию.

1941г- В суровые годы Великой Отечественной войны советские воины сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства: беспримерное мужество, беззаветную преданность Родине, непреклонную волю к победе, массовый героизм.

На протяжении многих веков нашему нарду приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое национальное существование и независимость.

В канун праздника национального единства давайте вспомним один из ярчайших примеров русского патриотизма - 26 октября 1612 г ( по старому стилю) - день освобождения Москвы от польских интервентов Вторым народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским.

2.Особенности Смутного времени.

-начало 17 века в России современники назвали Смутным временем. Эти события оставили глубокий след в русской истории. Грозные движения народных масс, рушивших царские престолы, появление на исторической арене выдающихся деятелей и авантюристов, заговоры и измены, невероятные стечения обстоятельств - просто удивительно, как все это уместилось на таком коротком отрезке нашей истории.

  1. В Москве в 1818 г на народные пожертвования поставлен памятник Кузьме Минину Дмитрию Пожарскому (архитектор И Мартос) на Красной площади, (показ памятника)
  2. Представьте, что герои ожили. Что они могут нам рассказать о себе? ( 2 ученика в костюмах рассказывают о Минине и Пожарском.( задача ребят запомнить как можно больше информации, которая пригодится им в дальнейшей игре.)

ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ.

Был отпрыском древнего княжеского рода. Его предки были владельцами Стародубского удельного княжества, земли которого располагались на реках Клязьме и Лухе. Однако уже в начале 16 века род Пожарских постепенно обеднел.

В 1593 г. Дмитрий поступил на гос.службу. В начале он выполнял обязанности стряпчего - одного из сопровождающих царя. Пожарский «состоял при платье» - должен был подавать или принимать различные предметы царского туалета, а в ночное время - охранять царскую спальню. После коронации Бориса Годунова был назначен стольником и попал в круг лиц, составлявших верхушку московской знати (его мать была «верховой барыней» - воспитывала царских детей).

Когда в Литве появился Самозванец, Пожарский получил приказ отправиться на литовскую границу. Удача вначале не благоприятствовала русской армии. В боях на литовской границе и в дальнейших сражениях Пожарский постепенно становился

закаленным воином, но его военная карьера оборвалась, потому что он получил ранение и был вынужден отправиться в свое имение Мугреево для излечения.

Пока Пожарский восстанавливал силы, войска интервентов вступили на русскую землю, разгромили русские отряды и заняли Москву.

Военной стороной движения стал руководить князь Дмитрий Пожарский, получивший чин воеводы. После полного разгрома польской интервенции Пожарский присутствовал при заключении Деулинского перемирия, а затем был назначен воеводой в нижний Новгород В 1636-1637гг он был начальником московского Судного приказа.

На склоне лет Пожарский жил в родовой вотчине - селе Мугреево. Ему принадлежало несколько тысяч четвертей пашни, и он самым крупным землевладельцем в округе. Пожарский слыл просвещенным человеком. Он собрал порядочную библиотеку, покровительствовал народным живописцам и поэтам. На свои средства Пожарский выстроил несколько церквей.

Скончался 20 апреля 1642 года. Погребен в родовой усыпальнице Пожарских в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре.

КУЗЬМА МИНИН.

Историки установили, что он происходит из старинного торгового рода, представители которого издавна занимались солеварением. Они жили в Балахне - небольшом городке в окрестностях Нижнего Новгорода. Там на небольшой глубине под землей находились слои, в которых содержался природный солевой раствор. Его поднимали через колодцы, выпаривали, а получавшуюся соль продавали. Промысел оказался настолько прибыльным, что предок Минина смог купить себе двор и торговое место в Нижнем Новгороде.Здесь он занялся не менее прибыльным делом - местной торговлей. Любопытно, что одна из солевых скважин находилась в совместном владении предков Минина и Пожарского.

Кузьма Минин продолжал дело отца. После раздела имущества с братьями он завел себе лавку и начал собственную торговлю. По-видимому, ему везло, поскольку уже через несколько лет он поставил себе хороший дом, и разбил вокруг него яблоневый сад. Вскоре после этого Минин женился на дочери своего соседа, Татьяне Семеновой. Никто не смог установить сколько у них было детей. Достоверно известно лишь то, что наследником Минина был его старший сын, Нефед. Видимо, Минин пользовался репутацией добросовестного и порядочного человека, поскольку на протяжении многих лет являлся посадским старостой.

Осенью 1611 г. посадский староста из Нижнего Новгорода К.Минин призвал к созыву второго ополчения. Минин рассказал, что на протяжении нескольких дней ему являлся во сне Сергий Радонежский, призывавший его выступить с призывом к согражданам.

В сентябре 1611г. Мини был выбран в земские старосты. Собрав в земской избе всех посадских старост, он обратился к ним с призывом начать сбор средств: со всех хозяев города собирали «пятую деньгу» - 0,2 часть состояния.

Постепенно на призыв Минина откликнулись жители окружавших Н.Новгород земель. В середине февраля 1612 г. ополченцы направились в Ярославль. Там были сформированы руководящие органы движения - «Совет всея земли».

Царь пожаловал Минину чин думного дворянина. В 1616 г. умер от неизвестной болезни.

3. Игра «Освободи город!»

-Ваша задача - продемонстрировать знания и освободить город. Пред вами три основных препятствия - Китай-город, Замоскворечье, Земляной город.

  1. Вас ровно 9 человек (у каждого на груди название города, представители которого участвовали в ополчении), столько необходимо, чтобы защитить город Москву от интервентов. Если хотя бы один из вас по истечении 10 минут останется в игре-это означает что вы победили.
  2. не ответив на вопрос - вы убиты, о баллов, выбываете.

-ответив не полностью - легкоранены (до 2 раз) 1 балл,

  1. правильный ответ - 3 балла.

( на доске на ватмане учитель ведет счет).

Вопросы:

  1. Назовите дату 1 ополчения (март-июль 1611г).
  2. Назовите дату 2 ополчения (сентябрь-октябрь 16112 г.)
  3. Назовите дату освобождения Москвы от интервентов (26.10.1612 г)
  4. Им поставлен памятник, считающийся первой монументальной скульптурой Москвы (Минину и Пожарскому)
  5. Кого в начале 17 века считали лисовчиками? ( польских интервентов)
  6. Какую должность при царе занимал князь Пожарский? (стряпчий)
  7. Почему Минин был прозван сухорук? (инвалид)
  8. Назовите фамилию воеводы под командой которого сражались суздальцы?(Измайлов)
  9. Кто был военным руководителем второго ополчения?(Пожарский)
  10. Кто был гражданским руководителем второго ополчения?(Минин)
  11. Назовите фамилию предателя второго ополчения (Заруцкий)
  12. Представители каких городов сражались во втором народном ополчении?(Владимир, Суздаль, Ярославль, Калуга, Коломна, Н.Новгород)
  13. Какую часть состояния нижегородцы отдали для народного ополчения?(0,2)
  14. Назовите родовое гнездо князя Пожарского.(Мугреево)
  15. Где похоронен князь Пожарский? ( в родовой усыпальнице Спасо-Евфимьева монастыря)

Подведение итогов. Называется победитель и вручается приз.

4.Есть глубочайший нравственный смысл в преемственности поколений, во внутреннем единстве их исторических судеб, постигаемом через нетленность наших святынь.

В героическом прошлом Родины мы черпаем силу для новых свершений, для равнения на подвиг отцов и дедов. Они в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России. Мы по праву являемся наследниками славы княжеских дружин Древней Руси, воинских формирований и народных ополчений Московского гос-ва, военного мугущества Российской империи, преемниками и продолжателями беззаветного патриотизма, доблести и непобедимости.

АНАЛИЗ

Классного часа по истории России в 8-9 классе «ВИВАТ, РОССИЯ!».

Цель занятия: воспитывать чувство гордости за принадлежность к русской нации - красной нитью проходит на протяжении всего мероприятия.

В ходе подготовки, сборе материала, знакомства с краеведческой информацией выяснилась актуальность и своевременность выбранной темы: тяжелое экономическое положение в России, локальные национальные конфликты, террористические акции, которые сотрясают страну - весь этот негатив складывается в один вопрос - что делать? Ответ очевиден - один в поле не воин - надо объединятся.

Кроме моральных соображений помог в выборе темы мероприятия и вновь введенный государственный праздник-4 ноября 2005 года-День народного единства.

Содержание материала соответствует выбранной тематике, цели и задачам мероприятия, а также возрастным особенностям уч-ся 8-9 класса.

Это мероприятие неразрывно связано с туристическо-краеведческим направлением работы всей школы и непосредственно проходило в разделе «Наследие веков» на базе 8- 9 класса.

Материал занятия выстроен достаточно логично, ребята получают новый поток информации, который выходит за рамки школьных учебников по истории России.

В ходе мероприятия использовались следующие методы : инсценировка(образы Минина и Пожарского), игра «Освободи город!». Нетрадиционные формы и методы внеклассных мероприятий всегда находят поддержку со стороны ребят. Они становятся более открытыми, раскованными, доброжелательными.

Для проведения мероприятия «Виват, Россия!» привлекались уч-ся 7 класса, которые участвовали в инсценировке и поразили всех самостоятельно приготовленными костюмами, библиотекарь, который рассказал ребятам о книгах, описывающих то время, познакомила с интересными историческими источниками, оружием того времени. Присутствующие взрослые и дети отметили динамичность проведения, смену деятельности, заинтересованность ребят, хорошие знания по истории, сплоченность классного коллектива, необычность проведения довольно таки серьезного мероприятия в игровой форме.

В целом классный час по истории России принес чувство удовлетворения и участникам и зрителям. В дальнейшем мы планируем проводить подобные мероприятия и по другим направления в ходе работы ДО «Родные просторы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...