СЛАГАЕМЫЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (материал из интернета)
статья по теме

Беляевка РМО классных руководителей

Анализ  результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из которых может складываться образ (модель) эффективной деятельности классного руководителя. К таким чертам целесообразно отнести следующее:

1)        стратегическую устремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;

2)        направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;

3)        системность осуществления воспитательного взаимодействия;

4)        ориентацию воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

5)        технологичность работы педагога-воспитателя;

6)        диагностическую оснащенность деятельности классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_slagaemye_effekt_rab_kl_ruk.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ №4РМО классных руководителей 2012 год

СЛАГАЕМЫЕ ЭФФЕКТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 

     Первым национальным проектом в области образования, как известно, стал проект, который условно можно назвать «Классный руководитель». Его реализация предлагает:

во-первых, определение и выполнение классными руководителями функций, способствующих повышению эффективности воспитательной работы с детьми;

во-вторых, предоставление классным руководителям денежного вознаграждения за осуществление этих функций.

    В связи с этим необходимо разработать и обосновать современную модель воспитательной деятельности классного наставника.

    Анализ  результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из которых может складываться образ (модель) эффективной деятельности классного руководителя. К таким чертам целесообразно отнести следующее:

1)        стратегическую устремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;

2)        направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;

3)        системность осуществления воспитательного взаимодействия;

4)        ориентацию воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

5)        технологичность работы педагога-воспитателя;

6)        диагностическую оснащенность деятельности классного руководителя.

Рассмотрим  каждую из перечисленных черт более детально.

        Первая черта – стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания.

        Вторая черта – направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей.

      Что же отличает в данном аспекте деятельность успешно работающих классных классных руководителей?

Во-первых, у них сформированы научные представления о личности, ее структуре и компонентах, условиях и факторах ее развития.

Во-вторых, когда они формулируют в плане работы цель воспитания, то в этой формулировке всегда содержится информация о структурных элементах (качествах) личности, на развитие которых в первую очередь будет направлен воспитательный процесс.

В-третьих, нередко планы воспитательной работы таких педагогов содержат разделы, связанные с развитием основных потенциалов личности (интеллектуальный, ценностный, коммуникативный, физический, эстетический) или направлениями личностного развития (умственное, нравственное, физическое).

В-четвертых, ни одно организуемое ими дело не проводится только просто ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря. Любое дело должно внести вклад в развитие детей.

В-пятых, особое внимание в ходе анализа состояния и эффективности воспитательного процесса, при составлении психолого-педагогической характеристики класса уделяется результатам развития детей, изменениям параметров личностного развития каждого отдельного  ребенка и классного сообщества в целом.

     Третья черта – системность осуществления воспитательного взаимодействия.

                Успешно работающие классные руководители убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного сообщества. Благодаря их усилиям создаются уникальные и эффективные воспитательные системы классов. Посредством  чего это достигается?

Во-первых, в соответствии с педагогическим замыслом классного наставника формулируется название воспитательной системы класса, которое и выполняет роль системообразующего  фактора. Например:

        Вселенная Жизнь;  Экоград;     Чистое озеро;      ЖЗЛ (жизнь замечательных людей);

        Наши 25 «Я»;    Зажги свою звезду;       Дорога к себе;

Во-вторых, определяется приоритетный (доминирующий) вид (направление) деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. его системоинтегрирующий фактор. Например:       в воспитательной системе «Чистое озеро» - экологическая деятельность;       в системе «Наши 25 «Я» - коллективная проектно- творческая  деятельность;         в «Зажги свою звезду!» - деятельность, направленная на обеспечение процесса становления и проявления индивидуальности детей.

Очевидно, что и в настоящее время целесообразно использовать комплексные формы как системоинтегрирующие факторы процесса воспитания. Под комплексной формой понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, которые связаны концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладают благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.

Каждую разрабатываемую комплексную форму можно представить в виде цепочки последовательно проводимых совместных и индивидуальных дел. Разумеется, эти дела разные для детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Но существует схожая логика последовательности звеньев в разных комплексных формах.

Например, первым звеном этой цепочки  чаще всего является дело, которое символизирует старт комплексной формы. В ходе него решаются три  задачи:

1)    доходчиво разъяснить детям замысел комплексной формы;

2)    вызвать интерес учащихся к участию в ней;

3)    принять индивидуальные или комплексные задания самому себе или самим себе.

Следующим шагом в развертывании комплексной формы может стать проведение дел, направленных на определение и утверждение правил совместной жизнедеятельности  (похода, клуба и т.п.), поиск объектов для приложения своих сил, распределение индивидуальных или групповых поручений.

Третье звено – этап конкретных дел.

Затем следует «привал» (финиш как завершающий этап) – это место и время для анализа и оценки проведенных дел и их результатов.

Апробация комплексных форм позволила определить условия их использования в процессе воспитания детей. Они следующие:

        наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения (включение элементов сюжетно-ролевых игр, моментов таинственности, загадочности, романтики);

        социально ценная и личностно значимая направленность совместной деятельной и индивидуальной деятельности, ориентация ее содержания, приемов и методов организации на формирование у воспитанников знаний и умений самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации и саморефлексии;

        учет возрастных особенностей школьников в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы;

        выделение этапов в организации совместной деятельности;

        предоставление учащимся свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять  собственную нишу в жизнедеятельности классного (школьного) сообщества;

        существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей, «погруженных» в длительный цикл деятельности»;

        обеспечение наглядности отражения процесса и результатов участия детей в комплексной форме (карты, схемы, стенные газеты, уголки, дневники и т.п.)

Четвертая черта – ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей.

Надо постараться сделать процесс воспитания индивидуально - ориентированным, т.е. направленным на развитие и проявление индивидуальности каждого учащегося. К сожалению, индивидуальности мало уделяется внимания, как в исследовательской, так и в практической деятельности. Преобладает усеченный взгляд на этот  человеческий феномен: индивидуальность рассматривается лишь как уникальность, неповторимость, особенное в человеке  и его свойствах. Очень часто за пределами рассмотрения остаются три существенных ее характеристики:

1) индивидуальность как важнейшее, системообразующее качество человека;

2) индивидуальность как этап, уровень развития индивидуума;

3) индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность, способность стать и быть самим собой.

Именно целостный, а не усеченный взгляд на индивидуальность способствует тому, что успешно работающие классные руководители избирают ее в качестве ведущего целевого ориентира  в воспитательной деятельности. Не случайно в их планах воспитательной работы с детьми заметное место занимает раздел «Индивидуальная работа с учащимися», в котором предусматриваются формы и методы индивидуального взаимодействия с каждым учеником, исходя из мира интересов и увлечений ребенка, его личностных достижений, проблем в развитии. В практике классного руководства часто используются индивидуально-ориентированные формы воспитательного процесса: персональные выставки и концерты, самопрезентации, смотры личностных достижений, мастерские самопроектирования, бенефисы, мастер-классы учащихся и т.п.

Пятая черта деятельности успешного классного руководителя – это технологичность работы педагога-воспитателя.

Очень часто учитель более технологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательного взаимодействия. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы педагоги использовали в практике воспитания такие технологии, как:

        технология КТД;

        технология моделирования воспитательной системы класса;

        технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе;

        технология подготовки и проведения личностно ориентированного классного часа;

        игровые и коммуникативные технологии;

        технология анкетирования, тестирования и применения других методов психолого-педагогической диагностики.

     Наконец, шестая черта – диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

             Как правило, в процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики:

1)    состояние (ход) воспитательного процесса;

2)    его результативность (эффективность).

      При изучении первого объекта – состояния (хода) воспитательного процесса – предметов диагностики часто становятся:

     а) формирование отношений в коллективе класса (межличностных и деловых, внутренних и внешних);

     б) развитие совместной деятельности (ее потребности и мотивы, умение планировать, организовать, анализировать деятельность);

     в) культура общения учащихся.

Для определения эффективности воспитательного процесса надо разработать диагностическую систему, состоящую из критериев, показателей и методик изучения. Если до конца быть последовательными, то следует признать, что для исследования эффективности воспитательного процесса в каждом классе должна разрабатываться своя система диагностики, так как в разных классах могут существенно отличаться друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно - деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления.

        Наряду с этим надо не забывать о том, что существуют, по утверждению психологов, два универсальных критерия оценки эффективности человеческой деятельности:

1)    продуктивность;

2)    удовлетворенность процессом и результатами деятельности.

Продуктивность воспитательной деятельности, по всей        вероятности, включает в себя две основные составляющие:

1)    развитость детей;

2)    сформированность коллектива класса (отношений, атмосферы, среды развития, его репутации и индивидуальности).

Отсюда мерилом эффективности воспитательного процесса в классе могут выступать:

        развитость основных потенциалов человека;

        сформированность коллектива класса, его репутации и индивидуальности;

        удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

     В соответствии с каждым из названных критериев подбираются показатели и методики изучения.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернет – практик в работе классного руководителя.

Если вы знакомы с работой классного руководителя, то знаете,  какое значение имеет создание собственной странички в сети для класса. Само по себе это уже мощное объединяющее событие. Как вы это и...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС (методический материал для МО классных руководителей)

КЛАССНЫЙ ЧАС – ЭТО… Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?...

Памятка "Интернет в работе учителя и классного руководителя"

Чтоб от жизни не отстать и в передовиках ходить,Надо уметь в сети Интернет информацию «удить»!Е.А. Дитрих...

практикум «Интернет-ресурсы в работе классного руководителя»

Цель практикума: ознакомление с новыми технологиями в работе классного руководителя, обсуждение и обмен мнениями по вопросы использования Интернет-ресурсов в работе классного руководителя....

Материал к классному часу "Ответственность несовершеннолетних"( в помощь классным руководителям).

     Несовершеннолетние — это особая группа молодых людей, которые еще не адаптировались к жизни, их психика неустойчива к окружающему миру, они лишены возможности правильн...