Классный час. О вреде сквернословия.
классный час по теме

Бондарькова Татьяна Викторовна

Мероприятие, нацеленное на воспитание уважения и любви к родному языку, культуре общения, негативному отношению к порокам человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_vrede_skvernosloviya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

О ВРЕДЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ

ЦЕЛИ:  - показать роль языка в жизни человека и в жизни общества

              - прививать любовь и бережное отношение к родному языку;

              - воспитывать культуру речи.

ЗАДАЧИ:

              - воспитывать негативное отношение к порокам человечества;

              - побуждать к нравственному самосовершенствованию.

ОФОРМЛЕНИЕ:  Слайд с надписью    «Язык есть исповедь народа.

                                                                   В нём слышится его природа,

                                                                   Его душа и быт».

                                                                                         П.А. Вяземский

1. 1-й ведущий: Ежегодно в январе отмечается Международный День родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «У, блин», «У, клёво» и  междометие «Вау!». Ещё совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины – это сорт выпечки, употребляемый в пищу. Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все свои накопившиеся отрицательные эмоции. Любой здравомыслящий человек употребит слово «клёво», когда у людей хороший клёв на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни – это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди до 90-х годов ХХ века не попадались. Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодёжи. Их деятельной жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются». Дело доходит до смешного. Из пяти слов – «мальчик», «гора», «крутой», «съехал», «с» - вместо предложения «Мальчик съехал с крутой горы» дети составляют предложение «Крутой мальчик съехал с горы».

2. 2-й ведущий: Иностранцу, выучившему тысячи русских слов, трудно уразуметь, что мальчик будет «пацан», «чувак» - мужчина средних лет, «родаки» - родители.

Что же случилось с нашим языком за два века? У многих слов, как мы видим, появилось другое значение. Раньше под словом «тачка» подразумевалась тележка для перевоза груза. Теперь «тачкой» называют машину. Прежде в ящик складывали полезные вещи, теперь в него «пялятся». Из тарелок ели, на худой конец, в них прилетали инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка – это телевизионная антенна. Что делать? Прогресс?! Бабки прежде были старые, ворчливые, стали – новые, зелёные, хрустящие.

Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200 – 300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков. В качестве варианта хочу предложить вам послушать отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»:

1-й чтец:

Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок –

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах, … а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» - «Ступай себе мимо!» -

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?» - «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

«А что, у отца-то большая семья?» -

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я …» -

«Так вон оно что! А как звать тебя?» -

                                               «Власом».-

«А кой тебе годик?» - «Шестой миновал …

Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

3. 2-й чтец: А сейчас вы услышите «перевод» на «новый русский» этого стихотворения.

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел: был сильный мороз.

Вижу: вдруг прёт ко мне по наклонной

Пацан, правда, ещё не крутой;

Блиновый на вид и прикидик не клёвый.

«Здорово, чувак! - я ему говорю,-

А где родаки?» - «Да шнурки-то в стакане,

А от тебя я, в натуре тащусь».

Я-то сперва не врубился, не въехал.

«Что обломался?» - он мне говорит.

«Бывай, наезжать на тебя я не стану.

Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».

«Ну, трогай!» - воскликнул малюточка басом,

Схватил под уздцы и быстрей пошагал.

4. 3-й чтец: Из «материала» наши предки строили многоэтажные дома. Сегодня от этого слова осталось три буквы МАТ. Зато теперь строить ничего не надо. Он сам по себе и трёхэтажный, и десятиэтажный. А как бичует сквернословие Эдуард Асадов в стихотворении «О скверном и святом»:

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не просто просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?

Ну, как позволить, чтобы год за годом

Там оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово, наконец:

«Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!»

5. 1-й ведущий: Горько и обидно становится оттого, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10-й выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня матом разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Мат доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

6. 2-й ведущий:

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и Космос. Например, он является источником энергии-. И слово человека - тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее - добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных - «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

7.  1-й ведущий:

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук

П. П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слога вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шепотом.

На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК, т. е. ДНК воспринимает человеческую речь.

8. 4-й чтец:

Проведен был и прямо противоположный эксперимент. Ученые «благословляли», т. е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук

И. Б. Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вот такие неопровержимые факты.

9. 2-й ведущий:

В Библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Ученые медики пришли к выводу, что все болезни имеют свое происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность - вот основная причина как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.

10. 1-й ведущий проводит беседу:

- Что такое духовность?

- Какие качества нужно развивать в себе? (Ответы ребят.) 

11. 2-й ведущий: До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10 % определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20 % наследственным фактором, на 20 % состоянием окружающей среды и на 50 % образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, - это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь - путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли дает право выбора - по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашем языке. Вы скоро поймете, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретете здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. «Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь - это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви».

11.  5-й чтец:                           

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О вреде сквернословия"

Данная презентация одходит для 5-6 класса основной школы, в рамках школьной программы...

сценарий классного часа "О вреде сквернословия"

Данный классный час проводился в 7 классе с использованием презентации...

Классный час "О вреде сквернословия"

Классный час "О вреде сквернословия"...

Презентация к классному часу "О вреде сквернословия"

Задачи: 1) Воспитывать негативное отношение к порокам человечества2) Побуждать детей к нравственному самосовершенствованию....