ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
проект по теме
Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать культурного, нравственного, здорового во всех отношениях человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества? Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, учителя сельской школы.
Программа « Моя малая родина» рассчитана на 5 лет и реализуется на базе одного класса МОУ «Крючковская ООШ» Лихославльского района Тверской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_klassnogo_kollektiva.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРЮЧКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЛИХОСЛАВЛЬСКИЙ РАЙОН ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Автор: Титова Елена Владимировна
учитель МОУ Крючковская ООШ
Лихославльского района
8-962-240-79-94
адрес: г. Лихославль
ул. Антонины Савиной д.12-2
Директор МОУ Крючковская оош
Елисеева Ольга Сергеевна
р.т. 8-48-261-2-66-47
2010
Оглавление
Пояснительная записка с.3-4
Актуальность программы с.5
Цели и задачи программы с.6
Содержание воспитательного процесса с. 7-13
Описание прогнозируемого результата с. 13
Формы и методы реализации программы с. 14 - 17
Кадровое обеспечение программы с.17
Источники финансирования с.17
Литература с. 18
Краеведение - это начало
нашего национального самосознания.
Если мы возродим краеведение, то сделаем
наше национальное сознание неумирающим.
Из выступления А.И.Солженицына
3 сентября 1996 года в г. Калязине
на встрече с краеведами.
Пояснительная записка.
Задача современного педагога - воспитание в детях любви к Родине на лучших образцах духовных ценностей и традиций. Что ближе всего ребёнку, какие примеры надо взять за основу? Он живёт в населённом пункте, а знает ли его историю? У него есть бабушки и дедушки, а что ему известно про историю своей семьи? История семьи, малой родины - эта история отражается в истории страны. Ребёнок - маленький листочек на огромном дереве под названием Родина. И всё, что он делает доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год, два, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Человеку нужно знать свои корни, тогда легче будет почувствовать назначение и смысл жизни.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определяют приоритетные направления образования и воспитания, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей.
Патриотизм – это любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству. Выбирая, как классный руководитель, направление деятельности по воспитанию классного коллектива, остановилась на одной из составляющих патриотизма – любви к малой родине. Актуальность данного выбора подтверждают и результаты мониторинга среди учащихся класса.
Изучение истории родного края является важнейшей мотивацией всей последующей деятельности ученика. Краеведение содержит значительный потенциал для развития интеллектуальных качеств и умений, творческого мышления и способностей учащихся. Во время туристско-краеведческих походов и экспедиций ребята вовлекаются в исследовательскую деятельность, развиваются их коммуникативные навыки и навыки социального общения.
Теодор Рузвельт сказал: «Счастлив тот человек, который может заниматься любимым делом». Мне самой очень нравится ходить в походы, участвовать в спортивных соревнованиях, открывать неизвестные для себя страницы истории. Думаю, что накопленный опыт и знания помогут мне в реализации данной воспитательной программы.
Программа « Моя малая родина» рассчитана на 5 лет и будет реализовываться на базе одного класса МОУ «Крючковская ООШ» Лихославльского района Тверской области.
Актуальность программы
Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности воспитывать культурного, нравственного, здорового во всех отношениях человека? Как же сделать процесс воспитания увлекательным, эффективным и творческим? Как же воспитать достойного гражданина своего Отечества? Каждый учитель ищет свои ответы на эти вопросы. Волнуют они и меня, учителя сельской школы.
В 2010-2011 учебном году я стала классным руководителем 5 класса. В классе было проведено анкетирование обучающихся с целью выяснения их отношения к прошлому семьи, к истории своего края, к самому себе. Результаты проведенного анкетирования показали, что у обучающихся недостаточно знаний об историческом прошлом школы, посёлка и даже своей семьи. Записать фамилию, имя, отчество бабушки и дедушки полностью смог только один человек, а прабабушек - никто. На вопрос о том, сколько лет школе и почему посёлок называется Крючково, ответить не сумели все.
Проблема, несомненно, заслуживает пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне поселка, самих детей. Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом земли Тверской, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой родины в его жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что учащиеся не всегда активны и инициативны в общественно-полезной деятельности, обладают слабыми организаторскими и коммуникативными навыками. Разрабатывая программу работы с классным коллективом, я предполагаю решить некоторые из этих проблем. Особое внимание в программе обращено на формирование творчески развитой личности, на пробуждение творческой активности и творческого мышления.
Цель:
создать условия для личностного роста каждого ребёнка и приобретения им социально-значимых знаний через активное включение в краеведческую работу.
Задачи:
- Изучить возможные маршруты для исследовательских краеведческих экспедиций;
- Разработать совместно с администрацией Крючковского сельского поселения темы необходимых социально значимых проектов;
- Наладить партнёрские отношения с Советом ветеранов и поселковой библиотекой;
- Способствовать воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края;
- Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива, сохранению и укреплению здоровья школьников;
- Изучить интересы и запросы учащихся для организации мероприятий, развивающих творческие способности детей;
- Объединить усилия классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию детей.
Содержание воспитательного процесса.
В связи с тем, что интеллектуальные, физические и психологические способности учащихся различаются на разных возрастных этапах, программа воспитания классного коллектива разделена с учётом возрастных особенностей учащихся.
1 этап
«Краевед-любитель» 5 класс
2010-11 уч.год
Цель:
Развитие познавательного интереса у учащихся через их участие в однодневных краеведческих экспедициях
Задачи:
- Разработать совместно с учащимися маршрут однодневной краеведческой экспедиции;
- Создать дневник краеведческой работы класса;
- Привлекать родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместных праздников, походов и т. д.
Календарный план реализации программы.
Основные направления | Мероприятия по их решению | Сроки |
1.Привитие навыков здорового образа жизни | 1.Проведение Дня здоровья 2.Симтематизация и оформление материала по теме «20 лет школьной туристической команде» | К вечеру встречи выпускников |
2.Воспитание любви к Родине через любовь к своему краю | 1.Организация краеведческой экспедиции на речку Десёнку. Цель: изучение водных объектов Крючковского сельского поселения (фауна, качество воды, топонимика) 2.Участие в районных и областных конкурсах, викторинах краеведческой тематики. 3.Организация встреч с интересными людьми посёлка Крючково. Тема: история создания Крючковского водохранилища. | В течение года Согласно плану ОО и ДДТ В течение года |
3.Привлечение активному участию в жизни класса через организацию совместных дел |
| В течение года Ноябрь, март В течение года В течение года. |
4.Воспитание правильного понимания истинных человеческих ценностей, умения видеть красоту и создавать её; |
| Согласно плану 00 и базовой школы Согласно плану 00 май |
5. Развитие чувствовать, решать организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности; | 1.Участие в общешкольном Волонтерском движении по организации помощи ветеранам и пожилым людям, благоустройству братского захоронения в д. Вески. 2.Оформление результатов краеведческой экспедиции «Водные объекты Крючковского сельского поселения». 3.Выступление с собранным краеведческим материалом в начальной школе, на заседании НОУ в базовом округе, районной конференции «Открытие» | В течение года В течение года Согласно плану 00 и базовой школы |
б. Способствовать воспитанию гражданско- патриотических качеств через туристско- краеведческую работу; |
| Согласно плану координаторов Летние каникулы |
2 этап
«Отряд юных исследователей» 6-7 класс
2011-2012,2012-2013уч.года
Цель:
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребёнка через совместную краеведческую исследовательскую работу.
Задачи:
- Использовать возможности социального партнёрства (поселковая библиотека, Совет ветеранов, администрация Крючковского сельского поселения) для развития коммуникативных навыков учащихся;
- способствовать освоению новых форм поиска, обработки и анализа информации при реализации социального проекта «Дети войны» и «Герои Советского Союза – уроженцы Лихославльского района»;
- развивать интеллектуальные способности учащихся (умение вести полевой дневник экспедиции, умение брать интервью…) во время исследовательской краеведческой экспедиции;
- использовать усложнение маршрутов и способов движения (пешком, велосипеды, водные переправы…) для развития физических возможностей детей.
Календарный план реализации программы.
Основные направления | Мероприятия по их решению | Сроки |
1.Воспитание любви к Родине через любовь к своему краю. | 1.Организация однодневной краеведческой экспедиции по Лихославльскому району. Тема: «Герои Советского Союза – уроженцы Лихославльского района» 2.Систематизация и оформление собранного во время краеведческой экспедиции материала. 3.Организация встреч с интересными людьми посёлка Крючково. Тема «Дети войны» 4.Оформление исследовательских работ по результатам краеведческой экспедиции. 5.Участие в работе школьного НОУ учащихся и районной конференции «Открытие» | Осень В течение учебного года В течение всего периода В течение учебного года Согласно плану 00 и базовой школы |
2 .Привлечение активному участию в жизни класса | Привлечение родителей к сбору информации для проекта «Моя родословная» и оформлению полученных результатов. | Первая четверть |
3.Воспитание правильного понимания истинных человеческих ценностей, умения видеть красоту и создавать её | 1.Работа над социальным проектом «Дети войны» (Цель: собрать и систематизировать материал о членах семьи, работниках школы, ближайших соседях, имеющих статус «Дети войны») 2.Принять участие в акции «Открытка ветерану» | В течение учебного года Февраль, май |
4.Развитие способностей, которые позволяют уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности; | 1. Участие в работе школьного музея. 2.Выступление перед учащимися других классов с результатами осенней краеведческой экспедиции. 3. Подготовка материалов для районной газеты с целью получения нового социального опыта, выступая в роли «корреспондента». 4.Презентация собранного краеведческого материала в поселковой библиотеке. | В течение года В течение года. В течение года. В течение года. |
5. Способствовать воспитанию гражданско- патриотических качеств через туристско- краеведческую работу; |
| В течение года Летние каникулы Согласно плану работы школы Весенние каникулы |
3 этап
« Наш класс - маленькое научное общество»
8-9 класс 2013-2014,2014-2015уч.года
Цель:
создать условия для накопления социально значимых знаний и опыта действий через организацию самостоятельной исследовательской деятельности краеведческой направленности
Задачи:
- Помочь учащимся в выборе темы проекта или исследовательской работы;
- Продолжить формирование в классном коллективе самоуправления;
- Развивать умения решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности;
- Развивать у детей способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других.
Календарный план реализации программы.
Основные направления | Мероприятия по их решению | Сроки |
1.Привитие навыков здорового образа жизни |
| В течение года |
2.Воспитание любви к Родине через любовь к своему краю. |
| В течение года Согласно плану ОО, ДДТ и СЮТур В течение года Согласно плана координаторов программы |
3.Развитие чувствовать, общаться организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности; |
сельского поселения, представителями общественных организаций и др. (Тема: Проблемы поселковой молодёжи и пути их решения)
| В течение года В течение года В течение года Согласно плана работы НОУ |
4.Способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств личности. |
3.Организация и проведение Акции "Поздравление ветерану" 4.Участие в межрегиональной программе «Под княжеским стягом» | Летние каникулы В течение года февраль, май Лето |
Прогнозируемые результаты
- Ученики приобретут социально-значимые знания о культуре общения с ровесниками, с людьми старшего поколения;
- Ученики получат достаточное количество информации об истории школы, посёлка, района, области;
- Будут созданы условия для формирования у учащихся ценностного отношения к старшему поколению, к природному и культурному богатству родного края, страны;
- Школьники научатся организовывать дела, взаимодействовать с людьми, отвечать за свои поступки.
Формы и методы реализации программы.
Программа осуществляется:
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и
внешкольное время; - через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- через сотрудничество с общественными организациями Лихославльского района («Союз ветеранов Афганистана») и Крючковского поселения;
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города Лихославля (школы, краеведческий музей, библиотеки, ЦКиД,) и посёлка Крючково;
На уроках и при организации внеурочной деятельности для реализации данной программы можно использовать различные образовательные и воспитательные технологии. Для себя я выбрала следующие:
- Технология исследовательской деятельности направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом, которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью. Дети от природы любознательны, стремятся к творчеству, познанию и активной деятельности. Главная цель технологии исследовательской деятельности - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Ребята активно включаются в работу школьного научного общества учащихся, пишут исследовательские работы различной тематики.
- Технология проектной деятельности выполняет важнейшую задачу по развитию таких личностных качеств как деловитость, предприимчивость, ответственность. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план. Ребята включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта. Эта технология используется при подготовки классных часов и праздников.
- Технология конструктивного общения помогает развить у учащихся способность человека анализировать ситуации межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия их реакций и реакций партнера, способность извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем и способность ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт. Всё это способствует развитию коммуникативных качеств, учит строить разнообразные варианты процесса межличностного взаимодействия, овладевая необходимыми средствами и усваивая способы общения, в которых эти средства организованы. Данная воспитательная технология необходима при организации спортивных соревнований, походов, дискуссий, круглых столов...
- Технология разновозрастного коллектива необходима для организации деятельности, направленной на развитие самостоятельности, организаторских способностей, реализации потребности в покровительстве. При этом учащиеся имеют возможность реализовать себя в различных социальных ролях. Идёт формирование навыков принятия самостоятельных решений в сложных ситуациях, умений устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях, приобретаются организаторские навыки. Без этой технологии невозможно грамотно организовать работу спортивной секции, кружка дополнительного образования, школьного научного общества.
- Технология развития социального общения помогает личностному росту ребят. Осуществляется процесс социализации. Ребёнок играет разные социальные роли. При работе с родителями использовать такие виды совместной деятельности как собрания праздники, краеведческие экспедиции, сбор информации по краеведческой тематике и написание исследовательских работ об истории семьи, фамилии... Вести работу с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла. Ко Дню защитника Отечества, ко Дню Победы приглашать их в школу или посещать на дому.
- Технология здоровьесбережения включает в себя физкультминутки и динамические паузы, чистоту воздуха в классе, температурный режим, освещённость, то есть то, что прямо влияет на здоровье учеников. Эмоциональное состояние ребёнка так же оказывает большое влияние на его здоровье. Умение радоваться - яркий показатель состояния здоровья Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Радость - одно из самых эффективных лекарств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов. Не только занятия физкультурой, спортивные соревнования и походы способствуют сохранению и укреплению здоровья, но и посещение театров, выставок, музеев, концертов и дискотек. Сюда же можно включить активное участие в трудовых делах: в ежедневной влажной уборке класса; в озеленении кабинета и территории школы; в работе на пришкольном участке; в экологических субботниках; в посадке деревьев; в помощи одиноким и престарелым.
Классное самоуправление.
- Распределение поручений.
- Классные собрания.
- Организация дежурства по классу и школе.
- Контроль за посещаемостью и поведением.
- Работа с активом класса по подготовке внеклассных мероприятий.
- Выпуск школьных стенгазет.
- Ведение классного дневника.
Интеграция учебной и внеурочной деятельности
- классный час; элективные курсы; конкурсы, викторины, игры, праздники, походы (туристические, культурологические); встречи с интересными людьми; проведение опытов, наблюдений; организация выставок рисунков, поделок; самостоятельная работа с литературными источниками, выполнение заданий на применение знаний (защита проектных работ); заочные путешествия; просмотры кино и видеофильмов; деловые игры; библиотечные часы; трудовые дела.
Приоритетные направления работы:
- Я и моя семья.
- Моя школа.
- Мой посёлок.
- Мой край.
- Мое Отечество
Кадровое обеспечение программы.
В реализации программы принимают участие классный руководитель и родители детей данного класса, учителя МОУ Крючковская ООШ, педагоги дополнительного образования Дома Детского Творчества г.Лихославля, библиотекари школьной и поселковой библиотек, сотрудники районного краеведческого музея.
Источники финансирования.
В финансировании программы принимают участие администрация школы, по возможности привлекается спонсорская помощь.
Литература
- Растить патриотов. Автор - составитель А.А.Аронов. – М.: ДОСААФ,1988.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». М.,2006.
- http:// iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc - Программа гражданско - патриотического воспитания обучающихся.
- Как составить и успешно реализовать программу воспитания: Методическое пособие. И.В.Цветкова – М., 2003.
- Дневник классного руководителя средней школы. Учебно – методическое пособие. О.В. Дюкина – «ВАКО»., 2009.
- Мастер-класс для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М.Кумицкая.-М.:5 за знания, 2006.
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П.Пашковец. – М.: Глобус, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Большая история моей малой Родины"
Программа духовно- нравственного и патриотического воспитания ориентирована на обучающихся специальной /коррекционной/ общеобразовательной школы - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченны...
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания: «Большая история моей малой Родины»…»
Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания ориентирована на возрастные группы обучающихся /5- 9кл коррекционной школы-интерната VIII вида....
Познавательно-исследовательский проект в группе компенсирующей направленности VII вида "Моя малая Родина"
Познавательно-исследовательский проект...
Программа воспитательной деятельности по направлению «Коллектив»
Воспитание навыков конструктивного взаимообогощающего общения с другими людьми, способствующие адаптации к школьной среде, повышение уровня удовлетворенности и чувства комфорта в школе....
Программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) "Путешествие по России"
Сегодня важно понять, что патриотическое воспитание молодежи – это сложнейший комплекс интегрированных в повседневную жизнь мероприятий, конечная цель которого - формирование личности гражданина...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...
Рабочая программа внеурочной деятельности (патриотическое направление) «С чего начинается Родина?» для 5 класса
Программа «С чего начинается Родина?» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщ...