Предупреждение суицида среди подростков
статья (7 класс) по теме

Калашникова Маргарита Анатольевна

Данный материал представляет из себя сценарий родительского собрания , представляющего статиистические данные, факторы суицидального риска и советы психологов родителям подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_sobranie.doc203 КБ

Предварительный просмотр:








МБОУ СОШ № 176 г.о. Самара





Родительское собрание





Тема: Предупреждение суицида среди подростков





Кл. руководитель: Калашникова М. А.








Россия вышла на первое место в мире по числу самоубийств среди подростков и лидирует по количеству убийств детей и молодежи в Европе.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению  суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

        
Самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти подростков во всем мире, согласно исследованиям Всемирной Организации здравоохранения. Психические проблемы молодежи очень схожи, особенно в развивающемся мире, где живет один миллиард подростков от 10-ти до 19-ти лет.

Согласно докладу «Смертность подростков в Российской Федерации», подготовленному под эгидой ЮНИСЕФ, российские подростки чаще своих сверстников из других стран расстаются с жизнью по собственному желанию. 20% подростков в возрасте от 15 до 19 лет страдают депрессией, мысль о суициде появляется у 45% девушек и 27% юношей. Самоубийства — вторая причина аномально высокой смертности среди молодежи: больше погибают в ДТП, чуть меньше — потому что их убивают.

В вакууме

С точки зрения психологии, конфликты в семье, сопровождающиеся насилием родителей по отношению друг к другу, приводят к депрессии у подростков. Именно такое депрессивное состояние толкает подростков на суицид. По мнению психологов, только уменьшение случаев насилия в семье приведет к снижению уровня смертности молодежи в результате суицида.


Из каждых 100 тыс. российских подростков 35 мальчиков и 8 девочек кончают жизнь самоубийством.
* * Данные из доклада Научного центра здоровья детей РАМН. Росстат в 2009 году опубликовал другие цифры: 19,8 случая суицидов на 100 тыс. подростков. Хуже всего ситуация на Чукотке: 274,4 случая суицидов на 100 тыс. подростков. Долгое время считалось, что бедность и алкоголизм — главные движители этих самоубийств. Это, конечно, влияет, но решающим фактором оказалось другое: неблагополучная ситуация в семье, дефицит общения между детьми и родителями, катастрофическое падение авторитета школы.

«Современный подросток потерял поддержку социальных институтов, с помощью которых раньше решались проблемы. Он остался брошенным. Взрослые стали намного больше работать. Единственное, чем они заняты, — выживание, они находятся в вечной борьбе за материальные ценности. С детьми общаться нет ни сил, ни времени. Самым большим авторитетом для подростков стали деньги. Поэтому в их глазах школьные учителя — неудачники или взяточники, которых слушать необязательно», — объясняет логику молодежи психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков  «Перекресток» Юрий Лапшин.

Роль родителей и педагогов могли бы взять на себя спортивные тренеры и руководители кружков. Но подростки, которые больше всего в этом нуждаются, в секции и досуговые центры не идут. По мнению Лапшина, эти заведения имеют «слишком высокий порог требований на входе»: оплата, наличие определенных способностей, дисциплина. В результате подростки ищут понимание на улице, в альтернативных субкультурах. «Они идут туда не потому, что им нравится одежда или музыка. Нет, они ищут там семью и тепло, которого им не хватает дома», — констатирует психолог Ларина. «Взрослые, включая педагогов и психологов, в эту среду почти не вхожи. Да они и не горят особым желанием изучать эту среду. Система неповоротлива и архаична. А ее представители сидят в кабинетах и ждут, пока подростки сами придут делиться своими проблемами, а они не придут», — добавляет Лапшин. С ним, однако, не согласен главный детский специалист Минздравсоцразвития, замдиректора Центра психиатрии имени Сербского Евгений Макушкин, который, признавая, что «ситуация, безусловно, не может не вызывать тревогу», тем не менее считает, что государство и так немало делает для решения проблемы: «В большинстве регионов страны на базе учреждений здравоохранения открыты кризисные центры, нацеленные на работу с семьей, с детьми, — рассказал он The New Times. — Практически во всех регионах есть «телефоны доверия», предназначенные именно для подростков, реализуются программы против жестокого обращения с детьми».

Убийство как выход

Между тем, что творится с детьми в российских семьях, никто толком не знает: правоохранительные органы не ведут отдельной статистики по домашнему насилию над детьми. По мнению экспертов, в нашей стране ежегодно избивают около 2 млн детей. Еще больше видят, как избивают их матерей. И подростки воспринимают насилие как данность и как единственный способ разрешения конфликтов. «У нас в центре был мальчик, которого за три года выгнали из восьми школ за драки. Он бледнел от злобы, когда что-то раздражало его. Не мог сдержать агрессии, сразу бил. Оказалось, что дома ему за любую провинность всыпает отец. Ребенок ведь не виноват, что ему банально не объяснили: можно разобраться иначе. Папа был для него авторитетом, и он, кстати, до сих пор абсолютно уверен, что во многих случаях без рукоприкладства обойтись невозможно», — рассказывает Лапшин.

Привычка с детства все решать силой, романтика криминала, транслируемая телевидением, любовь к выпивке — все это вместе привело к тому, что больше всего в Европе убивают детей и молодых людей именно в нашей стране. По данным «Европейского доклада о предупреждении насилия и преступности с применением оружия среди подростков и молодежи», подготовленного Всемирной организацией здравоохранения, из 100 тыс. подростков в России 16 становятся жертвами убийц. Это в 34 раза больше, чем, например, в Германии. Половина из них погибает от ножевых ранений. Молодежные разборки с применением холодного оружия перестали быть редкостью.

В Оренбургской области в 2009 году среди несовершеннолетних было совершено 175 суицидальных попыток. Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM Новости старший помощник руководителя СУ СК при прокуратуре РФ Алмаз Салихов, 122 подростка удалось спасти, а в 59 случаях попытки самоубийства завершились смертельным исходом.

С начала 2010 года в регионе уже зафиксированы три попытки ухода из жизни среди подростков, только одного спасли. Психологи отмечают, что сегодня самоубийство находится на пятом месте среди причин смерти. "Подростковый суицид в России увеличился на 60%. Такого еще не было никогда! Институты общества заняты выяснением причин ситуации", - отметила в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM Новости педагог-психолог МОУ "Лицей 1" высшей категории Людмила Березина. По словам собеседницы, суицидальное поведение у ребят 12-16 лет, прежде всего, проявляется в конфликте между индивидуальностью и обществом. Подросток борется с обществом, которое его не устраивает. "Под обществом можно понимать и семью, и школьный коллектив", - говорит Людмила Берзина.

Психологи называют три типа несовершеннолетних с суицидальным поведением. Альтруисты приносят себя в жертву какому-либо социальному веянию. Эгоисты пытаются уйти из жизни, когда проигрывают в борьбе с обществом, которое их не устаивает. Анимистический тип проявляется в том, что подростки под влиянием кризисной ситуации, потрясения пытаются уйти из жизни.

Собеседница отмечает, что родителям надо быть внимательное к своим детям, а не быть только "обслуживающим персоналом". "Родители зачастую забывают, что помимо еды, одежды, ребенку необходима еще и эмоциональная поддержка. В противном случае, происходит эмоциональное отвержение и как следствие возникает угроза потери ребенка", - говорит Людмила Березина. Она отмечает, что в случае доверительных отношений между родителями и детьми взрослые сразу могут заметить изменения в поведении своего сына, дочери. Предпосылками к суициду могут стать появившаяся у подростка аутоагрессия, отрицание себя, завышенная тревожность, волнение, замкнутость, а так же пессимистическая установка. Кроме того, не стоит забывать, что именно в возрасте 12-16 лет у ребят, как правило, на первом месте материальные ценности, а жизнь ценностью не является вовсе. Со стороны родителей должна быть поддержка, которая может проявиться, например, в проведении совместного досуга. В каждой школе сейчас есть психолог. Ели родители не в силах сами справиться, то необходим другой авторитетный человек. "Помощь подростку с суицидальным поведением нужна в любом случае. Особенность такого поведения в том, что оно в течение года вновь повторится", - подчеркнула Людмила Березина.

Напомним, что 26 февраля 2010 в вечернее время в сарае во дворе дома одного из поселков Адамовского района было обнаружено тело 15-летнего потерпевшего с признаками самоповешения. До сих пор в Оренбурге проводится проверка по факту самоубийства ученицы 11 класса. Тело 17-летней девушки было обнаружено 21 февраля в своей квартире. Предварительно установлено, что учащаяся 11 класса пришла домой в состоянии алкогольного опьянения и хотела пойти гулять. Мать девушки запретила ей выходить на улицу в ночное время. Девушка повесилась в собственной комнате. 28 февраля в Центральную районную больницу Пономаревского района была доставлена 15-летняя девушка с острым отравлением ядом "торнадо", предназначенным для уничтожения сорняков. Предварительно установлено, что школьница яд выпила дома. Поводом для отравления предположительно стали проблемы с успеваемостью в школе.

Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств.

Педагоги обязаны знать о следующих признаках суицидального поведения у детей и подростков:

       -    уход в себя, длительное  уединение и отчуждение;

       -    капризность, привередливость, колебание настроения между возбуждением и   упадком;

       -     чувство безнадежности, тревога, плач без причины; депрессия;

       -    вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости с целью обратить на себя внимание;

       -      нарушения аппетита;

       -       раздача подарков, своих вещей;

       -       проблемы со сном, апатия;

        -      психологическая травма;

        -      побеги из дома;

        -      предупреждение о готовящемся самоубийстве;

        -    активная подготовка к суициду (собирание лекарств, посещение кладбищ, разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в черном цвете с гробом, крестом);

        -       утрата интереса к любимым занятиям;

        -    членство в какой-то группировке или секте, когда ребенка просто вынуждают покончить с собой.

Говоря о факторах повышенного суицидального риска, нельзя не остановиться на так называемом «эффекте Вертера» – совершении самоубийства под влиянием чьего-то примера. Эпидемии самоубийств, особенно в молодежной среде, может породить произведение искусства. Так, доказательно установлено, что появление в 1744 году «Страданий юного Вертера» И.Гете, гениального описания жизни и смерти юноши от несчастной любви, вызвало целую волну самоубийств среди молодежи в подражание любимому герою. Примерно такой же эффект на русское общество начала 20 века оказала «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина. Вероятно, описанный феномен кроется в перенесении положительного отношения к герою на все его действия и в «подсказке» потенциальному суициденту способа решения возникшей острой конфликтной ситуации, из которой сам суицидент не видит выхода.

В результате действия сект происходит 45% суицидов среди несовершеннолетних, экстремистских обществ – 22%, ровесников – 4% вынужденных суицидов.

В Уголовном кодексе РФ существует статья  «Доведение до самоубийства» и статья «Склонность к самоубийству».

Своеобразным тестом на готовность к истинному самоубийству выступают размышления  о смысле жизни. Если подросток не находит ответа на вопрос о своем предназначении, то под влиянием неудач и разочарований и при возникновении повода может решиться на отчаянный шаг. Подобное может произойти и спонтанно, в критической ситуации, если подросток постоянно живет с ощущением неполноценности.

Большинство подростков, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается или как стремление обратить на себя внимание, завоевать любовь или освободиться от проблем, от чувства страха, отчаяния.

Рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям в предотвращении суицидального поведения:

  1. Откажитесь от авторитарности и приказного тона в общении с ребенком.
  2. Стройте отношения на основе договора, просьб, объяснений.
  3. Серьезно относитесь ко всем угрозам со стороны ребенка. Помните, подростки не имитируют суицид.
  4. Дайте почувствовать ребенку, что вам не безразличны его проблемы.
  5. Отстаивайте свою точку зрения, что самоубийство – неэффективный способ решения проблем.
  6. Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей.
  7. Обратитесь вместе с подростком в психоневрологический диспансер, к детскому или подростковому психиатру.
  8. Не бойтесь попросить о помощи.

Алгоритм

психолого-педагогического сопровождения

детей и подростков, склонных к суицидам:

– определите источник психологического дискомфорта;

– выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом;

– определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы;

– выясните, что остается позитивно значимым для подростка;

– научите использовать методы снятия психологического напряжения;

– попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;

– вселяйте надежду на лучшее будущее;

– попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка;

– не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.

Попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Можете заключить так называемый суицидальный контракт – попросить его связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия, чтобы еще раз обсудить альтернативы его поведения. Такой контакт может оказаться весьма эффективным.

Суицидальный процесс включает последовательный ряд фаз – от неблагоприятной предиспозиции до конфликтного напряжения и суицида. Поэтому профилактика самоубийств должна строиться как многоступенчатая система и происходит тем успешнее, чем к более раннему этапу оно относится и чем более точно адресуется к первоисточнику (т.е.причине) развивающихся нарушений. В педагогической деятельности необходимо учитывать, что всякая конфликтная ситуация чревата суицидальной опасностью, а личная предрасположенность и степень субъективной дезадаптации являются теми неизвестными, которые трудно вычислить, но о которых нельзя забыть.

Использованная литература:

  • Вагин, И.О. Психология жизни и смерти /И.О. Вагин. – СПб: Питер, 2001. – 160 с.
  • Коночук, Н.В. О психологическом смысле суицида / Н.В.Коночук  // Психологический журнал, 1989. – №5. – С.95 – 102.
  • Матвейчик, Т.В. Профилактика суицидального поведения у подростков / Т.В. Матвейчик, В.И.Иванова // Народная асвета. – 2006. – №10. – С.82-86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицида среди подростков.

В наше нелегкое время подростки часто заканчивают жизнь самоубийством. Мною предложена презентация по профилактике суицида ....

профилактика суицида среди подростков

В последнее время в России участились случаи суицидального поведения среди подростков. Поэтому назрела необходимость проведения профилактических мероприятий среди  школы и социума. В качестве одн...

Профилактика суицида среди подростков. Советы родителям и педагогам.

С каждым годом растет количество подростков, заканчивающих жизнь самоубийством. Кто виноват в подростковом суициде? Школа? Как распознать признаки надвигающейся трагедии? Как её предотвратить? Об этом...

Выступление на семинаре классных руководителей "Суицид среди подростков"

С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуаци...

Доклад "АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ"

В данном докладе проведён анализ показателей суицида среди  подростков....

Презентация "Предупреждение суицида у подростков"

Презезентация может быть использована для проведения классных часов с обучающимися 1-3 курсов (10-11 классов)...

Выступление на педагогическом совете по теме: “Предупреждение суицида среди учащихся”.

  Проблема профилактики суицидального поведения обучающихся представляется особенно актуальной, поскольку в последние годы участились случаи суицидов и суицидальных попыток среди несоверше...