Выступление на педагогическом совете по теме: “Предупреждение суицида среди учащихся”.
методическая разработка по психологии по теме

Кузнецова Лариса Николаевна
    Проблема профилактики суицидального поведения обучающихся представляется особенно актуальной, поскольку в последние годы участились случаи суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида. Причины суицида возникают как результат социально-экономической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия родительского внимания, именно поэтому проблема профилактики суицидального поведения у детей и подростков является наиболее важной проблемой современного общества.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

 “Предупреждение суицида среди учащихся”.

В условиях современного общества процент детских самоубийств растет в геометрической прогрессии, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов их профилактики.

Поскольку данная проблема практически не встречается среди младших школьников, но среди подростков, начиная примерно с одиннадцати лет, попытки самоубийства становятся более частыми. Поэтому сегодня мы будем уделять особое внимание суицидальному поведению детей подросткового возраста.

Первое с чего хотелось бы начать наш семинар, рассказать о том какие бывают типы суицидального поведения.

1. Истинное – характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни. Заранее выбирается место и время, чтобы никто не мог помешать.

2. Аффективное – обусловлено необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.

3. Демонстративно-шантажное – человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и предпринимает меры предосторожности, которые не всегда достаточны для сохранения его жизни.

 Типичные мотивы суицидальных попыток в подростковом возрасте можно объединить в несколько групп:

  • Демонстрация/манипуляция.
  • Подросток решается на этот шаг, желая «наказать обидчиков». Ими могут быть родители, сверстники своего или противоположного пола.
  • Иногда подросток совершает суицидальную попытку, чувствуя угрозу утраты родительской любви (при рождении младшего ребенка, появлении в семье отчима и т. д.).
  • Попытка может быть предпринята подростком как средство шантажа, но без серьезного намерения уйти из жизни. Опасность в том, что действия, начатые как простое запугивание, могут обернуться непоправимой трагедией.

2. Переживание тупика или безысходности. Риск таких переживаний у подростков особенно велик из-за высокой тревожности, типичной для возраста, а также недостаточности социального опыта, когда какая-либо житейская ситуация воспринимается подростком как безвыходная — оставаться в такой ситуации невозможно, а изменить ее нет сил. У девочек такой ситуацией могут стать, например, сексуальные домогательства со стороны кого-либо из родных.

3. Следование групповой норме. Время от времени в СМИ появляются данные о самоубийствах подростков, попавших под влияние тоталитарных сект или увлекавшихся компьютерными играми с предсказанием даты своего ухода из жизни. Возможно, для таких подростков крайняя степень зависимости от групповых норм сочеталась с острым желанием испытать яркие и острые, пусть даже сугубо отрицательные ощущения.

Итак, как же распознать учащегося склонного к суицидальному поведению, кто из детей входит в “группу риска”?

Хотя определить, какой тип людей “суицидоопасен”, невозможно, мы знаем, что одни учащиеся подвергаются большему риску совершить самоубийство из-за специфических ситуаций, в которых они оказались, и специфических проблем, которые перед ними стоят. Вот кто находится в зоне повышенного суицидального риска:

1. Депрессивные подростки. Депрессия может подтолкнуть молодых людей к совершению суицидальной попытки, поскольку впавшие в депрессию подростки часто думают, что их несчастьям не будет конца. Им кажется, что они попали в полосу  невезения, что “дальше будет только хуже” и что выхода из создавшегося положения нет и быть не может. Им представляется, что та жизнь, которую они ведут теперь, будет продолжаться всегда. Выходом из этого состояния безысходности может стать суицид.

Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии – важный фактор предупреждения суицида. С этой целью мы предлагаем вам ознакомиться с методикой “Шкала определения уровня депрессии. С ее помощью вы сможете определить учащихся находящихся в депрессивном состоянии.

2. Подростки – алкоголики и наркоманы. Можно выделить три способа воздействия алкоголя и наркотиков на “депрессивного” подростка:

1. Если подросток в принципе не пьет и не употребляет наркотики, но находится в состоянии депрессии и подумывает о суициде, выпивка и наркотик могут затуманить его сознание и подтолкнуть к суициду.

2. Если подросток – пьющий и наркоман, выпивка и наркотик могут вызывать у него депрессию и суицидальные мысли.

3. Если родители подростка – алкоголики и наркоманы, то вызванные этим обстоятельством семейные скандалы и неурядицы могут существенно подействовать на психику подростка, подвести его вплотную к суицидальной черте.

Примерно треть совершающих суицид подростков находятся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения.

3. Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой, или подростки, в чьей семье совершался суицид. Как правило, подростки пытаются покончить с собой только один раз в жизни, однако имеются случаи и повторной суицидальной попытки. Происходит это, как правило, примерно через три месяца после предыдущей попытки. Рискуют совершить суицидальную попытку и те подростки, в чьих семьях уже кончали с собой. Они ощущают пустоту, боль, тоску, гнев, горе и нередко в том, что их родственник решил уйти из жизни, виноватыми считают себя. Иногда депрессия от потери близкого человека становится совершенно непереносимой, и подростку начинает казаться, что дальше так жить невозможно. Совершивший самоубийство родственник словно бы внушил ему мысль, что самоубийство – выход из безвыходной ситуации, а потому не удивительно, что пережившие утрату близкого человека могут воспользоваться его опытом, решив, что суицид – вполне приемлемый способ выхода из кризиса.

4. Одаренные подростки. Одаренные подростки стоят перед необходимостью демонстрировать свое преимущество во всех областях жизни, что, естественно, накладывает на них немалые обязательства. Многим из них начинает казаться, что любят не их, а награды, призы и почести, которых они удостаиваются, способности, которыми они наделены от природы. Поэтому стоит им получить всего одну плохую отметку, занять в спортивном соревновании не первое, а второе место, или еще как-нибудь “доказать”, что дарования их преувеличены, – как они впадают в депрессию, им начинает казаться, что они всех подвели, в том числе и самих себя. Чувства стыда и вины за постигшую “неудачу” может подтолкнуть их к мысли о суициде.

5. Подростки с плохой успеваемостью в школе. Подростки, которым учиться трудно и которые поэтому плохо успевают, часто страдают от низкой самооценки и, как следствие, впадают в депрессию. И то, и другое может привести к суициду. Поскольку в классе такие учащиеся сталкиваются с особыми трудностями, они находятся в состоянии повышенного стресса. Их самооценка постоянно страдает от язвительных, колких замечаний их одноклассников и учителей, отчего у них может возникнуть ощущение, что они глупы и никогда ничего не добьются. Всем хочется, чтобы их любили учителя и одноклассники, – отсутствие такой любви может  стать тяжкой обузой, избавиться от которой подросток сможет, лишь прибегнув к отчаянным мерам.

6. Беременность. Для многих девушек беременность – проблема не решаемая. Они понимают: беременность – не так вещь, которую скроешь, и считают, что их отношения с родителями и друзьями будут испорчены навсегда. Им кажется, что жизнь не задалась, из чего следует, что смерть – это единственное, что им остается.

7. Подростки – жертвы насилия. Синяки и кровоподтеки на лице и теле вашего ученика будут вполне недвусмысленно свидетельствовать о том, что с ним жестоко обращаются. Возможно, ему будет нелегко объяснить, что произошло. Может, он пробормочет что-то невнятное, или, рассказывая, будет прятать глаза, а может, просто скажет, что говорить о побоях не желает. Наглядным доказательством наличия эмоциональной травмы будут служить заниженная самооценка, а также грубые словесные препирательства между учащимся и его родителями. Впрочем, молодые люди, которым нанесена эмоциональная травма, держатся обыкновенно робко, застенчиво, словно боясь привлечь к себе внимание. Их приучили к мысли, что они ни на что не способны, глупы и невежественны. Часто поэтому им не хватает уверенности в себе, каждое слово в свою защиту дается им с неимоверным трудом.

Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять любым другим неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.

Определить подростков склонных к самоубийству вам поможет карта “риска”. Особенно она пригодиться классным руководителям, которые, чаще всего, лучше знают своих учеников, чем другие педагоги.

Кроме этого, вам необходимо знать следующие поступки, жалобы и проявления суицидального поведения детей:

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

- усиление жалоб на физическое недомогание;

- склонность к быстрой перемене настроения;

- жалобы на плохой сон и повышенную сонливость;

- ухудшение и улучшение аппетита;

- беспричинная нервозность;

- признаки постоянной усталости;

- уход от контактов, изоляция от друзей, семьи, превращение в человека-одиночку;

- отказ от социальной активности, от совместных дел;

- излишний риск в поступках;

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

- поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;

- необычные вспышки раздражительности;

- усиленное чувство тревоги, безнадежности;

- отсутствие планов на будущее;

- составление записки об уходе из жизни.

Должны насторожить следующие заявления подростка:

“ненавижу жизнь”

“всем будет лучше без меня”

“мне нечего ждать от жизни”

“они пожалеют о том, что они мне сделали”

“не могу этого вынести”

“я стал обузой для всех”

“я покончу с собой”

“никому я не нужен”

“это выше моих сил”

В заключение моего выступления хотелось бы дать общие рекомендации о том, как вести себя с учащимся, который на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

  • Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
  • Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнорируйте предупреждающие знаки.
  • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
  • Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.
  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
  • Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознания проблемы.
  • Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.
  • Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
  • Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро вы почувствуете себя лучше».
  • Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства.
  • Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение.
  • Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить
    давление.
  • Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Кроме этого, снизить риск возникновения суицидальных намерений ребенку помогут:

  • Творческие планы и замыслы, определенная сфера компетентности и мастерства (в спорте, музыке, ремесле, учебе, и т.п.), что обеспечивает основы для реальной уверенности в себе.
  • Чувство долга, обязательность. Ответственность за других (членов команды, младших братьев и сестер и пр.) помогает подростку определить приоритеты и выстоять жизненные испытания.
  • Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физических страданий или ущерба.
  • Эстетические критерии мышления (нежелание выглядеть некрасиво даже после смерти).
  • Морально-этические установки, религиозные предпочтения и мировоззренческие позиции, препятствующие суицидальному намерению.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Конфликты среди подростков. Причины и способы разрешения.

Цель: формировать представление о ситуации «Конфликты между подростками», предложить конструктивные пути их разрешения...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании».

Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Исследовательская деятельность учащихся в школьном проектировании»....

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

Выступление на педагогическом совете на тему: Предметно-развивающая среда как средство развития речи дошкольников

Выступление на педагогическом совете на тему:Предметно-развивающая среда как средство развития речи дошкольников...

Выступление на педагогическом совете «Использование возможностей цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся»

        Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного всех су...