Выступление на педагогическом совете . Тема "Методика развития памяти у учащихся"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1. Здравствуйте, Уважаемые педагоги! Наша группа расскажет вам о интересных методиках развития памяти у учащихся.
Для начала вспомним, что такое память.
СЛАЙД 2. Память — это психофизиологический процесс, который выполняет функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств).
Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
СЛАЙД 3. Память у детей с умственной отсталостью имеет следующие особенности:
- Объём запоминаемого материала значительно ниже, чем у нейротипичного сверстника.
- Точность и прочность запоминания низкая.
- Дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием.
- Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения.
- Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
- Эпизодическая забывчивость
- Отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия
Из данных особенностей мы можем сделать вывод, что у детей с УО более развита зрительная, непроизвольная память. Также следует вывод, что долговременная и оперативная память – это проблема наших детей, им присуще в основном кратковременное запоминание.
СЛАЙД 4. Сегодня мы расскажем о 4-х методах развития памяти, а именно: мнемотехника, чанкинг, отложенное повторение и сторителлинг.
СЛАЙД 5. Мнемотехника (от греч. mnene - память, techne -искусство, мастерство) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путём образования ассоциаций.
Основные приёмы мнемотехники:
1. Кодирование. Для запоминания последовательности данных можно использовать специальный код — это может быть буквенная или цифро-буквенная комбинация.
2. Ассоциации. Ассоциативный метод помогает связать новую информацию с уже существующими в памяти знаниями и образами.
3.Рифма. Рифмовки используют в школе, например, для запоминания грамматических правил, математических законов или слов исключений
СЛАЙД 6. Структура
1. Мнемоквадрат -одиночное изображение,которое обозначает одно слово,словосочетание или простое предложение
2. Мнемодорожка — ряд из 3-5 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения
3. Мнемотаблица — это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка и т.п.)
СЛАЙД 7.
Чанкинг-метод в педагогике основан на принципе разбиения информации на более мелкие фрагменты (чанки), чтобы легче запомнить их.
Учащиеся лучше усваивают информацию, сосредоточившись на ключевых характеристиках материала, поэтому важно создавать сегменты, выделяющие важную информацию.
Для использования чанкинг-метода рекомендуется:
- Разбить информацию на более мелкие фрагменты. При изучении новой темы или материала нужно найти ключевые моменты, которые можно разбить на небольшие части. Например, если изучается математика, следует разбить сложные формулы на более простые компоненты.
- Изучить каждый чанк отдельно. После разбиения информации на чанки нужно изучить каждый чанк по отдельности.
- Повторить чанки. После изучения каждого чанка его следует повторить несколько раз, чтобы закрепить информацию. Это может быть в форме чтения вслух, записи или объяснения другому человеку.
- Связать чанки вместе. После того, как запомнен каждый чанк отдельно, нужно связать их вместе.
- Практиковаться и повторять. Чтобы закрепить информацию, нужно регулярно повторять чанки, особенно более сложные или трудные. Постепенно увеличивать сложность и объём информации
СЛАЙД 8. Примеры фрагментации:
Цифры - Самый распространенный пример — изучение телефонных номеров. Никто из нас не может запомнить последовательность случайных цифр, например 3124497473, если ее не разделить на более мелкие удобоваримые фрагменты и представить как 312-449-7473.
Слова – Аналогичным образом можно выучить слова, длиннее семи букв, сначала разбив их на маленькие слова или слоги. Бегемот легче произносится как бе-ге-мот. Когда вы говорите «гранат», оно, скорее всего, останется в вашей памяти.
Таблица - Периодическая таблица элементов служит еще одним ярким примером. Химические элементы показаны в табличном формате и упорядочены по многим критериям. Любые таблицы и схемы – это деление материала на чанки.
Как применяется чанкинг на уроках:
- Учитель разбивает текст на небольшие, понятные части в зависимости от способностей учащихся и уровня языка. Они работают над одним куском, а затем переходят к следующему. В рамках работы над каждым блоком они могут выполнять любую задачу на понимание прочитанного или словарную работу, например:
- Обведи незнакомые слова.
- используйте контекстные подсказки, чтобы помочь определить эти слова.
- узнать значение неизвестных слов.
- напишите в тексте синонимы к этим новым словам.
- подчеркните важные места и людей и назовите их.
- Затем учащиеся прогнозируют, о чем будет следующий отрывок.
- Учащиеся перефразируют смысл отрывка, переписывая фрагменты своими словами.
- К концу этого упражнения у учащихся должна быть перефразированная версия исходного текста. На следующем этапе учащиеся сравнивают свои версии текста.
Чтобы улучшить понимание и запоминание идей, учащимся необходимо визуально представить выбранный фрагмент в виде изображения или символа.
- Учитель может подготовить картинку для каждого отдельного фрагмента и попросить учащихся сопоставить картинки с прочитанными фрагментами и уточнить свой выбор.
- Сокращение абзаца также можно использовать для пояснения основных идей каждого фрагмента, суммируя значение абзаца в десяти словах или меньше.
Простой фрагментации текста недостаточно — вы также должны поддерживать его удобочитаемость, чтобы пользователь мог легко идентифицировать основные пункты каждого фрагмента. Это можно сделать, включив:
- заголовки и подзаголовки, контрастирующие с остальным текстом (выделите их полужирным шрифтом, сделайте крупнее и т.д.);
- выделенные полужирным шрифтом или курсивом ключевые слова;
- маркированные или нумерованные списки;
- короткий обобщающий параграф для более длинных текстов,
- Другие типы материала (например, видео или графики) также можно разделить на фрагменты. Просто помните, что основная идея чанкинга состоит в том, что информация дробится на четкие блоки взаимосвязанного содержания. Например, вы можете разделить видеофайл на отдельные смысловые разделы или темы
- Также можно делить класс на отдельные группы группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
СЛАЙД 9. Отложенное повторение - предполагает увеличение периодов времени между повторным обращением к одному и тому же ранее изученному материалу. Другими словами, изученная материал повторяется с постепенно нарастающими интервалами, что дает возможность мозгу в конечном итоге запомнить информацию.
Данную методику можно применить на любом уроке и любой теме. В начале урока детям даётся список слов, связанных с темой занятия. Далее после проведения урока, дети должны вспомнить данные слова и составить предложения по теме урока с словами, которые нужно было запомнить. Так же можно в течение урока вставлять данные слова, но не выделять их в речи. Если ребёнок услышал слово, которое звучало в начале урока, он может напомнить об этом учителю и одноклассникам.
Как метод мотивации при применении данной методики можно использовать жетоны, чтобы дети слушали более внимательно и «выискивали» нужные слова. А в конце урока можно дать приз ученику, который был самым внимательным и набрал больше всех жетонов.
СЛАЙД 10-12. Применение метода отложенного повторения на уроках русского языка при работе со словарными словами. Примеры упражнений:
1. Письмо по памяти. Детям даётся задание составить дома предложение со словарным словом. А затем на следующий день педагог просит их написать те предложения, которые они составили дома.
Пришла зима и мороз принесла
2. Записать попарно слова — действия и названия картинок. (упр-е на развитие ассоциативной памяти)
3. Найти на картинке словарные слова и записать их в тетрадь.
4. Детям предлагается зашифрованные слова и ключ к шифру. Расшифровать слова, запомнить их. Подобные задания можно предлагать детям на любом занятии, главное нужно подобрать слова, связанные с темой урока. Также учитывается возраст при выборе количества слов, если это начальная школа, то берём 2-3 слова, в среднем и старшем звене от 5 до 7 слов.
СЛАЙД 13. Сторителлинг в образовании— техника, с применением историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Для того, чтобы применить педагогический сторителлинг на уроках, стоит сохранить классические элементы повествования.
• Вступление. Из вступления становится понятно, о чем пойдет речь во всем рассказе. Очень важно сделать эту часть по-настоящему живой и интересной. Как? Нужно обратиться к реальному опыту учеников.
• Развитие событий. В этой части повествования проявляются функции персонажей, их возможности и слабости. Развитие позволяет еще острее обозначить проблему и показать, почему она является важной для слушателей. Но давать решение пока нельзя!
• Кульминация. В этой части рассказа проблема достигла пика. Слушатели либо находят его вместе с рассказчиком, либо получают как данность.
• Заключение. Здесь помещается вывод, краткий и четкий. Историю нужно заканчивать.
Метод сторителлинга позволяет:
- разнообразить образовательную деятельность;
- заинтересовать каждого учащегося в происходящем действии;
- научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
- обогатить устную речь учащихся;
- облегчить процесс запоминания сюжета.
СЛАЙД 15. Виды сторителлинга можно использовать с школьниками начальных классов:
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения. Может быть классическим и активным.
2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка. Классический сторителлинг.
В старших классах:
1. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квествов. Активный сторителлинг.
2.Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом. Активный сторителлинг.
3.Цифровой сторителлинг, озвучивание мультфильмов, видео.
СЛАЙД 16. Применение метода сторителлинга и отложенного повторения на уроке в 9 «В» классе но тему «Городская ярмарка» (сюжетные картинки)
СЛАЙД 17. ВИДЕО
СЛАЙД 18. Применение метода сторителлинга на уроке чтения в 5 «б» классе по теме «Серая шейка» По Д. Мамину Сибиряку
СЛАЙД 19. Применение метода сторителлинга на уроке чтения в 5 «б» классе по теме Русская народная сказка «Морозко»
СЛАЙД 20. Применение метода сторителлинга на уроке обществоведение 12 «а» класс по теме «Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации»
СЛАЙД 21. Подводя итог, хотим отметить, что развитие и совершенствование памяти умственно отсталых младших школьников необходимо для развития их личности, внутреннего мира, для совершенствования и применения практических навыков в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".
В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам. НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...

Советы по развитию памяти
Данная статья является практическим руководством по развитию памяти ваших детей!...
Выступление на педагогическом совете. Тема" Развитие индивидуальных способностей учащихся"
Текст выступления...
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Мастер-класс по географии "Использование инновационных технологий в развитии памяти у учащихся"
Мастер-класс по географии "Использование инновационных технологий в развитии памяти у учащихся"...

Выступление на Педагогическом совете по теме "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"
Выступление на Педагогическом Совете по теме: "Критериальное оценивание как способ развития функциональной грамотности учащихся"...

Презентация для выступления на РМО. Тема: "Развитие монологической речи учащихся на уроках с целью повышения качества образования по ФГОС"
Поговорим о проблемах развития речи на уроке истории....
